Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 14:01
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Сургут — Россия Июль 2023

Продолжение путешествия по Южному Уралу и Западной Сибири. Предыдущая часть: Один день в сосновом бору

Считается, что Сургут рождался дважды. Первое его рождение проходило под перезвон топоров наших далёких предков — в конце XVI века Сургут, наряду с Тюменью и Тобольском, стал одним из первых русских городов в Сибири. Знакомство с городом мы начнём именно с этого, Старого Сургута, о котором нам расскажет Историко-культурный центр «Старый Сургут»

Рождённый дважды

Сургут был основан воеводой Фёдором Барятинским как деревянный рубленый город, который выглядел примерно так. Наказ об основании города дал царь Фёдор I, третий сын Ивана IV Грозного.

Первоначальное проникновение русских людей в Сибирь и ее дальнейшая колонизация в XVI–XVII веках проходили под знаком «весла и паруса». Это стало возможным благодаря использованию водных речных путей и прибрежного мореплавания. Судовое обеспечение основывалось на кочах, созданных русскими поморами. Название корабля связано с его важным конструктивным приспособлением «коцой», называемой еще «шубой ледяной», т. е. второй ледовой обшивкой расположенной в районе Ватерлинии. Корпус коча цел яйцеобразную форму, наиболее удобную для выжимания на поверхность про ледовом сжатии.

Рождённый дважды

Сейчас Сургут — крупнейший город Ханты-манскийского автономного округа. Во времена освоения этих территорий их населяли ханты и манси (отсюда и название округа), которых долгое время называли остяками и вогулами. Сам Сургут был построен недалеко от остяцкой крепости. Покоренные народы обязывали выплачивать ясак или налог. В основном он выплачивался пушниной.

В Старом Сургуте представлены традиционные постройки этих народов. Левую часть следующего фото занимает Чум — традиционное жилище конической формы. Чум состоит из рамы, которая составляется из жердей и покрывается корой либо оленьими шкурами. Справа на этом же фото Хлебная печь, которую ханты называют нянькер, а манси — няньварнэкур. В таких печах не только выпекали хлеб, но и сушили рыбу и ягоды.

Рождённый дважды

Лабаз, который ханты называют лопас, а манси — сумьях. Это хозяйственная постройка, предназначенная для хранения пищевых запасов, одежды, шкур. Лабаз устанавливается на высоких столбах-опорах с затёсами, которые защищают от проникновения грызунов. Лестницей служит бревно с зарубками-ступеньками.

Рядом с этими постройками расположен Дом коренных народов Севера, в котором представлены их национальные костюмы.

Второе рождение Сургута сопровождалось мощным гулом нефтяных фонтанов. Ещё в 30-е годы прошлого века академик А. И. Губкин утверждал что в Западной Сибири есть нефть. И хотя буровая разведка выявила нефтяные месторождения из-за Великой Отечественной Войны работы пришлось прервать. Лишь спустя 20 лет, в 1957 году, экспедиция под руководством Фармана Курбан оглы Салманова высадилась в Сургуте.

У него очень выразительное и запоминающееся лицо. Всего с участием Салманова в Западной Сибири было открыто свыше 150 нефтяных и газовых месторождений. Сейчас в доме, в котором он когда-то жил, находится Мемориальный комплекс геологов первопроходцев.

В поисках нефти приходилось забираться в самые удалённые уголки сибирской тайги на таких вездеходах.

Рождённый дважды

Жили в экспедициях в таких вагончиках.

В наши дни экономика Сургута во многом связана с добычей нефти. Одной из крупнейших нефтегазовых компаний, штаб-квартира которой базируется в городе, является ПАО «Сургутнефтегаз». Она занимает большое здание, расположенное на проспекте Ленина .

Рождённый дважды

В здании помимо всего прочего есть музей. Музей можно посетить всем желающим совершенно бесплатно, но только по предварительной записи.

Как известно, нефть является жидкостью, которая легче воды. Воображение несведущего человека может нарисовать озёра, расположенные под землёй, пробурив скважину до которых можно получить знаменитый нефтяной фонтан. Однако эта картина это имеет мало общего с реальностью.

Рождённый дважды

Нефть действительно залегает под землёй в породах, которые принято называть нефтеносными. Эти породы являются пористыми и нефть заполняет пустоты в них, как мыльный раствор заполняет пустоты в обычной хозяйственной губке. Для того чтобы извлечь «чёрное золото» такую породу (залегающую довольно глубоко) следовало бы отжать. Но для начала нужно найти места, в которых таких пород много, для чего нужно бурить скважины, извлекая керн, т. е. пробу породы, на поверхность для последующего исследования. На фото ниже — пример керна.

Вот так выглядят фотографии керна. Сверху в дневном свете, снизу в ультрафиолетовом.

Рождённый дважды

После того как месторождение найдено стенки скважин укрепляют. Затем в стенках делают отверстия и заливают в скважину специальную жидкость высокой плотности, выше плотности нефти (в самом первом, грубом, приближении сойдёт и вода). Давление этой жидкости оказывается выше давления нефти, поэтому она вытесняет нефть из пор и та поднимается наверх. И вот тогда из скважины начинает бить тот самый нефтяной фонтан.

ПАО Сургутнефтегаз занимается всем работами — от поиска и разведки нефтяных месторождений до переработки добытой нефти.

Отдельный стенд в музее посвящён кубкам, которые компания регулярно завоёвывает на конкурсе «Чёрное золото Югры».

Было довольно интересно посетить этот музей. Хотя, как мне показалось, ориентирован он в большей степени не на туристов, а на различные делегации. Которые, должно быть, приезжают в Сургут для заключения каких-нибудь много-миллионных контрактов по поставке чего-нибудь нефтянного. Т. е. чтобы можно было с помпой сказать «а у нас ещё и музей есть». Ну, а мы, простые туристы, прогуляемся по Сургуту и посмотрим какие тут есть ещё достопримечательности. В центре кругового перекрёстка на пересечении проспекта Ленина и улицы Островского находится памятник Основателям города.

Рождённый дважды

Если пройти по улице Островского чуть дальше то может показаться что мы очутились в Лондоне, настолько следующее здание похоже на знаменитый Биг Бен. Но этого всего лишь Сургутская школа изучения иностранных языков. Это частная школа, предлагающая различные программы дополнительного образования.

Чуть дальше по улице — стелла «Разорванная труба» высотой 11 метров, которая также известна под названием «Факел». Она посвящена первому газовому месторождению на территории Западной Сибири, открытому в 1953 году.

Рождённый дважды

Напротив него на другой стороне улицы — Свято-Троицкий кафедральный собор. Совершеннейший новодел, открытый в апреле этого года.

Чуть дальше Факела — памятник украинскому поэту Тарасу Шевченко.

Рождённый дважды

В Южной части Сургута протекает река Сайма, приток Оби. На её берегу расположен парк «За Саймой».

В парке много белок.

На почте в Сургуте почему-то не оказалось ни одной открытки, но рядом нашёлся сувенирный магазин. Здесь мы и купили открытку, да не простую, а мультимедийную. Если отсканировать QR-код то можно установить приложение. С помощью него нужно отсканировать открытку и тогда олени «оживут». Правда, только на экране телефона. Вы тоже можете сделать это.

Мы приехали в Сургут на поезде из Тюмени, а уезжать нам предстояло на автобусе. В Ханты-Мансийск, последний город нашего путешествия железную дорогу ещё не провели. В центре Сургута есть автовокзал, но он используется для заброски вахтовиков на месторождения. Пассажирские автобусы останавливаются у аэропорта, расположенного на севере города. Аэропорт носит имя Фармана Салманова.

Рождённый дважды

Остановка, с которой они отправляются, расположена справа от входа в здание аэропорта.

Вот такой город Сургут. Не сильно туристический, больше промышленный. Мы решили посетить его чтобы избежать длительного переезда из Тюмени в Ханты-Мансийск. В следующем рассказе я расскажу о нём.