Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 19:20

Стамбул — Турция Ноябрь 2021

Попасть в Стамбул и не побывать на Истикляль — невозможно. Истикляль для Стамбула то же самое, что Арбат для Москвы.

Вверх и вниз по Истикляль

Название улицы переводится как «независимость», она расположена в большом городском районе Бейоглу. Истикляль имеет форму бумеранга, на изгибе которого находится площадь Галатасарай. Одним концом улица (к слову, длина её 1.4 км) упирается в шумную площадь Таксим, другим — в небольшую улочку Тюнель Мейданы с расположенной здесь станцией метро Шишхане.

Вверх и вниз по Истикляль

История улицы начинается в конца XV в. Галатская башня уже существовала, а на месте южного конца современной Истикляль высились ворота города. Далее до нынешней площади Таксим росли густые леса. При султане Сулеймане Великолепном лес начали рубить, на его месте появились первые постройки. Сюда потянулись выходцы из Европы, они строили тут дома, открывали лавки и мастерские. В XVII в. улица, называвшаяся Cadde-i Kebir, стала центром торговли и ремесел, на ней обосновались посольства разных стран. Вскоре она уже значительно протянулась на север, а в XIX в. приобрела вполне узнаваемый европейский облик, её называли Grand Rue de Pera. При Ататюрке улицу переименовали в Истикляль.

Вверх и вниз по Истикляль

Истикляль — улица полностью пешеходная, проезд по ней любому транспорту, кроме туристического трамвая, запрещён. При этом конечно сюда пускают служебный транспорт — полицию, уборочную технику, машины доставки товаров в магазины. Пешеходы чувствуют себя на Истикляль полноправными хозяевами.

Вверх и вниз по Истикляль

Одна из достопримечательностей Истикляль — исторический трамвай, курсирующий вдоль всей улицы от площади Таксим до Тюнеля. Подземный фуникулёр Тюнель, соединяющий Истикляль с набережной Золотого Рога, был построен в 1875 г. Кстати, этот исторический транспорт работает и до сих пор. Ретро-трамвай запустили в 1990 г., вскоре после того, как улицу объявили пешеходной зоной. Раньше — до 1961 г. — по этой улице тоже ходил трамвай, так что сами стамбульцы называют его «ностальжик» (nostaljık tram).

Вверх и вниз по Истикляль

На улице огромное множество интересных строений. Например, интересную историю может рассказать Цветочный пассаж (Çiçek Pasajı), построенный на месте сгоревшего в 1870 г. театра братьев Наум. Этот театр посещали султаны Абдул-Азиз и Абдул-Хамид II, а опера Джузеппе Верди «Трубадур» в нём была поставлена раньше, чем в Париже. После пожара разрушенное здание купил банкир грек Христаки Зографос и уже через шесть лет здесь вырос Цветочный пассаж, построенный по проекту архитектора Клеантиса Занноса. Первое время пассаж назывался Hristaki Pasajı или Cité de Péra (до сих пор можно прочесть на фасаде).

Вверх и вниз по Истикляль

В 1908 г. здание купил великий визирь Мехмед Саид-паша. После революции 1917 г. в России эмигрировавшие в Стамбул обедневшие русские дворянки торговали здесь цветами, к тому же, к середине ХХ в. здание в основном занято цветочными магазинами, — так и возникло название Цветочный пассаж. После реставрации 1988 г. в нём расположились кафе, винные бары и рестораны.

Ещё одно интересное строение — Голландский дворец (Hollanda Sarayı), с которым, вы не поверите, связана история о привидении. Дипломатические отношения между Голландией и Османской империей начались с 1612 г., а в 1700 г. на улице Grand Rue de Pera голландским посольством был куплен участок с деревянным строением и садом. За последующие сто лет постройка не однажды горела, и в 1859 г., наконец, голландцам это надоело: они пригласили архитектора Джованни Барборини, и он возвёл каменный особняк в стиле итальянского палаццо, который мы можем видеть и сегодня. Сейчас тут помещается генеральное консульство королевства Нидерланды.

Вверх и вниз по Истикляль

Но вернёмся к привидениям. В начале XVIII в. во Дворце Голландии дипломатом служил Корнелис Калкоен, который считался ценителем живописи и женщин. В Стамбуле у него завязались отношения с местной девушкой Беязгюль. У голландского правительства на Калконена были свои планы: целых 20 лет его назначали послом то в одну страну мира, то в другую, и он не мог вернуться в Стамбул к ждавшей его возлюбленной. Когда наконец он собрался на берега Босфора (а было ему на тот момент 67 лет, он никогда не был женат и не имел детей), то внезапно умер. Всё это время верная Беязгюль ждала Корнелиса, она не получила известий о его смерти и сама умерла прямо у ворот Дворца Голландии. В саду посольства установили статую в честь этой истории, а в самом здании поселилось привидение — призрачная девушка. Персонал иногда видит её, слышит её легкие шаги и даже наблюдает самопроизвольно открывающиеся ставни.

Вверх и вниз по Истикляль

Кроме консульства Нидерландов на Истикляль сегодня находятся диппредставительства и других стран: Франции, Греции, Нидерландов, Испании, Швеции, Великобритании и России.

Вверх и вниз по Истикляль

Вдоль улицы Истикляль расположено множество самых разных религиозных учреждений. Самое знаменитое из них, конечно, — католическая церковь святого Антония Падуанского.

Вверх и вниз по Истикляль

Первоначально в 1724 г. была построена церковь на месте францисканской часовни, стоявшей здесь с 1230 г. — сгоревшей в трёх пожарах и побывавшей мечетью. Несмотря на то, что её перестроили в камне, очередной пожар храм не пощадил, а затем руины снесли для прокладки трамвайных путей. Турецкие власти выделили католической общине новый участок земли неподалёку, где и была в 1912 г. построена современная церковь. Архитектором стал Джулио Монджери.

Снимать внутри храма нам не позволили служители, причём все они были сплошь, как бы это сказать, афротурецкоподдаными. Во дворе церкви стоит фигура папы Иоанна XXIII, в наш визит также проходила какая-то выставка современного искусства.

Вверх и вниз по Истикляль

Примечательно, что в зданиях, находящихся слева и справа от входа во двор церкви, находится отель, и все деньги, которые католическая община зарабатывает на сдаче номеров в аренду, идут на нужды храма.

Вверх и вниз по Истикляль

Ещё один храм здесь — римско-католическая церковь Святой Марии Драперис, основанная францисканскими монахами в 1584 г. Здание подвергалось пожарам не один раз, и в 1830-е годы, после того, как церковь в очередной раз сильно пострадала от огня, она была полностью реконструирована и отреставрирована знаменитыми архитекторами братьями Фоссати. Вход предваряет каскад довольно крутых лестниц. Жаль, внутрь нам попасть не удалось — было закрыто, а там, говорят, совершенно потрясающие старинные витражи, алтарь из каррарского мрамора, редкая венецианская живопись и украшенный золотой росписью лазурный потолок.

Вверх и вниз по Истикляль

Есть на Истикляль и исламские достопримечательности, например, обитель дервишей Галата Мевлеви с музеем. Обитель возникла здесь аж в 1491 г. В наши дни внутри в определённые дни можно увидеть настоящих кружащихся дервишей. Мы это действо уже наблюдали ранее, поэтому просто погуляли по территории, на которой, помимо всего прочего, расположено старинное кладбище.

Вверх и вниз по Истикляль

Но Истикляль — это не только микс из архитектурных строений разных стилей и храмов разных религий, это ещё и улица магазинов, ресторанов, кафе, закусочных — самых разнообразных кухонь мира.

Вверх и вниз по Истикляль

А ещё, конечно, здесь огромное разнообразие восточных сладостей. Купить их можно как в старинных семейных лавках, как на фото ниже, так и в вполне современных магазинах. Кстати, вот эта сеть «Коска» (у туристов просто «Кошка») — кто бы что ни говорил, предлагает лучшую халву и лукум из тех, что довелось попробовать в Турции.

Вверх и вниз по Истикляль

Ну и как обычно завершим прогулку традиционными стамбульскими котиками (и не только), обитающими на Истикляль:

Вверх и вниз по Истикляль

И не забудьте попробовать фруктовый фреш, он тут на каждом шагу: