Турист Елена (apreleva1409)

Отзыв об отеле Бутик-отель Agora, Стамбул

Мечеть Фатих, первая мечеть Стамбула

Стамбул. Из Фатиха в Балат. Гуляю, собирая интересности

В этот раз, благодаря накопленным в «Избранном» чрезвычайно «вкусным» советам Оксаны (не устаю благодарить!), в планах у меня было сразу несколько целей в стамбульской Азии.

И уже путь к ним всегда радость, т. к. пусть и короткое путешествие по Босфору от Эминёню к Ускюдару, дарит тьму позитива: ветер-не ветер, а непременно устраиваешься на верхней палубе парома — дышать морем, смотреть на эскорт чаек, любоваться цветом воды, и, конечно же, панорамами города.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Кстати, ветер на удивление почти не беспокоил в те дни. При том, что «подштармливало» прилично, в связи с чем пришлось отменить поездку на Принцевы острова: на будочках продажи билетов висели объявления о том, что «в связи с погодными условиями» и т. д. Сначала расстроилась, но вспомнив, сколько всего в этом городе еще не охвачено, быстренько скорректировала маршруты. Вот и в этот день, к посещению дворца Бейлербей, решено было присоединить знакомство с районом Мода, который тоже находится в азиатской части города.

Вообще-то в саду дворца я еще в 2016-м побывала, а вот осмотреть интерьеры мне тогда почему-то не захотелось. Может быть дело в том, что попала я тогда в Бейлербей после очаровательного Кючюксу, но скорее всего весна «помешала». Куда сильнее влекли глицинии, сирень (в середине апреля!), тюльпаны, и лиловые облачка иудина дерева.

Впрочем, осенью парк тоже хорош. Каштаны и липы лишь слегка тронуты увяданием, травка же и кусты вовсю зеленеют, даже радуются, наверное, отсутствию летнего зноя.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

О грядущей зиме напоминают лишь цикламены, высаженные взамен летних цветов.

Не скажу, что этот парк впечатляет больше, чем, к примеру, тот, что окружает Долмабахче, но когда утречком телефон сообщает, что в Москве выпал первый снег, дико радуешься и травке, и бассейну, вокруг которого расставлены столики кафе, а уж цикламенам — и подавно!

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Добраться сюда от Ускюдара проще простого: на любом из автобусов с номером 15 (их там тьма, с разными буковками, подходит любая). Остановка так и называется Бейлербей Сарай.

Тому, кто бывал уже в Долмабахче, фигуры всяческих оленей и т. п., встречающиеся в парке, покажутся знакомыми.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

А дело в том, что они по сути «родственники»: 24 скульптуры зверей были одновременно изготовлены по заказу султана Абдул Меджида и часть из них выставлена сейчас в обоих парках.

Кстати, некогда на месте нынешнего дворца располагался деревянный охотничий павильон, любили турецкие владыки подобным образом развлекаться. После гибели деревянного строения в огне пожара, султан Абдул Азиз, тоже большой почитатель охоты, заказывает архитекторам Бальянам возвести дворец и павильоны вокруг него уже из камня с мраморной отделкой.

Работы были завершены всего за четыре года! Впрочем, может быть, задачу облегчало то, что Бейлербей (бей над беями, один из высших титулов в османской «табели о рангах»), строился как летняя резиденция, здесь не было ни печей, ни каминов, ни даже кухни. Еду к столу султанов доставляли лодками из расположенного напротив Долмабахче. Также дворец этот использовался как дом приемов высоких гостей, в разные годы останавливалось тут немалое количество европейских королей и императоров.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Стал Бейлербей и последним пристанищем для султана Абдулхамида I: после свержения с трона шесть лет до смерти в 1918-м он провел здесь.

Охраняют вход во дворец весьма строгого вида львы. Будто готовят вас к встрече с совершенно злодейской бдительности смотрителями))

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Увы, в Бейлербее, как и в Долмабахче, фотографировать строго-настрого запрещено. Правда, с появлением смартфонов задача надсмотрщиков несколько усложнилась: телефончики бесшумны и не так заметны, как фотоаппараты, но все равно сделать снимок архисложно. Почему в стамбульских дворцах практикуются эти запреты — загадка… Ну ладно прежде, когда еще народ не жил массово в Сети, но теперь? Когда фото чего угодно там можно найти? Заработать на этом безобразии денежек вряд ли хорошо получается. При мне, во всяком случае, точно никто не покупал ни открыток, ни тем более альбомов.

Всего во дворце 24 комнаты и 6 залов. В интерьере — как и в Долмабахче — сочетание стиля европейского с восточной пышностью. Уж если люстры, то размеров и роскоши необычайной, хрусталь баккара, ковры ручной работы из города Хереке (а под ними бамбуковые циновки из Египта), множество великолепных часов английской, французской и турецкой работы, изысканный фарфор, причем, некоторые вазы — выше человеческого роста.

В общем, фотать ой как хотелось… Но удалось лишь пару снимков сделать.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Люстра — ах, и это еще далеко не самая роскошная.

И просто чудо, что получилось запечатлеть, хоть и не в лучшем ракурсе, самый удивительный зал Бейлербея — с фонтаном и бассейном вокруг него!

Стамбул. Путешествую по «Азии»

К сожалению, сейчас воды здесь нет. А прежде в зале этом отдыхали, спасаясь от летнего зноя.

Совершенно потрясающе выглядит и центральный зал второго этажа — Синий. Колонны в нем красоты невероятной: глубокая лазурь с белым по спирали, золоченые капители.

Несомненное (для меня) преимущество Бейлербея перед Долмабахче — его размеры. В Долмабахче я через некоторое время совершенно уже не воспринимала тамошнюю роскошь, слишком много всего! А тут — в самый раз, не успеваешь устать.

А еще здесь через такие же белые ажурные ворота, как и у «старшего брата», дозволяется выйти на променад вдоль Босфора, где виды — стон восторга… Очень необычно то, что почти над головой «летит» красавец-мост. Который с некоторых пор из просто Босфорского стал мостом «Мучеников 15 июля». Интересно, зовет его кто-нибудь так?! Уж очень длинно. Название это мост получил после неудачной попытки госпереворота 15 июля 2016 года. Но для меня он точно навсегда останется Первым Босфорским мостом.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Конечно, главные фотомодели Стамбула это котики, но чайки тоже не прочь попозировать.

Наблюдать за всяческими плавсредствами могу сколько угодно,

Стамбул. Путешествую по «Азии»

а в тот день еще и несказанно повезло: Турция пребывала в предпраздничном настроении (100-летие Республики), и хотя основные торжества должны были состояться 29 октября, уже накануне на Босфоре проводили парусную регату.

Красотища! И каких только парусов не встречалось, даже черные!

Стамбул. Путешествую по «Азии»

У стены здесь, кстати, стоят столики и стулики; наслаждаться видами, слушать шум волн, радуясь жаркому (в конце октября!) солнцу, можно было со всеми удобствами…

Но пришло время с дворцом Бейлербей попрощаться…

К Ускюдару я вернулась на автобусе, а дальше… решила топать пешком. Ох, не советую! Ибо от Ускюдара до квартала Мода реально далеко. И не в расстоянии даже дело — ходить я люблю, но предпочитаю при этом видеть что-то красивое-интересное по пути. А вот с этим будут проблемы.

Вернее, поначалу все было замечательно, и, в общем, знакомо, т. к. когда-то уже здесь гуляла, и даже пила чай, устроившись на подушках на ступенях над морем, с видом на Девичью башню.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Очень хотелось повторить, но… Эту часть набережной привели в цивилизованный вид, со скамейками, с модерновым блескучим ограждением. Смотрится гламурно-современно, но я расстроилась, не застав подушек… С ними душевнее!

Зато теперь появились культурные домики для котиков:

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Впрочем, отсутствие подушек это, конечно, ерунда, а вот выяснить, что пройти до Кадыкёя берегом моря не получится, было действительно неприятным открытием: на пути возникли постройки порта Хайдарпаша, куда праздношатающимся гражданам хода нет. Да и делать нам там нечего. Пришлось от моря отойти и топать вдоль довольно оживленной трассы. Правда, время от времени по пути возникали небольшие парки со скамейками, где можно было посидеть в тени, передохнуть, но в целом поход этот совершенно ненужная затея.

Хотя, не ввяжись я в это приключение, ни за что и никогда не вынесло бы меня к грандиозному зданию казарм Селимие (очередному творению Бальянов), которые, по всему судя, нынче являются «режимным объектом», с кольцами колючей проволоки поверх забора и грозными плакатами с запретом на фотографирование. Нарываться не стала, но, отойдя на другую сторону улицы, под крону гигантской сосны, фоточку все же сделала, хотя тогда и понятия не имела, что собственно такое фотографирую. Запреты всегда почему-то жуть как хочется нарушить)))

Стамбул. Путешествую по «Азии»

В казармах этих находится, между прочим, музей известнейшей сестры милосердия Флоренс Найтингейл, ставшей родоначальницей науки по уходу за ранеными. Здесь она трудилась в период Крымской войны.

К счастью, вскоре появилась, наконец, возможность спуститься к воде: до Кадыкёя я все же добралась!

На площади у причалов, как и повсюду в те дни, царило предпраздничное оживление. Заинтересовал меня некий памятник, возле которого родители фотографировали нарядно одетых детишек.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Оказалось, эта скульптурная композиция изображает первого президента Республики Мустафу Кемаля Ататюрка, обучающего юных сограждан латинице. Переход на латиницу с арабского алфавита был одной из самых первых его реформ. Сейчас в турецком алфавите помимо латинских букв используется еще шесть дополнительных символов. В период же Османской империи мало кто умел писать, в том числе и потому, что арабские буквы плохо передавали звучание турецкого языка.

Ознакомившись с монументом, вместо того, чтобы как все нормальные люди ехать отсюда в Моду на трамвае, я опять пошла пешком)) Чему поспособствовал обнаруженный прекрасный променад вдоль моря (а здесь уже не пролив, а самое настоящее море — Мраморное).

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Начинается он в парке Кадыкёй, плавно переходящем в парк Мода. Причем, вскоре «дикие» прибрежные камушки (на которых нежатся усато-хвостатые аборигены),

уступают место следующим чередой друг за другом кафе, а над променадом вырастают кварталы современных домов, глядя на которые вполне можно подумать, что ты где-нибудь на Коста-Брава, если бы не турецкие флаги чуть не на каждом балконе.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Поднявшись по одной из лестниц наверх, оказываешься собственно на улицах квартала Мода. Среди опять же совсем не стамбульского, а некоего усреднённо европейского вида, зданий. А вот и трамвайчик, которым я пренебрегла)))

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Симпатично украсили к празднику школу.

Цитата под рисунком авторства Барыша Манчо, турецкого рок-музыканта, композитора, актера, телеведущего и т. д., являвшегося послом турецкой культуры, Государственным артистом Турции (я думала только у нас есть заслуженные и народные…). Несколько неожиданно для школы! Он-лайн переводчик мне выдал следующее: «Первый язык, который должен выучить человек, это сладкий язык». Уж не знаю, что имелось в виду, может быть «язык нежности»?..

В «среднеевропейской» Моде можно, однако, встретить и такие вот домики.

И мне они милее…

А еще Мода славится своим стрит-артом. У меня, правда, не было цели специально искать тамошние муралы, но взглянуть на хотя бы один из них было интересно.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Ну, и конечно, забыть о том, что вы по-прежнему в Стамбуле, не дают котики))

Стамбул. Путешествую по «Азии»

А уж не проникнуться тем, что грядет юбилей Республики нереально абсолютно! Циферки и флаги — и в каких количествах! — повсюду.

Красная дорожка, целая «грядка» флагов и фонари — клубничины зазвали в кафе, где готовили вафли с какими вашей душе угодно топингами.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

И под полтолком здесь ЯГОДЫ!

Осилила я эту горку с трудом, но было вкусно)))

Стамбул. Путешествую по «Азии»

На столе тоже, разумеется, присутствовали турецкие флажки. Это их концы красуются над вафлей)).

И только еле-еле выползая из-за столика, объевшись как удав, вспомнила я о рекомендованном Оксаной заведении с итальянской едой!

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Которое даже и нашла потом, но паста в меня уже не поместилась бы никоим образом))

Конечно, и назад к пристани я отправилась берегом моря. День клонился к вечеру, народ блаженствовал и на променаде, и НАД променадом. На склоне горки расположились многочисленные парочки.

Стамбул. Путешествую по «Азии»

На камушках на берегу — и парочки, и котики)))

Парочки ждали романтичного заката, котики — надо полагать того, что их чем-нибудь да угостят)))

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Решила дождаться заката и я…

Стамбул. Путешествую по «Азии»

И пусть он был не ярким, но такой вот — мягко-золотистый — понравился ничуть не меньше…

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Еще и яхточка под парусом как по заказу появилась!

Стамбул. Путешествую по «Азии»

На причале Кадыкёй подивилась необычному плавучему экрану, с которого на народ взирали Ататюрк и Эрдоган,

и — пора уже было на паром…

Где, ясное дело, я снова устроилась на верхней палубе, любуясь огнями ночного города,

Стамбул. Путешествую по «Азии»

вспоминая свою самую первую встречу с ним, тоже как раз в ночи, и тоже в канун праздника. Правда, тогда это был Курбан-Байрам.

Красавец какой минарет Новой мечети!

Стамбул. Путешествую по «Азии»

Спасибо Стамбулу за еще один интереснейший день!..