Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 14:01

Любимой Югории
И славим югорский народ!
Гимн ХМАО — Югра

Заключительная часть путешествия по Южному Уралу и Западной Сибири. Предыдущая часть: Рождённый дважды

В ХѴІІ веке русские переселенцы в Сибири стали основывать почтовые станции — ямы. Один из таких ямов — Самаровский, был основан в 1637 году недалеко от места слияния Иртыша и Оби, у подножия Самаровских гор. Впоследствии из ямской слободы выросло небольшое село, названное Самарово в честь остяцкого князя Самара, резиденция которого находилось рядом. Спустя три сотни лет село выросло до посёлка Остяко-Вогульск (остяками и вогулами называли хантов и манси), который затем получил статус города. Так и появился город Ханты-Мансийск. В 2000 году в его исторической части, там где раньше было село Самарово, был учреждён природный парк Самаровский Чугас.

У подножия Самаровских гор

Целью парка является охрана редких растений и животных. Белок, наверное, все видели. Нам посчастливилось встретить бурундука. Увидев нас он сразу же замер, стараясь не выдать себе. Но поняв что замаскироваться у него не получилось, юркнул под корень кедра.

Рядом обнаружился целый схрон кедровых орешков. Возможно грызун отсюда их таскал в свою норку. В норках бурундуков обычно хранится множество разных видов злаков, орехов и ягод. Причём свои «кладовые» бурундуки содержат в идеальном порядке — всё рассортировано, а бывает даже разные виды пищи разделены сухими листьями.

У подножия Самаровских гор

В Чугасе очень много сибирских кедров. Они похожи на сосны, но у кедров хвоя гораздо более мягкая.

Большинство кедровых шишек начисто вылущены — скорее всего теми же белками и бурундуками. Но нам удалось собрать несколько штук совсем нетронутых.

У подножия Самаровских гор

В южной части расположен мемориал Первооткрывателям земли Югорской в форме пирамиды. Раньше внутри располагались ресторан и смотровая площадка, но сейчас пирамида закрыта на ремонт.

Однако даже от её подножий открывается вид на Иртыш и постройки на его берегу.

Площадь Самаровского Чугаса очень велика — более 6 тысяч га. Многие достопримечательности Ханты-Мансийска примыкают к нему. Например одна из визитных карточек города, Археопарк. Это масштабная реконструкция доисторических времён под открытым небом.

В другом месте к Чугасу примыкает этнографический музей под открытым небом Торум Маа. С языка манси это название переводится как «Священная земля».

Кузница обских угров XV-XVI веков. Рекострукция.

Некоторые постройки доступны для осмотра внутри. Например, Летний дом.

Зимний дом.

Различные ловушки.

Черкан на горностая. Северные ханты.

На протяжении реки Обь по Ханты-Мансийскому округу много всеобщих, особо значимых священных для коренных народов мест: Вежакоры, Калтысяны, Войтехово и т. д. Из встречающихся в них вещей важнейшими являются идолы, амбарчики на сваях для духов. На некоторых есть по несколько духов целая семья отец прислуга. Так, общество духов может быть весьма многочисленным, особенно у северных хантов.

Несмотря на то что первое поселение русских на месте современного Ханты-Мансийска появилось ещё уже во второй половине XVII века, как город он довольно молод и существует в этом статусе в 1950 года. Поэтому с по-настоящему историческими достопримечательностями здесь не густо. Однако в городе довольно много памятников, например 12-метровый памятник «Символы Югры».

У подножия Самаровских гор

В наиболее старой части города, там где когда-то и было село Самарово, установлен памятник основателям города.

Самый большой парк Ханты-Мансийска носит имя Бориса Лосева. В отличие от Чугаса здесь много берёз.

В центре парка — фонтан, который называется «Обь и Иртыш».

У подножия Самаровских гор

В двух противоположных концах парка находятся музеи. Оба — очень новые, современные. Первый из них — это Музей геологии, нефти и газа.

Перед ним установлен памятник легендарному геологу-нефтянику Фарману Салманову.

У подножия Самаровских гор

Образцов нефти в музее очень много

В XIX веке для транспортировки нефти использовались все доступные бочки, различного назначения и размера. Лишь в 1866 году группа нефтепромышленников из Пенсильвании решила ввести стандарт для поставок нефти объёмом 42 галлона. Так и появился тот самый баррель.

У подножия Самаровских гор

Промышленная нефтеносность Южной части Приобского месторождения была установлена в 1987 году, поисково-разведочное бурение проводилось с 1982 по 1998 годы, было пробурено 74 скважины. В настоящее время темпы бурения и ввода новых скважин фиксируются числом 230–250 скважин в год.

Технологией «умных скважин» называется метод заканчивания скважин, при котором применяется внутрискважинное оборудование, обеспечивающее сбор и передачу на поверхность данных о параметрах нефтедобычи или закачки жидкости в пласт в реальном времени. Данная технология позволяет раздельно контролировать приток нефти из каждого из добывающих горизонтов, а также закачку жидкости в каждый из одновременно разрабатываемых пластов.

У подножия Самаровских гор

В музее можно потрогать нефть. Четыре перчатки ведут к резервуару с нефтью. Жидкость на ощупь маслянистая, пахнет как бензин. Как и предупреждают, запах остаётся на руках, но довольно быстро выветривается.

Также в музее есть большая экспозиция минералов, добытых из земных недр.

Метасланец с криталлами брукита

Второй музей носит название Музея природы и человека. Фактически это местный вариант краеведческого музея.

У подножия Самаровских гор

В местонахождении Луговское на расстоянии 26 км от Ханты-Манскийска было обнаружено множество палеонтологических находок — более шести тысяч. Это также самая северная в Западной Сибири стоянка человека древнекаменного века.

ХМАО занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины. Основную часть территории занимает тайга со множеством озёр и болот, фауна включает 60 видов млекопитающих.

Следующая часть экспозиции музея посвящена мифологии коренных народов Югры. Между небом и землей рожден младший из богов Мир-Сусне-Хум. На крылатом коне или громадной птице Карс он объезжает землю и воду, наблюдая за порядком в мире. Он научил людей промышлять зверя и рыбу, пользоваться огнем и котлом. Бабка сшила Мир-Сусне-Хуму шапку-невидимку из разноцветных звериных шкур. Кузнец сковал для него крылатого коня с золотыми копытами. Когда люди просят Мир-Сусне-Хума спуститься на землю, они подставляют под копыта его коня серебряные тарелки

У подножия Самаровских гор

Выросший в гнезде-люльке Мир-Сусне-Хум получил в подарок от матери семисуставную саблю и трехгранную плеть, семь гусиных крыльев и расписное седло. Его маленькие вещи-семиклинная шапка и халатик, пояс и сапожки, табакерка и бутылка, бубенцы и металлические подвески-обладают магической силой.

Мир-Сусне-Хуму посвящаются жертвенные покрывала из четырех, шести или семи частей окон с изображениями всадника. Красная линия рисунка и лисий мех оторочки — знаки огня и солнца, крови и жизни.

В священной роще у Божьего озера возник языческий храм — капище богини Вут-ими.

У подножия Самаровских гор

На медвежьи игрища в дом охотника съезжается вся округа. С троекратным криком шкуру зверя кладут в передний угол дома. На медведя надевают шапку и пояс, на медведицу платок украшения. Глаза и нос прикрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, ноздри затыкают деревянной палочкой. По духу медвежьи игрища сродни русской Масленице и европейскому Карнавалу.

В 1582 году поход атамана Ермака закончился «Сибирским взятием». На смену власти Сибирских ханов пришла власть Московского царства.

У подножия Самаровских гор

В 1630-е годы на оживленных дорогах Сибири заводились ямские станы (ямы), где путники меняли упряжных лошадей, оленей, собак.

В первой половине нулевых в Ханты-Мансийске на высокой горе был возведён Собор Воскресения Христова.

Чуть в стороне от парка имени Бориса Лосева — здание Художественного музея. На площади перед музеем находится фонтан «Фаберже».

Рядом расположено здание Государственной библиотеке Югры, перед ним — памятник «Сова и совята».

На первом этаже представлены эскизы к картинам В. М. Васнецова из цикла «Каменный век».

М. В. Васнецов. Охота на мамонта. Эскиз к картине.

На втором этаже представлены картины различных художников.

В. Д. Орловский. Отмель. Холст, масло.

Традиционная в этом путешествии открытка.

Путешествие по Южному Уралу и Западной Сибири подошло к концу. Мы провели в дороге 15 дней, посетив за это время по немножку Башкирии, Урала и Зауралья и неплохо познакомились с Западной Сибирью. Всего в этом путешествии у нас было 10 городов, многие из которых трудно назвать раскрученными туристическими направлениями. Тем не менее маршрут получился очень насыщенным и интересным. Все посещённые города — очень разные, но в каждом из них нетрудно найти места, способные произвести впечатление даже на искушённого путешественника.