Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 19:15

Национальный парк Торрес-дель-Пайне в Чили

Пуэрто-Наталес — Чили Март 2023

Введение: Под сенью Адмирала Ньето

Исследовав все доступные ледники в районе аргентинского Эль-Калафате, мы отправились в Чили, чтобы провести три дня во всемирно-известном парке Торрес-дель-Пайне, знаменитом своими красивыми горами. Добираться туда оказалось удобнее всего на машине, которую мы арендовали в аэропорту Эль-Калафате, заказав её предварительно онлайн и согласовав с компанией пересечение границы.

Наш маршрут (показан синим пунктиром): A - Эль-Калафате; B - ближайшая к границе заправка; C - аргентино-чилийская граница; D - наша гостиница в парке Торрес-дель-Пайне.

Проехать было нужно 360 км и заняло это около 5 часов. Особенность поездки состояла в том, что в Чили на подъезде к парку и в нем самом не было бензоколонок, поэтому залиться бензином нужно было «под завязку» на последней заправке в Аргентине. После этого бензина хватило до возвращения на ту же станцию. Ехали в основном по ровной пустынной местности — патагонским степям (estepa patagónica), покрытым какими-то колючками. Уже в парке дорога превратилась из асфальтированной в грунтовую, но вполне проходимую на обычном седане, который мы арендовали.

Большую часть пути дорога шла по пустыне.

Несмотря на суровые пустынные условия, по дороге попадались стада гуанако, иногда довольно большие. Гуанако — это небольшая дикая лама из семейства верблюдовых, неприхотливая в питании и способная долго обходиться без воды. Их стада паслись недалеко от дороги, на которую они не обращали никакого внимания. Когда мы останавливались их снимать, они совершенно нас не пугались и иногда с любопытством разглядывали.

Прямо у дороги паслись стада гуанако...

Пересечение границы прошло абсолютно гладко: все процедуры свелись к получению двух штампов в паспорте (в Аргентине — о выезде, в Чили — о въезде) и осмотру багажника с чемоданами (с чилийской стороны). Никакого шмона багажа чилийской таможней в поисках запрещённых продуктов (о котором предупреждали в интернете) не случилось. Удивило только радикальное различие между дорожным полотном в Аргентине и Чили (снимок ниже).

Адмирал на рассвете.

Несколько предварительных замечаний о парке. Его название Торрес-дель-Пайне переводится как «Голубые башни» (пайне значит «голубой» на одном из местных индейских наречий, все остальные слова в названиях — испанские). Парк расположен в чилийской Патагонии, ближайший к нему чилийский город Пуэрто-Наталес находится в 140 км южнее. В этом парке есть всё: фантастические горы, большие ледники, красивые озёра, реки, фьорды и водопады. С 1978 года парк является биосферным заповедником ЮНЕСКО. Самый популярный туристический маршрут в парке — 5-дневный W-трек (его форма на карте напоминает латинскую букву 'W', отсюда и название). Ночлег и питание туристам предоставляются в горных приютах (refugios), однако их вместимость ограничена, поэтому большинство туристов проходят маршрут с собственным кемпинговым снаряжением.

План парка Торрес-дель-Пайне. H - наш отель «Las Torres»; 1 - мирадор (смотровая площадка) «Los Cuernos»; 2 - берег озера Норденшельда; 3 - мирадор «Las Torres». Чёрным пунктиром обозначены наши треки, синим - наша поездка на машине. A, B, C, D - горные вершины парка. Их расшифровка дана на фото ниже. Основной туристический W-трек показан красным цветом.

Мы не были готовы идти 5 дней и ночевать в палатках, поэтому зарезервировали комфортабельный отель недалеко от главной достопримечательности парка — Голубых башен, с тем расчётом, чтобы к ним можно было подняться пешком. Поскольку в нашем распоряжении была машина, мы смогли также подъехать на ней к некоторым из смотровых площадок (по-испански — мирадорам) с лучшими видами. Однако даже в этом случае за три дня мы осилили не больше половины парка, настолько он большой и разнообразный. В частности, мы не видели его главного ледника — Glaciar Grey, посчитав, что после аргентинских ледников в Эль-Калафате он вряд ли нас удивит. Тем не менее, парк нас настолько заворожил, что очень хочется побывать в нём еще раз и увидеть неохваченное.

День 1: Поездка к Голубым рогам (Cuernos del Paine)

В первый день мы решили проехаться по парку на машине вдоль южной оконечности его горных массивов. В частности, хотелось побывать на мирадоре с видом на группу пиков под названием Cuernos del Paine (Голубые рога). Погода, правда, не очень благоприятствовала — с утра вершины гор были закрыты облаками, но, по прогнозу, к полудню должно было проясниться. Оно, конечно, прояснилось, но уже ближе к вечеру, но и на том спасибо. Наш маршрут показан на плане парка выше, а мирадор Los Cuernos обозначен цифрой 1. Дорога проходила вдоль южной оконечности озера Норденшельда (названного так по имени шведского географа — исследователя Арктики 19-го века), и первая остановка была на мирадоре Норденшельда примерно посередине этого длинного озера.

Следующая остановка была у Большого водопада (Salto Grande). Откуда в парке водопады? Дело в том, что его озёра, питаемые ледниковой водой, расположены каскадом: одно ниже другого. Через Большой водопад озеро Норденшельд переливается в лежащее ниже озеро Пехое (Lago Pehoe), расположенное в самом центре парка. На информационном стенде написано, что этот водопад очень мощный: сброс воды составляет 100 куб.м в секунду!

Большой водопад (Salto Grande). Вид сбоку.

А это - Малый водопад (Salto Chico). Через него вода из озера Пехое попадает в Бычье озеро (Lago del Toro), лежащее на южной границе парка. Похоже, что на этом водопаде установлена гидроэлектростанция.

Ближе к вечеру облака начали рассеиваться, и Голубые рога по крайней мере стало видно.

Когда погода улучшилась и облака стали рассеиваться, мы решили подойти поближе к Голубым рогам и посмотреть на них с мирадора на берегу озера Норденшельд. Для этого надо было пройти к этой смотровой площадке около 4 километров от Большого водопада. Предвкушая хорошие виды, мы пустились в путь, не представляя, что нас там ждёт.

Виды по дороге к мирадору «Los Cuernos».

Вот что мы увидели, добравшись до смотровой площадки: рога вырастают прямо из воды!

На обратном пути возникли непредвиденные проблемы: поднялся такой сильный ветер, что против него просто невозможно было идти! В отдельные моменты приходилось даже садиться на корточки, чтобы тебя не уронило на землю. Потом прочитали, что в этих местах сильный ветер, достигающий 120 км/час, — обычное явление. Ветер сильно ускоряется, проходя через узкие расщелины между скалами, и туристов об этом предупреждают на информационных щитах. Но мы-то этого не прочитали и поэтому слегка ошалели от такого ветродува.

Против ветра.

Рога крупным планом, снятые на обратном пути.

Имена отдельных рогов (слева направо): главный, северный, восточный, маска(?). Маленький рог по центру - безымянный:).

Черная порода на кончиках рогов — это окаменевшая глина, которой 130 млн. лет. Ниже — серый гранит, он значительно моложе. Верхний слой оказался старше, поскольку был выдавлен наверх магмой, которая, застывая, превращалась в различные каменные породы на более низких уровнях.

Голубые рога и Адмирал Ньето в ясную погоду. Хорошо видны чёрные кончики на скалах. Фото из Википедии.

День 2: Вдоль озера Норденшельд

На второй день мы решили пройтись по участку W-трека вдоль озера Норденшельд. Это относительно ровная тропа, проходящая у подножия горы Адмирал Ньето с красивыми видами на озеро. Маршрут не сложный и не длинный, но мы специально выбрали такой, чтобы сберечь силы для крутого подъёма к Голубым башням на следующий день. Вот лучшее, что удалось увидеть на этой прогулке.

Озеро Норденшельд. Оно названо в честь шведского географа Отто Норденшельда, который открыл озеро в начале 20-го века.

Возвращение домой также проходило под сенью Адмирала.

День 3: Подъём к Голубым башням

На третий день мы отправились на трек к основанию трёх Голубых башен (Mirador Las Torres). Этот маршрут — самый популярный в парке, поскольку в его конце туристов ожидает фантастическая по красоте картина. Однако чтобы её увидеть, надо хорошо поработать: длина пути в одну сторону — около 9 км с подъёмом примерно на 1 км, причём его последние 320 м приходятся на заключительный очень короткий участок маршрута. Мы стартовали примерно в 9:30 от нашего отеля (буква «Н» на плане парка) и поднялись до мирадора у башен (цифра «3» там же). Назад мы вернулись чуть живые около 8 вечера. Но оно того стоило!

Спустившись до русла реки, мы достигли приюта «Чилиец» (Refugio/Camping El Chileno). Здесь останавливаются на ночевку и кормёжку туристы, идущие по W-треку. На стенке столовки видна реклама пива (Cerveza Austral) - именно сюда его возят на мулах в металлических баллонах. Мы выпили здесь пива на обратном пути - сразу открылось второе дыхание!:)

От этого места начинается крутой подъём к мирадору «Las Torres». Макушки башен уже чуть-чуть видны слева. Минут 10 мы тут сидели - переводили дух, а потом отправились на последний бросок наверх.

Вот так выглядит этот 320-метровый подъём - наиболее сложная часть маршрута. Круто в прямом и переносном смысле! И очень каменисто:)

А вот и награда за усилия: тот самый вид, ради которого сюда стремятся люди.

Как не сняться на таком фоне?

Горный массив, в состав которого входят все три Голубые башни, сформировался около 12 млн. лет назад, когда огромное давление подошедшей к поверхности магмы приподняло верхние слои породы. Причудливые формы гранитных скал («башни», «рога» и т. п.) возникли в результате ледниковой и ветряной эрозии.

На обратном пути, с другим освещением, стало хорошо видно долину реки.

Вернувшись в гостиницу, побаловали себя коктейлями апероль-спритц, чтобы отпраздновать прекрасно прожитый день.

День 4: Горькое озеро (Laguna Amarga)

В день отъезда из парка стояла отличная погода, и уезжать было очень жалко. Но надо было до 4-х часов сдать машину в Эль-Калафате, поэтому особо задержаться не удалось. Но одну остановку в красивом месте мы всё-таки сделали — у водоёма под названием Laguna Amarga, что переводится как «Горькое озеро». Вода в нем повышенной кислотности и оттого имеет необычный зеленоватый оттенок. Но самое главное, от этого озера хорошо видно Адмирала и три Голубые башни, которые, на фоне зелёной воды, выглядят очень эффектно. Снимать, правда, было нелегко, потому что ветер просто валил с ног, но для нас к тому времени это была уже привычная ситуация.

Адмирал Ньето и Голубые башни на фоне озера Laguna Amarga.

Чилийский национальный парк Торрес-дель-Пайне несомненно — один из самых красивых природных парков, которые мы когда-либо видели (а видели мы их много). Однозначно он вошёл в число наших фаворитов «всех времен и народов»!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия