Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 20:16
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Уфа — Россия Июль 2023

Сибирь — обширнейший регион, раскинувшийся от Уральских гор до самого Дальнего Востока нашей страны. Шесть лет назад я совершил небольшое путешествие по 4 сибирским городам. Настало время вернуться и посмотреть на немного другую Сибирь. Основную часть маршрута в этот раз я решил посвятить Тюменской области. Для полноценного двухнедельного путешествия этого было мало и я добавил к маршруту города Курган и Магнитогорск, в которых давно хотел побывать. Последний штрих принесло закрытия аэропорта Магнитогорска. Что ж, если к подножию горы Магнитной нельзя попасть по воздуху, будем добираться из соседней Башкирии по земле. В итоге получился следующий маршрут.

Три Шурупа

Башкирия вошла в состав Российского государства в начале второй половины XVI века при Иване Грозном. Присоединение заняло три года и завершилось в 1557 году. Принято считать его исключительно мирным и спустя ровно 400 лет, в честь этого события, в центре Уфы началось возведение Монумента Дружбы, который был открыт в 1965 году. Монумент был возведен на том месте, где ранее располагался деревянный кремль, сгоревший в середине XVIII века.

В городе немало памятников именитым землякам. К примеру, на Советской площади расположен большой мемориал, в центре которого находится памятник генерал-майору М. М. Шаймуратову. Мужественно сражаясь и в Гражданскую войну, и в Великую Отечественную, он погиб в 1943 году. Спустя без малого 80 лет награда нашла героя — в 2020 году Шаймуратову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 2013 году был установлен памятник народному поэту Башкортостана и почётному гражданину города Уфы Мустаю Каримову. Поясняющие таблички, как и в других местах, установлены на трёх языках — русском, башкирском и английском. Интересно что русский вариант содержит опечатку — якобы памятник был установлен в 2003 году, ещё при жизни поэта.

На улице Ленина арка одного из домов украшена стрит-артом. Здесь изображены уфимцы — известные деятели культуры. Среди них — музыканты рок-группы Lumen, лидер группы ДДТ Юрий Шевчук, музыкант Сергей Спиваков, писатель Сергей Довлатов. В обиходе это место называют Аркой Шевчука.

Один из самых маленьких памятников, что мне доводилось видеть, памятник Клещу Валере, установлен на улице Мустая Карима. Отлит из серебра 925 пробы. По мнению создателя памятника, Олега Чегодаева, клещ — один из символов Уральских гор и опасен также как медведь.

По-башкирски название города пишется ӨФӨ. Поэтому иногда Уфу называют «Тремя шурупами» т. к. три буквы похожи на головки трёх шурупов. Сам декоративный объект расположен в пешеходной части Улицы Ленина.

Три Шурупа

Эта часть этой улицы — приятная аллея. По центру расположены различные декоративные объекты.

Улица Ленина

На соседней улице, Советской, расположен Национальный музей Республики Башкортостан. Представлены различные экспонаты, например макеты пещер, которых на территории республики довольно много.

Башкирия известна своим мёдом. С в 1860 по 1900 здесь было внедрено рамочное производство, созданы первые пасеки с рамочными ульями и мастерские по изготовлению ульев и вальцев.

Как я писал выше, башкирские земли вошли в состав Российского государства в 1557 году. В 1574 году был заложен город Уфа. Есть мнение что достроен он не был, но в 1586 году работы возобновились. Основу поселения составлял кремль, к которому примыкали предместья и слободы.

В 1773–75 годах в России разразилось восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Уфу штурмовали дважды, но безрезультатно. Удачное расположение на холмах способствовало успешной обороне города. Диорама ниже показывает сражение у Усольского пикета 23 декабря 1773 года, когда наступающие пробрались по оврагу с двумя пушками. Атака была отбита, нападающие обратились в бегство, оставив пушки и боеприпасы.

Месяцем ранее на сторону восставших перешёл старшина Шайтан-Кудейского улуса Юлай Азналин вместе со своим сыном Салаватом Юлаевым. В диораме ниже показан эпизод обнародования манифеста Пугачёва. Справа от Салавата — писарь, слева — толмач.

Седло и сабля, которые, вероятно, принадлежали Салавату Юлаеву.

Конечно, восстание было подавлено. Салавата Юлаева вместе с отцом отправили на вечную каторгу в балтийский порт Рогервик. А реку Яик, с которой оно началось, переименовали в Урал, дабы искоренить всякую память о восстании.

Балтийский порт Рогервик. Копия с гравюры XVIII века.

С «искоренением памяти» получилось не очень, сейчас про восстание Пугачёва знает каждый школьник. А Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа. В честь него назван город в Башкирии, хоккейный клуб, дворец спорта, многие улицы в городах по всей стране и другие объекты. Установлено множество памятников, включая крайне эффектный монумент, фактически визитную карточку Уфы.

Три Шурупа

Памятник установлен на высоком берегу реки Белая, взгляд героя устремлён куда-то за реку.

К памятнику ведёт ведёт площадь имени ему же. Здесь много красивых клумб.

Рядом с этой площадью расположен телецентр.

Три Шурупа

Именем Салавата Юлаева назван также и сад.

Из сада тоже открывается вид на реку, но немного на другую её часть. Видна красивая набережная.

В этом саду находится ещё одна достопримечательность Уфы — первый висячий вантовый мост. Он перекинут через овраг и пересыхающий ручей Случевской горы в этом парке.

Три Шурупа

Рядом с садом расположен дом-музей русского писателя А. С. Аксакова, того самого, который «Аленький цветочек» написал.

Сыном писателя был первый уфимский губернатор Григорий Аксаков. Его женой Софьей полтора века назад была заложена аллея, которую называют Софьюшкиной Аллеей. Это единственная в Уфе аллея классического типа.

На момент присоединения к Российскому государству башкиры исповедовали ислам, поэтому в Уфе много мечетей. Рядом с Софьюшкиной аллеей находится Первая Уфимская соборная мечеть, построенная в 1830 году.

Три Шурупа

В 2007 году была заложена новая мечеть Ар-рахим. Когда будет закончена — неизвестно. Этой весной упал один из минаретов.

Самой известной и красивой мечетью считается Ляля-тюльпан, открытие которой состоялось в 1998 году.

Из христианских храмов можно выделить Кафедральный собор Рождества Богородицы, строительство которого было завершено в 1909 году. В советское время здесь располагались авиаместерские и кинотеатр.

Три Шурупа

В Уфе есть лимонарий. Если сравнивать с саратовским лимонарием, то уфимский гораздо больше.

Помимо, собственно, самих лимонов, в лимонарии выращивают множество других растений.

Агава нитеносная

Очень много лимонных деревьев.

Единственное в лимонарии дерево какао. Недавно оно дало первый урожай, который был бережно собран. И возможно теперь в лимонарии появятся своя шоколадная фабрика.

Перец стручковый

Банан

Ятрофа цельнокрайняя.

Каламондин из семейства цитрусовых — гибрид мандарина и кумквата.

Три Шурупа

Одним из лучших мест в Уфе, где можно попробовать башкирскую кухню, является ресторан Азык-Тулек. С башкирского это переводится как «продукты», поэтому гуляя по Уфе можно увидеть такую же вывеску на обычном продовольственном магазине. Фасад ресторана стилизован под деревенский двор.

В ресторане есть отдельный зал для компании, стилизованный под башкирскую юрту.

Можно примерить национальные костюмы.

Говоря про башкирскую кухню мы понимаем что имеем в виду прежде всего конину. Поэтому нам очень хотелось попробовать это мясо в традиционном исполнении. Взяли салаты батыр (из конины со строганиной и печёными овощами) и курай (из конины с овощами гриль).

Салат Батыр

Солянка из башкирских деликатесов — вкусно и похоже на традиционную солянку. И суп элеш на основе конины и овощей — тоже вкусно похоже на шурпу. Лепёшка смотрится очень эффектно.

Солянка из башкирских деликатесов

На горячее мы взяли кабырга или ребро коня. И томленные конские щечки с жаренным картофелем и грибами. Были опасения что конина окажется жестким мясом, но она оказалась мягчайшей и восхитительной. Не знаю с чем можно сравнить вкус, ни на что не похоже.

Кабырга

В этом путешествии я испробовал новый формат сувениров. Из каждого города я отправлял себе открытку. Похоже, это редкость в наше время, не всегда было просто объяснить служащим почты, что нужна не привычная поздравительная открытка, а открытка с маркой, которую можно отправить по почте.

Не могу сказать чтобы мне приглянусь Уфа. Кроме очень эффектного памятника Салавату Юлаеву, остальные достопримечательности в городе выглядят обыденно и не вызывают ярких эмоций. Собственно, Уфа никогда не была в моих туристических планах и я вряд ли бы поехал сюда специально, если бы не закрытие аэропорта легендарной «Магнитки». Тем не менее знакомство состоялось и мы прощаемся с Уфой, нас ждёт Магнитогорск.