Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 17:25
Мы будем путешествовать!

Гент, Турне, Брюссель, Антверпен — Бельгия Апрель 2023

Нам необыкновенно повезло! Наш отель, в котором мы прожили неделю бельгийско-нидерландского тура, был расположен буквально «за углом» от квартала ар-нуво.

Соответственно, мы просто смогли сходить туда на вечернюю прогулку, спасибо нашей бельгийской «вожатой — гиду» Диане.

Ар-нуво — это тоже самое, что и модерн, «Новый стиль», который развился на рубеже 19–20 веков.

В разных странах применимы различные термины (итальянский Либерти, Югендстиль в Германии, или австрийский Сецессион), но мы во франкоязычной стране, поэтому — ар-нуво.

Говоря об ар-нуво, конечно, сразу всплывают Брюссель и Льеж, но и Антверпену есть чем гордиться в этом направлении.

В Антверпене его развитие происходило начиная с последних лет девятнадцатого столетия до начала Первой Мировой Войны.

Появилось множество архитекторов, которые продвигали этот стиль: Эмиль Ван Авербеке, Эмиль Тиленс, Альфред Дефевр, Жюль Хофман, Август Колс, Франс Смет-Верхас, Жак де Вердт, Джозеф Баскорт.

Главное, что характеризует ар-нуво — неправильные изгибы и линии в лепке, металлических украшениях, плитке, витражах, мозаике, пологих арок, ассиметричных орнаментах. Часто используется сграффито (процарапывание рисунка на верхнем слое, под которым виден нижний).

Бельгийский модерн оказал очень большое влияние на искусство в Европе — в Германии, Франции, Австрии, Нидерландах.

Ар-нуво в Антверпене расположен очень компактно, что облегчает «общение» с ним — в районе Цуренборг, неподалеку от вокзала Берхем. «Вход» в это царство красоты лежит через роскошную площадь:

Квартал очень компактный, все самые красивые постройки расположены в «Золотом треугольнике», вдоль трех улиц — Когельс Осилей, Ватерлоо — стрит, и Трансваальтстраат.

Один из самых ярких перекрестков квартала — с ансамблем «Времена года», архитектора Джозефа Баскорта. Четыре дома были построены в 1899 году.

На эркере каждого дома выложены четыре времени года — весна, лето, осень и зима. С этого перекрестка не хотелось уходить, можно часами разглядывать эту красоту!

Великолепен дом великолепного Карла Великого — европейского героя.

Дом «Лотоса» и «Папируса» гения Джозефа Баскорта, 1901 года.

Дом «Борей» (который ветер) особенно хорош! Архитектор шедевра — гениальный Джозеф Баскорт, 1998 год.

Дом «Подсолнух», архитектор Жюль Хофман. Дом был построен на ранней стадии развития ар-нуво в Антверпене, в 1900 году, на Когельс Осилей. На всех уровнях фасада созданы стилизованные растительные орнаменты, и они разные на всех уровнях. На главном фасаде два крупных подсолнуха, над аркадой — три подсолнуха меньшего размера.

Не оторваться от этой красоты — дом «Квинтен Матсис» архитектора Жака де Вердта, 1904 года. Один из самых ярких и привлекающих всеобщее внимание.

Ансамбль «Погода» — «Ден Тидж» архитекторов Августа Колса и Альфреда Дефевера, 1903 года.

Дом «Битва при Ватерлоо», архитектора Франса Смет-Верхаса, 1905 года. Фасад этого здания был бы совершенно симметричным, если бы эту симметрию не «нарушала» боковая башня, украшенная мозаикой с именами и штандартами Наполеона Первого и герцога Веллингтона.

Дом «Наполеон» архитектора Жака де Вердта, 1904 года.

Антверпенский ар-нуво и не только он

Желтый остроконечный дом — «Ирис де Лишблум», архитектора Ван ден Босше, 1898 года.

Дом «Чайка» архитектора Жака де Вердта, 1905 года.

Антверпенский ар-нуво и не только он

А вот и фахверк затесался, еще и чертями декорированный:

Помимо ар-нуво, в этом квартале множество домов монументальной архитектуры стилей викторианской и эдвардианской эпох. В этих богато украшенных зданиях сочетаются неоклассицизм, эклектика, реинкарнация эпохи Возрождения, и, конечно, модерн.

Ар-нуво «умер» в Антверпене, да и во всей Бельгии, с окончанием Первой Мировой Войны. Он уступил свои позиции ар-деко (который тоже прекрасен) и модернизму.

Остались несколько приверженцев ар-нуво, как, например, Дефевер, который еще 6 лет строил дома в этом стиле, но к 1924 году и он сдался.

Антверпенский ар-нуво и не только он

А есть и такой веселый современный штрих декора:

Этот лимончик вполне соответствует всему району, вот бы остальные машины убрать!

Антверпенский ар-нуво и не только он

Этой жительнице района можно позавидовать — живет в красоте, ежедневно приобщается к искусству.

И колодезный люк в мою коллекцию. Он, правда, без подписи, но очень хорош, под стать всему остальному району, да и всему Антверпену, как и всей Бельгии!

Спасибо за внимание!

Цикл материалов "Бельгия."

1. Брюссель — шестикратная европейская столица
  2. Антверпен — город раскрытой ладони
  3. Залегать ли на дно в Брюгге?
  4. Обожаемый Гент — ничуть не хуже
  5. Антверпенский ар-нуво и не только он
  6. Турне — древняя столица франков
  7. Шесть бельгийских дней, десять крошек, без больших городов. Вислох, Ватерлоо, Брюгге.
  8. Шесть бельгийских дней, десять крошек, без больших городов. С маленьким «заскоком» во Францию. Дюнкерк, Остенде, Кнокке-Хейст
  9. Шесть бельгийских дней, десять крошек без больших городов. Льеж и Левен
  10. Шесть бельгийских дней, десять крошек без больших городов. Гент, Турне, Намюр
  11. «Фландрская Бургундия» в Брюгге
  12. У лучшего бельгийского и самого необычного в мире шоколатье — Доменико Персоне
  13. Пивной рай!
  14. Лучший в «Обжорном ряду»
  15. Ужин у Мамы Луизы
  16. Ужин у камина с видом на порт
  17. Китайцы выиграли при Ватерлоо
  18. Бельгийская кухня Максимилиана ван Остенрейка в Брюгге
  19. Легенды марионеток — удивительная пивная
  20. Ресторан морепродуктов «На углу Л, Экайе», Брюссель
  21. Здесь изобрели пралине

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия