Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 20:16
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Магнитогорск — Россия Июль 2023

Мы жили в палатке с зеленым оконцем,
Промытой дождями, просушенной солнцем,
Да жгли у дверей золотые костры
На рыжих каменьях Магнитной горы.
Борис Ручьёв

Продолжение путешествия по Южному Уралу и Западной Сибири. Предыдущая часть: Три шурупа.

Освоение Южного Урала русскими началось довольно давно, ещё 30-е годы XVIII века. А чуть позже была основана крепость Магнитная, близ группы гор, которые часто называют просто горой Магнитной. Название справедливо — в этих горах и правда было много магнитного железняка или магнитного камня, как его тогда называли. Однако город в этих местах появится не скоро. Лишь в 1929 году, когда начнётся активная разработка полезных ископаемых этих гор, здесь начнётся строительство посёлка при металлургическом комбинате. Тогда многие его строители жили в палатках, о чём нам даёт понять памятник Первая палатка или Палатка первых строителей.

У подножия Магнитной горы

В основании памятника изображены строки из стихотворения «Палатка» Бориса Ручьева, который был одним из первостроителей «магнитки». Сейчас в Магнитогорске есть его музей-квартира, распложенная в том самом доме, в котором он провёл последние 13 лет своей жизни. Это обычный жилой дом на углу улицы Гагарина и проспекта Ленина.

Принадлежность музею выдаёт только табличка у входной двери.

У подножия Магнитной горы

По сути дела, обычная квартира.

Родился Борис Ручьев в селе Еткуль Челябинской области.

У подножия Магнитной горы

В 1930 году он с друзьями решает ехать на Магнитострой. Своего рода «стройка века» по тем временам, запасы руды в Магнитной горе тогда казались безграничными.

Поэтический дар у него проявился ещё в детстве. Его школьная учительница вспоминает, что ему проще было написать сочинение в стихах чем в прозе. В 1931 году он уже работает в газете «Магнитогорский комсомолец», а в 1932 году выходят его стихи в составе сборника стихов молодых поэтов.

У подножия Магнитной горы

Молот сталинских репрессий на него обрушился, как и на многих, в 1937 году. Обвинённый в участии в контрреволюционной организации правых он получил 10 лет лагерей и поражение в правах на 5 лет.

Конечно он перестаёт писать стихи. Но в 1941 после тяжёлых ожогов при пожаре тайги он попадает в больницу Оймяконского дорожного участка Дальстроя. Чудом избежав ампутации ноги он всё-таки встаёт на ноги. И вновь начинает писать стихи и уже с того времени не перестаёт это делать.

У подножия Магнитной горы

Отбыв 10 лет он остаётся на Колыме ещё на 2 года — копит деньги на билет. На «большую землю» Ручьев вернуться не мог из-за запрета селиться в больших городах. Но в 1956 году он подаёт прошение о реабилитации, которое сразу же удовлетворяют. В 1960 году он возвращается в город своей юности. Вот так выглядел его рабочий кабинет.

Его не стало в 1973 году. А в 1979 году в Магнитогорске начинаются приготовления к 50-летнему юбилею города и город получает вот такие куранты.

Тогда же на берегу реки Урал был установлен монумент «Тыл — фронту» или «Тыл и фронт».

У подножия Магнитной горы

Это была последняя по времени возведения часть триптиха, в который входят «Воин-освободитель» в Берлине (1949 год) и «Родина-мать» в Волгограде (1967 год). Хотя, на мой взгляд, возведены они были в обратном хронологическом порядке: ведь сначала Тыл выковал для Фронта меч, затем Родина-мать позвала и только после этого пришёл Воин-освободитель.

От монумента хорошо видна река Урал. По одной из версий именно здесь проходит граница между Европой и Азией.

Нам очень хотелось побывать на самой горе Магнитной, поэтому мы решили съездить туда на такси. Мы так и поставили точку в Яндекс Go — Гора Магнитная. К счастью приехавший таксист оказался понятливым и объяснил что нам нужна никакая не гора Магнитная, а смотровая площадке на её склоне. С неё открывается вид на город.

Под ногами — рыжий песок и камни.

У подножия Магнитной горы

Возможно на каких-то таких «рыжих каменьях» во времена Бориса Ручьёва «жгли у дверей золотые костры».

Считается что в годы Великой Отечественной войны каждый второй танк и каждый третий снаряд были изготовлены из руды Магнитной горы. В память об этом на площади Победы установлен танк Т-10, последний и наиболее совершенный из советских тяжёлых танков.

У подножия Магнитной горы

История Магнитогорска не ограничивается советской эпохой. Заглянем в местный краеведческий музей, чтобы узнать с чего всё начиналось у подножия Магнитной горы.

Крепость Магнитная была основана в 1743 году на реке Яик, которая в наши дни называется Урал.

У подножия Магнитной горы

В 1774 году Емельяну Пугачёву удалось штурмом взять крепость. Правда уже через два дня Пугачев ушёл дальше, оставив крепость.

В 1837 году крепость Магнитная стала станицей. Тогда же её посетил наследник престола Александр II.

У подножия Магнитной горы

30-е годы прошлого века — не только время бурного освоения Магнитной горы. В 1935 году в Магнитогорске появился Драматический театр имени А. С. Пушкина.

Вот, в общем-то и всё, что хотелось сказать про Магнитогорск. Открытки в видом города на почте не нашлось, пришлось отправить такую.

Как видно из вышесказанного, Магнитогорск, как город, довольно молод. В тоже время история добычи руды из горы, у подножия которой он расположен насчитывает не одно столетие. А к юго-востоку от города находится ещё одно историческое место с историей куда более древней. В следующий раз мы поговорим и о нём.