Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был сегодня 17:14

Великий Новгород — Россия Август 2022

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  4. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  6. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (продолжение)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)
  11. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (продолжение)
  12. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года

Часть 6. Шестой день путешествия (начало)

17 августа 2022 года. Пятый (последний) день пребывания в Великом Новгороде: пешеходная прогулка по Софийской набережной

Свой пятый (последний) день в Великом Новгороде мы провели в поездках и прогулках по городу. Начали мы с прогулки по одному из районов на Софийской стороне. В древние времена эти места назывались Нерёвским концом. Для этого утром мы приехали и припарковали автомобиль на Великой улице недалеко от моста имени Александра Невского. И нашей целью здесь была пешая прогулка по недавно облагороженной Софийской набережной на левом берегу Волхова. Но я начну свой рассказ не с этого, а с одного примечательного памятника, расположенного на Великой улице.

Нам уже давно было известно, что в Великом Новгороде одним из, можно сказать, «брэндов» является мальчик по имени Онфим. Он жил здесь в XIII веке. Он стал известен после того, как учёные-археологи откопали 12 берестяных грамот и несколько рисунков на бересте, написанных его рукой. Попросту говоря, Онфим оставил на них свой автограф. Таким образом семилетний мальчик Онфим стал в Новгороде символом детства и образования.

Так вот, на Великой улице возле дома № 3, в том месте, где 26 июля 1951 года археологической экспедицией под руководством Артемия Владимировича Арциховского новгородкой Ниной Фёдоровной Акуловой была найдена первая берестяная грамота, три года назад, 19 августа 2019 года, был открыт памятник мальчику Онфиму. Автором памятника стал скульптор Сергей Гаев. И свою экскурсионную программу почти ровно три года спустя, 17 августа 2022 года, мы начали с того, что побывали возле этого памятника и сделали несколько фотографий на память:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)

Мальчик держит в руках берестяную грамоту, которая, по мнению учёных, стала популярным материалом в письменной культуре новгородцев именно благодаря детской изобретательности. Рядом с ножкой табуретки помещена деревянная игрушка коник — частая находка в археологических раскопках новгородчины.

Запечатлев «себя любимых» в окружении мальчика Онфима, мы прошли на Софийскую набережную, где расположено несколько достойных внимания достопримечательностей Великого Новгорода.

Для начала несколько слов скажу об автомобильно-пешеходном мосте имени Александра Невского, раз уж мы оказались рядом с ним. Этот мост, построенный по проекту архитектора В. Павлушкова (так написано на памятной табличке) был принят в эксплуатацию 16 ноября 1954 года. Он соединил два берега реки Волхов, обеспечив тем самым проезд между Софийской и Торговой сторонами Великого Новгорода. Построили его в месте, где на Торговой стороне в Волхов впадал Фёдоровский ручей. Ручей этот засыпали, превратив его в улицу с одноимённым названием.

Длина моста 280 метров, ширина проезжей части составляет 12 метров. По обеим сторонам от неё расположены тротуары шириной по 2,3 метра.

Сейчас мост имени Александра Невского является основной артерией, соединяющей две части Великого Новгорода, по нему идёт большой поток автотранспорта, в том числе и общественного. Мы тоже несколько раз проехали по этому мосту, направляясь на Торговую сторону города и обратно. Вот так мост имени Александра Невского выглядит на фотографиях, сделанных мною с Софийской набережной:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)

Ступив на Софийскую набережную, мы оправились по ней по направлению течения Волхова (то есть, удаляясь от Новгородского детинца):

Хочу отметить, что в Великом Новгороде чтят память своих знаменитых земляков, прославивших Российское государство своими делами. Одним из таких людей был адмирал Евфимий Васильевич Путятин (1803 — 1883). Пять лет назад, 21 сентября 2017 года, на облагороженной Софийской набережной ему открыли памятник-бюст (скульптор Сергей Серёжин), который я сфотографировал во время нашего следования по набережной.

Граф Е. В. Путятин вырос на новгородской земле. Родовая усадьба Путятиных, Пшеничище, находилась в Грузинской волости Новгородского уезда Новгородской губернии. Сейчас это территория Чудовского района.

Будущий адмирал родился в семье отставного капитан-лейтенанта и новгородского помещика Василия Ефимьевича Путятина и Елизаветы Григорьевны Путятиной. По воле родителей поступил в Морское училище, которое с отличием закончил, получив 1 марта 1822 года чин мичмана и назначение в кругосветное плавание на фрегате «Крейсер» под командой Михаила Петровича Лазарева. Плавание продолжалось три года и завершилось в 1825 году.

В 1827 году на флагманском линкоре «Азов» Путятин участвовал в Наваринском морском сражении. После этого служил на Балтийском и Черноморском флотах. А в 1852 году возглавил экспедицию в Японию на фрегате «Паллада». В дальнейшем проявил себя на дипломатическом поприще. В 1855 году подписал первый в истории русско-японских отношений договор — Симодский трактат. В 1857 году возглавил дипломатическую миссию в Китай, где в 1858 году подписал договор о дипломатических и торговых отношениях с Китаем — Тяньцзиньский трактат.

После этого Путятин был произведён в адмиралы и назначен на должность морского агента в Лондоне. Там он заинтересовался вопросами образования и опубликовал книгу «Проект преобразования морских учебных заведений, с учреждением новой гимназии». Эта его деятельность способствовала назначению Путятина в 1861 году на пост министра народного просвещения, на котором, впрочем, он не сыскал особых лавров, прослужив на этом посту чуть более полугода.

Будучи министром образования, Путятин провёл ряд реформ в области высшего образования. Сейчас мало, кто знает, что студенческие «зачётные книжки» (их тогда называли «матрикулами») — это одно из нововведений Путятина на посту министра народного образования. Кроме того, вводилось обязательное посещение лекций, а также плата за обучение. Это вызвало недовольство в среде разночинной студенческой молодёжи, вылившееся в беспорядки среди студентов в Петербурге и в Казани. Беспорядки даже вынудили царское правительство закрыть 22 сентября 1861 года Петербургский университет, что лишь увеличило волнения среди молодёжи. Путятин был вынужден подать в отставку, которая была принята в конце декабря 1861 года.

После отставки Путятин был назначен членом Государственного совета, а также занимал почётные должности в различных комиссиях и обществах. В частности, он был членом-учредителем Православного Палестинского общества.

В конце жизни, после смерти супруги, 18 декабря 1879 года он уехал из России в Париж, где скончался 28 октября 1883 года. По завещанию был погребён вместе с женой в Киево-Печерской лавре.

В память об Евфимии Васильевиче Путятине названы остров Путятина в заливе Петра Великого в Японском море и мыс в бухте Провидения Анадырского залива Берингова моря. Имя Путятина носили также два корабля Дальневосточного морского флота.

Рядом с памятником Е. П. Путятину на Софийской набережной выставлены торпеда, якорь и две мины:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)

Поясняющей таблички рядом я не обнаружил, но думаю, что эти экспонаты могли быть выставлены находящимся неподалёку от этого места «Морским центром капитана Н. Г. Варухина». Это Государственное областное автономное учреждение дополнительного образования в Великом Новгороде было создано в 1967 году по инициативе и под руководством почётного гражданина Великого Новгорода Николая Геннадьевича Варухина. Новгородский Клуб юных моряков значится под № 1 в Книге Почёта Министерства образования РФ.

Далее, следуя по обновлённой Софийской набережной, мы дошли до, пожалуй, самого неоднозначно воспринимаемого современного здания в этом городе. Это здание Драматического театра имени Ф. М. Достоевского:

Здание театра строилось более 10 лет, его строительство было завершено в 1987 году. Автором проекта, разработанного ещё в 1973 году, стал архитектор «Гипротеатра» Владимир Александрович Сомов (1928 — 2020) при участии архитекторов В. П. Грищенко, Н. А. Буровой, О. О. Власовой и конструктора О. Г. Смирнова. Говорят, что и лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич поучаствовал в его проектировании. Будучи выпускником Московского архитектурного института, Макаревич некоторое время работал в «Гипротеатре» у Владимира Сомова, и спроектированные оконные проёмы — это его творческое решение.

С момента открытия до сих пор не утихают споры вокруг архитектуры театра. Одни восхищаются задумкой автора, считают театр шедевром советского модернизма и сравнивают облик здания с «космическим кораблем», другие недоумевают: как такую громадину можно было построить в одном из древнейших городов страны?

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)

Я не специалист в архитектуре, тем более в архитектуре модернизма, поэтому я не буду рассуждать на тему: «Кто прав?». А специалисты отмечают, что спроектированный в 1970-х годах театр, в свое время, не был оценён по достоинству. Поэтому новаторские архитектурные решения, позволяющие поставить это здание на один уровень со знаменитым Оперным театром в Сиднее или библиотекой Гейзеля в Сан-Диего, не принесли архитектору — Владимиру Сомову — популярность в СССР.

Как бы то ни было, театр в Великом Новгороде уникален — он был спроектирован именно для этого города и именно для этого места. Театр располагается меньше чем в километре от Кремля на квадратном участке между улицей Великой и рекой Волхов. Здание имеет необычный ромбовидный план, а его главный вход обращен к реке. В качестве ориентира Сомов выбрал не город или Кремль, а Волхов, таким образом отдавая дань древнерусской традиции, когда хозяйственная и строительная деятельность была неразрывно связана с водными артериями города. Стоящие по углам круглые башни, придающие сооружению вид «космического корабля», это две водонапорные башни, которые по проекту должны были питать фонтаны, расположенные на площади перед театром. Но они так и не были введены в действие. И вообще, не все задумки архитектора были воплощены в реальность. Например, В. А. Сомов планировал, что здание театра будет красного цвета, но в СССР в то время не умели ещё производить цветной бетон, а покупать его за рубежом было очень дорого. Поэтому здание театра осталось серым, что, отнюдь, не придаёт ему изящества.

И ещё. Говорят, что здание театра наиболее эффектно смотрится не вблизи, а с набережной Александра Невского на противоположном берегу Волхова. Мы в тех краях не успели побывать, поэтому не могу судить, так это или нет. Для наглядности прикреплю к публикации пару фотографий, позаимствованных у «Яндекс-карт». Они, правда, были сделаны ещё в 2020 году, когда благоустройство Софийской набережной перед театром ещё не было завершено:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)

Несколько слов скажу ещё о двух церквях в Великом Новгороде, до которых мы не дошли ввиду дефицита времени, но которые я сфотографировал издалека, стоя на Софийской набережной рядом с Новгородским драматическим театром. Эти церкви — Борисоглебская и Иоанна Богослова — находятся на противоположном берегу Волхова, на набережной Александра Невского.

Церковь Бориса и Глеба в Плотниках расположена в северо-западном углу Плотницкого конца Великого Новгорода и является приходской церковью Новгородской епархии Русской православной церкви. Она была построена в 1536 году на месте более древней постройки, которую разобрали перед началом строительства нового храма.

Эту церковь строили на средства, собранные жителями Запольской и Конюховой улиц при участии также новгородских и московских гостей. Согласно летописи, церковь возвели за пять месяцев. Сделали это двадцать новгородских «больших мастеров». Летописец даже указал сумму, которую они получили за работу, — 53 рубля. Вот такой был в те времена «уровень цен».

В апреле 1937 года церковь была закрыта, а во время Великой Отечественной войны хоть и получила повреждения, но сравнительно небольшие, и к 1955 году её отреставрировали по проекту архитектора З. И. Васильевой. Надо сказать, что в то время Борисоглебская церковь имела колокольню. Она хоть и была частично разрушена во время войны, но два её яруса без шатра сохранились. Поскольку в 1960-е годы набережная правого берега Волхова начала активно застраиваться «хрущёвками», власти посчитали, что хорошо заметная на их фоне колокольня не вписывается в облик набережной, и её разобрали. А сама церковь фактически до распада СССР использовалась под склад.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов Борисоглебская церковь в Плотниках была повторно исследована и отреставрирована по проекту архитектора В. А. Попова. Реставрационные работы завершились в 1991 году, а с 1992 года церковь была передана Новгородской епархии и стала действующей.

Вторая церковь — церковь Иоанна Богослова на Витке — расположена в 160 метрах к северу от Борисоглебской церкви. В настоящее время принадлежит Санкт-Петербургской и Тверской епархии Русской православной старообрядческой церкви.

Её история началась в 1383 — 1384 годах, когда в урочище Радоковице, непосредственно за кольцом Окольного города, на берегу небольшой речки Витка, впадающей в этом месте в Волхов, была построена трёхнефная, одноапсидная, однокупольная церковь, освящённая в честь Иоанна Богослова. В XVI веке с запада к церкви был пристроен каменный притвор с тёплым Успенским приделом, на фундаменте которого в XVII — XVIII веках была сооружена пристройка с небольшой звонницей. А в 1799 году к церкви была пристроена невысокая колокольня в стиле классицизма.

Известно также, что первоначально церковь Иоанна Богослова являлась главным храмом небольшого Богословского женского монастыря, но в 1764 году монастырь был упразднён, и церковь стала функционировать как приходской храм.

В середине 1920-х годов церковь была закрыта советской властью, колокольня в 1929 году была разобрана, а её кирпич планировалось использовать для строительства городской электростанции. Позднее помещения церкви использовались как склад располагающейся рядом лодочной станции.

В годы Великой Отечественной войны церковь серьёзно пострадала. Её юго-восточный угол находился в аварийном состоянии и грозил обрушением. После войны в 1946 году он был временно укреплён деревянными подпорами. Но беды для церкви на этом не закончились, в 1948 году в её главу ударила молния, которая разрушила кровлю и северо-западную часть кладки барабана.

В 1952 году под руководством архитектора Любови Митрофановны Шуляк была осуществлена реставрация церкви. А в 2001 году она была передана новгородской общине Русской православной старообрядческой церкви, после чего в течение нескольких лет, с частичным привлечением федеральных средств, но, в основном, на средства общины был осуществлён ряд реставрационно-восстановительных работ. Они проводились под руководством архитекторов В. А. Дружинина и Г. М. Кулаковой. В основном реставрационные работы были завершены к 14 ноября 2004 года, и в этот день старообрядческий епископ Киевский и всея Украины Савватий (Козка) торжественно освятил храм. В настоящее время церковь является действующим храмом новгородского старообрядческого прихода…

Пройдя по Софийской набережной, мы вернулись затем по Великой улице к своему автомобилю, по мосту имени Александра Невского переехали на Торговую сторону Великого Новгорода и поехали смотреть на фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Сама эта улица является одной из старейших в Новгороде и заслуживает того, чтобы о ней рассказать. Но это я сделаю в следующей публикации…

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)