Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:27

Западный Кыргызстан: лазурные берега реки Нарын, Токтогул, пчелиный край и ужас в ночи

Киргизия Август 2023

Настало восьмое утро нашего путешествия, быстрые сборы, завтрак и вот мы уже покидаем гостеприимное временное пристанище и отправляемся в дальнюю дорогу: предстоял длительный переезд протяженностью триста километров. Но все мы прекрасно знали, что это будет не только скучное, бесконечное и утомительное нахождение в автобусе, а масса сюрпризов и удивительных, сменяющих одна другую, как кадры кинопленки, картинок за окном.

Благо по многочисленным просьбам наш водитель, воспользовавшись шлангом и нескончаемым потоком воды еще в селении Каныш-Кия, обильно выкупал автобус, а главное вычистил стекла от приставшей за неделю к ним пыли.

Основная часть пути пролегала по живописной дороге вдоль лазурного русла реки Нарын, входящей в бассейн реки Сырдарьи.

Длина реки — 807 километров и имея множество притоков она протекает по трем областям Кыргызстана и одной — Узбекистана.

Мы проезжали по Жалал-Абадской области и первая остановка на предмет просто немного пройтись и размять ноги была в областном городке Таш-Кумыр, расположенном в северо-восточной части Ферганской долины.

Любой выход на свежий воздух группой приветствовался, но не в этот раз. Оказавшись в настоящем пекле, словно на раскаленной сковородке,

минут через 10 все отчаянно рванули в автобус к спасительному кондиционеру. Первые поселения на нынешнем месторасположении города возникли ещё в дореволюционный период с началом открытия здесь угольных месторождений.

Но разработка шахт и массовая добыча угля началась в 1933 году после строительства железной дороги Таш-Кумыр -Андижан. Маленькое шахтерское селение к 1943-му году переросло в город.

Позади остались неприметные окраины Таш-Кумыра и наш автобус мчался по автостраде, проложенной в узком горном ущелье. Слева дорога вплотную прилегала к берегам реки Нарын и повторяла все изгибы ее русла.

На реке Нарын построено несколько гидроэлектростанций, обеспечивающих электричеством большую часть республики: Курп-Сайская ГЭС имени Т. У. Усубалиева, Шамалды-Сайская ГЭС, Уч-Курганская ГЭС и другие.

Перед нами разворачивалась история, за окном проплывали памятники Советской гидроэнергетики, потому как все крупные ГЭС республики расположены именно на реке Нарын и потенциал далеко не исчерпан.

Мне повезло, я сидела с правильной стороны, слева по ходу движения автобуса и пользуясь случаем старалась запечатлеть как можно больше красивых кадров реки с изумительным, постоянно меняющемся цветом воды и близлежащие горы.

Иногда мы переезжали реку по мостам, иногда дорога изгибалась так, что, оглянувшись назад, можно было увидеть ее русло, вплотную зажатое скалами. Проезжали мы и мимо ГЭС и лишь одну из них мне удалось сфотографировать, из окна, конечно — Курпсайскую гидроэлектростанцию, вторую по мощности в стране, после Токтогульской.

ГЭС представляет собой высоконапорную гидроэлектростанцию с гравитационной бетонной плотиной максимальной высотой 113 метра, длиной по гребню — 360 метров и приплотинным зданием ГЭС. Курпсайская гидроэлектростанция входит в Нарын-Сырдарьинский каскад ГЭС, ее строительство начато в 1975 году и лишь через десять лет, в 1985 году была перекрыта река Нарын.

Остановок на этом участке пути предусмотрено не было, поэтому я рада, что и после, казалось бы, неблагодарного труда (съемки на ходу), удалось выбрать удачные кадры и сопроводить ими рассказ.

Красивый маршрут вдоль реки закончился, дорога юркнула вправо, какое-то время мы ехали среди песочного цвета холмов и вдруг впереди показалась голубая гладь. Огромный водоем приближался, он словно двигался нам навстречу. В голове застучало: Неужели мы проедем мимо и не остановимся?

Но трасса подрулила поближе к берегу, автобус остановился, и мы мгновенно высыпали на берег, любуясь потрясающими панорамами. Так вот ты какое Токтогульское водохранилище, первое в республике по мощности и размерам.

Когда-то здесь была Кетмень-Тюбинская долина, но в 1962-м году началось строительство Токтогульской ГЭС, 1975-м оно было закончено. Заполнение чаши началось в 1973-м году и поглотило древние могилы скифских племен, обитавших в 7–4 веках до н. э. в Токтогульской долине, одной из наиболее населенных местностей Центральной Азии.

В каскад Токтогульских ГЭС входит две станции — непосредственно Токтогульская и Курпсайская, фото которой я вам показала выше. Площадь поверхности Токтогульской ГЭС- 284 километра. Температура воды варьируется от +5 °C в январе, до +30 °C в августе. В программе тура было заявлено возможное купание, но погуляв под раскаленным солнцем по берегу с полчаса,

мы отправились далее. За окном мелькали невероятно красивые пейзажи, череда белесых гор, окружающих водохранилище, таяла в дымке.

Объехав изрезанный край водоема, мы въехали в город Токтогул.

Подошло время обеда и попетляв по улочкам города, автобус остановился на парковке, и мы целенаправленно отправились в знакомое гиду кафе. Вокруг бурлила жизнь, бесконечные магазинчики, торговые лотки и лавки. Около нашего кафе с вкусным названием «Аппетит» остановились у тандыра и понаблюдали за мастерской работой пекаря, виртуозно забрасывающего подаваемые ему из окошка лепешки в горящее жерло печи.

Запах горячего хлеба раздразнил аппетит пуще прежнего, и мы спешно направились в кафе, где наши ребята уже изучали меню. Выбор очередного блюда уже традиционно стал для всех нас чем-то вроде игры, хотелось попробовать нечто новое, непременно вкусное и сытное. И так как мы не знали названий многих из них, то картинки на меню и вопросы гиду и нашему водителю помогали в выборе.

Из Токтогула мы направились на запад вдоль реки Узун-Акмат. Проехали селение Карл Маркс, заехали в небольшое село Ак-Тектир и остановились перед воротами, открытая калитка которых приглашала посетить Мемориальный музей Токтогула Сатылганова.

Вряд ли кому-то из вас известно имя этого просветителя, поэта, музыканта, одним словом акына, одного из главных киргизских борцов со средневековой системой взаимоотношений между властью и народом. Вот и мы ничего не знали о нем, но сотрудница музея провела замечательную экскурсию и с особым воодушевлением поведала о жизни классика киргизской литературы, выдающегося импровизатора Токтогула Сатылганова, прожившего сложную, героическую жизнь.

Родился будущий великий акын 25 октября 1864 года в селе Сасык-Жийде в бедной семье. Желание петь и сочинять в нем пробудила мать, бывшая талантливой и известной в своем округе плакальщицей.

Начав свой творческий путь с освоения массовых жанров песенного фольклора, Токтогул овладел всеми жанрами акынского песенного творчества. Постепенно на смену лирическим народным песням пришли песенные жанры политического и социально-критического содержания.

В 1884 году Токтогул Сатылганов женился, вскоре в семье появился сын, казалось бы, что еще надо 20-летнему поэту-песеннику для счастливой жизни? Но в 1898 году Токтогул принял участие в Андижанском крестьянском восстании (восстание местных жителей против российских властей) после чего был арестован и приговорен к смертной казни через повешение, которая была заменена семилетней сибирской каторгой. На карте показана долгая дорога в конечный пункт назначения — город Иркутск.

В тюрьме Сатылганов провел пять лет и ни минуты не терял надежды на скорейшее освобождение. После нескольких попыток с помощью русских ему удалось бежать. В 1910 году Токтогул добрался до своего селения, где его встретил пустой дом и известие о смерти сына.

Но эти трудности не сломили Токтогула, и он стал известнейшим акыном, «голосом» простого народа.

Вскоре Токтогул встретил девушку по имени Сейдикан, они поженились и у них родились сын Бабажан и дочь Гульсара.

Токтогулу не суждено было получить даже элементарного школьного образования. Он оставался неграмотным до конца жизни, разделив в этом отношении горькую участь всех киргизов, почти поголовно неграмотных в царской России. Токтогул Сатылганов странствуя по обширной территории Кыргызстана, пел свои песни, исполнял музыкальные произведения, которые заменяли бедной безграмотной молодежи школу и книги.

Токтогул Сатылганов умер 17 февраля 1933 года в своем родном селе, где и был похоронен. В честь акына был переименован киргизский город Музтор, теперь он называется Токтогул, и мы только что посетили его.

А что же потомки, есть ли они, живы ли?

Дочь Гульсара погибла от отравления угарным газом в 1961 году в Бишкеке, у нее осталась дочь Наталья, внучка Токтогула.

Сын Бабаджан пошел по стопам отца, он стал артистом Токтогульского районного дома культуры, много лет проработал в Национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова, у него четверо детей. Так что в настоящее время фамилия Сатылганов жива, а потомки чтут память своего известного предка.

Токтогул Сатылганов оказал огромное влияние на творчество многих киргизских поэтов, композиторов и в 1965 году в Кыргызстане была учреждена республиканская государственная премия имени Токтогула. Его поэтические произведения переведены на многие языки народов СССР.

Мемориальный музей находится на отшибе от главной дороги среди родных мест поэта и его не очень часто посещают туристы.

Тем не менее, музей обладает интересной экспозицией, которая открывает историю становления СССР на территории Киргизии, рассказывает про борьбу крестьян со средневековыми порядками, что царили в этих местах совсем недавно.

Время близилось к вечеру, краски теряли свою яркость и насыщенность. Получив массу самых разнообразных дневных впечатлений, мы расслабились каждый на своем месте в автобусе и, вспоминая прожитый день, настроились на скорейшее окончание поездки и отдых. Но не тут-то было, как оказалось напрасно, самое эмоциональное, щекочущее нервы время ждало нас впереди.

Тем временем асфальт остался позади и автобус, резко сбавив скорость затрясся по узкой горной дороге, которая должна была привести нас в заповедник Алатай, раскинувшийся на южной стороне Таласских гор.

Солнце медленно закатывалось за верхушки гор, разделив четкой линией теней их склоны. Окна автобуса все еще были закрыты шторками от дневного солнца, и мы не подозревали, что же происходит извне, а выглянув наружу пришли в ужас! Особенно досталось тем, кто сидел слева по ходу автобуса, как я и конечно, наш бесстрашный водитель. Автобус черепашьим шагом, ежеминутно вздрагивая на неровной, покрытой камнями узенькой колее, едва вписываясь в нее медленно продвигался по дороге, прорубленной по середине вдоль склона горы.

Глянув вниз, я не поверила своим глазам, испытала нервный шок, в испуге отшатнулась от окна и затряслась от страха: автобус буквально висел над пропастью, продолжая медленно продвигаться вперед. Правая же его сторона едва не цеплялась за скалу, стеной поднимающуюся ввысь. Ни о каком расслаблении не могло быть и речи, в автобусе воцарилась тишина, лишь иногда кто-то бросал неуместные нервные шутки, без поддержки повисавшие в воздухе.

Избегая смотреть вниз, мы буквально молились на нашего водителя Акылбека, прося у всевышнего ему терпения, бесстрашия и храбрости.

Впереди показался небольшой «рукав» со стоявшей на склоне машиной и ожидавшей нашего приближения. Транспортные средства практически соединились и послышались радостные возгласы водителей. Оказывается, в ней в Бишкек по делам ехал хозяин нашего пристанища на ближайшие пару суток и сожалел, что не успеет вернуться на свою ферму, пока мы будем там. Кратковременная передышка была весьма уместна, но мозг не покидала навязчивая мысль:

-Боже, ведь нам еще дальше ехать, а потом назад! А местные по этому смертельному аттракциону ездят постоянно!

Умоляющие вопросы — а долго еще так ехать, водитель игнорировал. В одном месте на дороге сошел небольшой селевой поток и образовалась промоина, переезжая которую левые колеса на мгновение зависали в воздухе над ущельем.

Ехали мы так часа полтора, казалось этому испытанию не будет ни конца, ни края. Подтверждающих фотографий, по понятным причинам, нет. Словно сжалившись над измученными путниками, дорога слегка расширилась и плавно побежала вниз, и вскоре мы уже ехали по дну ущелья, сопровождаемые горной речушкой. Здесь я впервые смогла запечатлеть фермерские пчеловодные хозяйства, мелькавшие за окном.

Мирные картинки благостно подействовали на взбудораженные нервы, успокоили, адреналин угомонился и вдруг автобус затормозил-впереди на дороге стоял симпатичный парнишка и добродушно улыбался.

Дверь рядом с водителем открылась, и он запрыгнул внутрь. Оказалось, что это Алехан — один из сыновей наших фермеров, еще утром он ушел на рыбалку и весь день ловил горную форель для нас!

Километров через шесть впереди показался мостик, к истерзанному виду аналогичных деревянных строений мы в этой поездке уже привыкли, как, впрочем, и к высадке пассажиров при переезде через них.

Пока мы шли к фермерскому участку, наш гид Александр, уже в который раз за последние пару-тройку дней, дабы пощекотать нам нервишки, затеял разговор о медведях. Да, да, в этих нетронутых туристами местах заповедника обитает бурый медведь, занесенный в Красную книгу Кыргызстана. После зимней спячки в начале лета медведи обитают на высоте выше 2500 метров над уровнем моря. В августе же, когда многочисленные пасеки этого пасечного района начинают качку меда, косолапые спускаются ниже, на высоту, варьирующуюся от 1700 до 1900 метров над уровнем моря и бродят уже по основном дорогам и тропам в поисках добычи. Это могут быть различные ягоды, но в основном, конечно же лакомство — мед.

Так, а мы в каком месяце сейчас находимся? Конечно в августе.

В сгущающихся сумерках происходили следующие действия: знакомство с очень душевной и гостеприимной семьей фермеров-пчеловодов, заброска вещей в юрту — предстояло от автобуса подняться на метров 20 верх по склону холма.

Затем сытная трапеза — хозяева нас уже заждались

и традиционные блюда, приготовленные на живом огне,

заносились одно за другим, но главным была только что пожаренная форель от Алехана.

Хозяйка дома добродушная и улыбчивая Анара, сидя в центре стола потчевала нас без остановки. В какой-то момент она вышла из юрты и минут через пять принесла музыкальные колонки, поясняя, что сейчас включим на улице свет и музыку и будем танцевать! О, это было выше нашил сил, и мы дружно отказались от этого мероприятия, обещая провести его завтра, после отдыха и спокойного времяпровождения.

После ужина стали решать — кто и где будет спать. Для группы было два варианта на выбор: юрта

и помещение на первом этаже в новом строящемся доме вместе с кем-то из хозяев. Ну вы понимаете: просто пол, матрацы и одеяла, подушки и все!

Мы, трое девочек выбрали, кто бы сомневался — юрту. Компанию нам составил гид Александр и еще один турист, а значит мы будем под усиленной мужской охраной.

Пространство в юрте быстро, словно по мановению волшебной палочки, превратилось из столовой в спальню,

мы все разлеглись штабелями, утрамбовались, немного пошушукались в этой непривычной обстановке и уснули.

Я проснулась в ночи, что-то потревожило, открыла глаза-темень страшная, отверстие на верху юрты на ночь закрыли, не видно даже звезд. Сердце как-то волнительно затрепетало и вдруг я услышала глухой топот, издаваемый каким-то большим существом. Что-то двигалось рядом с юртой, бегало туда-сюда, тяжело ступая, цепляло юрту. Послышался лай фермерских собак, они пронеслись вплотную с юртой, то повизгивая, то свирепо лая и отгоняя какое-то чудовище! Я дрожала как осиновый лист в бурю, сердце готово было разорваться, едва могла унять его бешеное биение.

-Боже мой, так это же медведь: в мозгу лихорадило, я буквально вжалась в пол. Рядом все молчали, неужели спят, а почему не слышно голосов хозяев? Эта тишина внутри и шумная возня рядом с юртой без единого голосового сопровождения накалили мое состояние до предела.

Затем постепенно все стихло, и я еще долго не могла успокоиться:

-Да что б я еще хоть одну ночь осталась в юрте, да ни за что!

Каким-то непостижимым образом мне все же удалось уснуть.

Утром все спали как убитые, в восемь утра зашел водитель и велел быстро освобождать место под столовую — чай уже вскипел.

Но меня волновал один вопрос:

-Что это было ночью и кто устроил переполох?