Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 18:10

Стамбул — Турция Октябрь 2023

«Но что бы ни сказали мы о городе, о его характере, духе и атмосфере — все это в большей степени будет относиться к нам самим, к нашей жизни и нашему душевному состоянию. У города нет иного центра, кроме нас самих»

@ Орхан Памук, «Стамбул. Город воспоминаний»

Пока вы ещё под впечатлением от рассказа Лены о прогулках по стамбульской Азии, вставлю и я свои пять копеек. В прошлый визит мы там тоже побродили, хотя и по другому маршруту.

Увидели немного, в основном квартал Моду, потому что за один раз, да ещё и после марш-бросков по всему азиатскому побережью Босфора, начиная с Отагтепе, сильно уставали. Но и не заглянуть не могли. Район понравился, он очень разнообразный, поэтому хочется поделиться. В следующий раз знакомство обязательно продолжим.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Итак, Кадыкёй — один из старейших районов, на этом месте в 680 году до нашей эры дорийцы из Мегары основали город Халкидон, тот самый, жителей которого назвали «слепыми» за то что они обосновались здесь, а не на противоположном берегу Босфора, в более живописном месте.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Нынешнее название района означает «деревня Кадыя». Считается, что оно возникло в XVI веке, когда эту территорию султан подарил первому судье (кадию) Стамбула — Хызыр-бею.

В целом Кадыкёй — не туристический район, а спальный. Люди здесь просто живут, а не зарабатывают на туристах на каждом шагу как в Таксиме или Султанахмете. Хотя туристы тут конечно есть, где их нас нет. В Кадыкёе более привлекательные цены в отелях и ресторанах, масса интересных галерей, мастерских, кофеен и магазинчиков. Но вот достопримечательностей не то чтобы нет, их мало.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Чаще всего говоря Кадыкёй, путеводители имеют в виду его самую южную часть — полуостров Мода, который занимает квартал под названием Мода. Название никак не переводится — это именно мода и есть.

В конце XIX века в эту не особо популярную тогда часть города потянулось немусульманское население. Вскоре там появились религиозные и культурные учреждения самых разных народностей: армянская, греческая, англиканская церкви, дом грузинского искусства, французский лицей. При этом особняки здесь есть как в европейском, так и в османском стиле.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

В ХХ веке Моду облюбовала стамбульская богема, привлечённая низкими ценами на жильё. Здесь например жил турецкий рок-идол Барыш Манчо и многие другие творческие личности.

Скатившись с холма Чамлыджа на автобусе, мы пересели на местный ретро-трамвайчик на площади Кадыкёй, но проехав несколько остановок, решили выйти: было жаль пропустить колоритные улицы, разбегавшиеся по пути следования трамвая влево и вправо.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Несмотря на завлекательное туристичное название и винтажный вид вагонов, ретро-трамвай не слишком ретро: линию длиной 2.5 км запустили только в 2003 году, на ней всего 10 остановок, а местные используют её в виде самого обыкновенного общественного транспорта. В час пик людей в нём как селёдок в банке и никакого пиетета к статусу «ретро».

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Мода славится своим уличным искусством. Здесь с 2013 года при поддержке местных властей проходит Международный фестиваль граффити. Одну работу уличных художников вы уже видели у Лены, а нам, кроме вот этого на фото ниже, больших рисунков не попалось, только маленькие. А искать специально целью не задавались.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

В один из дней мы здесь полакомились итальянской пастой, потому что турецкую кухню я конечно нежно люблю, но быстро от неё устаю. Чего не могу сказать о кухне итальянской («Люблю я макароны, хоть, говорят, они меня погубят!» *поёт*).

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Живности — котиков и пёселей — в Моде как и во всём Стамбуле много, они контактны, явно неголодны и готовы позировать.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

В другой день в Моде заглянули в знаменитое кафе Kemal Usta Waffle. «Уста» с турецкого — мастер, мастер Кемаль, и честное слово, таких мастерски приготовленных десертов я не едала. А уж в Стамбуле со сладостями, как вы понимаете, нет проблем.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Вообще, стамбульцы знают толк в удовольствиях и сладкой жизни, и здешние десерты — это не только баклава и лукум, как думают туристы. В Kemal Usta Waffles, и это ясно из названия, готовят вафли с разными добавками, которые посетитель может выбрать самостоятельно.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Лена нам уже рассказывала про филиал этой «вафельницы» под названием «Клубничный сад» (там на потолке висят огромные клубничины), но мы пошли в другой Kemal Usta — с цитрусовыми на потолке.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

В общем, ставьте точки на картах: кафе с клубниками находится по адресу: Caferağa, Caferağa Mescidi Sk. No:2, 34710 Kadıköy/İstanbul. А «наше», с цитрусами, по адресу: Caferağa Mah. Moda Caddesi Erdem Apt No: 180 / B, 34710 Kadıköy/İstanbul. Помимо этого, филиалы кафе есть в разных районах города и даже в других городах страны (например в Фетхие).

Что касается начинок. Вообще, знаменитый десерт, который готовят в Kemal Usta, называют вафельной пиццей, считается, что впервые в Турции он появился именно здесь. На довольно большую (с тарелку величиной) вафлю накладываются по желанию самые разные фрукты и ягоды, орехи, шоколад, мороженое, сливки, карамель и прочее, прочее. Насколько хватит вашей фантазии или аппетита. И это так вкусно!

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Несладкие начинки тоже есть, но скажите ради бога, кому они нужны при таком ассортименте начинок сладких.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Помимо огромного количества бутиков, кафе, ресторанов самых разных кухонь мира, в Моде есть масса винтажных лавок и букинистических магазинов. Любителям антиквариата стоит обязательно сюда заглянуть, а вдруг ваше сокровище, ваша прелесть вас уже заждалась.

Стамбул. Архипелаг кварталов: Модный Кадыкёй

Пожалели, что не дошли до набережной Моды, с парками, котами, разноцветными воздушными шариками и закатами. Ну что же, зато будет к чему стремиться.