Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была сегодня 20:54

Гёреме — Турция Март 2019

Долго думала стоит ли написать отдельный рассказ о городе Гёреме, но в итоге решилась. Может он пригодится кому-нибудь при планировании поездки, даст ответы на вопросы как добраться, что посмотреть и чем заняться. Ну, а где остановиться — дело каждого (на вкус на цвет товарищей нет).

Начнем, пожалуй, с небольшого знакомства с городом и его историй, хотя на просторах интернета мне удалось найти не так много информации.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Город Гёреме, как и живописные долины его окружающие, образовались в результате извержения вулканов Эрджиес, Гюллюдаг и Хасандаг, которые безжалостно выбрасывали из своих недр лаву и пепел, создавая причудливые отвердевшие формы.

Вода, ветер, солнце отреставрировали созданный вулканами шедевр.

На всей территории Каппадокии можно встретить необычной формы скальные образования с шапочками наверху, так называемые в народе «грибы». В процессе разрушения базальты и андезиты, ранее покрывающие туфовый слой полностью, постепенно истончаются, образуя конусовидные скалы.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Люди тоже внесли свои эскизы, приспособив значительную часть каменных столбов под жилье. Эти скальные образования местные жители называют перибаджалары, что в переводе означает «камины фей».

Считается, что первые поселения облюбовали местность, известную как Корама, где-то в пятом-шестом веке до нашей эры. Следующий этап развития связан с приходом в эти края христианства. Первые христиане, гонимые римскими легионерами императора Диоклетиана в конце III в., нашли свое спасение в городе Герёме (ранее известный как Матиана или «Страна Богоматери») и окружающих долинах. Они стали вырезать в мягком и податливом туфе пещеры, храмы, целые подземные города. Ведь туф отличный и мягкий материал, который летом спасает от жары, а зимой укрывает от сильных морозов и ветров.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Было возведено более 400 церквей, многие из которых сохранились до нашего времени. Чуть позже церкви стали декорироваться фресками. Это наследие можно увидеть в Музеее под открытым небом (мы, к сожалению, туда не попали).

В центре города от римских времен сохранилась скала с колоннами Roma Kаlesi
Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Когда император Константин официально принял христианство религией государства, отшельники вышли из своих пещер.

Территория Каппадокии побывала в руках разных государств на протяжении своей истории: Хеттского, Персидского, Римской и Османской империй. Начиная с XIV в. христианство пережило упадок: население постепенно подвергалось исламизации, со стен церквей и монастырей исчезали ценные фрески.

В настоящее время пещеры используются местными жителями в качестве винных погребов, складов, конюшен и прочих сельских помещений.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

В некоторых до сих пор ютится бедная часть населения.

Официальная дата присоединения долины Каппадокии к Турецкой республике считается 1923 год.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Главная отрасль экономики сказочного края, конечно, туризм, но на его фоне, а может и ради него сильно развиты ремесленные мастерские, ткачество ковров из козьей шерсти, скорнячество, гончарное производство, кузнечное ремесло по изготовлению изделий из меди, алебастра и оникса.

1. Как добраться до Каппадокии.

На самом деле, все сайты рекомендуют совместить Каппадокию с курортным отдыхом где-нибудь в Алании, Анталии или же осмотром столицы Анкара. Но так как мы не ищем легких путей, то добирались из сказочного Стамбула. Хотя способы везде одинаковые, только вопрос времени.

Из и в Стамбул можно добраться:

— на машине,

— на автобусе,

— на самолете.

Чартеры из Стамбула летают достаточно регулярно. Например, в Невшехир три раза (утром, днем и вечером). Основная авиакомпания — Anadolu Jet. Основные плюсы — быстро, в пути всего час с небольшим! Но нужно быть готовым, что чартеры могут быть отменены, сдвинутся по времени в любую сторону. Поэтому рисковать стоит лишь тогда, когда у вас есть время в запасе.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Для тех, кто может легко переносить дорогу, способен спать в скрюченном положении, рекомендую воспользоваться комфортными автобусами. Выбор компаний огромен, цена примерно одинаковая у всех. Мы выбрали одну из самых раскрученных фирм — MetroTurizm. В спинках предыдущих сидений вмонтирован монитор, можно посмотреть фильмы, сериалы, почитать книги, но на турецком или английском. В пути вам предложат небольшие перекусы и чай / воду на выбор. Анонсирован также интернет, но добиться пароля вай-фая сложно (часто сотрудники не понимают английский). Автобусы также отправляются утром и вечером. Цена вопроса гораздо ниже, но в пути приличное расстояние и время.

Если вы выбрали вариант номер один, то далее стоит задуматься в какой город прилететь и где вы будете жить. Вариантов тут тоже не много — а точнее всего два: Невшехир и Кайсери. Оттуда курсируют маршруточки, либо можно воспользоваться услугами трансферов от отеля. У каждого отеля своя наценка, причем может и более высокая, чем у местных водителей.

Если вы едете на автобусе, то вас также привезут на центральный автобусный вокзал Невшехир, а оттуда доставят до города на бесплатном шаттле (я могу говорить только о компании MetroTurizm), либо самостоятельно добраться на маршрутке. Расстояния там не очень большие.

2. В каком городе лучше всего остановиться?

Тут мнения у всех расходятся — все зависит от цели вашей поездки. Но в основном все путеводители склонны рекомендовать Гереме. Хотя я читала, что некоторые туристы советуют и Невшехир, и Учхисар, и Чувашин. Но мы последовали мнению большинства и выбрали Гёреме. В принципе считаю, что сделали правильный выбор, надеюсь к концу рассказа и вы в этом убедитесь.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

3. Где лучше остановиться.

Практически весь город — это сплошные отели, кафе, рестораны, агентства по аренде авто, продаже экскурсий по долинам и прогулкам на рассвете на воздушных шарах.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Выбор отелей разнообразен… есть на любой вкус, цвет и размер кошелька. На booking видела настоящие замки с заоблачными ценами. Но и своим выбором остались довольны.

Может кому-то пригодится этот милейший отель.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Сам город очень компактный, поэтому вовсе необязательно селиться поближе к центру и автовокзалу.

Мой совет — чуть удалиться и выбрать отель на возвышенности, тогда можно рассвет встретить непосредственно на крыше своего отеля. Да-да, почти все отели имеют смотровые площадки, где над вашими головами в прямом и переносном смысле будут пролетать воздушные шары. Но если ваш отель расположен чуть выше, то преимущество на рассвете у вас будет определенно.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

И, конечно, стоит очутиться в отеле пещерного типа — ведь где еще как не в Каппадокии можно стать героем мультфильма «Семейка Флинтстоуны», который мы все с вами смотрели в детстве. Хотя костры для обогрева вам не придется разжигать — все номера современные и оснащены всем необходимым.

В прочем, как и готовить пищу на вертеле. Завтраки сытные, разнообразные и отменные.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Читала, что многие жаловались на сырость, запах плесени в отелях пещерного типа, мы ничего такого не заметили. Было тепло, сухо и уютно.

4. Чем заняться в городе?

Скучать вам точно не придется — досуг очень разнообразен.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Безусловно многие едут в Каппадокию, чтобы ранним утром отправиться в незабываемое приключение на воздушном шаре. Цена в 150–170 евро с человека кусается, но ведь раз живем. Хотя, признаться честно, мы не раскошелились. А наблюдали за парящими шарами в рассветном небе в начале со смотровой площадки нашего отеля, а потом уже и на Sunrise point добежали. Но мне все равно очень понравилось.

Днем можно взять машину на прокат и уехать в отдаленные уголки марсианской долины, либо покататься по местным склонам на квадроциклах,

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

а может вы любитель конных прогулок — и такие развлечения здесь есть.

Можно выбрать любую экскурсию — их тут огромное множество. Наиболее известные это красный и зеленый тур. Мы везде ходили самостоятельно, но справочно приведу краткую программу туров:

Красный тур начинается с посещения Музея под открытым небом, включая экскурсию по византийским церквям, далее группа отправляется к подножию крепости Учхисар, после обеда перемещается в центр гончарства Аванос, следующая остановка в долине Пашабаг (или долина монахов), затем следует розовая долина и заключительная точка в долине воображения Дервент.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Зелёный тур стартует с одной из смотровых площадок, расположенных вблизи Гереме, например долины Любви, затем группа отправляется побродить под землей в пещерном городе Деринкуя и заканчивают в близи монастыря Селиме, затем группа выходит на прогулку по самому длинному каньону Каппадокии в долине Ихлара. После долгой прогулки туристы укрощают свой голод сытным обедом и едут любоваться кратерным озером Нар. Кульминацией программы становится смотровая площадка в Голубиной долине.

Конечно, программа тура у каждого оператора может варьироваться и отличаться, так что более подробно нужно изучать на месте или заранее на сайтах. Стоимость туров тоже разная (от 30–40 евро и выше с человека). Но если вы любите комфорт и организованность, то этот вариант ваш.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

По вечерам можно направиться на вечерние представления: есть и fire шоу, и классические танцы живота, и древний суфийский танец мужчин в юбках. Но и тут, признаюсь вам, мы не засветились.

Зато могу посоветовать, как романтично провести время. Рецепт прост: бутылочка вина, вкусная закуска, отличная компания и небольшое усилие при подъеме. И перед вами город раскроется в потрясающем букете, ой, т. е. поделится чудесными видами заката и затем сумерками. Отойдите немного в сторону и проведите часочек другой душевно.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Кстати, от нашего отеля можно подняться на смотровые Sunset and Sunrise Point очень быстро (еще один бонус в его копилку).

5. А как же кухня спросите вы? О, тут можно пальчики облизывать бесконечно.

В городе огромный выбор питательных заведений от самых бюджетных до дорогих ресторанов. Кухня весьма разнообразна, вы сможете найти и европейскую, и китайскую, но на мой взгляд нужно отведать что-то местное.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Я обычно предпочитаю ходить в разные места, но в этот раз мы поужинали в ресторане Kebapzade. Нам так понравилось, что мы решили вернуться сюда на прощальных обед.

Итак, что же обязательно нужно отведать в Гёреме. В основу традиционных блюд включены разные виды мяса, и не удивительно, ведь климат сильно отличается от курортных побережьев, поэтому необходима жирная и теплая пища.

Визитной карточкой является Тести-кебаб (testi-kebap). Мясо говядины, баранины или курицы с овощами длительное время тушат в закрытом глиняном горшочке. Перед подачей разыгрывают целое представление: официант на ваших глазах разбивает горшочек небольшим молотком (если хотите можете и сами попробовать), и содержимое блюда оказывается у вас на тарелке. Обычно подают вместе с рисом и вкуснейшей лепешкой. Кстати, на глиняных крышках вы можете оставить свой комплимент или валентинку, их зачастую не выбрасывают, а выкладывают вдоль забора ресторана.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

В нашем ресторане, который я очень рекомендую подают мясо в горшочке, но сверху прикрытый вкуснейшей лепешкой. Приятным комплиментом от заведения были свежие фрукты. Кстати, на многих сайтах вычитала, что зачастую комплименты позднее включают в счет (турки есть турки), но не в нашем случае. Два дня мы заканчивали трапезу витаминным зарядом.

Еще одно лакомство — сач кавурма (saç kavurma) — что-то типа жаркого, тушеное мясо в собственном жире на специальной сковороде «saç». Готовят тут и свои манты (manti) — пельмешки с бараниной или говядиной. В отличие от своих узбекских «родственников» характеризуются маленьким размером. Говорят, что в ладони хорошей хозяйки должно уместиться 40 штук.

Самое популярное угощение — гёзлеме (gözleme) — лепёшка с разной начинкой внутри (с мясом, сыром, шпинатом, картофелем и прочими ингредиентами). И никак нельзя пройти мимо несладких пирожков из слоеного теста также с различными начинками — бёрек (böregi).

На обед обязательно стоит заказать острый чечевичный суп чорба, отведать вкуснейшего шашлыка,

побаловать себя сладкими турецкими десертами, запить настоящим кофе по-турецки или ароматным чаем,

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

а может и отведать местный айран.

Не знаю во всех ли заведениях действует табу на алкогольные напитки, но отведать местного вина определенно стоит. Ведь их делают из винограда, выращенного в красивейших долинах (по которым вы пройдетесь сами). Местные (и не только) алкогольные напитки продают в специализированных магазинах.

Спросите о ценах…они очень приятные и доступные. Вкусный обед и ужин обходился нам не более 30–40 турецких лир, что в переводе на рубли не превышает 1000 руб на человека.

6. Что купить?

Все мы везем ото всюду какую-нибудь безделушку на память. Чем же себя порадовать?! Тут, конечно, дело вкуса, но мне кажется многочисленные сувенирные лавочки Гереме не оставят вас без приятных мелочей. Сейчас люди все реже и реже привозят магниты на холодильник, но мне как-то жалко бросать коллекцию, поэтому везу себе и маме, а порой и друзьям. К тому же я собираю тарелочки, теперь и в этом уголке поставлена галочка, точнее повешена на стену.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

В целом выбор сувениров огромен — есть и керамика, посуда, одежда, тематические носки, кошельки, статуэтки, чехлы на подушки, шарфы, канцелярские изделия, сумки из кожи и много всего. Ряд магазинов предлагают изделия из серебра с драгоценными вставками. Подлинность не уточняла, но и мимо пройти не смогла, купила себе красивый кулон в виде бабочки.

Отдельная тема — это ковры. Мне сложно представить покупку ковра или коврика, пережили мы это в прошлом, но раз есть спрос, то есть и предложение. Выбор огромен.

7. Как расплачиваться.

Основной валютой считается турецкая лира, лучше всего запастись ею заранее. Но если вы этого не сделали, то расстраиваться не стоит. Рядом с автовокзалом (Otogar) расположены банкоматы и банки. Многие рекомендуют банк Denizli как наиболее выгодный. Поменять валюту можно и в собственном отеле, и в некоторых ресторанах, магазинах и туристических бюро. Но будьте готовы, курс валюты они устанавливают по своему желанию. В некоторых кафе, ресторанах, магазинах принимают евро и доллары, но округляют в невыгодную туристу сторону. Банковские карты также принимают, но не везде. Например, мелкие сувенирные лавки принимают только наличные, либо карты, но при условии, что сумма вашей покупки более 30 долларов.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

8. И не очень полезная информация.

Да и не информация вовсе, а всего лишь наблюдение. Во всех странах есть свои любимцы, вот городом кошек славится Стамбул, и я честно была уверена, что и вся Турция. Но Герёме меня поразил. Такого количества собак я давно не видела, причем как бездомных, так и со своим жильем. Разговаривая с местными, узнала, что гораздо больше они любят собак, а кошек гоняют.

Но не всех, конечно, если и свои любимцы. Хотя редко можно встретить усато-полосатых, просто бродящих по улицам.

9. Ну и как мне кажется самый важный вопрос, что же можно увидеть самостоятельно.

Многие начинают с знакомства с музеем под открытым небом, но мы прошли мимо. И я ничуть не жалею.

Если вы как мы, не умеете, а быть может просто не хотите в отпуске садиться за руль, то тут для вас все дороги, маршруты открыты. Гёреме — идеальная отправная точка.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Хотите съездить в города Невшехир, Учхисар, Аванос, Чавушин и другие, минут за 20–30 можно добраться на маршрутном такси. Да и до многих можно спокойно дойти на своих двоих. Например, через голубиную долину вы легко выйдете к Учхисару, а вдоль розовой и красной долин придёте в Чавушин.

Расписывать наши маршруты не буду, оставлю ниже карту долин и наших маршрутов.

Маршрут первого дня отмечен красным пунктиром.

Цветущая Каппадокия 4. Гёреме. Заключение

Маршрут второго дня отмечен зеленым пунктиром.

Как видите, многое можно увидеть самим, быть свободным по времени, не гонимым экскурсоводом.

Каппадокия — удивительный мир, который не оставит никого равнодушным. Он с первого же мгновения обворожит вас и приворожит. Вы будете долго вспоминать марсианские пейзажи и видеть во сне неповторимый ландшафт. Сюда стоит обязательно попасть хотя бы раз в жизни, чего я вам всем и желаю. Новых открытий и путешествий, друзья!