Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 20:13

Киргизия Август 2023

Как бы не была замечательна ночь на уютных кроватках, но настал новый, манящий неизвестностью день, а значит пора просыпаться, собираться, завтракать и налегке отправляться в дорогу. Сегодня нам предстояло почти весь световой день провести вдали от людской суеты, в максимально комфортном и красочном пространстве Тянь-Шаня — на территории биосферного заповедника Сары-Челек.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Расположенный в долине и на склонах Чаткальского и Ат-Ойнокского хребтов заповедник был основан в 1959 году для защиты и изучения уникальных природных ландшафтов. Низинные степи, хребты с заснеженными вершинами, быстрые реки, цветущие долины и альпийские луга с их разнообразной флорой и фауной, а еще семь высокогорных озер разной величины — всем этим богат Сары-Челекский Государственный Биосферный Заповедник.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Выгодное расположение Сары-Челекского заповедника предопределило его мягкий и комфортный климат: теплый летом и малоснежный зимой. Именно поэтому значительную часть заповедника занимают ореховые, яблоневые и грушевые леса.

Волшебная природа и потаенный мир природных богатств заповедника послужили поводом включения его в международную сеть заповедников ЮНЕСКО.

Пока я рассказывала, наш автобус миновал селение Сары-Челек и поднялся по обустроенной дороге по склону до виража: все, далее только ножками.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Выгрузились, упаковались, зарядились свежесваренным кофе от нашего водителя и отправились в путь.

Первая часть пути проходила по лесной грунтовой дороге, резко увлекающей нас вверх. Преодолевать подъем по наступившей уже на тот момент жаре было не просто, но неожиданно представился случай на кратковременную остановку — впереди показался грузовой автомобиль весь буквально засыпанный сеном. Мы разбежались в стороны, освобождая дорогу живописному транспорту.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Но прежде чем продолжить путь, полюбовались первым на нашем пути озером Кыз-Куль, раскинувшемся далеко внизу в уютной долине.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Далее наш путь пролегал среди необычного на мой взгляд леса, больше похожего на сад, а часто встречающиеся небольшие копны сена, пчелиные ульи дополняли полную картину.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Иногда мы видели парней, занимающихся покосами лугов или сбором травы и это лишь подтверждало описанное выше — благоприятный климат заповедника, расположенного на высоте от 1300 до 2300 метров над уровнем моря, приносил богатый урожай и местным жителям разрешено им пользоваться.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Вскоре угодья остались позади, мы свернули с проселочной дороги в сторону и по глубокой колее подошли к еще одному, совсем небольшому, но невероятно живописному озерцу.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Камыши, шуршащие на ветру, копны сена, разбросанные по склонам — умиротворенная картина, которую хотелось созерцать бесконечно!

Спустившись со склона по импровизированному мостику нам предстояло пересечь ручеек, впадающий в озерцо.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Затем еще один подъем и законный отдых. Созерцая раскинувшиеся вокруг умопомрачительные панорамы, прекрасно чувствовать достигнутый, пусть и не окончательный еще результат того дня, ощущать оставшие позади не зря пройденные километры.

Дальнейший путь проходил по совершенно иной местности: слева еще росли редкие деревья, справа до самого основания горного массива раскинулись бесконечные луга.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Весенне-летнего цветочного буйства в августе уже не наблюдалось, да и трава изрядно пожухла, приняв более теплый песочный оттенок.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

На берегу узенькой речушки, вольготно развалившись, принимали солнечные ванны утомленные завтраком местные буренки. Как должно быть им замечательно живется в такой природной гармонии и идиллических пейзажей! Заповедная зона, чистейшая экология и аналогичный горный воздух, ничем не удобренные луга, распыляющие ни с чем не сравнимый аромат трав — повезло коровкам, их молоко и прочая молочная продукция должна быть бесценна!

Я задумалась, размечталась, засмотревшись на приближающийся шикарный горный массив, склоны которого были похожи на растаявшее на солнце шоколадно-молочное мороженое. И вдруг как-то неожиданно мы вышли к берегу еще одного озера, третьего на тот день-Ийри-Куль и я сразу стряхнула с себя все предшествовавшие этому мгновению чувства. Остался лишь восторг от увиденного и неуемное желание охватить разом всю прелесть представшей передо мной очаровательной и живописнейшей картины.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Все восхищало в этом высокогорном озере: с каждым шагом меняющийся цвет воды, отражения прибрежных гор, словно утонувшие в водоеме белоснежные облака, прибрежная растительность.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

На другом берегу высился четкий треугольник горы, покрытой редким лесным покровом и тоже стремившейся пусть и не четко, но все же покрасоваться своим отражением в озере. А преградой послужила полянка крошечных бледно-розовых водяных цветов.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Группа ушла вперед, а я стояла на берегу очарованная и словно загипнотизированная увиденным природным чудом. Здесь, на берегу, были видны следы пребывания человека и стало ясно, что у этого озера проводить время и отдыхать любят не только туристы, но и местные жители. Позднее мы в этом убедились.

Я не знала, куда пролегал наш дальнейший маршрут, мысль, что мы на какое-то время останемся любоваться этой красотой даже не пришла в голову, поэтому я как могла, как получалось в данной обстановке полнейшего размагничивания, не теряла группу из виду.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Дружно шагавшая вдали группа, вдруг остановилась, все побросали рюкзаки и стали устраиваться на траве. Вот это да, значит прямо на берегу этого прекрасного водоема у нас будет привал! А подойдя поближе и уточнив детали, я поняла — все, финиш маршрута, продолжительный отдых и купания в озере, по желанию, конечно.

Мужчины практически сразу же, с разбега поплюхались в освежающую и довольно прохладную воду озера. Немного поплавав, они разместились на полянке.

Девочки отправились за ближайшее деревце, послужившее нам чем-то типа раздевалки. Одевать кроссовки не хотелось, поэтому я шла по едва заметной тропинке босиком, о, какое это было блаженство!

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Медленно зашла в озеро, ощущая ледяные прикосновения, а потом, собрав волю воедино, не раздумывая резко погрузилась в воду до плеч! Дыхание перехватило, прохлада сковала все тело, а затем приятно окутала его. После жаркого дня и палящего солнца, похода по пыльным грунтовым дорогам заповедника, было невероятно приятно смыть с себя весь этот груз, ощутить бодрость и заряд новых сил во всем теле.

Немного поплавав, мы вышли на бережок, опять сходили в нашу импровизированную кабинку, а затем расселись амфитеатром с разворотом на водоем и треугольную гору. Идиллическая картина, которую дополняли летающие рядом шмели, травинки, слегка вибрирующие под легкими, едва заметными дуновениями ветерка.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Но если вы думаете, что я могла вот так надолго, а у нас было часа полтора на отдых, развалиться и ничего не делать, то совсем меня не знаете. Мы переглянулись с Ирой и поняв желания друг друга практически с одного слова, поднялись и отправились исследовать берег дальше по курсу.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Нам что-то кричали вслед, типа не долго, задержитесь — ждать не будем, уйдем, но мы уже почувствовали себя в роли исследователей неизвестных земель.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

На повороте озера тропинка закончилась и нам пришлось буквально продираться сквозь сухой кустарник и укрытые травой и мхом камни. Хотелось пройти как можно дальше и посмотреть, что же там, за следущим поворотом. Поразмыслив и посоветовавшись, решили, что это не очень хорошая идея, а поэтому зафиксировали противоположный берег, на котором отдыхала наша группа

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

отправились назад. Ребят практически не было видно, далековато мы все же забрались!

Только подошли к группе, как был дан сбор — под рюкзак и мы отправились в обратный путь по тому же маршруту. Не особо жалую такой формат, гораздо интереснее круговой, но в данном случае была возможность еще раз полюбоваться понравившимися панорамамии и уголками.

И, конечно же, еще раз сфотографировать озеро  Ийри-Куль, несомненного фаворита в моем рейтинге того дня!

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Но видимо и наш инструктор-гид тоже решил, что надо изменить маршрут и провел нас мимо еще одного, четвертого озера. Его берега заросли камышами и подойти поближе к воде не было возможности.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Вернувшись к автобусу, мы расселись по своим местам, даже не думая о дальнейших приключениях, ведь время уже давно перевалило за предназначенное для обеда, а значит едем искать пристанище, где кормят. Но не тут-то было. Минут через 10 автобус остановился прямо на дороге среди фруктового леса, зарулил на ближайшую полянку и остановился.

Из закромов были извлечены походные стол и стулья, огромнейший арбуз, лаваши и поляна для обеда была готова. Рассевшись в тени небольшого, но с обильной разветвленной системой дерева, мы принялись за трапезу.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Не успели насладиться сочным арбузом и поделиться впечатлениями о проведенных чудесных часах в этот день, как на лошади подъехали два егеря. Не догадываясь об их намерениях, мы с удивлением смотрели на их недовольные лица:

-Вы же в заповеднике находитесь, зачем съехали с дороги на полянку? Немедленно все убирайте и уезжайте.

Немая сцена…Но делать нечего, правила есть правила, выпросили еще минут пять, быстренько доели арбуз, все убрали и отправились к следующему объекту. Вы будете удивлены, но это опять было озеро.

Прекрасное озеро Сары-Челек, что в переводе с киргизского означает — «Желтый ковш», или «Желтая чаша» и являющееся третьим по величине в Кыргызстане и самым большим в Сары-Челекском Государственном Биосферном Заповеднике.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Озеро, окруженное со всех сторон неприступными горами и от этого похожее на фьорд, наполнено пресной водой. Расположено оно в небольшой горной впадине в Чаткальских горах — в Аркитском ущелье на высоте около двух километров над уровнем моря.

Озеро Сары-Челек образовалось десять тысяч лет назад в результате горного обвала, вызванного землетрясением и перегородившим реку. Именно вокруг вновь образованного озера впоследствии и был создан заповедник Сары-Челек.

Несколько цифр: озеро занимает площадь около пяти квадратных километров, его длина 7,5 километров, наибольшая ширина 2280 метров, максимальная глубина 246 метров. В озеро втекает множество рек, образуя водопады, но с берега они не видны. Вытекает же лишь одна река-Коджо-Ата.

Вид на горное озеро открывался впечатляющий, сине-зеленая вода, местами очень темная, легкий ветерок нагонял рябь на зеркальную поверхность.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

В отличии от предыдущих озер, Сары-Челек доступно для массового посещения, на берегу оборудованы парковки, смотровые площадки, зоны отдыха, есть кафе и туалеты. А значит и полно народа-шум, гам, суета, несколько человек плескались в воде. Мне стоило большого труда сделать несколько фото, чтобы в кадр никто не попал.

Мы немного походили по берегу, сделали непременные фото: я и озеро.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Оставалось несколько минут обследовать близлежащую территорию, и я обнаружило вот это прелестное крошечное озерцо.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Было непонятно, оно само по себе или же образовано благодаря водам большого Сары-Челек?

Приглядевшись, я увидела в этом озерце буквально кишащую массу мальков.

Западный Кыргызстан: заповедник Сары-Челек – озерный край

Если учитывать изолированность этого миниатюрного водоема, то в тот день мы увидели шесть самых разных озер Сары-Челекского Государственного Биосферного Заповедника.

Вернувшись в наш гостевой дом, привели себя в порядок и отправились на ужин. Утром мы, дабы не травмировать желудки тяжелой мясной пищей заказали обычный овощной супчик, но как оказалось, это была практически непосильная задача для местных поваров. Они приготовили небольшую кастрюльку жиденького супа-пюре, вкусного, но порции были слишком малы, чтобы наесться. Добавка отсутствовала!))

Но в итоге день был чудесный, вновь новый формат и масса самых положительных эмоций. К тому же переходы от озера к озеру заняли 16 километров, что совсем не плохо.

И как обычно небольшой видео-отчет, на этот раз он о двух чудесных местах.