Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 15:38
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Ишим — Россия Июль 2023

У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
П. П. Ершов

Продолжение путешествия по Южному Уралу и Западной Сибири. Предыдущая часть: Кое-что о Тобольске.

Петр Павлович Ершов, русский поэт и прозаик, известный своей сказкой «Конёк-горбунок», родился в 1815 году в селе Безруково Сибирского генерал-губернаторства. Путешествуя по Сибири уместно отдать дань памяти сибирскому сказочнику. Ближайшим к месту его рождения крупным городом является город Ишим Тюменской области. Из самой Тюмени сюда можно добраться, например, на поезде.

На родине сибирского сказочника

Как это обычно бывает, перед зданием ж/д вокзала расположена Привокзальная площадь. В центре её находится красивый фонтан.

Первый поезд в Ишим прибыл 18 мая 1911 года. Ж/д станцию, которая стала центральной станцией Тюмень-Омской железной дороги начали сооружать двумя годами ранее. В память 105-летия прибытия первого поезда в Ишим на Привокзальной площади был установлен макет Первого русского паровоза братьев Черепановых.

На родине сибирского сказочника

Раньше на площади стояли солнечные часы в форме лебедя. Но потом их переставили во двор, окружённый жилыми домами. Теперь здания отбрасывают на них тень и свою функцию часы утратили.

В честь Петра Павловича в 1960 году его родное село Безруково было переименовано в Ершово. От Ишима до него в довольно неудобное время ходит пара автобусов. 15 километров, разделяющие эти два населённых пункта удобно преодолеть на такси или личном авто.

На родине сибирского сказочника

Ехать сюда стоит ради того чтобы посетить два местных музея, первым из которых является музей Иванушки Петровича Д. Того самого, который «младший вовсе был дурак». По выходным в музее проводят экскурсии по предварительной записи, в остальное время музей закрыт. Нам отчасти повезло — как раз привезли местных школьников, поэтому музей был открыт. Экскурсию, конечно, нам никто проводить не стал, но внутрь пустили.

Рядом с музеем расположен Комиссариатский дом. Это тоже музей, который представляет воссозданный отчий дом Ершова. Его отец был комиссаром уезда, отсюда и название музея.

На родине сибирского сказочника

Оригинальный Комиссариатский дом находился чуть в стороне. Согласно последней воле отца Ершова дом был снесён после его смерти. Позднее, по инициативе местных крестьян на этом самом месте был возведён Храм преподобного Петра Столпника. Сам Петр Павлович тоже принимал участие в возведении храма, но завершён он был уже после его смерти. Храм простоял до 1969 года после чего был снесён, воссоздан был уже в наши дни. Храм, вероятно, открыт только вместе с упомянутыми музеями.

Ершова крестили в Богоявленском соборе Ишима. Сейчас это старейшее здание Приишимья, возведенное с 1775 по 1814 годы. В советское время храм в разное время выполнял функции склада, музея и водокачки. В настоящее время является действующим храмом.

На родине сибирского сказочника

Рядом с собором находится Мемориал Великой Отечественной войны.

Собственно когда этот храм начинали строить как такого города Ишим ещё не существовало. На его месте была Коркина слобода, основанная ещё в 1687 году. Тогда, в конце XVII века с этих местах было ещё неспокойно. Свободные земли, которые лежали южнее в лесостепной зоне, подвергались набегам «воинских немирных людей», поэтому встала острая необходимость защитить земли, уже освоенные русскими. В соответствии с полученными из Москвы указами в Сибири начинается возведение новых оборонительных укреплений в виде слобод и островов по разным рекам — Тоболу, Вагаю, Ишиму, Иртышу, Оби и Енисею. Слобода, возведённая на левом берегу Ишима получила название Коркиной, вероятно, по фамилии первого поселенца. Сейчас Ивану Коркину в небольшом сквере в центре Ишима установлен памятник.

В том же сквере установлена скульптура Казак и Крестьянин.

На родине сибирского сказочника

Недалеко от этого сквера установлен памятник декабристу А. И. Одоевскому, написавшему знаменитый ответ на послание А. С. Пушкина «В Сибирь». Годы, проведенные в Сибири на каторге, стали для него временем духовного подъема, талант его был в полном расцвете. Основные темы стихотворений и поэм Одоевского — любовь к народу и Отчизне, прославление древнерусской вольницы, воспевание свободы.

В 1782 году в связи с учреждением Тобольского наместничества Коркина слобода по указу императрицы Екатерины II была переименована в город Ишим, получивший своё название по имени протекающей рядом реки.

На родине сибирского сказочника

В Ишиме сохранилось здание, в котором в конце XIX века располагались городской банк и городская управа. После Октябрьской революции здесь размещались областной исполком, пожарная каланча и отделение государственного банка. В 1996 году здесь разместился музей, который ранее находился в Богоявленском соборе. Музей так и называется — Городская управа.

В музее можно посмотреть на макет Коркиной слободы.

На родине сибирского сказочника

Также есть экспозиция, посвящённая купеческой лавке конца XIX — начала XX веков.

Недалеко от здания городской управы находится Фестивальный парк. Это небольшой парк с кафе и аттракционами.

Как обычно, мы прокатились на колесе обозрения, чтобы посмотреть на город сверху.

Кафе в парке не простое — резиденция конька-горбунка и его друзей. Стены расписаны изображения персонажей сказки Ершова.

На родине сибирского сказочника

Вообще гуляя по Ишиму отсылки к Коньку-горбунку можно встретить в самых неожиданных местах.

Ещё один музей, который стоит посетить в Ишиме — это конечно же музей самого Петра Павловича.

На родине сибирского сказочника

Перед музеем установлен памятник сибирскому сказочнику.

Памятник был открыт в 2015 году.

На родине сибирского сказочника

Как можно понять из вышеприведённого фото, многие потомки Ершова дожили до наших дней.

Сказку Ершова перевели на многие языки мира.

Также в музее представлены персонажи сказки «Конёк-горбунок»

В 1886–1891 годах в Ишиме был возведен Никольский кафедральный собор

На родине сибирского сказочника

Однако не столько интересен сам собор, сколько расположенный рядом с ним памятник Прасковье Луполовой. Её отцом был Григорий Луполов, участник русско-турецкой войны. Он служил драгунским поручиком и полковым казначеем, имел награды за храбрость. Кто-то написал донос что он был замешан в казнокрадстве. Истинную причину ссылки сейчас уже не узнать, но лишённый дворянства и разжалованный из поручиков он в 1798 году был сослан в Ишим, жена и дочь последовали за ним.

В 1803 году Прасковья отправляется в долгое и трудное путешествие, идёт пешком из Ишима в Санкт-Петербург, ходатайствовать у Александра I прощения для своей семьи. В дороге она проводит почти год. Император, узнав об этом, «дозволяет возвратить Луполова на прежнее жилище».

На родине сибирского сказочника

Время проведённое в Ишим подходит к концу. Мы отправили традиционную в этом путешествии открытку.

Между Тюменью и Ишимом не ходят ни электрички, ни поезда с сидячими вагонами, на которых можно было бы приехать сюда утром, а уехать вечером. Но хватает обычных скорых поездов, дорога занимает около 4 часов.