Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 15:38

Пуэрто-Игуасу, Буэнос-Айрес, Эль-Калафате — Аргентина Март 2023

Собираясь в Аргентину, у нас не было никакого специального побудительного мотива: не истекала виза (россиянам визы в эту страну не нужны), не были предложены какие-то супердешевые авиабилеты и т. п. Главным было давнее желание побывать в этой стране с изумительной природой, в которой времена года идут в обратном порядке в сравнении с Северным полушарием. Последнее обстоятельство тоже сыграло свою роль, поскольку давало возможность сбежать из надоевшей невыразительной зимы в более комфортные погоды. В результате получился вояж по временам года.

Ледник Спегаццини в Национальном парке Ледников.

Аргентина — страна большая, вытянутая в основном с севера на юг — на целых 3,2 тысячи километров. Изучить ее за одну поездку, даже трёхнедельную, получая при этом неспешное удовольствие, невозможно. Поэтому мы ограничились только двумя регионами с главными природными красотами страны (Патагония и водопады Игуасу), добавив к ним «южноамериканский Париж» — Буэнос-Айрес.

Карта наших перемещений. 1 - начинался и заканчивался маршрут в Буэнос-Айресе; 2 - Патагония с базовой точкой в Эль-Калафате (с визитами оттуда в Эль-Чалтен, в Национальный парк Ледников с его звездным Перито Морено, а также в чилийский парк Лас-Торрес-дель-Пайне); 3 - водопады Игуасу.

Март в Южном полушарии — это наш календарный сентябрь. Правда, с надеждами на бархатный сезон получилось как-то не очень (бархат достался кому-то еще). Мы прилетели из зимы и, проскочив весну, попали сразу в жаркое лето: +32-34С. Как позже прочитали, что такой аномально жаркий март в Буэнос-Айресе бывает раз в сто лет. А тут мы как раз и приехали… Спасались в парках и музеях, коих в столице немало.

Сквер на площади Сан-Мартин в Буэнос-Айресе.
Национальный музей изобразительных искусств в Буэнос-Айресе.

Проведя 4 дня в Буэнос-Айресе, мы перелетели в Патагонию — огромную пустынно-гористую (и суровую!) территорию в южной части страны. Там дневные температуры были уже далеки от летних: примерно +10С и очень ветрено, хотя осенние краски в это время там только начали появляться.

Анды в районе Эль-Чальтена. Начало осени.
Багряные краски к нашему приезду появились на склонах гор в НП Ледников.

В Патагонии мы «зависли», проведя там 12 дней в трех разных локациях (Эль-Калафате, Эль-Чалтен, Лас-Торрес-дель-Пайне), походив с удовольствием по горным тропам и насмотревшись на фантастически красивые ледники.

Точки нашего интереса в Патагонии. Базовой точкой был Эль-Калафате, куда мы прилетели на самолете из Буэнос-Айреса. Из Эль-Калафате мы съездили в аргентинскую трекинговую столицу Эль-Чалтен, а также - в национальный парк Ледников с невообразимым Перито Морено. Еще один визит из Эль-Калафате был в фантастически красивый чилийский парк Лас-Торрес-дель-Пайне.
Аргентина: вояж по временам года
 Очень нам понравился НП Лас-Торрес-дель-Пайне!
Аргентина: вояж по временам года
Ледники Патагонии - ничуть не хуже, а может, и лучше тех, что мы видели на Аляске.

Самая распространенная в Патагонии зверушка - гуанако, или дикая лама.

А после Патагонии — «марш-бросок» на северо-восток Аргентины — к водопадам Игуасу, где жаркое лето — круглый год. Три дня с дневными температурами +32-35С и высокой влажностью — нелегкое испытание для людей, выросших в средней полосе России, но ради невиданного зрелища, созданного матушкой Природой, можно вытерпеть и не такое!

Аргентина: вояж по временам года

Хотя целью поездки была Аргентина, логистика визита трижды кратковременно завела нас в соседние страны — Бразилию, Чили и Уругвай. И это не было желанием просто пополнить список посещенных стран (мы этой слабостью не страдаем).

Бразилия и Аргентина делят между собой водопады Игуасу. Сам бог велел посмотреть на это природное чудо с разных сторон, что мы и сделали. И это было правильным решением, поскольку из Аргентины эти водопады смотрятся иначе, чем из Бразилии, и общая картинка сложилась в результате отчетливее.

Аргентина: вояж по временам года

На бразильской стороне водопадов Игуасу.

Аргентина: вояж по временам года

Более того, мы посмотрели на эти водопады не только из разных стран, но и с воздуха (с вертолета), и с воды (с лодки). Незабываемые впечатления!

...приняв ну-очень-хороший душ.

На бразильской стороне есть еще и отличный птичий парк, который мы тоже не пропустили. На фото - алый ибис

Что касается заезда в Чили, то эта страна делит с Аргентиной Патагонию и Анды, и от Эль-Калафате к интересовавшему нас национальному парку за несколько часов можно доехать на машине (что мы и сделали). Чилийский национальный парк Лас-Торрес-дель-Пайне несомненно — один из самых красивых парков, которые мы когда-либо видели (а видели мы много!). Однозначно он вошёл в число наших фаворитов «всех времен и народов»!

Аргентина: вояж по временам года

Ну, а в Уругвай из Буэнос-Айреса нас занесло, поскольку все путеводители в один голос рекомендовали обязательно сплавать на пароме (примерно 1 час 15 минут в пути) из аргентинской столицы в уругвайскую Колонию-де-Сакраменто. Последняя включена в число объектов Юнеско, но мы данный объект, честно говоря, в полной мере не оценили. Визит туда стал практически единственным разочарованием в этой поездке — из-за несоответствия увиденного и затрат времени и средств.

Аргентина: вояж по временам года

Основным видом транспорта для перемещений в ходе этой поездки был самолет. Арендой авто мы воспользовались только однажды — для посещения Чили. Пользовались автобусом, паромом, лодками, такси. Перемещений было много, они съели часть времени, и физически это была не самая легкая наша поездка. Снимаем шляпу перед российскими туристами, которых логистика не останавливает перед посещением этой красивой, но такой далекой страны.

В поездке были задействованы несколько видов транспорта.

Как и большинство стран Латинской Америки, Аргентина — это в основном про природу, а Буэнос-Айрес — это, вероятно, одно из немногих исключений в этом плане. В нем есть все: и привлекательная архитектура, и хорошие художественные музеи, и прекрасные рестораны. И у нас было достаточно времени, чтобы все это оценить.

Дворец Борело - первый небоскреб в Южной Америке.

Знаменитый театр Колумба.

На повседневно-бытовом уровне в Аргентине нас больше всего удивила ситуация с валютой. В абсолютном большинстве стран, где приходилось бывать в последние лет 15, в качестве наличной оплаты принимали только местные деньги (это нормально и к этому привыкаешь). В Аргентине же везде — и в отелях, и в кафе, и в магазинах — с удовольствием брали наличные доллары и евро. Причина — стремительное обесценивание аргентинских песо — в 10 (!) раз за последние 5–6 лет.

Флориас Хенерика - гигантский металлический цветок Буэнос-Айреса.

Ещё больше удивило наличие нескольких курсов доллара к аргентинскому песо. При этом официальный курс (примерно 200 песо=1 доллару) почти в два раза (!) отличался от рыночного (350–370 песо/$). Есть еще какие-то промежуточные варианты — для инвесторов, для кредитных карточек, для некоторых экспортеров и т. д. Короче, черт голову сломит в их валютном регулировании, и как и кто эти разные обменные курсы применяет мы так до конца и не поняли, сталкиваясь с самыми разными вариантами пересчета. Мы не сразу сориентировались, но немедленно обратили внимание, что на основных туристических улицах в Буэнос-Айресе через каждые 20–30 метров стояли люди, предлагавшие поменять доллары на местные деньги. Поначалу мы отнеслись к таким предложениям подозрительно — как к нелегальным, но когда и в банкомате нам выдали песо по курсу, на 50–60% отличающемуся от официального, изучили вопрос поглубже. Тогда же припомнились наши лихие 90-е и известное выражение, что «cash is the king».

Национальный музей декоративного искусства.

В результате кредитной карточкой мы пользовались, если не было других вариантов оплаты (например, за заранее покупаемые билеты). В остальных случаях пускали в ход наличные доллары (когда их принимали по рыночному курсу) или наличные песо, предварительно обменяв на них доллары по «правильному» курсу. Конечно, это было менее удобно, чем безналичные расчеты, но игнорировать такую возможность сэкономить было просто немыслимо. В результате ходили с пачкой денег на животе, особенно учитывая, что самая крупная купюра в Аргентине на момент нашего визита была всего 1000 песо (примерный эквивалент 3 долларов).

Но что нас поразило еще больше, так это то, что особым спросом при обмене пользовались 100-долларовые купюры (за них давали даже больше песо, чем за 20-долларовые). А у нас с собой были только новенькие, свеженапечатанные двадцатки — не те деньги с собой привезли! Единственное разумное объяснение этому феномену — это то, что при высокой инфляции в стране аргентинцы используют доллары в качестве средства накопления (тоже знакомая нам мелодия).

Мемориальное кладбище Реколета.

То, что инфляция в Аргентине хронически высокая, мы знали: в последние несколько лет — ежегодно 50% и выше. В дни нашего пребывания там как раз объявили, что годовая инфляция превысила 100%, то есть, по официальной статистике, всего за год цены удвоились. И это без каких-либо текущих экстремальных событий в стране (войн, революций, военных переворотов, санкций, землетрясений и проч.)! Как считают эксперты, Аргентина — пример крайне неудачной экономической политики.

История Аргентины — это уникальный экономический парадокс, которому даже у специалистов нет простых объяснений. Как образно сказал Саймон Кузнец (нобелевский лауреат по экономике 1971 года), «на Земле существуют четыре типа государств: богатые, бедные, Япония и Аргентина». Звучит невероятно, но еще 100 лет назад Аргентина входила в число 10 богатейших стран планеты и на равных соперничала с США за гегемонию на материке. Но постепенно процветающее государство без очевидных причин погрузилось в затяжную депрессию, прошло через 9 дефолтов, имеет огромный внешний долг, хроническую инфляцию, высокую безработицу. И эта нынешняя кризисная ситуация ощущается кожей, даже при недолгом пребывании в стране.

Не хотелось бы завершать этот рассказ на минорной ноте, потому что природа страны изумительна (предлагая сразу несколько объектов для включения в современный список чудес света), Буэнос-Айрес — один из самых красивых южноамериканских городов, кулинарные традиции страны замечательны, аргентинский футбол — один из лучших в мире и люди очень симпатичны. Так что общее впечатление от поездки — безусловно положительное. Подробности обо всем этом — в последующих рассказах.

Аргентина немыслима без футбола...