Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 11:06

Стамбул — Турция Октябрь 2023
Крона огромного исторического 780-летнего платана

Продолжим нашу серию «Архипелаг кварталов» стамбульским Ченгелькёем.

Ченгелькёй (Çengelköy) — аутентичный старинный район Стамбула, расположенный в живописной бухте Босфора на азиатской стороне. Он совершенно незаслуженно непопулярен у туристов. Здесь вдоль улиц произрастают многовековые платаны, много садов и зелени, потрясающие виды на Босфор, великолепные особняки и доброжелательные жители.

С VI века пристань, существовавший на территории нынешнего Ченгелькёя, носила название Софьяни из-за дворца, построенного в его окрестностях византийским императором Юстином II для своей супруги Элии Софии. Кроме того, император построил здесь и несколько церквей. В османский период Ченгелькёй считался популярным местом отдыха и охоты у султанов: в здешних лесах бывала славная охота.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Ченгелькёй переводится с турецкого как «якорная деревня», но происхождение этого названия неясно. Согласно одной из версий, квартал был назван в честь османского адмирала XIX века Ченгельоглу Тахир-паши, построившего здесь особняк-ялы.

Мы здесь оказались, спустившись с холма Отагтепе, заглянув в крепость Анадолу Хисары и осмотрев дворец Кючюксу. То есть выполнив уже весьма обширную туристическую программу, и ноги наши просили пощады. Сев в автобус у дворца, мы вышли на остановке, следующей за военным лицеем Кулели.

Лицей, или Высшая военная школа Кулели (Kuleli Askerî Lisesi), безусловно заслуживает пары слов. Её здание известно каждому туристу, катавшемуся на кораблике по Босфору: вот это красивое сооружение с двумя башенками. Его построили в XIX веке, и кажется, что именно эти башенки дали название и лицею, и улице, на которой он стоит, ведь kuleli в переводе с турецкого — «с башней».

Однако же есть легенда. Её в Стамбуле не может не быть. До взятия Константинополя на этом месте располагался византийский монастырь с башней, который османы превратили в казармы янычар, а башня оставалась нетронутой, она украшала сад, который так и называли — сад с башней (kuleli bahçesi). До наших дней башня не сохранилась.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Военная академия была основана в 1845 году султаном Абдул Меджидом I. Первоначально она помещалась в здании современного Стамбульского технического университета. А нынешнее выдающееся здание появилось в 1843 году, его построил знаменитый архитектор Карапет Бальян (из известной семьи Бальянов, «построившей весь Стамбул») в качестве кавалерийских казарм.

Именно здесь во время Крымской войны помещался госпиталь союзный сил, находившийся под патронатом небезызвестной Флоренс Найтингейл. Ей, кстати, посвящён отдельный музей в ещё одном примечательном здании в Ускюдаре, которое также видят все катающиеся по Босфору на корабликах, — в казармах Селимие, монументальном здании с четырьмя башнями по углам (на фото ниже). Его построил ещё один представитель семьи зодчих Бальян — Киркор.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Лицей переехал в квартал Кулели спустя 30 лет после появления здания и с перерывами проработал в нём вплоть до 2016 года, когда после попытки государственного переворота в Турции был закрыт наряду с несколькими другими военными вузами. В этом здании разместили музей.

Ещё одно примечательное место в этом квартале — павильон Вахдеттин, также известный как павильон Ченгелькёй. На фото ниже он виднеется на холме. Это официальная резиденция президента Турции и государственный гостевой дом. Нынешнее здание — копия одноимённого деревянного особняка, построенного шехзаде Мехмедом Вахдеттином и снесённого в 2013 году.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Оба здания лучше рассматривать с воды, с борта кораблика, с берега их не удастся сфотографировать, поэтому мы даже не стали выходить у лицея и поехали прямиком к нашей цели. А целью был огромный исторический платан, под исполинской кроной которого работает историческое же кафе, или так называемый чайный сад Tarihi Çınaraltı.

Кто был в Турции, наверняка встречал это понятие — чайный сад (çay bahçesi). Что же это такое? Это неотъемлемая часть местной культуры, в которой чаепитию отводится важная роль. Как правило, чайные сады обширны по площади, а нехитрая еда и напитки в них предлагаются по разумным ценам. Как написано в одном турецком источнике, чайные сады демонстрируют, что самые приятные вещи, доставляющие истинное удовольствие, — самые простые.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

От обычных кафе чайные сады отличаются тем, что зачастую работают круглосуточно, а также тем, что во многие из них можно приходить со своей едой и заказывать только напитки, в основном чай и кофе. Ну и ещё обязательное отличие — расположение чайного сада: всегда в красивом месте с видом на город или на воду. К слову, знаменитое кафе Pierre Loti в районе Эйюп, в котором бывали многие туристы, в Стамбуле тоже считается чайным садом.

А мы идём в Tarihi Çınaraltı по улице, название которой тоже связано с платанами: Cinarlı Cami Sok. Чинар — платан по-турецки, а джами — мечеть. Платанов тут и в самом деле множество.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Но огромный исторический платан, под которым раскинулось кафе, пропустить сложно. Согласно табличке, установленной рядом с деревом, ему примерно 780 лет. Для нас это рекорд: исторический 610-летний платан мы видели в Бурсе. Но оба султан-дерева выглядят внушительно.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Чайный сад здесь работает с 1970-х. По классике график его работы круглосуточный, а отсутствие музыки, игр или кальяна добавляет спокойствия. Здесь всегда многолюдно, местные приходят сюда целыми семьями — едят (зачастую со своей едой), пьют чай, любуются Босфором, отдыхают от суеты городских улиц.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Это заведение — очень простое место. Деревянные столы и стулья стоят прямо на улице у воды. Если не планируете заказывать еду здесь, можно купить бурек или кумпир за углом (там несколько пекарен и точек с кумпиром). Мы взяли один кумпир на двоих, а кроме того заказали в самом кафе мерджимек и менемен. Ну и конечно же чай, как же без него в чайном саду.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

При этом в кафе есть и помещение под крышей, где можно укрыться в плохую погоду. Там на стенах развешаны фотографии и картины.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Кстати, в 1990-х это место стало декорацией к популярному турецкому сериалу Süper Baba (Супер-папа, 1993 — 1997 гг.), некоторые его сцены снимались прямо здесь. К тому же, кафе посещали многие известные личности, например турецкий поэт, писатель и журналист Исмет Озель.

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Вообще Ченгелькёй — очень приятный квартал, и несмотря на то, что каких-то значимых туристических достопримечательностей здесь нет, отдохнуть от долгих прогулок в других местах на азиатской стороне Стамбула тут будет вполне уместно.

Когда-то район славился своими вишневыми садами, местные вишни особо ценились за насыщенный вкус и поставлялись даже к султанскому столу. Сегодня Ченгелькёй известен на весь Стамбул своими огурчиками — гладкими и хрустящими, которые за их форму называют «ченгелькёйским миндалём».

Архипелаг кварталов. Ченгелькёй — тихий нетуристический Стамбул, или Все в сад!

Ну и главной причиной заглянуть в Ченгелькёй, конечно, остаётся возможность открыть для себя другой, нетуристический Стамбул.