Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 17:52
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Ялуторовск — Россия Июль 2023

И ничего не знала я тогда
О городишке этом неказистом.
Ялуторовск — таежная звезда,
Опальная столица декабристов!
Ю. В. Друнина

Продолжение путешествия по Южному Уралу и Западной Сибири. Предыдущая часть: Первый русский город в Сибири.

Первые городские поселения на территории Сибири возникли в период, когда русские казачьи отряды, пересекая Сибирь от Урала до Тихого океана, воздвигали на своём пути остроги. В 1659 году тюменский воевода Федор Веригин отправил пашенных крестьян Елисея Гилева и Петра Ульянова досматривать земли для образования новой государевой слободы. Они остановили свой выбор на месте, где находился заброшенный Явлутур-городок. Для новых поселенцев тут было все необходимое: места для пашни и покосов, для рыболовства большие озера и истоки, оборонительные сооружения, делавшие городок неприступным. В 2007 году на Площади Победы был установлен памятник основателям города.

Таёжная Звезда

Первое документальное описание острога и слободы было составлено в 1701 году. Согласно этим данным, острог был обнесен стоячим тыном из бревен, скрепленных несколькими рядами горизонтальных плах, имел три башни и встроенную в острожную стену церковь. До наших дней острог не сохранился, на его месте теперь Сретенская площадь, на которой в 1994 году был установлен памятный знак — скульптура Николы Можайского.

Рядом находится братская могила участников подавления кулацко-эсеровского мятежа 1921 г. Восстанием, в котором участвовало свыше 100 тысяч человек, была охвачена вся Тюменская губерния, а также отдельные уезды Омской, Челябинской, Екатеринбургской и Акмолинской губерний. Восстание было вызвано политикой продразверстки — заготовки продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов.

Таёжная Звезда

Рядом расположен воссозданный острог, образец древних поселений Сибири. В день нашего приезда в Ялуторовск в остроге проходил фестиваль-ярмарка «Квасной пир» о чём красноречиво свидетельствовала очередь на вход.

В программе фестиваля — различные мастер-классы по изготовлению сувениров, народные забавы и викторины на квасную тему. Несколько видов кваса, правда небольшими порциями, разливали бесплатно.

На территории острога есть несколько построек, отражающих времени покорения Сибири. Например, кузница.

Основное действие фестиваля происходило на довольно большой круглой площадке, вокруг которой были возведены трибуны. Строго по центру восседал Квасной царь. В программе фестиваля значились ещё выборы Блинного Царя. Это показалось нам странным. Царей обычно не выбирают, они сами берут то что считают своим.

Поэтому мы не стали задерживаться в остроге и вместо этого уделили время другим интересным объектам Ялуторовска. В первой четверти XIX века на Сретенской площади были построены Торговые ряды, в основе которых был Гостиный двор, открытый 1821 г. по инициативе «Общества Ялуторовских купцов и мещан (старожилов)». В ХХ веке здание продолжало выполнять торговую функцию. Сейчас здесь расположен музей «Торговые ряды».

Таёжная Звезда

Можно посмотреть на макет острога.

И на макет крестьянского двора братьев Чуклеевых начала XX века в масштабе 1:10. Стоит отметить что макет выполнен прямым их потомком.

Ансамбль Сретенской площади завершает Сретенский собор, строительство которого было завершено в 1837 году. Нынешний собор — воссозданный, как и острог, открытие состоялось в 2010 году. Оригинальный собор был разрушен в 1931 году.

Таёжная Звезда

С 1829 по 1856 годы Ялуторовск являлся местом ссылки девяти декабристов, среди которых были такие известные люди как лицейский друг А. С. Пушкина — И. И. Пущин и директор Северного тайного общества Е. П. Оболенский. В 1997 году рядом с ж/д вокзалом был установлен памятник участникам восстания, отбывавших ссылку в Ялуторовске. На постаменте выбиты строки из известного ответа ещё одного декабриста, А. И. Одоевского на «Во глубине сибирских руд…» А. С. Пушкина.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.

Декабрист М. И. Муравьев-Апостол (его брат Сергей был казнён в Петропавловской крепости как один из предводителей восстания) в Ялуторовск был переведён в 1836 году. Он поселился в доме мещанина Е. П. Белоусова, который был построен ещё в 1795 году. В советское время здесь разместился Краеведческий музей.

На стенах мы видим портреты М. И. Муравьева-Апостола и членов его семьи.

М. И. Муравьев-Апостол. Копия с акварели Н. И. Уткина

Рядом находится дом, в котором жил ещё один ссыльный декабрист — И. Д. Якушкин. Дом принадлежал местной мещанке Ф. Р. Трапезниковой. Находился он в другом месте, но при музеефикации его перенесли рядом с домом Муравьева-Апостола для целостности экспозиции.

Таёжная Звезда

Хозяйка жила внизу, готовила Якушкину обеды, следила за чистотой.

Ссыльный декабрист занимал второй этаж. Здесь располагалась маленькая спальня и его рабочий кабинет.

Он оставил о себе очень добрую память в Ялуторовске. Благодаря инициативе декабриста в городе были открыты школы для местных ребятишек — в 1842 году для мальчиков, в 1846 году для девочек. Иван Дмитриевич Якушкин сам составил учебные пособия по многим предметам.

Таёжная Звезда

Помимо домов, в которых жили ссыльные декабристы, в Ялуторовске хватает и других исторических зданий. В конце XIX века был построен дом купца Семена Константиновича Воробейчикова, выходца из екатеринбургских мещан. После Октябрьской Революции здесь состоялся первый уездный съезд Советов, на котором делегаты обсудили вопросы советского строительства и избрали исполнительный комитет. С 1928 года в доме размещалась единственная аптека в городе, а в 2000 году в отреставрированном здании был открыт музей «Дом природы».

Экспозиция по большей части состоит из чучел животных. Барсуки — скрытные ночные животные, которые живут большими семьями в «многоквартирных» городках и содержат их в идеальной чистоте. Питаются всем, что может дать щедрая природа: от ягод до жуков-навозников

Таёжная Звезда

Бурый медведь — самый крупный хищник района, но встретить его в лесу маловероятно. Отличное обоняние и слух часто позволяют ему избегать близких контактов с человеком. Нрав каждого зверя сугубо индивидуален и непредсказуем.

Сибирская косуля — осторожное и даже боязливое животное. От врага всегда спасается бегством, легко перепрыгивая через кустарник. Любима охотниками за вкуснейшее мясо, хотя имеет прозвище «козёл».

Таёжная Звезда

В 2001 году в музее была создана открытая экспозиция «Экологический двор». На площади в 570 м2 произрастает более 20 видов деревьев и кустарников, лекарственные и дикорастущие растения. В экспозиции можно увидеть убежища животных, следовую дорожку. Горихвостки, синицы, щеглы, зяблики и даже белоспинные и пестрые дятлы, и другие пернатые частые гости двора.

Барсучий городок — сложное многоярусное подземное сооружение с несколькими (от 2 до 50) входными отверстиями и длинными (5–10 метров) норами, ведущими в обширные, чистые, сухие, выстланные подстилкой гнездовые камеры, расположенные на глубине 1–3 м. иногда под защитой корней деревьев.

Таёжная Звезда

В 1890 году уроженец Ялуторовского округа, томский купец первой гильдии И. И. Колосов построил здание Уездного училища и подарил его городу. По техническим и санитарным нормам это здание было одним из лучших в губернии учебных заведений того времени. В настоящее время здесь располагается частное общеобразовательное учреждение «Ялуторовская православная гимназия».

В 1839 году в большом доме по улице Вознесенской поселилась семья шадринского купца Ивана Федоровича Мамонтова, который занимался винным откупом. Он был близок декабристами, которые часто бывали в его доме. 15 октября 1841 года в этом дом родился Савва Иванович Мамонтов, будущий промышленник и меценат

Таёжная Звезда

Хоть Ялуторовск и был построен на берегу Тобола, но добраться до реки не очень просто. Даже от расположенного на окраине города острога идти около 2 км через поля. Почему бы не взглянуть на Тобольчик? Он расположен гораздо ближе, узенький ручеек петляет через поля соединяя Тобол с Бабановским озером.

С Ялуторовском связаны не только имена декабристов. В годы Великой Отечественной войны в посёлке Заводоуковском Ялуторовского района находилась в эвакуации тогда ещё будущая поэтесса Юлия Друнина. В 1942 году она ушла на фронт из ялуторовского военкомата. Этот эпизод лёг в основу её стихотворения «Ялуторовск», строки из которого я использовал в качестве эпиграфа. Памятник поэтессе был установлен в 2009 году на Зелёном бульваре.

Таёжная Звезда

Зелёный бульвар — это красивая аллея, которая начинается у ж/д вокзала.

Заканчивается она у городского сада. Здесь есть несколько аттракционов, включая небольшое колесо обозрения. Мы, конечно же, воспользовались им для того чтобы посмотреть на город сверху.

У входа в этот сад установлена забавная скульптура дворника.

Таёжная Звезда

Традиционная в этом путешествии открытка.

Включая Ялуторовск в план путешествия по Сибири я тоже не так уж много знал «о городишке этом неказистом». Острог, краеведческий музей, дом природы — вот и все были мои планы. Однако Ялуторовск оказался действительно «таёжной звездой» с обилием интересных зданий и богатой историей. Добираться из Тюмени сюда удобно на обычной электричке, дорога занимает менее двух часов.