Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 18:39

Пуэрто Игуасу — Аргентина Март 2023

Из Патагонии, сделав короткую пересадку в Буэнос-Айресе, мы перелетели на самый северо-восток Аргентины, где нас ожидало одно из самых сильных впечатлений в этой поездке — водопады Игуасу.

Карта наших перемещений в Аргентине: 1 - В Буэнос-Айресе начинался и заканчивался маршрут; 2 - Патагония с базовой точкой в Эль-Калафате (с визитами оттуда в Эль-Чалтен, в Национальный парк Ледников с его звездным Перито Морено, а также в чилийский парк Лас-Торрес-дель-Пайне); 3 - Водопады Игуасу.

Про это чудо природы много сказано, много написано. Официальные бумаги Юнеско, под крылом которого эти водопады находятся с середины 1980-х, говорят, что они — «один из самых визуально и акустически потрясающих природных объектов в мире». И в этой цитате — абсолютная правда, за которой, тем не менее, — больше умственного, чем эмоционального.

Водопады Игуасу: часть 1-я, бразильская

В действительности, о водопадах Игуасу правильнее говорить не как о каком-то объекте, а как о чуде Природы. И это чудо надо видеть, потому что описать словами увиденное и почувствованное практически невозможно. Никакие эпитеты, фотографии и даже видео не могут передать и сотой части этой мощи и красоты. И все же рассказать и показать сделанные там фотографии хочется…

Название ИгуасУ (с ударением на последний слог) произошло от двух слов на языке гуарани: y (вода) и гуасу (большой). Так индейцы, жившие испокон веков в этих краях, называли реку, но которой эти водопады и возникли. Что касается причин возникновения водопадов в этом месте, то по этому поводу местные племена сложили несколько легенд и мифов, в которых фигурируют разгневанные по разным поводам боги. Но серьезные люди в лице геологов считают, что водопады образовались в результате тектонических сдвигов, произошедших около 100 тысяч лет назад. В результате на месте разлома часть речного дна провалилась, оставив крутой обрыв, с которого с тех пор и стекают каскады воды.

Река в этом месте растекается на 2,7 км и образует каскад из примерно 275 отдельных водопадов, падающих с плато с высоты почти в 80 м. Зрелище феерическое!

Водопады Игуасу: часть 1-я, бразильская

Для европейской науки водопады Игуасу открыл испанский конкистадор Альваро Нуньес Кабеса де Вака в 1541 году, когда со своей экспедицией продвигался вверх по течению реки Парана через джунгли в поисках легендарных сокровищ страны Эльдорадо. Однако ищущих золото испанских завоевателей водопады совсем не заинтересовали. В своих дневниках де Вака лишь отметил, что водопады «значительные» (исп. considerable) и что «брызги высоко взлетают над водой», ну и как истинный католик, назвал один из водопадов в честь Девы Марии — Salto Santa Maria.

Но и после этого долгое время водопады Игуасу оставались никому не интересны. Все изменилось в конце 19-го века, когда эти места посетил исследователь-натуралист итальянец Карлос Босетти, который и составил первые карты района. Если до Тройственной (Парагвайской) войны 1864–1870 годов территория водопадов контролировалась Парагваем, то после его поражения в той войне регион поделили между собой Аргентина и Бразилия: бразильцам достался северный берег реки Игуасу, а аргентинцам — южный. Поскольку большинство водопадов находятся на южной стороне реки, то Аргентине перепала и основная их часть — 80%.

Большинство водопадов - на аргентинской территории. Аргентина первой - в 1909 году - открыла национальный парк вокруг водопадов. Бразильцы же объявили эту территорию охранной лишь в 1939 году. С середины 1980-х водопады и оба национальных парка – объекты Юнеско.

Таким образом, общее название «водопады Игуасу» объединяет до трёх сотен отдельных водопадов, входящих в состав двух национальных парков — аргентинского и бразильского. В этой связи, естественно, что у туристов, отправляющихся смотреть на водопады Игуасу, возникает вопрос, откуда лучше это сделать. Можно встретить разные мнения на этот счет, но преобладающее — для полноты картины надо посетить обе — и аргентинскую, и бразильскую стороны. Что мы и сделали. Тем более, что находятся оба парка очень близко друг от друга, и визы для граждан России ни в одну из этих стран не требуются.

С бразильской стороны можно оценить общую картину, сделать отличные панорамные кадры всего комплекса, ну, а чтобы прогуляться по его верхней кромке и посмотреть на многие водопады вблизи, нужно ехать в аргентинскую часть. Другими словами, виды с двух разных берегов реки будут совершенно разными. Что мы можем подтвердить, отталкиваясь от собственного опыта: мы посмотрели водопады Игуасу не только с обеих сторон — аргентинской и бразильской, но и с воды, с суши, а также с неба, полетав над ними на вертолете.

Итак, мы прилетели в Пуэрто-Игуасу — город на аргентинской стороне — и поселились в отеле Iguazu Jungle Lodge. Представитель туркомпании в этой гостинице сразу посоветовал нам начать изучение водопадного комплекса с бразильской стороны, чтобы от общей картины затем перейти к частностям — уже на аргентинском берегу. Мы так и сделали.

Из Пуэрто-Игуасу в Бразилию можно попасть через мост Tancredo Neves, что на реке Игуасу-либо на автобусе (ходит от автостанции), либо на такси. Поскольку наш отель был расположен в 5-ти минутах езды от этого моста, а также потому, что нам показалась разумной запрошенная цена в 30 долларов за услуги такси в оба конца, мы выбрали такси («Наши люди на такси в булочную не ездят»? Так мы ж не в булочную!:).

Паспортный контроль обеих стран расположен сразу за мостом, и осуществляется достаточно формально, но страницей в паспорте для 4-х штампов по дороге туда-обратно придётся пожертвовать. Дорога от нашей гостиницы в Пуэрто-Игуасу до въезда в нацпарк на бразильской стороне заняла примерно минут 30, включая все пограничные формальности.

Таксист при въезде в Бразилию посоветовал нам сразу же посетить парк птиц, а потом уже сосредоточиться на водопадах. Парк птиц (Parque das Aves) — частный экопарк, основанный в 1994 году, где около 200 видов пернатых содержатся в приближенных к реальной обстановке условиях. Парк небольшой, но очень нам понравился. Мы о нем расскажем отдельно.

Водопады Игуасу: часть 1-я, бразильская

Прямо напротив парка птиц, по другую сторону дороги — офис компании Helisul, предлагающей вертолетные туры над водопадами. Это недешево (порядка 110 долларов с человека за 10 минут полета), но мы совсем не пожалели о потраченных деньгах. В оплату принимали либо наличные бразильские реалы, либо кредитные карточки. И никаких американских долларов, как в Аргентине! Другой уровень экономики уважающей себя страны.

Этот полет, дав нам общую картинку места, сразу позволил оценить масштаб явления «водопады Игуасу» с высоты птичьего полета. Картина захватывающая, прямо скажем!

Вокруг, насколько хватает взгляда - джунгли на много километров. Огромное море зелени.

На  фото c вертолета  комплекс Игуасу не выглядит таким уж большим. На самом деле, водопадная цепочка тянется на 2,7 км!
На фото c вертолета комплекс Игуасу не выглядит таким уж большим. На самом деле, водопадная цепочка тянется на 2,7 км!

Многочисленные острова вдоль кромки крутого обрыва плато разделяют падающие потоки воды на множество отдельных водопадов.

Вход на территорию бразильского национального парка Игуасу — в нескольких минутах ходьбы от вертолетной площадки.

Вход в бразильский национальный парк Игуасу (порт. Parque Nacional do Iguaçu).

От входа в парк до первых смотровых площадок — 10–15 минут езды на двухэтажном автобусе, проезд на котором входит в стоимость входных билетов. Мы вышли на остановке возле единственного отеля на территории парка с бразильской стороны — Hotel das Cataratas, принадлежащего сети Belmond.

От гостиницы начинается единственный на бразильской стороне пешеходный маршрут. Он недлинный, протяженностью примерно 1,5 км. Маршрут живописный, на всём протяжении есть несколько смотровых площадок, с которых открываются панорамные виды на водопады. Вот эти панорамы — преимущество бразильской стороны перед аргентинской, но сами водопады — в основном на некотором удалении, отделяемые шириной реки.

Водопады Игуасу: часть 1-я, бразильская

Внизу видно, как лодки с туристами  подплывают близко к водопадам.
Внизу видно, как лодки с туристами подплывают близко к водопадам.

Водопады Игуасу: часть 1-я, бразильская

Тропа идет вдоль русла реки и постепенно спускается вниз, по направлению к главному водопаду — «Глотке дьявола». Русло реки при приближении к нему существенно сужается, берега постепенно сближаются.

Главная фишка всего маршрута — в самой его дальней части, где сильно вперед от берега выведен протяженный помост. Он дает возможность обзора на 360 градусов.

Водопады Игуасу: часть 1-я, бразильская

Виды с помоста на запад - на русло реки Игуасу уже после того, как она пережила падение воды в Глотку дьявола.
Виды с помоста на запад - на русло реки Игуасу уже после того, как она "пережила" падение воды в Глотку дьявола.

Но что важнее, этот помост дает возможность приблизиться к самому большому и выразительному водопаду всего комплекса — Глотке дьявола. На этот водопад приходится около половины стока всей реки Игуасу — вот такова его мощь!

Это максимальное приближение к Глотке дъявола с бразильской стороны.

На фото, сделанном с вертолета, красными стрелками показаны помосты, сооруженные для туристов: вверху - на аргентинской стороне, внизу - со стороны Бразилии. Они максимально приближены к Глотке дьявола.

С помоста хорошо видно, как вода стеной обрушивается вниз. Брызги осыпают с ног до головы (смерть фототехнике, лишь телефоны выручают!), но в жаркий день это даже приятно. Грохот стоит такой, что слова не различить на расстоянии нескольких метров. Тонны воды, пелена из водяной пыли и рёв водопада вокруг. Это зрелище одновременно и восторгает, и ужасает: что мы такое рядом с этой природной стихией?!

Водопады Игуасу: часть 1-я, бразильская

Глядя на эти мощные струи, слыша громыхание падающей воды, понимаешь всё великолепие и могущество первозданной природы.

Погуляв по помосту, нужно обязательно подняться на верхнюю смотровую площадку, что находится на башне (ее видно на двух предыдущих фото). Оттуда можно еще ближе посмотреть на стену падающей воды.

Водопады Игуасу: часть 1-я, бразильская

Виды с верхней смотровой площадки.

Завершая рассказ о бразильской стороне, скажем, что хотя прогулка к водопадам занимает совсем немного времени, но помимо великолепных панорамных видов, там есть еще две дополнительные опции, компенсирующие скромную долю водопадов, доставшихся Бразилии. Во-первых, это возможность полетать на вертолёте и посмотреть на всю водную композицию сверху, а во-вторых, также увидеть находящийся рядом с нацпарком замечательный парк птиц.

Но у аргентинской стороны тоже есть свои преимущества. Но об этом — в следующий раз.