Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был сегодня 9:45

Великий Новгород — Россия Август 2022

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  4. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  6. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (продолжение)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)
  11. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (продолжение)
  12. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года

Часть 5. Пятый день путешествия (окончание)

16 августа 2022 года. Четвёртый день пребывания в Великом Новгороде: поездки в Варлаамо-Хутынский и Николо-Вяжищский монастыри близ Великого Новгорода

После посещения Музея деревянного зодчества «Витославлицы» мы ещё решили в этот день посетить два древних монастыря, к которым нужно было добираться на автомобиле. Оба они расположены за пределами Великого Новгорода и в стороне друг от друга. Первый из них Варлаамо-Хутынский женский монастырь расположен в посёлке Хутынь в десяти километрах на северо-восток от Великого Новгорода. Вот такой вид открывается на посёлок с возвышающимся над ним монастырём из окна автомобиля при подъезде к посёлку:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)

А эта фотография была сделана мною в непосредственной близости от монастыря:

История Хутынского монастыря уводит нас далеко в глубь веков, в XII столетие, когда монашество и иночество особенно широко распространилось в Новгородских землях. Зарождение жизни в Хутынском монастыре тесно связано с его основателем преподобным Варлаамом. Этот канонизированный впоследствии человек был очень почитаем на севере России, почти так же, как Сергий Радонежский почитаем в средней полосе России.

Сын богатых новгородцев, названный при крещении Алексием, рано приобщился к книжной премудрости и слову Божию. После смерти родителей он раздал всё своё имущество бедным и принял постриг в Лисицком монастыре под именем Варлаам.

Он искал уединения. На реке Волхов была местность Хутынь, пользовавшаяся, по преданию, дурной славой. Там Варлаам и поселился, поставив крест и небольшую келью. Непрестанной молитвой он изгнал нечистую силу, построил церковь во имя Преображения Господня, предшественницу ныне существующего собора. С построением и освящением церкви в 1192 году возник Хутынский монастырь, а Варлаам был поставлен игуменом над начавшейся собираться братией.

Устроив обитель, святой Варлаам почувствовал приближение своей кончины. Братии он пообещал, что будет всегда духом с ними. Скончался Варлаам 6 ноября 1192 года. На его погребение прибыл архиепископ Новгорода со всем духовенством и почти все жители города.

Житие святого Варлаама Хутынского отражено на створках ворот, закрывающих проход на монастырскую территорию через колокольню:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)

В XVI веке вместо деревянной церкви возвели каменный Спасо-Преображенский собор и трапезную с церковью Варлаама Хутынского. Позже в XVII — XVIII веках были сооружены надвратная колокольня над южными воротами, южный братской корпус с монастырской библиотекой и гостиницей для паломников, а также западный береговой корпус, в котором находились настоятельские, казначейские, наместнические и братские кельи. Новый Спасо-Преображенский собор был освящён в 1515 году.

До революции 1917 года обитель преподобного Варлаама Хутынского была одной из процветающих в Великом Новгороде. В 1920 году монастырь был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал от артобстрелов и бомбёжек. В церкви Варлаама и в Спасском соборе обрушились своды, а в стенах образовались трещины. Восстановительные работы начались только в 1976 году. В 1991 году монастырь был передан Новгородской епархии. К настоящему времени храмы и основные монастырские постройки полностью восстановлены, территория монастыря облагорожена, в чём можно убедиться, глядя на фотографии, сделанные на территории монастыря во время нашего посещения:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)

Посетив уже достаточно большое количество разных православных монастырей, мы убедились в том, что по ухоженности цветника практически всегда можно безошибочно определить, что монастырь женский:

А ещё я хочу обратить внимание вот на что. Перед тем, как посетить Варлаамо-Хутынский монастырь в Великом Новгороде, мы прочитали в журнале о том, что в тамошнем Спасо-Преображенском соборе в одном из его приделов находятся могилы русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина (1743–1816) и его второй жены Дарьи Алексеевны Державиной, урождённой Дьяковой (1767–1842):

Естественно, мы не могли обойти их вниманием: могилы эти, скрытые под плитами в полу, и памятник рядом с ними мы там увидели, и я даже их сфотографировал. Темновато, правда, было в церковном приделе, а яркий солнечный свет, попадавший через окно в объектив, мешал сделать качественные фотографии. Но, как говорится, что есть, то есть:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)

Фотографируя во время посещения монастыря эти могилы, я ещё не знал про многострадальную историю их пребывания в Хутынском монастыре. Уже приехав в Москву, я отыскал интересную информацию и могу об этом рассказать чуть подробнее.

После того, как Гавриил Романович Державин 7 октября 1803 года был уволен в отставку и освобождён от всех государственных постов, он поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии на берегу реки Волхов. До нашего времени это имение, а также Званский Знаменский женский монастырь, образованный на его месте по завещанию и на средства Дарьи Алексеевны Державиной, не сохранились. Все постройки были полностью разрушены в годы Великой Отечественной войны и не восстановлены. На их месте лишь установили памятный знак в виде креста с именем и фамилией Г. Р. Державина на табличке.

В имении Званка Державин прожил почти 13 лет и скончался 20 (9) июля 1816 года в возрасте 73 лет от рождения. Перед кончиной он завещал быть похороненным в Варлаамо-Хутынском монастыре, расположенном примерно в 50-ти километрах вверх по течению Волхова. Воля усопшего была исполнена, гроб с телом по Волхову был переправлен из имения в монастырь и захоронен в одном из приделов Спасо-Преображенского собора. Кстати, церковные иерархи, отдавая дань уважения знаменитому поэту, заново освятили придел собора во имя Архангела Гавриила. Рядом с могильной плитой был сооружён памятник, представлявший собой гранитный постамент с водружённой на него мраморной урной и памятной табличкой, прикреплённой к постаменту, на которой были начертаны такие слова:

»ДЕРЖАВИН Гавриил Романович, действительный тайный советник и разных орденов кавалер. Род. 1743 июля 3. Скон. 1816 июля 9. Погребен в храме сем против местнаго образа Пресвятой Богородицы».

Без малого через 26 лет, 16 июня 1842 года, на 76-м году жизни скончалась жена Гавриила Романовича Дарья Алексеевна Державина, которая тоже была похоронена в Спасо-Преображенском соборе рядом с могилой мужа.

Обе эти могилы на протяжении более сотни лет поддерживались в надлежащем состоянии, а потом пришла беда. Во время Великой Отечественной войны Варлаамо-Хутынский монастырь, оккупированный фашистами в течение полутора лет, в том числе и Спасо-Преображенский собор, были разрушены огнём нашей артиллерии. Могилы оказались под обломками. В таком состоянии монастырь пребывал потом более тридцати лет, пока в 1976 году приступили к его восстановлению.

Правда, могилу Державина попытались отыскать в груде обломков сразу после окончания войны, но в 1945 году удалось обнаружить только мраморную урну с памятника. Потом откопали и могильные плиты, но восстанавливать могилы в прежнем виде посреди разрушенного собора не имело никакого смысла. И тогда новгородские власти приняли решение о перезахоронении останков Гавриила Романовича и Дарьи Алексеевны Державиных на территории Новгородского детинца.

В 1958 году, в присутствие специальной комиссии, могилы поэта и его супруги были вскрыты, и останки в ящике перевезены в Новгородский Кремль, вместе с найденными вещами и досками гробов. Удивительно, что сам Державин был захоронен очень просто, в деревянном гробу; сохранилось его одеяние: зелёный сюртук, медный нательный крест, мягкие кожаные туфли с пряжками. А Дарья Алексеевна была захоронена в деревянном гробу, обшитом свинцом.

Для перезахоронения останков в Новгородском кремле в сквере рядом с Грановитой палатой и Софийским собором был оборудован склеп, и 29 января 1959 года в 7 часов вечера прах Державина и его супруги был предан земле. Над новой могилой установили гранитный постамент, на который водрузили найденную мраморную урну с прежней могилы. В таком виде могила Державина просуществовала в Новгородском кремле до 1993 года.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)

К восстановлению Хутынского монастырского комплекса, как я уже упомянул выше, приступили в 1976 году. По мере того, как он восстанавливался, среди новгородской общественности всё отчётливее раздавались голоса в поддержку обратного переноса праха Державина из Новгородского кремля в монастырь. Довод был простой, но действенный: таковым было предсмертное завещание самого Гавриила Романовича Державина. 15 июня 1993 года, в год, когда отмечалось 250-летие со дня рождения знаменитого соотечественника, прах Державина и его супруги вновь обрёл покой в стенах восстановленного Спасо-Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря.

Вот, оказывается, как бывает: человек может быть похоронен дважды в одном и том же месте, найдя в промежутке между этими двумя событиями временное пристанище совсем в другом месте. Но, как говорится, «всё хорошо, что хорошо кончается»…

Второй монастырь, в котором мы побывали 16 августа 2022 года, расположен рядом с деревней Вяжищи к северо-западу от Великого Новгорода. Называется он Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь. Очень красивый монастырь, в котором храмы, колокольня и переходы между ними украшены изразцами.

Первое упоминание о монастыре относится к 1411 году. В тот год здесь была построена деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Через восемь лет была построена деревянная надвратная Антониевская церковь. В 1436 году архиепископом Новгородским Евфимием II был заложен первый каменный храм в истории Вяжищского монастыря. Но при строительстве он рухнул на следующий год. А в 1438 году началось строительство существующего сейчас Никольского собора.

В 1580 году Вяжищская обитель была разорена войсками польского короля Стефана Батория. С конца XVII века в монастыре осуществлялась грандиозная строительная программа, полностью изменившая его облик. В дополнение к Никольскому собору был возведён Иоанно-Богословский храм, построена колокольня, а также галерея-переход между Никольским и Иоанно-Богословским храмами.

Сейчас кроме этих храмов на территории монастыря существует сестринский корпус, хозяйственный двор с хозяйственными постройками. Территория обнесена восстановленной монастырской оградой с башнями.

Размещения основных построек на территории монастыря приведено на вот такой схеме, взятой мною с сайта «Соборы.ру»:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)

В 1920 году монастырь был закрыт советской властью. Богослужения в храмах продолжались, но они были обращены в приходские. Никольский собор закрыли в 1931 году, но некоторое время богослужения ещё осуществлялись в Евфимиевском приделе собора.

Во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал в годы фашистской оккупации (1941–1944).

Восстановительно-реставрационные работы начались в 1964 году, а в 1988 году монастырь передали Русской Православной Церкви. С 1995 года он получил статус ставропигиального, что, безусловно, увеличило интенсивность проводимых реставрационных работ. К настоящему времени все монастырские строения восстановлены.

Покажу ниже часть фотографий, сделанных при посещении Николо-Вяжищского монастыря. Пояснения к ним даны в подрисуночных подписях:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)

А ещё на территории монастыря мы увидели братскую могилу советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны на новгородчине:

Этот монастырь немноголюден, по крайней мере, во время нашего посещения, кроме нас, больше никого не было. Да и монашек тоже не было видно. Спокойствие, красота и умиротворение — вот те впечатления, которые он оставил…

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)