Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 13:02

Западный Кыргызстан: Чаткал, палаточный лагерь, пробный поход и Ослик в поисках подруги

Киргизия Август 2023

Продолжаю повествование о своем незабываемом, интереснейшем туре в Киргизию и предлагаю краткое содержание прошлой части: покинув Таласскую долину, покружив по серпантинам и преодолев сложнейший перевал Кара-Буура, что в переводе «черный верблюд», с наивысшей точкой в 3 294 метра над уровнем моря, мы спустились в Чаткальскую долину.

Это уже Джалал-Абадская область, более 70% территории которой занимают редкозаселённые и девственные высокогорья западного Тянь-Шаня.

Оставшиеся 30% территории пролегает вдоль границы с Узбекистаном и долины реки Нарын, которую позднее мы еще увидим. Это густонаселённые предгорья и равнинные части Ферганской долины, отведённые под орошаемое земледелие, в основном хлопководство. Местное население в большей части занимается животноводством.

Чаткальская долина образована рекой Чаткал и простирается на 150 километров между Чандалашским и Чаткальским горными хребтами, самая высокая ее точка- это пик Чаткал, высотой 4503 метров над уровнем моря.

Один из самых труднодоступных районов Тянь-Шаня, Чаткал как живописен, так и суров, а в долгие зимние месяцы большая часть долины покрывается толстым слоем снега. Так же закрывается и перевал Кара-Буура, через который мы приехали.

Базой на три дня для наших дальнейших радиальных приключений стал традиционный дом интеллигентной семьи в районном центре,

селении Каныш-Кыя, расположенном на высоте 1859 метров над уровнем моря.

Название села в переводе с киргизского языка звучит очень красиво и означает «Тропа царицы».

Согласно переписи населения, на 2009 год в селении проживало около 14 тысяч жителей, но через десять лет количество уменьшилось почти в треть, осталось чуть больше пяти тысяч человек.

Итак, после шикарного ужина из блюд, приготовленных хозяевами для нашей группы из молоденького барашка и ночи, проведенной на полу, бодренькие и готовые к приключениям, мы стали грузиться в наш автобус. Следующую ночь предстояло провести в горах и в палатках, спальники были в наличии не у всех, поэтому хозяева принесли целую кучу одеял и курпача. Чтобы мы не голодали, хозяйка приготовила отварные куски барашка и картофель. Заехав в магазин — купили лаваши и воды. Фрукты и овощи Александр покупал еще в Таласской долине, там они в два раза дешевле, чем на Чаткале — сказывается более суровый климат и сложности огородничества.

А далее предстояло 60 километров пути к вчерашним мостикам через реку Чаткал: с комфортного асфальта автобус скатился на грунтовку, после чего остановился у сложной переправы.

Как и накануне перед мостками пассажиры покинули автобус, дабы облегчить его вес, прошли с полкилометра пешком, затем погрузившись в преодолевший препятствия транспорт, проехали еще немного. А далее предстояло выбрать место для лагеря, поэтому опять высадка балласта, т. е. туристов — пусть порезвятся городские, пока сведущие и компетентные люди изучают местность.

А мы и рады, что покинули автобус, ведь, наконец-то свобода, простор и невероятная красота вокруг: внизу, перекатываясь по камням шумит река,

окружающие нас горы плавными изгибами убегают вдаль,

близлежащий склон весь усыпан высохшими на солнце пучками кустиков, тоненькие веточки которых приплясывают от малейшего дуновения ветерка.

Стройные ярко зеленые сосны, словно огромные свечи устремленные ввысь, удивительным образом контрастировали с этими песочными склонами.

Это было наше уже второе, по-настоящему продолжительное погружение в потрясающую природу Тянь-Шаня, погода словно чувствуя ответную восторженную реакцию обволакивала теплым горным воздухом, солнышко в унисон с каждой минутой припекало все яростнее. Разбросанные по голубому небу белоснежные узорчатые хлопья то разлетались в разные стороны, то объединяясь группировались, принимая самые разнообразные формы.

Медленно изучая метр за метром раскинувшегося пространства я сразу же собрала несколько интересных кадров себе в коллекцию.

Лагерь решили разбить на полянке поближе к реке: мы все отправились туда пешком, а автобус, переваливаясь из стороны в сторону по грунтовке, осторожно и медленно двинулся вниз. Дальние дали окутала голубая дымка-вуаль, во избежание головокружения у нас, она словно специально и до поры до времени прикрывала легкой пеленой всю эту истинную красоту.

А нам предстояло занятся земным и насущным-ставить палатки и тут выясняется, что кто-то из нашей команды этим важным делом никогда не занимался, кто-то приобщался пару-тройку раз, но на данный момент совершенно не понимал, о чем идет речь, кто-то в прошлой жизни выступал лишь в роли подмастерья. Но как известно: глаза боятся, а руки делают. Так и мы, выбрав подходящие места, очистив их от камней, разобрав палатки, приступили к делу.

Началась суета, слышался смех, сыпались рекомендации, советы, подсказки и лишь когда у кого-то из рук ветром вырвало полог палатки, обратили внимание, что лагерь стоит на самом продуваемом месте. А не замеченный нами до этого ветер разбушевался не на шутку, шквалами и порывами он сгибал уже установленные палатки, грозясь вырвать колышки и унести легкое строение куда-то за Чаткальский хребет. Женская палатка была на троих и как следствие — самая большая, а значит больше одинарных подвержена проказам ветра: ее трепало, изгибало и наклоняло к земле. Мы бегали из стороны в сторону, погружая плотнее колышки, поправляя веревки, обкладывая края палаток камнями, для баласта складывая в них вещи.

Виновник всей нашей суеты, видя бесполезность своих натисков, так же неожиданно и практически незаметно, угомонился, ретировался и вновь наступила благостная тишина и спокойствие.

А мы, взбудораженные, немного даже уставшие, но вполне довольные полученным результатом перед походом

устроили второй сытный завтрак на природе.

Конкретный поход к озерам предстоял на следующий день, а что же будем делать сегодня, ведь до вечера еще столько времени впереди? А сегодня нам предстояло очутиться в роли первооткрывателей, хорошо потрудиться и разведать короткий путь к дороге, ведущей к озерам. Конечно, выбирали маршрут не мы, а наш организатор и инструктор Александр, велевший спускаться к реке и шагать вдоль ее русла.

Вначале ничего, как говорится, не предвещало, что будет в дальнейшем,

но вскоре правый берег по которому мы шли, стал сужаться. Сначала передвигались по узенькой кромке, потом пришлось продираться сквозь кусты и деревья, но, а затем мы уперлись в каменную стену, преградившую сухой путь — каньон! Далее река, весело шебеча и игриво поблескивая на солнышке, продолжала путь, зажатая высокими скалами. А что же делать нам? Назад возвращаться не самый удобный вариант и тем более не короткий путь. Наш рулевой отправился на разведку и затем издали позвал следовать его курсом! Далее у меня отсутствует полная фотоверсия этого жуткого и невероятно крутого подъема. Сначала мы преодолели сыпуху, балансируя на огромных камнях, затем полезли вверх практически по вертикальному сухому склону. Порой не за что было даже зацепиться, палки не всегда помогали, корни деревьев вырывались, ветки ломались. Одна девочка сорвалась и покатилась вниз, к счастью ее едва успели удержать.

Поддерживая друг друга, подбадривая и главное-не спеша, не суетясь все кое-как выбрались на верх и раздался общий громкий вздох облегчения. Это был самый сложный участок пути, который мы преодолевали за всю поездку!

А далее предстояло идти вперед напролом, но теперь это было уже не так сложно.

Вскоре мы подошли к краю каньона, который до этого видели снизу и поняли, что пройти к озерам вдоль реки невозможно. Размеры каньона более реалистично видно на видео.

Шаг за шагом мы шли к цели, поднимались на склон, опускались в расщелину, а дороги все не было и не было, но зато награды следовали одна за другой, потому как с каждым мгновением открывались все новые и новые невероятно живописные панорамы.

А вот наконец-то и самая главная награда — дорога и дальше путь будет еще легче!

После небольшого привала группа разделилась, кто-то устав, решил вернуться, а остальные продолжили путь и здесь на каждой сотне метров нас также ждало сплошное природное очарование. Останавливаться хотелось все чаще, а замерев впитывать и впитывать этот простор, этот горный воздух Тянь-Шаня, эту удивительную гармонию всеобъемлющей красоты.

Вдруг на фоне зеленых заплаток мы разглядели нечто живое. Ослик, да откуда же ты взялся здесь в горах, ведь вокруг не видно ни одного стойбища. Это до определенного момента отавалось для нас загадкой.

А ослик, ошалев от полной свободы, вальяжно отправился в ту сторону, откуда пришли мы.

Продолжая размышлять о хитросплетениях ослиной жизни, не забывая оглядываться, посматривать по стронам

я в какой-то момент глянула вперед и ахнула! Божечки, разве ж может быть так красиво и я, счастливая все это вижу своими собственными глазами!

Горы раскрылись, распахнулись, раздвинулись и далеко впереди показалось крошечное озеро Кара-Токой!

Благодаря технике его конечно же можно приблизить, но в реальности к озеру мы отправимся завтра, это и по плану, да и силы надо поберечь на обратный путь до лагеря.

Мы оказались на вершине плато, с двух сторон оно резко обрывалось, слева был виден каньон реки, который мы, наивные, думали сможем преодолеть.

Стоя на вершине, хотелось прыгать, визжать, охватить необъятное и рассказать всему миру, что я наконец-то здесь и увидела лишь частичку великолепной природы Киргизии!

Вот ради таких моментов стоит потерпеть какие-то тяготы пути и невзгоды, немножко попалиться под жарким летним солнцем Тянь-Шаня! Наши мужчины были со мной плностью солидарны!

Немного передохнув и напитавшись красотой, пообещав завтра вернуться, мы отправились в обратный путь, вновь любуясь панорамами, ведь теперь те, что прежде были у нас за спиной, открылись перед нами словно бы вновь!

Дорога назад оказалась какой-то слишком долгой, то ли потому что мы теперь шли в обход по поселочной дороге, то ли солнце и усталось все же сделали свое дело, но лично у меня ноги буквально волочились. Как вдруг, ба, да это наш старый знакомый. Но что с ним, почему так жестоко связаны его ноги?

Вдруг из-за холма выскочил изящный иноходец, оседланный джигитом, ковбоем, а попросту — скотоводом, пастухом!

Он и поведал нам грустную историю своего питомца: этот четвероногий парень самовольно покинул стойбище в поисках своей половинки! Ну с кем не бывает, но в разгар сезона, как можно?! А теперь ослик наказан именно таким образом, чтобы впредь знал и запомнил. Видя, как неловко передвигается бедняга, нам все же было его жалко.

Уже в последний момент спросили у пастуха, а где же его стойбище, ведь вокруг мы ничего не видели, даже стада.

-За горами, что справа от дороги- был ответ. И еще вопрос:

-А вы не видели палаточный лагерь, а то мы идем-идем, а его все нет и нет, может мы заблудились?

-Так ведь дорога идет гораздо выше, а ваш лагерь там, внизу, скоро вы его увидите — и был таков!

А мы опять шли и шли и казалось пути не будет ни конца, ни края, как вдруг далеко внизу между просветом двух горных изгибов мелькнули палатки! Спустившись вниз, я сразу заметила, что девичья палатка переставлена на новое место, но что же произошло в наше отсутсвие уточнять не стала. Прибывшие сразу запросили кофе, а потом, когда ноги окрепли и нормализовалось дыхание, устроили фотосессию, как же без этого?

До заката еще оставалось время и я решила исследовать территорию у реки.

Живописный оазис очаровал своей идиллией, мостиком на небольшой островок служили бревна, на другом берегу мирно паслись кони.

Появилась возможность сфотографировать симпатичные кустики, аналогичные я видела в начале сегодняшнего пути в каньоне, но в тот момент было совершенно не до их красоты.

А потом наступил закат, нежный, едва уловимый. Бледные краски, словно размытые водой, легкой пеленой легли на склоны гор, сглаживая и приглушая их яркую дневную палитру.

Солнце нехотя и изящно цепляясь лучиками за вершины гор, покидало сегодняшний насыщенный на эмоции и впечатления день. Закатившись и спрятавшись, оно обещало вернуться завтра, чтобы сопровождать нас в новый поход.

И как всегда представляю кракий обзор-видео: