Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 20:13

Киргизия Август 2023

Ночь в палаточном лагере прошла спокойно и только утром мы узнали, что оказывается ночью было очень холодно, опять поднимался сильный ветер, тормошил и терзал палатки. В данном случае усталость помогла избежать всевозможных домыслов и фантазий — мало ли что может привидится спросонья?

В надежде поймать момент пробуждения Солнышка, я выползла из палатки как можно раньше,

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

но рассвет, так же, как и закат, был довольно-таки скромен,

солнышко пребывало в каком-то умиротворенном дремотном состоянии и не желало устраивать зрелищ.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Лагерь пробуждался не спеша, словно в замедленном действии, каждый член нашего маленького отряда жил своей обособленной жизнью: кто-то поспешил к реке на утреннюю рыбалку, кто-то еще надеялся заполучить яркие краски рассвета, кто-то начинал готовить завтрак, я же спустилась к реке, чтобы с помощью водных процедур ледяной водицей побыстрее взбодриться.

После завтрака собрали палатки, личные и общие вещи, загрузили все в машину и договорившись с водителем о месте встречи впереди по дороге, отправились в поход к озеру Кара-Токой, показавшемуся нам вчера издали крошечный капелькой, укрытой от мира горными вершинами.

И вновь мы шагаем по великолепному и невероятно красивому маршруту, украшением которого служат луга с уже пожелтевшей травой и высокие тянь-шаньские ели.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

С утра мы все полны энергии и энтузиазма, самочувствие прекрасное, а предстоящий день хочется растянуть до бесконечности. Дорога петляет по холмам, мы то спускаемся вниз, то плавно поднимаемся вверх и каждое мгновение хочется остановить.

Остановки на отдых воспринимаются как благо и с утра это не повод для восстановления сил, а возможность лишний раз полюбоваться удивительной и тонкой красотой окрестностей Чаткальского хребта.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Вдали уже показалась ровная площадка, на которой мелкими точечками едва просматривались машины.

Мы видели их и накануне, но я почему-то не сделала ни одной фотографии. А дальше уже обрыв, каньон и тропа к озеру.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

На площадке оставляют транспорт пастухи и те туристы, которые решаются по, жуткого качества грунтовке, доехать до последней точки, откуда легче добираться до озера.

Этим самым они сохраняют физические силы и имеют возможность пройти по берегу вдоль озера дальше — сей немаловажный факт мы смогли оценить в этот же день, но немного позднее.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Время приближалось к полудню, солнце между тем оживилось, зависнув над нами и нещадно паля. Ветерок, метавшийся по ущелью в поисках убежища, предупреждал об опасности своих холодных порывов. Поэтому приходилось жариться в куртках, что снижало активность, а силы хоть и едва заметно, но все же ускользали, словно воздух из сдувающегося шарика.

Но вот мы, наконец-то и на плато, первый отрезок пути пройден и созерцая неумолимые отвесные вершины Чаткала, сверкающую поверхность едва различимого вдали озера, я мысленно пыталась пройти предстоящий путь.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Немного отдохнув и насладившись прекрасными панорамами, выдвигаемся дальше. Тропа, извиваясь и перекатываясь по камням, резко уходит вниз, ровная стена каньона и плато, на котором мы только что были, остались позади. Если присмотреться, то слева в верхнем углу фотографии можно рассмотреть крошечных человечков. В такие моменты как нельзя четче ощутимо величие окружающих гор и их масштабы.

Не успели мы спуститься, как тропа по ровным уступам, словно специально вырубленным в скале, поспешила вверх и юркнула в хвойный лес. Живописные коряги, каменные глыбы, тянь-шаньские ели, вершины которых подпирали небо — все эти составляющие сопровождали нас в пути и хотелось рассмотреть и запомнить каждый сантиметр.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Пейзаж менялся слишком быстро и надежды на дальнейший путь, пролегающий в тени сосен, не оправдался. Справа вздыбился склон, на котором чудом удерживались деревья, с трудом удерживая осанку, а тропинка, извернувшись, вырвалась на свободу.

Мы же оказались на голых скалах и возможности спрятаться, укрыться от назойливых лучей солнца в ближайшее время не предвиделось.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Желание поскорее увидеть виновницу сегодняшнего нашего похода возросло и не обращая внимания на жару и духоту, сконцентрировавшихся в этом изолированном от господства ветра месте, все спешили вперед. Вскоре тропинка резко наклонилась и вот еще шаг, другой и из-за серой массы огромных глыб уже можно было различить небольшое продолговатое блюдце с идеально ровной поверхностью.

Чем ниже мы спускались, тем тоньше становилась озерная полоска и вот она совсем исчезла.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

А мы тем временем, раззадоренные помаячившим и скрывшемся зрелищем, преодолевали препятствия в виде огромных глыб, преградивших путь. Проследить тропинку среди такого ландшафта было очень сложно, поэтому шли практически наугад.

Удивительно, но озеро Кара-Токой, расположенное на северо-востоке Чаткальского хребта, по вселенским меркам совсем юное, оно появилось в конце 19 начале 20 веков в результате землетрясения. Возможно и этот жуткий камнепад результат того же или другого землетрясения.

На безликом каменном поле просматривались и другие крошечные озерца, плавно перетекающие друг в друга.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Эти малышки внесли некий визуальный контраст в общую серую каменистую местность, они радовали глаз своим ярким цветом воды. Но это была всего лишь преллюдия, главный гвоздь сегодняшней программы был где-то рядом…

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

И вот, преодолев еще пару-тройку препятствий, по довольно-таки крутому склону я лихорадочно устремилась поближе к берегу! Божечки мои, да разве ж бывает в мире такая красота?!

Название прекрасного озера Кара-Токой, расположенного в одноименной живописной долине в окружении гор переводится с кыргызского языка как «черный лес». Оно расположено на высоте около трех километров над уровнем моря. По берегам озера растут изящные тянь-шанские ели.

Стоя на возвышености неприступного берега я словно парила на корабле по величественно гладкой повехности изумительного цвета озера! Оно переливалось самыми разнообразными оттенками сине-изумрудной бирюзы, сдобренное нежными салатовыми заплатками.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Возможности спуститься прямо к берегу не было и это огорчало, хотя панорамы сверху всегда выигрышнее. Но если все же вернуться чуть назад, то можно спуститься и отдохнуть вон на том полуостровке, что на нижнем фото.

И здесь сработал эффект обезъянки, той, что стремилась одновременно быть и умной и красивой: хотелось понежиться на островке, а как же экспедиции в дальние дали? А? Поэтому мне больше всего хотелось продолжить путь, хотя предчувствуя наклонную тропу, пролегающую по крутому склону, ноги предательски подрагивали.

После непродолжительных дебатов группа разделилась: девочки и Даниэль отправились в райский уголок, а неугомонная троица в составе нашего рулевого Александра, Данилы и меня, надо же разбавить мужской коллектив — вперед,

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

в поисках крышесносных ракурсов!

В конечном итоге горе-тропа испытав нас на прочность и особенно на устоичивость на практически вертикальной поверхности, измотала так, что Александру пришлось заманивать нас с Данилой водопадом, находящимся вот прямо тут, за углом!

Мы купились и цепляясь за корни деревьев, упираясь палками в сыпучий склон немного спутились вниз, но ни шума падающей воды, ни самого водопада что-то не наблюдали. Поэтому оценив обстановку и решив, что в сей момент мы просто физически не сможем вернуться на тропинку — уселись прямо там, где стояли. Отдышавшись, испив местной водички с лимоном, мы огляделись. Что это за чудище напротив, не иначе как Хозяин Чаткальского хребта смотрит на озеро и на окружающий его мир?

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Александр тем временем откуда-то снизу, стараясь перекричать все же обнаруженный там водопадик, звал нас спускаться! Ага, спасибо, мы уж лучше тут посидим и издали посмотрим на крошечный водопадик.

Из-за плотно стоящих деревьев, едва смогли разглядеть следующее озеро, расположенное чуть выше и с которого и скатывались струи воды. Получается, что здесь целый каскадный комплекс озер.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Отдохнув, кое-как выползли на тропу и увидели несколько групп, бодро шагавших дальше по курсу. У нас такого плана не было, как не было и сил, требовался отдых и подкрепление. Вот тогда мы и подумали, что эти группы идут от поляны перед спуском в каньон, до которой они просто доехали на соответствующем авто. Мы медленно побрели назад, любуясь прекрасным водоемом среди скал.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Цвет воды в озере менялся в зависимости от ракурсов, но и понятно, что он также может меняться от погоды, освещения, времени года и других природных факторов.

Спустившись к полуостровку, выступающему в озеро, мы попали в зону сумасшедшего ветра, который старался выдуть нас из этого уютного уголка, не дать возможности насладиться тишиной, покоем и уединением!

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Девочки, успевшие отдохнуть, перекусить и вдоволь нафотографироваться, собрались и отправились в обратный путь, поясняя это тем, что мы в любом случае их догоним, а по огромным камням следует передвигаться медленно.

Красота озера с этого ракурса захватила целиком и полностью, я перебегала по небольшой площади полуостровка, с одной его стороны

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

на другую и старалась как можно достовернее запечатлеть безумие цветовой гаммы водной поверхности и окружающий озеро великолепный ландшафт.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Здесь хотелось остаться на подольше и просто сидя на берегу релаксировать, позабыв обо всем на свете.

Мы смогли это себе позволить лишь на несколько минут, затем набежали туристы, шум, суета, построение для общего фото и настрой был безжалостно сбит…

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Грустная, я собрала рюкзак и в последний момент, словно вспомнив что-то очень важное, мы с Данилом сфотографировали друг друга на фоне этого великолепия-на память. Шляпку своевременно придержала от налетевшего порыва ветра, пытающегося сорвать ее и унести в воды Кара-Токоя, холодные даже летом.

Подошел Александр, запускающий в это время квадрокоптер и мы отправились в обратный путь. На обратном пути я специально сделала еще одно фото каменного царства, в котором человек просто теряется.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Мужчины шли быстро, порой даже скрывались из вида, мне же предоставлялась возможность почувствовать полное одиночество и чаще отдыхать типа для фото.

Зато успела запечатлеть их на ступенях природного амфитеатра.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

А вообще я чертовски устала, палящее солнце, заданный темп быстро утомили и приложив максимум усилий, я все же доползла до вершины каньона и рухнула на камни. После воссоединения с группой и непродолжительного отдыха по уже более нормальной дороге мы продолжили бесконечный путь назад.

Не знаю как все, но я шла как робот на автостопе, особенно последние пару-тройку километров. Учитывая, что наш автобус покинув место стоянки отъехал куда-то вперед, было непонятно, сколько еще придется идти. Выруливая из-за очередного поворота мы уже все вместе надеялись, что вот сейчас замаячит наш белоснежный транспорт, но увы… Следующий поворот, аналогичные ожидания и очередной облом!

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

И вот, когда казалось бы уже все, расстаяли последние надежды — о нет, неужели нас бросили, не осталось сил сделать больше ни единого шага, ноги запутывались, спотыкались, подгибались мы и увидели его, белеющего среди песочного цвета лугов!

А рядом, в ожидании уставшей группы наш водитель уже готовил поляну: поставил столик, стулья и резал огромную длинную дыню! Вкуснее этой сочной и сладкой дыни я не ела ничего и надо ли пояснять, почему нет ни одного фото в подтверждении этого факта?))

Затем погрузились и поехали в свой гостевой дом, где нас ждала банька и великолепнейший ужин, состоящий из блюд, приготовленных из остатков молоденького барашка. О, это были местные специалитеты: бешпармак

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

бутерброды из печени барашка и курдючного сала.

А под конец ужина хозяин торжественно вынес голову барашка, запеченную в дровяной печи. Наш водитель-киргиз уверенными движениями рук разобрал ее на части и все попробовали по кусочку. Между прочим в ход пошли и глаза животного, тем более, что в нашей компании был коренной киргизец, для него это лакомство. А мы и были рады, что нас избежала участь дегустации.

Западный Кыргызстан: поход к озеру Кара-Токой и баранья голова

Кстати, по старинному киргизскому обычаю голову молодого барашка подают только самым уважаемым людям. Засиделись мы долго, было очень интересно общаться с хозяевами, узнавать что-то интересное про устои, быт, обычаи киргизов. А утром, погрузившись в автобус, мы покинули гостеприимную семью фермеров в селении Каныш-Кыя, впереди был новый день, новая дальняя дорога.