Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 12:32
В поездке

Эль-Калафате — Аргентина Март 2023

В предыдущем рассказе про Национальный парк Лос-Гласьярес мы взглянули на его ледники с воды, включая и знаменитый Перито-Морено. Здесь же мы посмотрим, как он выглядит с суши.

Дело в том, что ледник Перито-Морено не только один из самых больших и красивых в Патагонии, он ещё и уникально расположен. К его смотровой зоне проложена асфальтированная дорога, по которой к нему можно подъехать из Эль-Калафате (на автобусе, такси или арендованной машине) примерно за полтора часа. Рядом с парковкой находятся многочисленные смотровые площадки, откуда открываются фантастические виды на ледник. Эта доступность сделала Перито-Морено чуть ли не главной достопримечательностью Аргентины, и толпы туристов сейчас прилетают в Эль-Калафате специально для того, чтобы посмотреть на это чудо природы.

Мы для поездки к леднику нашли через нашу гостиницу водителя с машиной, который отвёз нас туда и обратно и 4 часа подождал на месте. Обошлось нам это удовольствие примерно в 40 долларов при пересчете из аргентинской валюты. Водитель сносно говорил по-английски, и мы с ним всю дорогу беседовали о разных вещах, включая жизнь в Аргентине. Многое из того, что он нам рассказал, мы включили (или ещё включим) в рассказы о нашей поездке.

Фото: © Extraordinary Journeys

Есть ещё одно обстоятельство, также способствующее безумной популярности этого ледника. Несмотря на глобальное потепление, последние 100 лет его конечная точка (terminus) оставалась практически на одном месте после значительного продвижения вперёд в начале 20-го века. Это означает, что ледник не удаляется от смотровой зоны и всегда хорошо виден, когда бы к нему ни приехать.

Панорамный вид на левую сторону ледника.

При этом ледник не статичен — он «течёт» с достаточно высокой скоростью — 2 метра в день! С его фронтона постоянно обваливаются огромные глыбы льда — к огромной радости туристов, поскольку зрелище это и сопровождающий его грохот действительно впечатляют. Почему при такой скорости продвижения ледник не «пятится назад», до сих пор является загадкой для учёных.

Панорамный вид с самой высокой смотровой площадки.

Ледник назван в честь аргентинского естествоиспытателя, первопроходца Патагонии и выдающегося ученого Франсиско Морено (1852–1919). Он прославился успешно проведёнными переговорами о границе с чилийцами, в результате которых Аргентина закрепила за собой бОльшую часть территории Патагонии. После этого за ним закрепился почётный титул «перито» (эксперт-представитель страны), ставший его вторым именем, под которым он сейчас более известен, чем под именем Франсиско. Морено никогда не видел посвященного ему ледника, хотя именно он дал большому озеру, в которое этот ледник впадает, имя Лаго-Архентино.

Перед ледником плавает масса отколовшихся от него айсбергов.

Перито-Морено имеет площадь 254 км² и является одним из 48 ледников, питаемых Южно-Патагонским ледяным полем, расположенным в Андах на границе Аргентины и Чили. Высота ледника над водой в центре — 70 м (по краям — 40–50 м), и ещё на 160 м он уходит под воду, достигая дна пролива. Его длина — 24 км (от границы с Чили), перепад высот в начале и в конце — около 2800 м. Глубина льда в его центре достигает 700 м, а средняя ширина ледяного слоя — 5 км. Это самый длинный ледник в Южной Америке и второй — по объёму льда.

Нам очень понравилось, как устроены дорожки и площадки для осмотра Перито-Морено: они проложены на разных уровнях на склоне холма прямо напротив ледника. Их смонтировали итальянцы в начале 2000-х, вскоре после постройки аэропорта в Эль-Калафате, когда поток посетителей резко вырос.

Расстояние между крайними смотровыми — примерно 3 км, т. е. посетители могут разглядеть всю фронтальную часть ледника, причём с разной высоты. Мы провели у ледника 4 часа, пройдя всю длину дорожек туда и обратно два раза, настолько были потрясены открывавшимися видами. На главной смотровой площадке в центре мы перекусили принесённым с собой ланчем, не отрывая при этом глаз от ледника.

Фото: © Pinterest

На площадках напротив ледника было относительно немного народу, поскольку в марте пик туристского сезона уже прошёл.

Дорожки вдоль берега напротив ледника. Вдоль дорожек и на площадках установлены стенды с массой полезной информации.

На главной смотровой площадке в центре развевается аргентинский флаг.

Удержаться от съёмок на фоне ледника было просто невозможно:)

Ледник и лежащий напротив него участок суши (полуостров Магеллана) разделяет узкий рукав Лаго-Архентина под названием Пролив айсбергов (Canal de los Témpanos). В отдельные годы, когда скорость движения ледника увеличивается, его конец пересекает пролив и упирается в сушу. При этом возникает естественная дамба, которая разделяет рукав озера на две части. Лишаясь стока, вода в южном отсеке рукава (Brazo Rico) начинает подыматься выше уровня основного озера (максимальная зарегистрированная высота подъёма — 26 метров).

Огромное давление такого объёма воды начинает постепенно разрушать ледовый барьер, вначале образуя туннель под плотиной. В результате ледяная дамба превращается в ледяной мост, который постепенно становится всё тоньше. В конце концов «опоры» моста не выдерживают веса лежащего сверху льда, и вся эта конструкция с грохотом разваливается, что является весьма зрелищным событием по мнению очевидцев. Цикл образования плотины и её прорыва нерегулярен и повторяется с различной частотой — от одного раза в год до менее одного раза за десятилетие, в среднем — один раз в 4–5 лет.

Ледяной мост.
Фото: © Forbs

Первый раз подобный «разрыв» был зафиксирован в 1917 году, когда ледник впервые коснулся суши, покрыв за 18 лет (с 1899 по 1917 гг.) расстояние в 750 м. Последний раз ледник «наезжал» на берег в 2019 году. Увы, в наш приезд ничего подобного не случилось, ледник и противоположный берег разделяла широкая полоса воды.

Фото: © Susan Brothers Twitter

Когда ледник спускается вниз по неровной поверхности горы, в нём возникают продольные и поперечные трещины (англ. crevasse). В случае, если он трескается вдоль и поперёк одновременно, возникает формация с французским названием «серак» — поле заострённых ледяных колонн или столбов. Подобный серак хорошо виден в верхнем слое ледника Перито-Морено, особенно когда снимаешь его сверху с сильным приближением. При взгляде на это чудо возникают самые разные ассоциации: гигантская тёрка, море акульих зубов, гигантская пила и т. п. Американцы, которые любят все подобные вещи приписывать дьяволу, вполне могли бы назвать такую ледниковую поверхность Devil’s File — «дьявольским напильником».

Море акульих зубов или зубцов пилы.

Национальный парк Лос-Гласьярес: ледник Перито-Морено

Перед стеной льда плавают отколовшиеся от неё айсберги (этот процесс иногда называют «ледяным отёлом», англ. ice calving). Поскольку во льду заключены пузырьки воздуха, отделяющиеся от ледника айсберги плавают, причём над водой видно только около 10% их общего объёма. Наиболее часто «отёл» происходит при обрушении секций ледяной стены, возвышающихся над водой. Но иногда большие айсберги отделяются от подводного основания ледника и всплывают наверх. Этот процесс не менее впечатляющ, чем обрушение ледяных стенок.

Национальный парк Лос-Гласьярес: ледник Перито-Морено

Отколовшиеся от ледника льдины имеют самый различный окрас - от ярко-голубого до грязно-серого и даже чёрного.

В день нашей поездки к леднику погода была облачной, и только перед самым нашим уходом показалось голубое небо и выглянуло солнце. Картинка сразу улучшилась, жаль только, что это случилось так поздно. Но лучше поздно, чем никогда:)

По дороге назад водитель посоветовал нам посетить Glaciarium, или музей льда. Он был создан в 2011 году для просвещения и развлечения туристов и находится в 5 км от города, но туда регулярно ходит бесплатный микроавтобус-шаттл от гостиницы АСА. Мы воспользовались его советом и на следующий день в этот музей съездили. В нем мы узнали много любопытных фактов про ледник Перито-Морено, которые использовали в рассказе. Здесь же хотим показать несколько фотографий из музея, которые показались нам интересными.