Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 4:04
Мы будем путешествовать!

Ватерлоо, Брюгге — Бельгия, Вислох — Германия Ноябрь 2019

В начале года случайно выяснилось, что мой муж никогда не бывал в Брюгге. Как так получилось — сама не понимаю, мы с ним неоднократно ездили в Бельгию, но все ограничивалось большими городами — Брюсселем и Антверпеном. Я решила срочно восполнить этот пробел и вопрос, куда мы отправимся на его день рождения был успешно решен. Надо сказать, что нам повезло — учитывая темп моей работы, время для отпусков строго ограничено — весь ноябрь, и период с середины января до середины марта — дни рождения выпадают на «низкий сезон» — у него в ноябре, у меня в конце января. Что позволяет в эти дни «сбегать» из дома, и отмечать дни рождения где-то, запоминая их на всю жизнь!

Итак, страна выбрана, это будет почти соседняя Бельгия, решение, что это будут маленькие городки, без Брюсселя и Антверпена, принято. Видимо, наушник в ухе транслировал Аббу (а у меня там «Радио Монте-Карло», сплошь прекрасная музыка), потому что решение о месте жительства пришло само и мгновенно: Ватерлоо. Я больше люблю отели, муж апартаменты, ему кухня нужна, но день рождения то у него — заказала жилье с отличной оценкой в 9,6 и не пожалели ни минуты. Отзыв об апартаментах здесь.

Выехав из дома утром, выполнили давно запланированный заезд в городок Вислох, он недалеко от нас, но никак выбраться не могли. А там памятник, про который я регулярно рассказываю туристам — Памятник первой в мире автомобильной заправке, коей являлась аптека, в которой Берта Бенц купила средство для чистки одежды, используя его в качестве топлива.

Отзыв об этом здесь.

Позавтракали в ближайшем кафе. Не люблю немецкую кухню, никаких сосисок, свиных коленок, капусты и уксусных салатов, но обожаю немецкие завтраки в кафе! Огромный выбор свежайшей вкусной выпечки, яйца всех видов, отличные сэндвичи, десерты, прекрасный кофе. В кафе, на завтраке всегда много старичков и старушек — аккуратненькие, при причесочках, многие ходят ежедневно, это для них «посиделки», а смотреть на них, и радоваться за то, что пожилые люди могут себе это позволить — сплошное удовольствие.

Ну, рассиживаться долго было некогда — труба зовет.

Дорога была отличная, настоящая «золотая осень», и, поскольку был будний день, и не раннее утро — не загруженная.

Из Германии выехали в Люксембург, а проехав эту огромную страну въехали на бельгийские автобаны. Их очень легко отличить — они освещены. Ехали без остановки, очень хотелось успеть в мемориал битвы при Ватерлоо. Успели, хотя по самому музею проскакали бегом, но на холм, на который я мечтала хотела подняться, времени хватило.

Подъем серьезный, издали вообще лестница из 228 ступенек выглядит устрашающе. Холм высотой 40 метров рукотворный, был насыпан буквально через 10 лет после знаменитой битвы. Насыпали его льежские женщины, которые на своих спинах носили корзины с землей. Есть женщины в русских бельгийских селениях! Место было выбрано осознанно, именно здесь был ранен Принц Вильгельм Оранжский в тот момент, когда он пытался отбить нападение французской гвардии. Перед подъемом предупреждение — не для слабаков.

Зато, поднявшись наверх, и ощущая себя Маршалом Веллингтоном, можно насладиться прекрасными видами! Здесь понимаешь, почему Веллингтону и Блюхеру необходимо было подойти сюда первыми — подступающие войска Наполеона были видны как на ладони.

Холод наверху был арктический, на весь мемориал — четверо сумасшедших — мы с мужем и два китайца. Что не помешало спустившись вниз, оббежать вокруг холма, что бы чугунного льва увидеть — он, как-то неудачно стоит — наверху не видно, внизу далеко… смотрит на приближающую армию Наполеона.

Музей, хотя и был «бегом», достаточно интересен. Фильм 4D показывает реконструкцию битвы. Можно было доехать до музея Веллингтона, но мы не успевали, решили, что хватит того, что здесь увидели. Заодно, было куплено пиво «Наполеон». А пиво-то в честь побежденного!

Стало совсем темно, до наших апартаментов оставалось всего 6 км, и очень хотелось есть, мы же без паузы ехали, только орешки с карамельками грызли всю дорогу.

Я уже писала, что с апартаментами нам повезло, выше есть ссылка — очень рекомендую. Хозяйка — милейшая женщина, отлично говорящая по-английски, посоветовала нам поужинать в ресторанчике, расположенном в 100 метров от квартиры и показала продуктовый магазин. Мы закупились на завтрак (точнее — на 10 завтраков на 10 человек, нельзя ходить в магазин голодными, а тем более — в незнакомый магазин, где много нового и интересного) и отправились в ресторанчик «Мама Луиза». Подошли к самому открытию и поняли, что место супер — популярное, машины подъезжали одна за другой.

Метрдотель попался юморист, на наше заявление, что мы хотели бы поесть, ответил, что еды нет, да так серьезно, что мы попались. Видимо. на наших лицах все было написано — он расхохотался и посадил нас за лучший столик. Потом еще раз пытался убедить меня, что десертов у них нет, но по мне, видимо, было видно, что без сладкого я не уйду — сжалился. Если не считать цену, заплаченную за удовольствие, то можно сказать — ужин удался! Отзыв о кафе здесь.

Утром планы пришлось немного менять «на ходу». Очень хотелось Брюгге посетить 15 ноября, в день рождения, но синоптики обещали в этот день дождь, поэтому отправились в главный город нашего путешествия, в Брюгге, где была обещана хорошая погода. Доехали за 1,5 часа, я, как всегда, всю дорогу проспала. Я в состоянии бодрствовать в пути (на любом транспорте) только в двух случаях — если я за рулем, или если я с микрофоном. Все остальные варианты — я сплю.

Муж безошибочно подъехал к отличной парковке — в самом центре, удобная, и незаметная, так что были свободные места.

Мы оказались везунчики — дождь, шедший всю ночь, закончился в момент нашего выхода из парковки.

Конечно, Брюгге — это не только каналы, но они — одна из первых ассоциаций с городом, поэтому мы начали именно с прогулки по каналам. Билет стоит 10 евро на человека, нам пришлось подождать, пока лодку высушат от ночного дождя, но когда мы расселись и угнездились под пледами, выяснилось, что микрофон не работает, процедура усаживания повторилась, точнее — пересаживания. Но оно того стоило — город с воды выглядит восхитительно, несмотря на то, что еще не было солнца.

Наш рулевой рассказывал на французском и английском языках, но я думаю, что даже не понимая, можно наслаждаться прогулкой. Именно здесь становится понятно, почему Брюгге называют «Фландрийская Венеция», или «Бельгийская шкатулка драгоценностей». Этот древний ганзейский город, безусловно, один из красивейших в Европе, и один из самых посещаемых туристами. Брюгге — столица провинции Западная Фландрия, город, в котором современность отлично сочетается со Средневековьем.

Со времен Ганзы Брюгге остался центром плетения кружев и производства тканей. До сих пор в окнах домов можно увидеть бабушек, плетущих кружева. И, не только их!

А вдоль каналов, которых в Брюгге множество (из крупных — Баудуин, Гент — Остенде, Слуис), каких только птиц нет — помимо привычных лебедей и уток, еще и курицы с петухами прогуливаются!

Смотришь на все это, и понимаешь, что эти берега видели Ван Эйка, Иеронима Босха и Ханса Мемлинга. Это они прославили фламандскую школу живописи. И именно этой красотой они впечатлялись.

Мы тоже впечатлились. получили огромное удовольствие от прогулки. Накатавшись, и, слегка продрогнув, отправились выполнять обязательный пункт программы — экскурсия на пивоварню. Все-таки, день рождения у мужа, а не у меня. Я тоже туда хотела, одно название с упоминанием Бургундии, завораживало и притягивало.

Экскурсия потрясающая, это было очень интересно! Могу смело всем рекомендовать. Подробный отчет об этом очень интересном месте — пивоварне, интерактивном музее, пабе, дегустационной, и еще куча всего.

Отказать себе в удовольствии и не купить бутылку пива с этикеткой с собственным изображением, мы не смогли, приобрели трофей:

После дегустации было просто необходимо порадовать себя — я пиво не пью, пришлось мужу за двоих отдуваться радоваться — чем может порадовать себя сладкоежка в Брюгге? Конечно, шоколадом и вафлями. А если сладкоежка еще любит клубнику, то можно ее добавлять везде! Итак: клубника в шоколаде от «Годива» и вафля с шоколадом, клубникой и сливками!

Не уделаться я просто не могла — шарф и куртка оказались в сладкой смеси с вафли… Встал вопрос…. конечно, нужна новая куртка! Поэтому в дальнейшие передвижения были включены кратковременные забеги в магазины.

Следующая аттракция была тоже для меня — подъём на башню Бельфор. Читала, что летом надо стоять в очереди, что бы подняться, но у ноября есть свои преимущества — никаких очередей. С балкона в 14 — 18 веках оглашали законы, касающиеся работы рынка, раскинувшегося у подножия башни. Внутри можно ознакомиться с работой старых колоколов и часов. Триумфальный колокол был установлен и работал между 1280 и 1745 годами. Но после 1800 года новый колокол появился на Фраукирхе. Башенные часы радуют колокольными мелодиями, управляет этим звонарь, используя клавиатуру, которая управляет 47 колоколами. Их общий вес 27000 кг.

Башня возвышается над Старым городом, видимая почти из любой точки. Всего-то 83 метра, 366 ступеней. Я штурмую, Сергей радостно остаётся внизу. По пути можно увидеть элементы колоколов. Виды, открывающиеся сверху, стоили этих ступенек, и этих 12 евро.

Совершенно щенячий восторг! И, у всех, кто туда вскарабкался. Жаль, что сетка мешает запечатлеть себя на фоне этой красоты.

Посреди Центральной площади статуя мясника и ткача (почти Минин и Пожарский). Это были борцы с французами, в начале 14 века. Сам памятник сравнительно новый, 19 века.

Вокруг площади раскинулись здания — дворцы: Правительство Провинции и Почта. Чуть дальше — резиденция Прево и Архив.

Переведя дух от этих видов, отправляемся к Нотр Даму, или — Собору Девы Марии, который отлично виден с Рыночной площади.

Первая церковь стояла здесь в 9 веке, и это место считалось не городским. Черта города очерчивалась каналами, церковь в нее не попала. Каролингскую эпоху сменила романская и хитрющие жители Брюгге в 12 веке изменили русла каналов, что бы церковь вошла в черту города. Затем романские постройки превратились в готические, причем — кирпичные. 122 метра — высота башни Собора.

Внутреннее убранство очень эклектично — можно наблюдать различные стили и эпохи. Здесь в 1468 году проходил Второй Капитул Золотого Руна, гербы присутствовавших на этом мероприятии рыцарей сохранились над скамьями. Кованные решетки 18 века, распятие 16 века, скульптуры апостолов 17 века. Дубовая кафедра Яна Гаремина 18 века. «Богоматерь с младенцем» Микеланджело была куплена торговцем из Брюгге, и привезена в эту церковь (большая редкость — его работа за пределами Италии).

Поскольку эта была не единственная церковь, по которой хотелось хотя бы «пробежаться», то надолго мы не задержались.

Прямо за Собором Музей Грютхузе. Мы не стали заходить, только во дворе посмотрели Всадников Апокалипсиса (каких-то унылых).

Дворец Грютхузе (когда-то он был дворцом знатного вельможи с такой же фамилией) связан с Собором часовней.

Красивый девиз у рода: «В вас имеется больше».

Гуляя, наблюдаешь приятнейшее чередование — красивые здания пышными фасадами, старые дворики, набережные.

Нельзя было пропустить Кафедрал святого Сальваторе. Разберемся с терминологией. Святой Сальватор канонизирован в 20 веке, как может собор носить его имя? Никак. Ошибка перевода. если вы увидите такое название — это Кафедрал Спасителя. Святой Элуа, епископ Нуайонский задумал церковь еще в 640 году. Это была самая первая приходская церковь Брюгге.

Конечно, она пережила несколько пожаров и перестроек, поэтому — вновь эклектика, смешение эпох и стилей.

Стоит обратить внимание на отделку стен, витражи, гобелены, ковку, деревянную резьбу и литье.

После двух церквей супругу понадобился перерыв. Где? Конечно, в пивном магазине, выбирая себе лакомство на ужин. Ну, мне его не понять — у каждого свои лакомства. Подумаешь, выбрать из 240 сортов. Ерунда! Хорошо, что это не был магазин с 240 видами пирожных!

Одно из самых зачимых для верующих мест Брюгге — Базилика Святой Крови. Все как всегда — строили, рушили, восстанавливали, перестраивали… Последние изменения были внесены в 1829 году, в стиле неоготики. Самая ценная реликвия Базилики — капелька крови иисуса, которая была вручена в 1148 году Тьерри Альзасскому, графу Фландрии, в день Рождества, патриархом Иерусалима и Бодуэном Третим, королем этого города. Этот самый Бодуэн был свояченником Тьерри, вообщем — мощи получены по блату. Вернувшись из похода он подарил эту реликвию Брюгге.

Трубка хрустальная, на ней маленькие позолоченные короны. Внутри еще один сосуд из горного хрусталя, горлышко обмотано золотой нитью, которая крепится красной печатью. Сосуд 11 века, родом из Константинополя. Собственно, там не просто капля, а пропитанная кровью баранья шерсть. К ракии стоит очередь верующих, на входе они бросают пожертвования, их освящает служитель, и выдает всем сертификат. Муж наотрезотказался в этом участвовать, а мне было очень любопытно, пришлось пройти. Прямо передо мной священник поменялся — старичок ушел, и меня «освятил» молодой и симпатичный. Фотографировать нельзя, я одну фотку втихаря сделала — не удержалась. Каюсь.

Мне очень хотелось зайти в Архив, посмотреть Судебный зал, Сергей пошел со мной, хотя я любезно предлагала ему пивную паузу. Вход стоит 6 евро.

Архив был выстроен в классическом стиле на месте разрушенного дворца, от которого сохранился задний фасад, выходящий на канал. К нему примыкает зал Эшвенов, в котором находится знаменитый камин из черного мрамора. украшен камин скульптурами из белого мрамора. На стенах портреты из королевских семей Испании и Австрии, и картина Тилбрюге, изображающая заседание суда во дворце.

Вот из-за этого камина, я сюда и пришла. Люблю печки и очень люблю резьбу, особенно — тематическую. Могу часами разглядывать. Здесь — история целомудренной Сюзанны.

На верхней, дубовой части — чевствование Императора Карла. Его изобразили, как графа Фландрии, рядом — его дедушка и бабушка, и гербы его предков. Его трон украшен бюстами его родителей.

Между тем, начало смеркаться. Город и не собирался затихать, народу к вечеру начало прибавляться.

Собственно, осталось посмотреть госпиталь Святого Иоанна, и все, что планировала показать Сергею в первый приезд будет выполнено. По пути к госпиталю вспомнила, что куртка грязная, и липкая — чего мелочиться, купила коротенькую куртку из искусственного меха, очень яркую. Муж сказал, что необходима цепочка, что бы он меня на плече носил (в смысле — попугай). Он просто ничего не понимает — для гида в самый раз — издалека видно!

Госпиталь Святого Иоанна — одна из самых старых больниц Европы. В 12 век она уже принимала больных и путешественников (нас уравняли?). Мы погуляли вокруг, в музей, расположенный внутри, уже не успевали, да и достаточно было для одного дня.

А как только достаточно чтемнело, пошли на «Озеро любви». По легенде, начиная с 1488 года, лебеди пользуются здесь особыми преимуществами. В очередное восстание горожане держали здесь в заключении эрцгерцога Максимилиана Австрийского и его слугу Питера Ланхалса, который должен был ухаживать за лебедями. Но слуга умер и горожане взяли попечение за птицами на себя. Сегодня лебеди — собственность города, на клюве метка: буква «В» и дата рождения каждого.

Брюгге при вечернем освещении стал еще прекраснее, появилась какая-то тайна. Дома и церкви, отраженные в каналах, выглядели, как из сказки, а очертания города наводили на мысль о великих художниках (о них не в этот раз, когда без мужа приеду).

Ладно я, человек эмоциональный, но муж, очень спокойный и флегматичный, был в восторге от города! Хотя прошло только два дня, но уже стало понятно, что не зря к его дню рождения была выбрана Бельгия. Мы гуляли по Брюгге целый день, за исключением сладко-пивного перекуса, даже не пообедали, и не заметили этого!

Дорога домой, в Ватерлоо, оказалась совершенно пустая, долетели стремительно. Сил на поход в ресторан уже не было, хорошо, что накануне скупили пол супермаркета — приготовили ужин дома. Мы провели два прекрасных дня, и нас ожидали еще четыре.

Цикл материалов "Бельгия."

1. Брюссель — шестикратная европейская столица
  2. Антверпен — город раскрытой ладони
  3. Залегать ли на дно в Брюгге?
  4. Обожаемый Гент — ничуть не хуже
  5. Антверпенский ар-нуво и не только он
  6. Турне — древняя столица франков
  7. Шесть бельгийских дней, десять крошек, без больших городов. Вислох, Ватерлоо, Брюгге.
  8. Шесть бельгийских дней, десять крошек, без больших городов. С маленьким «заскоком» во Францию. Дюнкерк, Остенде, Кнокке-Хейст
  9. Шесть бельгийских дней, десять крошек без больших городов. Льеж и Левен
  10. Шесть бельгийских дней, десять крошек без больших городов. Гент, Турне, Намюр
  11. «Фландрская Бургундия» в Брюгге
  12. У лучшего бельгийского и самого необычного в мире шоколатье — Доменико Персоне
  13. Пивной рай!
  14. Лучший в «Обжорном ряду»
  15. Ужин у Мамы Луизы
  16. Ужин у камина с видом на порт
  17. Китайцы выиграли при Ватерлоо
  18. Бельгийская кухня Максимилиана ван Остенрейка в Брюгге
  19. Легенды марионеток — удивительная пивная
  20. Ресторан морепродуктов «На углу Л, Экайе», Брюссель
  21. Здесь изобрели пралине

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия