Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 20:26

Стамбул — Турция Март 2023

Таких ощущений, что переполняют меня весной в Стамбуле, ни в каком другом городе не было! Здесь мне не приходится себе напоминать, что все пройдёт, а дальше лето, значит, непременно будет ещё больше хорошего. Такая надежда здесь есть по умолчанию, носится в воздухе.

© Эльчин Сафарли

В один из дней нашей весенней поездки в Стамбул мы посвятили Кузгунджуку — уютному кварталу, в который просто влюбились. Яркими домиками, обилием кафе, мастерских и галерей он напоминает популярный «разноцветный» Балат, но разница в том, что в Кузгунджуке прямо с первых шагов по его улицам хочется поселиться и жить долго и счастливо, а в Балате — только фотографировать. По крайней мере нам.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

Итак, Кузгунджук (Kuzguncuk) находится на азиатской стороне Стамбула, в Ускюдаре. Мы приехали сюда на пароме и добрались до квартала пешком — вдоль высящихся по берегам Босфора ялы, летних домов, по большей части деревянных. Их, правда, рассмотреть не удалось, все они огорожены высокими заборами. Лучше всего ялы видны с борта катеров и паромов, курсирующих по Босфору. Их можно увидеть во время круиза

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

Кузгунджук — один из старейших районов города на азиатской стороне. В византийские времена он назывался Хрисокерамос — «золотая черепица», из-за находившейся здесь церкви с позолоченной крышей. Около 553 года великий полководец Нарсес, служивший Юстиниану I, построил здесь церковь в честь Богородицы. В середине XV века тут появились мечети.

Вид с пирса Кузгунджука

Евреи, бежавшие из Испании и Португалии, начали селиться в Османской империи в конце XV века. Многие из них переехали из традиционных еврейских кварталов Стамбула, например из Балата, в деревни вдоль Босфора, — именно такой деревней тогда был Кузгунджук. На местном кладбище есть старейшая еврейская надгробная плита, датированная 1562 годом.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

В XVIII веке сюда прибыли армяне, и к XIX веку стали значительной группой эмигрантов. В 1835 году здесь появилась первая армянская церковь.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул
Знаменитый рыбный ресторан İsmet Baba, по отзывам - идеальное соотношение цена/качество

После создания Израиля еврейское население Кузгунджука сократилось, а в середине прошлого века произошёл отток греков и армян. Нынешний Кузгунджук — преимущественно мусульманский.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

Название района Кузгунджук означает «маленький ворон», говорят, оно произошло от имени святого человека Кузгун Бабы, жившего здесь во времена султана Мехмеда II Фатиха.

Кузгунджук считается нетуристическим районом, хотя туристы тут конечно есть (а где нашего брата нет) в небольших количествах. Для них тут устроены различные фотозоны и яркие локации.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

В целом же в Кузгунджуке живут простые люди, которые не привыкли к суете. Студенты после учёбы гурьбой оккупируют местные кафешки. Коты явно не голодны, толсты и непуганы.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

И если свернуть в проулок от основной улицы, можно оказаться в самом обычном жилом квартале.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

Сегодняшняя застройка Кузгунджука относится ко второй половине XIX — началу XX веков, это дома, которые пережили пожары, в частности крупный пожар 1864 года, или были построены после него. Есть тут и вполне современные здания.

Парфюмерная мастерская

Среди религиозных строений в Кузгунджуке — мечеть Урьянизаде (Üryanizade Ahmet Esat Efendi Camii), пара армянских церквей, синагога XVII века и греческая православная церковь святого Пантелеймона XIII века, вот она на фото ниже. Внутри хранится икона Богоматери, которая считается чудотворной. К сожалению, в наш визит храм был закрыт, потоптались у входа, заглянули за ограду.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

Территориально к Кузгунджуку относятся несколько интересных достопримечательностей.

Одна из них — ялы Фетхи Ахмед-паши, стоящий прямо на берегу Босфора. Это великолепный в своём роде особняк, он принадлежал Фетхи Ахмет-паше, занимавшему важные государственные посты во времена правления султанов Махмуда II (1808 — 1839 гг.) и Абдул Меджида (1839 — 1861 гг.). За зданием раскинулась большая роща из сосен, елей, платанов. В настоящее время ялы принадлежит Ченгизу Валчину, родственнику бывшего президента клуба «Фенербахче» Азиза Йылдырыма. Особняк входит в пятёрку самых дорогих ялы на Босфоре: его стоимость — 150 млн долларов.

Ялы Фетхи Ахмед-паши, вид с Босфора

Ещё две интересные достопримечательности Кузгунджука отстоят от центра квартала довольно далеко, — это парк Наккаштепе и особняк Джемиля Моллы. Оба расположены вдоль дороги, ведущей к дворцу Бейлербейи.

Наккаштепе (Nakkaştepe Millet Parkı) — общественный парк с обзорными площадками и местами для пикника. Он находится на холме на высоте около 700 м. Тут нас застал дождь, но даже по таким сумрачным фото, я думаю, можно составить представление об этом месте.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

В парке произрастает множество растений — деревьев и кустарников, есть беседки, деревянные пешеходные дорожки, каскадный водопад, пруд, мост, зиплайн, тропа приключений, детские и спортивные площадки, теннисный корт, кафе. С обзорных площадок парка открываются прекрасные виды на Босфор и европейскую сторону Стамбула. Вход бесплатный.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

Особняк Джемиля Моллы (Cemil Molla Köşkü) — самый настоящий дом с привидениями. Он высится на холме в окружении кипарисовой рощи и узнаваем по приземистой башенке и белым стенам. Деревянный особняк в традиционном османском стиле был построен в 1885 году для государственного деятеля Джемиля Моллы, сына поэта Сулеймана Джеладдина Бея и внука известного священнослужителя Урьянизаде Ахмеда Эсада Эфенди (это в честь него названа мечеть в Кузгунджуке).

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

Особняк Джемиля Моллы был известен тем, что стал первым в Стамбуле зданием за пределами султанского дворца, где появились телефон, центральное отопление и освещение с питанием от дизель-генератора. Джемиль Молла имел передовые взгляды для своего времени, он собирал в своём доме всё высшее общество Стамбула, устраивая философские дискуссии, поэтические вечера, фортепианные концерты. После образования Республики семья Моллы разорилась, особняк начал приходить в упадок, его забрали за долги и продали. Сам Молла умер в 1938 году. Но на новых хозяев дома обрушилась череда несчастий, они переехали в домик в саду и утверждали, будто часто видели призрак Джемиля Моллы, по ночам бродивший вокруг особняка.

В 1950–1980 годах подобные рассказы приводили в ужас потенциальных покупателей. Дом никто не хотел покупать, его белый фасад почернел. В конце концов компания Mesa Holding приобрела участок в 1986 году для постройки на этой территории современного элитного жилья. Однако дом, который видел так много печали, отказался умирать — правительство вмешалось, чтобы спасти исторический памятник. Сегодня здание отреставрировано, ему возвращён оригинальный вид, в нём располагается штаб-квартира Mesa Holding.

Местные кафе
Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

Если будете в Кузгунджуке, обязательно зайдите в один из здешних ресторанов или кафе. Фото знаменитого рыбного ресторана İsmet Baba есть выше, а мы отправились сюда — Tarihi Kuzguncuk Fırını. Это историческое кафе, что отражено в его названии (tarihi), оно работает с 1929 года.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

Фирменной выпечкой тут считаются «фисташковые грибы» — вот эти зеленоватые коржики, которые пекут без сахара и масла, зато с фисташкой. Но вид этих грибов нас что-то совсем не привлёк, даже в познавательных целях их не хотелось. А хотелось большой шоколадный десерт — настоящую углеводную бомбу, его вместе с капучино мы и заказали. Шоколад просто тёк из него рекой, это надо было снимать, но мы забыли в предвкушении. Кстати, коржики-грибы бывают и с другими орехами — грецким и лесным.

Архипелаг кварталов. Кузгунджук — яркий и нетуристический Стамбул

В общем, Кузгунджук теперь — наш самый любимый район в Стамбуле, обязательно сюда вернёмся в хорошую погоду: посидеть в тени платанов с чашкой кофе и десертом, сделать яркую фотосессию на фоне цветных домиков, полюбоваться Босфором, погладить местных котиков. И конечно проникнуться духом романтизма этого уникального места.