Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 15:52

Западный Кыргызстан: природный парк «Алатай». Разгадка ночного переполоха, форель, пчелы и релакс

Киргизия Август 2023

Покидать уютную теплую постель не хотелось, но за пределами юрты уже слышались бодрые голоса, в приоткрытую дверь просачивался яркий утренний свет. Хозяйка, стараясь не беспокоить заспавшихся туристов, приподняла полог над потолочным окном и убрала его в сторону.

Затем она занесла внутрь большой термос с чаем и поставила его у стены. А значит нам уже пора освобождать спальные места для трансформации их в обеденную зону. Быстренько одеваясь, делились ночными впечатлениями: не приснилось ли все?

Оказывается, почти все слышали шум в темную ночь и непонятную суету, но никто не осмелился выйти наружу или хотя бы нарушить молчание, подбодрить других. Одна девочка спала крепким сном счастливого человека и с удивлением слушала нас.

Выйдя на солнечный свет,

я сразу же обратилась к хозяйке с вопросом:

-Анара, что это за шум был ночью, кто посмел тяжело топать, цеплять своим телом юрту и пугать туристов?

Мило улыбаясь, она пояснила:

-Так это корова наша. Она недавно стала мамой, но теленочка держим в другом месте. С вечера она привязана за оградой, но ночью мамаше вдруг захотелось к своему малышу. Отвязалась, пошла его искать и всех переполошила.

-А я так испугалась, думала медведь пришел за медом. А почему же вы не шумели? Так мы бы хоть догадались, что пугаться не стоит.

-Так мы не хотели кричать, чтобы не разбудить вас!

Вот такие дела, а шуму-то было, что и так почти все проснулись.

-А медведи да, иногда приходят за уликами, тогда уж мы и кричим, и шумим — убегают.

Тем временем завтрак был уже готов: чай, выпечка, малиновое варенье, мед и опять жареная свежайшая форель.

Хозяйка села в центре стола — здесь так принято и все время потчевала гостей, следила за наполнением пиал горячим чаем. Всех девочек она называла «сестра» и постоянно приветливо улыбалась.

На предстоящий день никаких конкретных и строго регламентированных планов не было.

Т. е. один все же был — рыбалка на форель в горной реке. Те, кто изъявили желание попытать удачу, разобрали имеющиеся в наличии удочки

и мы все вместе отправились к реке, находящийся буквально в шаговой доступности от усадьбы.

Я и еще одна девочка не желали тратить время, стоя у воды или следуя по берегу за течением, а решили прогуляться вдоль русла и поисследовать ближайшие места.

И без того неспешные шаги тормозили постоянные остановки у кустов с ягодами, обильно усыпанными вкусными плодами: какая красота, не надо спешить и появилась возможность провести время в расслабленном ритме, сдабривая его природными дарами.

Чтобы продолжить путь, надо было нарушить запрет, написанный на прикрепленной к скале табличке и самовольно открыть калитку.

Раздумывали буквально минутку и через несколько шагов, проделанных по узкой, едва заметной тропке, перед нами открылась прекрасная панорама ущелья: поблескивающая на солнышке убегающая вдаль горная река, теряющиеся в дымке горы,

камни, усыпавшие весь берег, покрытый грязью прошлогодний снег на том берегу.

Мы ощущали себя первопроходцами и это не удивительно — Государственный природный парк «Алатай» один из самых молодых парков в стране, организованный в Токтогульском районе Джалал-Абадской области в январе 2016-го года и его территории нетронуты туристами.

Рыбаки остались далеко позади и вокруг не было ни единой живой души, лишь чистый горный воздух и красота природы.

Берег был обильно усыпан кустами ежевики и малины, мы вынуждены были постоянно останавливаться и решать проблему богатого урожая, наслаждаясь вкусными, экологически чистыми ягодами.

Вдруг рядом с очередным кустом, практически на тропинке, я увидела естественный результат аналогичной плодотворной работы медведя! Мурашки побежали по телу, в воздухе повисла тревога, желание покинуть малинник буквально захлестнуло. Опасливо оглянувшись, как будто мишка мог сидеть за соседним кустом, я повернула в сторону усадьбы: мне как-то сразу расхотелось заниматься исследованиями и добывать пропитание. Да и откуда знать, что там впереди, тропинка скрылась в буреломе, а обзор закрывали высокие деревья.

Девочка, с которой мы гуляли, не сразу поддалась на уговоры, а возможность встретиться с медведем ее совсем не пугала. Усевшись на бревно, я согласилась подождать, пока она еще немного пройдет вперед по тропинке.

Возвращаясь назад, мы повстречали двух мужчин в камуфляжной одежде. Разговорившись, они пояснили, что идут рыбачить и позвали нас с собой. Хватит с нас и своих рыбаков.

Пройдя еще немного на другом берегу среди деревьев увидели наших мальчишек-рыбаков: Даниэля и Алехана.

Поинтересовались их успехами: удача в тот день отказалась сопутствовать даже местному рыбаку и Алехан размахнувшись, перебросил через реку одну форельку. Мы подняли упавшую к нашим ногам рыбешку, спрятали ее в рюкзак и пожелав ребятам удачи, продолжили путь.

К усадьбе решили подойти с другой стороны, обнаружив на холме еще одну пчеловодческую ферму с садом.

На нашей усадьбе царила атмосфера ничегонеделания, к хозяевам приехали родственники с верхней усадьбы, резвились дети, взрослые пили чай вареньем из лесных ягод и свежими сотами. Присоединившись к чаепитию, мы уже не так боялись и шарахались от пчел, обитавших повсюду, особенно в пиалах с медом и вареньем.

Появилась удачная возможность кое-что выяснить, а именно: меня с самого начала заинтересовала ровная шеренга хвойных деревьев, окружающая участок с уликами. Судя по их высоте, высажены давно. Анара рассказала историю усадьбы:

— Мы арендуем это место уже больше 23-х лет, приезжая сюда из Бишкека на весь сезон, примерно с начала мая по октябрь. На зиму улики закрываем и здесь остается один человек — охранник. С самого начала и посадили деревья. Старый дом был изначально, а новый мы лишь недавно стали строить, удобства и душ — тоже.

Вдруг заплакал розовощекий малыш, внук хозяки усадьбы с красивым именем -Эсентур. Оказалось, что его за пальчик укусила пчела.

Утолив жажду и любопытство, я спросила:

-А когда ваши родственники поедут к себе домой, они могут нас куда-нибудь подвезти, повыше на гору? Мы погуляем там и назад придем пешком.

-Да не вопрос.

К тому времени после неудавшейся рыбалки собралась почти вся группа и через какое-то время мы вместе с хозяйкой и ее подругой Ириной погрузились на машину

и она затарахтела по грунтовой дороге. Проехали вчерашний мостик через речушку,

множество пчеловодческих хозяйств, расположенных внизу.

Затем машина взревела и рванула вверх.

Вся поездка заняла минут 8–10 и у очередного хозяйства, самого последнего по этой дороге, остановилась.

Я то думала, что можно будет сходить еще повыше в горы, но увы, поэтому пообщались с семьей пчеловодов, полюбовались красивым расположением пасеки,

сделали фото на память, угостились пышками

и пешком, любуясь панорамами отправились на свою усадьбу.

У реки Анара не вытерпела жары и прямо в одежде плюхнулась в холодные воды горной речушки, смеясь и призывая нас последовать ее примеру. Никто не поддержал эту ее авантюру.

Придя домой, узнали, что на ферму еще не вернулся наш самый главный рыбак, а между тем уже вечерело. Нас не покидало беспокойство и лишь когда солнце закатилось за верхушки гор, довольный и с чувством исполненного долга после вполне удачной рыбалки появился Алехан. Нам на завтрак форели хватит. Вот так, местный житель знает, где ловить рыбешку и как договариваться с ней!

На пчеловодческой ферме все при деле, у каждого члена семьи существуют свои обязанности. Вот и Алехан, удивительный парнишка, не испорченный, еще не тронутый грубой цивилизаций, негативно влияющей на подростков, едва только успел поужинать прямо у печи, одновременно следя за жарившейся в чугунке форелью,

как надел защитную сетку на голову и отправился на пасеку помогать старшему брату доставать решетки из уликов.

А некоторые, особенно любознательные и любопытные туристы, не опасаясь укусов пчел, совали свои головы прямо в улики.

Орошая пространство дымом из специальной емкости, ребята проверяли все решетки и доставали лишь те, на которых был правильный мед- выдержанный, зрелый, запечатанный. Пчелы-труженицы доводят продукт до необходимого состояния и только после этого они запечатывают соты, наполненные медом с помощью воска, а значит работа пчел закончена и лакомый полезный продукт готов к сбору.

Собрав таким образом готовые запечатанные решетки мы все вместе отправились в специальное помещение, где происходил процесс качки меда. Парни брали каждую решетку, специальным ножом аккуратно распечатывали (срезали) немножко сот в чашку, а затем рамки по 3–4 штуки ставили в медогонку. При вращении барабана мед одновременно откачивался с обеих сторон сота и тоненькой струйкой стекал в ведро.

Было очень интересно наблюдать этот процесс, к тому же на утро почти все ребята из группы купили вкусного целебного киргизского меда.

Впервые медоносные пчелы в Кыргызстан были завезены в Пржевальский уезд еще русскими переселенцами в 70-х годах 19 века, а на юге страны пчеловодством стали заниматься только в начале 20 века.

Климат и уникальная медоносная база Кыргызстана позволяют производить мёд в большом количестве и высокого качества. Страна располагает обширными высокогорными пастбищами, покрытыми разнообразными медоносными растениями. А луга, предгорные пастбища и сенокосы в низовьях гор также богаты ценными медоносами. Неудивительно, что кыргызский мёд является одним из лучших в мире.

Пчелы дают людям мёд, являющийся уникальным пищевым и лечебным продуктом. Однако не менее важную роль эти замечательные насекомые играют в сельскохозяйственном производстве, опыляя растения, что повышает их урожайность на 30–50% и улучшает качество семян.

После сытного ужина вопроса о смене места ночевки ни у кого не возникло, поэтому поляна опять превратилась в спальню. Ночь прошла спокойно, утром более ранний подъем, завтрак, сборы, прощание с гостеприимными хозяевами аутентичной усальбы, подарившими нам тепло и уют среди нетронутой природы Таласских гор и обратный путь по экстремальной дороге.

В тот день нам предстоял дневной переезд до Бишкека, длинная дорога, перевалы, обед в пути в придорожном кафе «Аксы», расположенном среди гор.

Удивительно, но в не маленьком кафе не было свободных мест и нам пришлось ждать, прогуливаясь по территории. Вкусная, обильная пища привлекла не только нас, но и многих других путников.

Между перевалами, когда мы выехали на простор бесконечной долины Суусамыр,

водитель остановил автобус.

Ах да, предстояло еще одно, очень важное дело- реализация мечты одного из наших туристов. Ну что сказать — мы все были рады выйти на свежий воздух, размять ноги и еще раз полюбоваться просторами киргизской степи,

а Данила тем временем знакомился с лошадьми. Водитель договорился с местными, они выбрали спокойного и добродушного иноходца, общий язык был мгновенно найден и уже всадник, раскачиваясь в седле удаляется в сторону гор!

А затем предстоял дальнейший долгий и уже утомительный путь, благо он скрашивался прекрасными картинками за окном — мы прощались с Киргизией.

Чудесные, незабываемые десять дней в постоянном движении, среди великолепной природы и гостеприимного населения, подошли к своему предсказуемому финалу. Это путешествие было совершено в необычном для меня формате и стало незабываемым, насыщенным на впечатления, оставило после себя самые приятные воспоминания. А знакомство и общение с единомышленниками в поездке продолжается до сих пор, это ли не показатель единения душ и интересов?