Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 20:13

Киргизия Август 2023

Ночь виртуального экватора нашего замечательного путешествия по Западной Киргизии, не смотря на долгие посиделки накануне и явный перебор с дегустацией блюд прошла спокойно. Наступившее утро в горном селении Каныш Кия принесло с собой очередной момент грусти от столь стремительно наступившего расставания. Но дальняя неизведанная еще дорога звала, неизвестность и витающая в воздухе интрига манили, будоражили кровь.

Закольцованный общий маршрут предполагал дальнейшее последовательное продвижение по Джалал-Абадской области с пересечением Чаткальского хребта, соединяющего Касан-Сайскую и Чаткальскую долины.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Первые десятки километров мы ехали по практически горизонтальной поверхности автомагистрали, но я все равно успела лишь взглядом заметить промелькнувшую слева череду карьеров. Золотодобывающая компания уже много лет ведет геолого-изыскательские работы на золоторудном месторождении в Чаткальском районе.

Что примечательно, в виду расположения карьера в труднодоступной местности, компания ежегодно выделяет средства на социальный пакет для решения различных проблем в развитии инфраструктуры района.

Вскоре начался затяжной подъем на Чаткальский хребет, серпантины следовали один за другим, а мы словно взлетали ввысь.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Внизу оставались серебристые реки, узкие тенистые ущелья и ковром расстилались бесконечные плавные изгибы гор.

Поднявшись на высоту чуть больше, чем на километр и зафиксировав наивысшую точку хребта — 2841 метров над уровнем моря — перевал Чамчыма,

мы медленно, преодолевая очередную череду серпантинов стали спускаться на юг, в направлении Ферганской долины.

Перепад высот сказывался на изменении погоды, на повышении градусов и увеличении солнечной активности: повисшее в зените светило, разметав во все стороны огненные лучи, щедро одаривало землю жаром. Хорошо, что в нашем автобусе исправно работал кондиционер.

А между тем организм уже настойчиво призывал к пополнению запасов калорий, и наш гид Александр решил проблему несколько неординарным способом. Мы как раз проезжали по селению Ала- Бука, образованному в 1927-м году и расположенному на высоте около 1180 метров над уровнем моря.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Дворы и хозпостройки в старинных домах спрятаны за глухими заборами.

Чувствуете разницу высот, которые нам пришлось преодолеть за полдня: 1857 — Каныш Кия, 2841- перевал Чамчыма и 1180 — наше теперешнее нахождение! Вот это скачкИ!

Автобус остановился и группу пригласили посетить местные магазинчики: поглазели на огромные дыни, запаслись лавашами, водой и освежились местным, вполне съедобным мороженым.

Холод на мгновение принес облегчение, но в воздухе повис вопрос: И это все? Проехав еще немного, остановились у тандырной, накупили горячих пирожков — самса с мясом и картошкой. Пристроившись буквально на обочине, обжигаясь горячей едой, утолили возрастающий голод и продолжили путь.

Проехав еще совсем немного, въехали на территорию Падыша-Атинского государственного заповедника, образованного в 2003 году. Общая площадь заповедника — 30560 гектаров, из них особо охраняемая территория — 15846 гектаров. Заповедник организован на базе Авлетимского лесхоза и создан для сохранения естественных арчовых лесов (лес, где главная лесообразующая порода — древовидные можжевельники) и эндемика республики — пихты Семенова, занесенной в Красную книгу Кыргызской Республики.

В июле 2016 года природная территория заповедника Падыша-Ата включена в Список всемирного наследия Комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

На парковке все покинули автобус,

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

и я с удивлением разглядывала местность, множество машин и прибывших на них людей, совсем не похожих на нас, т. е. на туристов. И куда это они все собрались, возник логичный вопрос? Ответ я увидела издали, близко мы не подходили.

На территории заповедника расположена мусульманская святыня- священный мазар (мавзолей) Падыша-Ата. По преданию, в VI–VII веках здесь жил представитель арабского падишаха Саид Хамид ибн Салмани Фарси. В одном из сражений за ислам он получил смертельное ранение и был с честью похоронен. Его могила и является объектом паломничества мусульман.

Мы же по мостику перешли главную водную артерию заповедника — реку Падыша-Ата, берущую свое начало на Музторском хребте

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

и направились вглубь живописного ущелья Падыша-Ата. После палящего нагорья Ферганской долины удивительный по своей красоте, освежающий скалистый каньон был весьма кстати. Я вполне себе умышленно приотстала от группы, но что это?

Не успела я на мгновение притормозить и сделать лишь один кадр русла реки, загроможденного огромными валунами, как оказалась в полном одиночестве. Далеко впереди мелькнула и тут же скрылась за камнем чья-то спина. Пробежав по тропе и едва успевая любоваться высокими адырами-холмами, крутые склоны которых вплотную подходили к теснине-каньону,

я нагнала группу.

Через пару минут, замедлив шаг и любуясь бурным и стремительным течением горной реки, громадными монолитными скалами, я вновь ощутила себя в полном одиночестве! Ну нет, так не пойдет, мы куда-то спешим? А как же роскошные фотографии природной достопримечательности?

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Я уже вообще и не говорю о нас на ее фоне. Тем не менее, подчиняясь концепции руководящего, я спешила вслед за постоянно исчезающей группой, стараясь не споткнуться на огромных каменюках, то и дело преграждающих путь.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Иногда камни слегка расступались, а огромные скалы круто и резко спускались к самому руслу реки и до их прохладной поверхности можно было дотронуться. Длина ущелья чуть больше километра, мы перешли еще через пару-тройку живописных деревянных мостиков,

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

как впереди показался просвет. Как бы не было привлекательно каменное ущелье, но его стены давили и не терпелось скорее уже выйти на простор, обозреть дали и вдохнуть свободного воздуха.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Стоит отметить, что не мы одни гуляли по ущелью, оно практически проходной двор: дети, пожилые люди, женщины в длинных платьях. Им всем, помимо мусульманской святыни, не чуждо было и желание полюбоваться великолепными красотами своей родины.

Под огромным, одиноко стоящим деревом, разметавшим в разные стороны свои мощные ветви и создав таким образом отличный шатер и защиту от солнца, наша группа устроила привал.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Думаю, этой бесплатной и естественной услугой пользуются многие, ведь невозможно, даже противоестественно дойдя до финала маршрута вот так просто взять, развернуться и отправиться в обратном направлении. Хотя, подозреваю, можно с удовольствием еще побродить по тропинкам, возможно какая-нибудь из них и выведет, к примеру, на перевал.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Размечталась, а в это время стоило бы взглянуть на прекрасный небосклон, который как-то уж совсем неожиданно посерьезнел, согнал к ущелью полчища туч и сомкнул их в единое бесформенное нечто. С перепуга мне даже показалось, что на щеку капнула дождинка!

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Но пойманное еще по пути сюда настроение уже ничего не могло испортить, хотелось шалить и куражить. Я поделилась своим настроем с девочками и получив единогласное одобрение, мы принялись за выполнение задуманного, а именно: на обратном пути не спешить вслед за группой, а вдумчиво высматривать фактуру, ракурсы и щелкать затворами.

Не забывать и о себе любимых.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Более того, кто-то вдруг вспомнил об общем фото с местными жителями, и мы незамедлительно преградили путь первой же группе, шедшей навстречу. Шутя и смеясь сделали несколько фото, они для себя тоже и лишь потом узнали, что это жители соседнего с Киргизией Казахстана!)) Ну да ладно!

Бесконечно останавливаясь и запечатляя друг друга и так, и эдак, наша троица не единожды вызывала явное неудовольствие инструктора. Но кураж не иссякал, улыбаясь и опуская глазки, мы обещали исправиться, но только он отходил дальше вперед, как принимались за прежнее!

А тут еще вызвали удивление купающиеся в ледяной реке малыши, да смеющиеся их мамки-няньки.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

На такой веселой и позитивной волне мы приблизились к парковке, а там шум-гам, громкая музыка. И что бы вы думали это было? Небольшая компания из 4–5 женщин, киргизок, конечно, под национальную песню танцевали прямо в кузове грузовика! Значит не мы одни словили в тот день смешинки и тут видим их единственного мужчину в национальной шапке! Тут же понимаем, что уже пройдено и преодолено полпути по Западной Киргизии, а у нас до сих пор нет ни одного аналогичного фото. Ангажируем на секундочку у дам их спутника и вот-опа, фото готово!

Нас все уже ждут, выражая нетерпение, спешим к автобусу, смеясь загружаемся и путь продолжается.

Сколько ехали, я уже и не помню, время было чем себя занять: делились впечатлениями, просматривали фото и радовались, что так много наснимали друг друга. Очередная остановка и опять приятная, трепещущая нервы неизвестность: придорожный домашний ресторанчик, река Афлатун с мутной водой,

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

аналогичный мутный искусственный водоем. Не понимая в чем фокус — исследуем территорию, заглядывая во все уголки.

Водитель и наш гид-инструктор несут удочки, расправляют их, раздают желающим и начинается рыбалка! Да, да, сегодня предстоит самостоятельная добыча еды и наш поздний обед может состояться в случае удачной рыбалки на форель!

Вот это да, сюрприз, да еще какой удался! И тут началось настоящее рыболовное действо и, как оказалось, полученный нами позитивно-энергичный заряд в ущелье очень даже пригодился. Удочек на всех не хватало, поэтому ловили по очереди и те, у кого было желание. У меня оно куда-то подевалось, и я с удовольствием исполняла роль подай-принеси подкормку из мокрого лаваша, которую прожорливая форель схватывала с крючка в мгновение ока. И если я испытывала непонятно откуда взявшийся азарт и адреналин, представляю, как были возбуждены наши рыбаки, чувствующие на себе ответственность за желудки всей группы.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Форель в водоеме была в основном откормленная и большая, поэтому ничего удивительного, когда одна громадина, повиснув на поднятой из воды леске, дернулась, совершила сальто-мортале и была такова! Но закон природы был нарушен и через минуту форель всплыла, показав нам спину и плавники. Служащий сказал, что оставлять вот так рыбу было уже нельзя, но как ее поймать? В итоге, она вторично попалась на крючок и стоило труда подцепить измученную рыбу в судок и удержать ее в нем. Все кинулись на помощь, невозможно было и представить, чтобы она опять ускользнула. Удержали, но раненая форель обдала почти всех, удерживающих ее своей кровью. Мне досталось по полной- вся одежда была в красных точках.

Наши рыбаки достойно справились с поставленной задачей: было поймано четыре форели разных размеров, их отдали поварам, чтобы профессионалы запекли добычу на мангале.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Для ужина нам накрыли стол в юрте

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

и для разбега принесли мед, варенье, чай и кучу всяких запеченных вкусностей из теста с начинками и без.

Пока мы все пробовали и делились впечатлениями о только что случившимся, последовал внос блюд из пойманной нами форели.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Красота-то какая! Но как оказалось, самая большая форель была и самая старая, сухая и не очень вкусная и было бы логичнее если бы ее запекали в фольге. А уж мне есть с чем сравнить, сразу вспомнила великолепную и сочную форель в Дигории.

После сытного обеда-ужина, забрав с собой остатки форели, мы выдвинулись к финальной точке этого длинного дня — ночлегу в гостевом доме в селе Аркыт. Изначально село называлось Ар кут, от слова «достаток», то есть эти места всегда изобиловали водой, фруктами, живностью и необычайной природой. Дорога пролегала вдоль реки Кара-Суу в сторону Сары-Челекского заповедника. Все не широкое пространство между рекой и дорогой до самого села, а это несколько километров, было занято всевозможными туристическими объектами: кафе, гостевыми домами и прочими объектами. Вечерело, кое-где светили огоньки, фонари, гирлянды, доносилась музыка и веселое разноголосье. Очень не хотелось ночью оказаться в центре такого бойкого местечка. За рекой высилась терракотовая горная гряда очень красивой формации, за ней сначала несмело, затем все ярче разными яркими красками полыхал закат. А мы проезжали мимо и сфотографировать эту красоту не было никакой возможности.

Уже совсем стемнело, когда наш автобус по узкому мостику пересек реку и натужно пыхтя по гравийке стал медленно подниматься по склону холма. Мы проезжали сельские домики с крошечными участками и вскоре, у современного двухэтажного здания автобус остановился.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Радости не было предела, наконец-то целых две ночи мы проведем в настоящем гоствевом доме со всеми удобствами,

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

в цивилизованных номерах с душем и обычными кроватями с мягкими матрацами!

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Более того, нам показали отдельно стоящую сушильню и сразу же предложили организовать стирку! Собрав все, что требовало обновления, мы отправились в прачечную, запихали вещи в большую стиралку и, проигнорировав просьбу нашего гида не увеличивать с 15 минут время стирки, поставили на час и удалились в номер. Что такое 15 минут для запыленных и заляпанных кровью форели вещей — не успев обсудить этот момент, мы погрузились в кромешную тьму! Первая мысль была — из-за нашего непослушания вырубились пробки на всей территории базы! Рванули к стиралке, пока суетились, включали фонарики на мобильниках, свет и зажегся! Уф, но молчок, никому ни слова!

Приняв душ, отправились трапезничать-оказывается нам еще полагался поздний ужин.

Западный Кыргызстан: ущелье Падыша-Ата, ловля форели на обед

Оказавшись в номере, долго не могли угомониться, обсуждали детали прошедшего дня и наконец-то нормально смогли пообщаться по с родней и друзьми -интернет работал исправно. Да к тому же из коридора то и дело доносилась речь на английском языке-приехала еще одна группа туристов.