Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был сегодня 9:45

Великий Новгород — Россия Август 2022

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  4. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  6. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (продолжение)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)
  11. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (продолжение)
  12. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года

Часть 2. Второй день путешествия

13 августа 2022 года. Утреннее посещение Свято-Духова Иаковлева мужского монастыря в Боровичах, переезд в Великий Новгород, участие в мероприятии исторических реконструкторов «Александрова дорога» в Великом Новгороде

Перед тем, как отправиться из Боровичей в Великий Новгород, мы утром второго дня путешествия немного поездили по городу. Основной целью было посещение Свято-Духова Иаковлева мужского монастыря в Боровичах. Мы побывали также возле очень красивой церкви в честь иконы Божией Матери «Умиление» и прошлись по висячему мосту через Мсту, полюбовавшись открывающимися с него красивыми видами. Далее подробнее об этом по порядку.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2

Современный план размещения основных построек в Свято-Духовом монастыре в Боровичах показан на следующей фотографии:

По существующим данным монастырь в живописном месте на излучине реки Мста, на правом её берегу, возник в Боровичах в 1327 году. Известно, что в начальный период образования обители на месте существующего сейчас собора в честь Сошествия Святого Духа на апостолов первоначально находились две древние деревянные церкви: первая — с одноимённым названием, построенная в 1345 году, и вторая — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (дата её постройки неизвестна). А, спустя столетие, рядом с обителью произошло событие, о котором так говорится в Новгородской летописи:

«… в веси Боровичах, на реке Мсте, в пороге, на светлые недели во вторник по Пасхе, явился гроб огорелый, а в нём тело нетленно, суть мёртвого. И ту живущие люди тот гроб трижды отводиша вниз по реке. Он же против быстрин речных являшеся на том же месте».

Случилось это 11 апреля 1452 года. Имя же обладателя нетленных мощей открылось во сне нескольким старейшим из селения. Явившийся этим людям святой назвал себя Иаковом, соименником брата Господня. Мощи были извлечены из реки и погребены на берегу, а на месте погребения поставили небольшую часовенку.

Потом выяснилось, что нетленные останки святого праведного Иакова источали чудеса исцеления для всех, кто с верой приходил к ним. Боровичане в 1544 году обратились с челобитной от духовенства и мирян к Новгородскому архиепископу Феодосию с просьбой об открытии мощей нового чудотворца. Повелением архиепископа была создана комиссия для освидетельствования мощей. Их нетленность подтвердилась, что дало основание для их почитания.

Святые мощи Иакова Праведного 23 октября 1545 года были торжественно перенесены в новоустроенную Свято-Духовскую монастырскую церковь. На первоначальном погребении Иакова вскоре открылся целебный источник. Монастырь получил известность, во главе его стал игумен, а правительство наделило монастырь землёй и крестьянами.

В западной части монастыря в середине XVI века была построена деревянная церковь в честь святого праведного Иакова. Облик монастыря стал меняться в лучшую сторону. А потом в начале XVII века случились опустошительные набеги шведов и поляков, промышляли здесь и шайки разбойников.

В 1654 году монастырь лишился своей святыни, когда святейший патриарх Никон, заручившись грамотой царя Алексея Михайловича, перенёс мощи Иакова во вновь построенный Иверский монастырь на Валдае. А в Свято-Духовом монастыре оставили ковчег с частицей мощей. Сам монастырь и село Боровичи приписали к Иверскому монастырю.

Первую каменную церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в монастыре построили в 1676 году. Сейчас это главный собор Свято-Духова монастыря. Первоначальный облик этой церкви сильно изменился в конце XVIII — начале XIX века в результате переделок в стиле позднего классицизма.

При Петре Первом в 1712 году Свято-Духов и Иверский монастыри были приписаны к строящейся Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, из зависимости от которой оба монастыря были освобождены в 1730 году Высочайшим повелением императрицы Анны Иоанновны.

В XVIII веке монастырь пережил два пожара 1732 и 1778 годов, а также наводнение 1743 года. В 1768 году Свято-Духов монастырь получил статус заштатного и был выведен из подчинения Иверского Валдайского монастыря.

В 1770 году Боровичи получили статус города, стало расти население, множились и пожертвования в пользу монастыря. Это дало возможность начать в нём новое строительство. В 1792 году на месте сгоревшей церкви Святого праведного Иакова построили каменную надвратную церковь с колокольней в стиле раннего классицизма.

В 1809 году был возведён двухэтажный каменный настоятельский корпус. В 1820-х годах по проекту губернского архитектора М. М. Праве построен восточный ряд братских корпусов, в которых до 1859 года размещалось духовное училище. В 1830-е — 1840-е годы монастырь был обнесён кирпичной стеной с двумя угловыми башнями, а в западной части вырос ряд корпусов с кельями и хозяйственными службами.

С 1862 года на протяжении одиннадцати лет настоятелем Боровичского Свято-Духова монастыря был архимандрит Вениамин (Поздняков), трудами которого обитель значительно преобразилась. В 1865–1872 годах был построен тёплый двухэтажный трапезный храм по проекту петербургского архитектора Г. И. Карпова, освящённый в честь святого праведного Иакова Боровичского, а надвратная церковь была переосвящена в честь Иверской иконы Божией Матери.

На месте погребения мощей святого праведного Иакова, над святым источником, где до этого находилась сгоревшая деревянная часовня, в 1871 году построили небольшую каменную крестовокупольную церковь во имя иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской, которая в 1881 году была переосвящена в честь иконы Божией Матери «Умиление» Новгородской.

В годы Первой мировой войны часть помещений Свято-Духова монастыря была использована под лазарет. После революции, в 1918 году, монастырь упразднили, а церкви на некоторое время стали приходскими. На территории бывшего монастыря сначала разместился совхоз «Новый труд», а потом воинская часть.

В годы Великой Отечественной войны и после неё, с 1941 по начало 1950-х годов, здесь находился госпиталь № 3810. С конца 1950-х годов до 2000 года вся территория Свято-Духова монастыря принадлежала Ленинградскому военному округу, благодаря чему здания сохранились.

В 2000 году территория Свято-Духова монастыря была возвращена Русской Православной Церкви, монастырь получил статус Архиерейского подворья, и начались ремонтно-восстановительные работы, которые к настоящему времени практически завершены. Все храмы монастыря отремонтированы и благоукрашены. Территория преобразилась: установлен поклонный крест на месте старого монастырского кладбища, восстановлены ограда с башнями и строения, вымощены плиткой дорожки. В декабре 2016 года состоялось открытие первого в Новгородской митрополии Духовно-просветительского центра. Он был построен в рамках целевой федеральной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Отремонтирована и церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», о которой я чуть подробнее расскажу далее.

В общем, на Боровичский Свято-Духов монастырь сейчас любо-дорого посмотреть. От его посещения остаются только положительные эмоции. Надеюсь, что прикреплённые к публикации фотографии вас в этом убедят…

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2

От стен Свято-Духова монастыря мы далее поехали на площадь Володарского, чтобы посмотреть на маленькую, но очень красивую церковь, освящённую в честь иконы Божией Матери «Умиление». О ней я уже упоминал выше. Церковь была построена в 1871 году на месте ранее существовавшей деревянной церкви, погибшей при пожаре в 1806 году. Церковь пережила советское лихолетье, хотя и была закрыта в 1937 году. А сейчас её дополнительно охраняет статус памятника архитектуры конца XIX века.

Место для постройки церкви было выбрано неслучайно. По преданию, о котором я уже упоминал выше, именно здесь в 1452 году были захоронены мощи святого Иакова Боровичского.

После закрытия в церкви располагалась сапожная мастерская, а во время Великой Отечественной войны в ней наладили производство бутылок с зажигательной смесью, но и это испытание церковь пережила.

И только в 1993 году храм вернули верующим и начали его восстановление. К настоящему времени он полностью восстановлен, а рядом с ним установили памятник в честь Иакова Боровичского:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2

И несколько фотографий, сделанных в Боровичах на висячем мосту через Мсту. Мы к нему подъехали окольным путём, переехав Мсту по автомобильному мосту. Но этого можно было и не делать, поскольку висячий мост находится рядом со Свято-Духовым монастырём, и до него можно было дойти пешком, просто обойдя монастырь вдоль стены по внешнему контуру. Но мы этого не знали, а навигатор повёл нас окольным путём.

И последнее, что мы сделали в Боровичах уже на пути в Великий Новгород, заехали в местечко Гверстянка на берегу Мсты на окраине города к недавно восстановленной «Усадьбе С. П. Неклюдова / К. Л. Вахтера» на территории с остатком парка XIX века. Восстановленный усадебный каменный двухэтажный дом с высокой четырёхугольной башней чем-то напоминает средневековый замок, построенный в готическом стиле. Усадьба была обустроена в середине XIX века действительным статским советником, участником Отечественной войны 1812 года Сергеем Петровичем Неклюдовым. Во второй половине XIX — начале ХХ века усадьба принадлежала сенатору, министру юстиции Российской империи Д. Н. Замятнину, женившемуся на дочери С. П. Неклюдова, получившей усадьбу в качестве приданого. А уже дочь Замятниных по имени Анна в 1908 году продала усадьбу российскому промышленнику, владельцу боровичских огнеупорных заводов Константину Логиновичу Вахтеру. В 1920–1930-х годах в усадьбе размещался дом отдыха Боровичского комбината «Красный керамик». В Великую Отечественную войну здесь находился госпиталь, а в 1945 году сюда вселилось училище механизации, которое потом было объединено с городским кулинарным училищем. В 1989 году училище было закрыто, усадьба, оставшись бесхозной, стала приходить в упадок. Новая жизнь началась в 1990-х годах, когда часть усадьбы с сохранившимися хозяйственными постройками приобрёл Керамический комбинат, наладивший здесь на некоторое время выпуск минеральной воды из местного источника, пока источник не иссяк. А в 2003 году комбинат взял на баланс и усадебный дом. Началось его медленное восстановление. Когда мы там были, главный дом внешне выглядел вполне презентабельно, хотя и был закрыт. Что у него внутри, увидеть не удалось.

Приехав в Великий Новгород, мы первым делом встретились с хозяйкой и заселились в снятую у неё квартиру в девятиэтажном доме в новом жилом микрорайоне, расположенном на Завокзальной улице недалеко от железнодорожного вокзала. На пять суток она стала нашим пристанищем в Великом Новгороде. Было весьма комфортно, всё, как говорится, на месте и со всеми удобствами. К тому же и парковка автомобиля была во дворе дома у подъезда за шлагбаумом, что немаловажно с точки зрения экономии времени. До исторического центра от жилья можно было добраться на автомобиле не более чем за 10 минут. Магазины и столовая тоже были рядышком. В общем с проживанием в Великом Новгороде нам повезло, и мы остались довольными.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2

Заселившись, мы отправились к Ярославову дворищу для того, чтобы стать свидетелями запланированного там ещё в Москве мероприятия под названием «Александрова дорога» с участием исторических реконструкторов похода Александра Невского, предпринятого им в 1241 — 1242 годах к Чудскому озеру, где произошло Ледовое побоище с немецкими рыцарями.

Конный поход исторических реконструкторов начался 16 июля 2022 года в Переславле-Залесском. Далее они побывали в Москве, в Волоколамске, в Торжке, в Валдае и 12 августа дошли до Великого Новгорода. А на следующий день, 13 августа, на набережной реки Волхов возле остатков аркады Гостиного двора на площадке с сооружённой сценой их встретили новгородцы и гости города, среди которых были и мы. До этого с утра и после этого до позднего вечера здесь проходили выступления разных народных фольклорных и музыкальных коллективов, приехавших из многих уголков России. Состоялись выступления и участников похода реконструкторов с демонстрацией мастерства владения ими оружием в поединках. На следующий день участники похода продолжили свой маршрут до конечного пункта в деревне Самолва Псковской области на берегу Чудского озера.

Мы, оставив свой автомобиль на стоянке недалеко от Новгородского кремля на противоположной Софийской стороне города, прогулялись по набережной вдоль кремлёвской стены, заглянули на минуточку на территорию детинца, а потом по «горбатому» пешеходному мосту перебрались на Торговую сторону к Ярославову дворищу. Попутно я, естественно, делал фотографии, но я не буду их показывать в этой публикации, поскольку в последующие дни нашего пребывания в Великом Новгороде мы все эти достопримечательности, увиденные при первом знакомстве с городом, подробнейшим образом осмотрели и изучили, о чём я расскажу в следующих моих публикациях.

А пока скажу, что мы довольно долго ждали встречи с дружиной реконструкторов и их выступления на Ярославовом дворище, но всё-таки с часовым запозданием дождались. Фотографировать конников при скоплении зрителей было непросто, поскольку они, как правило, находились далеко от места, где мы стояли. Не все фотографии получились удачными, но тут уж, «что есть, то есть»:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)