Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был вчера 19:37

Великий Новгород — Россия Август 2022

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  4. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  6. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (продолжение)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)
  11. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (продолжение)
  12. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года

Часть 4. Четвёртый день путешествия (начало)

15 августа 2022 года. Третий день пребывания в Великом Новгороде: самостоятельное посещение Новгородского Кремля, двухчасовая пешеходная экскурсия по Софийской и Торговой частям города с рассказом экскурсовода об основных достопримечательностях в Новгородском детинце и на Ярославовом дворище, самостоятельное посещение Музея игрушки в бывшей церкви Жён Мироносиц на Ярославовом дворище, прогулка по набережным реки Волхов

В четвёртый день нашего путешествия мы знакомились с достопримечательностями в центральной части Великого Новгорода. Сначала в Новгородском Кремле мы самостоятельно посетили звонницу Софийского собора, посмотрев там на коллекцию колоколов, а, поднявшись на смотровую площадку, полюбовались открывшимися видами на Волхов и территорию Кремля. А потом у нас была двухчасовая пешеходная экскурсия по двум частями города, расположенным на разных берегах реки Волхов.

Во время пешеходной экскурсии по Софийской части Великого Новгорода мы осмотрели основные достопримечательности внутри кремлёвских стен, а именно: самый древний на территории России православный Софийский собор с его звонницей, памятник «1000-летию России», Владычный двор, и др.

После осмотра Кремля мы по пешеходному мосту перешли на противоположный берег Волхова, где расположено Ярославово дворище и Торг. Здесь нам рассказали про памятник в честь городов Ганзейского союза, партнёром которого, в том числе, является и Великий Новгород. А потом прошли возле семи церквей, сохранившихся на территории бывшего Ярославова дворища, и корпуса с надвратной башней. На этом пешеходная экскурсия завершилась.

После экскурсии мы самостоятельно посетили очень интересный Музей игрушки, размещённый в одной из церквей на Ярославовом дворище.

Несмотря на жару, мы остались довольны увиденным и услышанным в этот день. Мною было сделано множество фотографий, часть из которых с комментариями я представлю далее в этой и в двух следующих публикациях. Рассказ о памятнике «Тысячелетию России», а также о достопримечательностях Ярославова дворища я вынужден вынести в отдельные публикации в качестве дополнений к этой, поскольку не укладываюсь в лимит на количество размещаемых фотографий.

Итак, как всегда, мы приехали в центр города и припарковались на автомобильной парковке близ мемориала «Победа» (Троицкая улица, 3), возле которого в дни нашего пребывания в Великом Новгороде проводились ремонтные работы. Подниматься на верх Екатерининской горки с памятником мы не стали, и я просто сфотографировал его снизу:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

Открытие памятника состоялось 20 января 1974 года в день тридцатилетия освобождения Новгорода от фашистских захватчиков. Авторы — скульпторы Георгий Васильевич Нерода и Ангелина Николаевна Филиппова, архитекторы Алексей Николаевич Душкин и Анатолий Ипполитович Сайковский.

Далее через Кремлёвский парк с некоторыми остановками мы дошли до Воскресенских ворот и вошли через них на территорию Новгородского детинца. Остановки были связаны с тем, что сначала Маша чуть-чуть поиграла на выставленном в парке рояле:

а потом, прежде чем войти в Кремль, мы несколько углубились дальше в Кремлёвский парк, чтобы отдать дань уважения композитору Сергею Васильевичу Рахманинову, памятник которому был установлен в парке 28 мая 2009 года рядом с улицей Газон:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

и полюбоваться на красивый фонтан «Садко», который скульптор Эдуард Николаевич Курылёв посвятил легендарному новгородскому былинному герою:

Войдя на территорию Кремля и осмотрев памятник «Тысячелитию России» (о нём я расскажу в отдельной публикации), мы отправились к Звоннице Софийского собора для того, чтобы её посетить и осмотреть обширную выставку колоколов снаружи и внутри звонницы.

СОФИЙСКАЯ ЗВОННИЦА в Новгородском кремле — это самое древнее и крупное из дошедших до нас колокольных сооружений. В силу своей древности звонница, естественно, соединяет в себе строительные напластования многих веков. Иными словами, существующая сейчас Софийская звонница — это совсем не та, которая увидела свет в момент её создания.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

Время создания первой каменной звонницы в Новгородском кремле неизвестно. Новгородская летопись под 1437 годом лишь сообщает о её падении вместе с кремлёвской стеной, подмытой разлившимся Волховом. А в 1439 году архиепископ Ефимий II поставил заново «колокольницу каменную на старом месте, на городе».

Звонница 1439 года в плане имела те же размеры, что и сейчас. Но она была значительно ниже и в верхней части имела только четыре столба и три пролёта для развески колоколов, а не шесть столбов и пять пролётов, как сейчас. Существующая сейчас западная пристройка появилась позднее. А восточная пристройка — три сводчатые камеры между звонницей и кремлёвской стеной, возможно, была сооружена в конце XV века вместе с сооружением новых кремлёвских стен.

Существенной реконструкции звонница подверглась в 1530-х — 1540-х годах в связи с перестройкой кремля и развитием колокольно-литейного дела. Именно тогда её сделали выше, а количество столбов увеличили до шести, образовав тем самым пять пролётов для развески колоколов. Над каждым пролётом был сооружён восьмигранный кирпичный шатёр, а западный и восточный фасады звонницы получили декоративные украшения.

Во второй половине XVII века на звоннице были проведены несколько ремонтов и перестроек. Для установки больших колоколов были растёсаны столбы-опоры, западная пристройка стала двухэтажной, появилось каменное крыльцо, фасады украсили новые декоративные элементы, в том числе, изразцы. Шатры завершений над пролётами переделали на высокие щипцы-фронтоны, увенчанные главками или крестами. С южной стороны был пристроен дом для звонарей.

В первой половине — середине XVIII века звонница в духе модных в то время архитектурных веяний обрела завершение в виде бочки с одной главой.

В годы Великой Отечественной войны Софийская звонница получила серьёзные повреждения. Противоаварийные работы с частичной реставрацией были проведены в 1945 — 1949 годах по проекту архитектора Ю. Э. Крушельницкого. В 2000 — 2001 годах каменное крыльцо XVII века из-за плохого технического состояния было разобрано, и на его месте заново возведено в первоначальных формах. Тогда же провели реставрацию западной стены. Эти работы проводились под руководством архитекторов В. А. Дружинина и И. В. Богуцкой.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

Можно ещё упомянуть, что в 1992 году на сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО Софийская звонница была включена в Список всемирного культурного наследия. В 1998 году в составе Новгородского государственного объединённого музея-заповедника звонница отнесена к числу особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Сейчас на выставке, развёрнутой перед Софийской звонницей и в её внутреннем помещении, представлено собрание древних колоколов Великого Новгорода:

Далее по лестнице мы поднялись на смотровую площадку звонницы, с которой открываются живописные виды на город:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

Безусловно самым древним из сохранившихся памятников архитектуры в Новгородском детинце является СОФИЙСКИЙ СОБОР. Он был построен в 1045 — 1050 годах по заказу новгородского князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Дом Святой Софии был главным политическим и культурным центром. «Где София, тут и Новгород», — говорили жители средневекового Новгорода.

Стены собора выложены из камня, известняка, ракушечника и плинфы на цемяночном растворе с добавлением молотого кирпича. Первоначально стены собора не были оштукатурены. Центральный купол впервые был позолочен в 1408 году. Главный (западный) вход в храм украшают бронзовые Магдебургские врата XII века.

Собор был расписан в XII веке (сохранились фрагменты росписи). Позднейшая роспись, выполненная в 1890-е годы под руководством палехского иконописца Николая Михайловича Софонова, сохранилась в полном объеме.

В интерьере храма: два старинных иконостаса, чудотворная икона «Богоматерь Знамение» XII века, бронзовые Корсунские врата XI века, древнейший православный некрополь, богато украшенное резьбой Царское (Ивана Грозного) деревянное моленное место XVI века, шестиярусное бронзовое паникадило — дар Бориса Годунова в 1600 году.

В 1928 году служба в соборе была прекращена, и в нём разместили музей атеизма.

В годы Великой Отечественной войны памятник очень пострадал. Реставрация собора проводилась в несколько этапов. Последний этап реставрации интерьера относится к 1980 — 1985 годам.

В 1991 году Софийский собор возвращен Русской Православной Церкви.

В настоящее время — это Кафедральный храм Новгородской митрополии. Учитывая ценность и значение памятника, Новгородский музей-заповедник организует в соборе экскурсии. В ходе такой экскурсии мы в него и попали. Вот несколько фотографий, сделанных мною 15 августа 2022 года:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

Меня заинтересовали подробности, касающиеся вот этого артефакта из Софийского собора в Великом Новгороде:

На Руси издавна существовала традиция встраивать в стены храмов каменные кресты. Крест в круге — это христианский символ веры, спасающей мир.

Один такой крест можно сейчас увидеть в Софийском соборе. Правда, находится он не в стене, а внутри собора слева от центрального (Успенского) иконостаса. Но тому были свои причины. Его называют Алексеевским крестом по имени новгородского архиепископа Алексия, во время пребывания которого на кафедре Софийского собора (12 июля 1360 — апрель 1388 года) он был изготовлен.

Изначально, в конце XIV века, белокаменный вкладной крест был установлен в нише западного фасада Софийского собора. В 1943 году фашисты, оккупировавшие Новгород, выломали его из ниши в стене. Вот фотографии места в стене, где он находился:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

Но его остатки удивительным образом сохранились, и уже после войны, в 1947 году, крест обнаружили на территории музея в Коломенском под Москвой. В отреставрированном виде его вернули в интерьер Софийского собора. Нижняя часть креста была утрачена, её восстановили в гипсе в 1950-х — 1960-х годах, руководствуясь сохранившимися фотографиями.

В рельефных изображениях на Алексеевском кресте представлены пять основных евангельских событий: Благовещение, Рождество Христово, Распятие, Воскресение — Сошествие во ад и Вознесение. Надпись по ободу креста гласит:

»В лето SW… (13…, две последние цифры утрачены) писан бысть крест сей в Новегороде общаго ле. Повелением боголюбиваго преосвященнаго архиепископа Олексия и поставлен на поклонение правоверным христианам. Архиепископу Олексию дай Бог многа ле. И здравие. И спасение. И детям его и всему миру».

Предположительно, устройство этого креста было связано с присягой (крестным целованием) новгородцев на подсудность своему архиепископу. В 1386 году об этой присяге и о невозможности от неё отступить было объявлено московскому митрополиту, заявившему о своём праве вершить суд в Новгороде…

А вот в этой раке в Софийском соборе сохраняются мощи святого благоверного князя Фёдора Ярославича Новгородского:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

Князь Фёдор, старший сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии Мстиславны, брат Александра Невского, родился в 1218 году в Переславле. В 1828 году вместе с отцом, призванным на новгородское княжение, братья Фёдор и Александр прибыли в Новгород. В 1232 году Ярослав, готовя Фёдору новгородский престол, послал юного князя с дружиной в поход на языческую мордву, а затем задумал его женить. Но в день свадьбы — 5 июня 1233 года — князь Фёдор внезапно скончался. Тело его захоронили в Юрьевом монастыре, а в 1614 году во время нашествия на Новгород шведов мощи князя Фёдора были обретены нетленными и прославлены исцелениями от них. Митрополит Исидор перенёс мощи в Софийский собор.

Интересно, что невеста князя Фёдора, княжна Феодулия, после неожиданной кончины жениха оставила мир и приняла постриг в Суздальском монастыре. В иноческом подвиге она потом прославилась как Преподобная Ефросиния Суздальская. Она скончалась в 1250 году.

Интересной также является история вот этого креста с сидящим на нём голубем, который тоже находится сейчас в интерьере Софийского собора. Сидящий на нём свинцовый голубь является символом Святого Духа:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

Точно такой же крест водружён на центральном куполе собора, но это копия. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили с купола в результате обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид испанцы, воевавшие на стороне Германии. В 2004 году подлинный крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

И ещё один необычный и интересный артефакт присутствует в Софийском соборе Великого Новгорода. Это так называемые МАГДЕБУРГСКИЕ ВРАТА, являющиеся произведением западноевропейских мастеров середины XII века:

Интересно, что до сих пор достоверно неизвестно, то есть не задокументировано, каким образом эти врата появились в Софийском соборе. Существует несколько версий на сей счёт.

Первая, наиболее достоверная версия. Эти врата были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге и предназначались для Собора «Успения Приснодевы Марии» в польском Плоцке. Поэтому их и называют Магдебургскими или, реже, Плоцкими. В Новгород они попали или как военный трофей, или были куплены, или подарены.

Вторая версия. В Новгороде с давних времён бытует легенда о том, что врата были привезены в 988 году Великим князем Владимиром из Византии. Поэтому их в Новгороде называют Корсунскими. Эта версия, хоть и распространённая, но маловероятная, поскольку вряд ли Владимир мог привезти католические по исполнению врата из православной Византии.

Третья версия принадлежит Василию Никитичу Татищеву, согласно которой в 1336 году в Святой Софии были установлены некие «медные двери», привезённые Архиепископом Василием из «… немец, купи ценою великою».

Четвёртая версия. В описи 1803 года врата обозначены, как Немецкие, так как на них присутствуют латинские названия, якобы подтверждающие их западноевропейское происхождение.

И, наконец, пятая версия гласит, что врата являются воинским трофеем новгородцев (карел, эстов, ижор или северных русов), ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуна. Отсюда и ещё одно название — Сигтунские. Однако эта версия не подтверждается, так как на вратах отсутствуют пластины с Сигтунских Врат.

Как бы то ни было, в обнаруженных дореволюционных документах врата именуются как Корсунские. Ещё до начала Первой мировой войны польские учёные предлагали своему правительству сделать всё, чтобы выкупить эти врата. По их мнению, существуют две версии появления врат в Новгороде. По одной из них, они были добычей литовцев во время их набега, по другой, они были подарены польским духовенством или плоцкими князьями новгородскому князю Семёну Лугвению Ольгедовичу, который переселился в Новгород и был братом Александры — княжны Плоцкой.

Работа по отливке врат длилась три года. Их копия, весом более двух тонн, была установлена в Кафедральном соборе города Плоцка в ноябре 1881 года. Существует и ещё одна копия, находящаяся в Государственном историческом музее в Москве.

В наши дни в Новгородском музее-заповеднике эти врата именуются Магдебургскими. Они закрывают парадный, западный вход в Софийский собор. В обычные дни они всегда закрыты, и открывают их только по великим праздникам, когда на службу в соборе прибывает архиепископ Новгородский и Старорусский.

Визуально Магдебургские врата представляют собой две створки с укреплёнными на них 48-ю бронзовыми пластинами. На этих пластинах изображены библейские сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. На вратах выделены шесть христианских праздников: Крещение, Благовещение, Рождество, Сретение, Вход Иисуса Христа в Иерусалим (Вербное Воскресение), а венчает обе створки сюжет Праздника Вознесение.

Все экскурсоводы, подводящие слушателей к Магдебургским вратам, обязательно обращают внимание на нижнюю часть левой створки. Считается, что там по сторонам с сюжетными пластинами присутствуют изображения мастеров-литейщиков, изготовивших врата. Это Риквин (с весами в правой руке и клещами в левой руке) и Вайсмут (с клещами в руках). А в центре помещена ещё одна фигура. Это русский мастер Авраам, который, по преданию, собрал пластины воедино после того, как врата были доставлены в Новгород в разобранном виде. Собрав этот «средневековый пазл», Авраам не удержался и поместил на врата, так сказать, свой «автопортрет», снабдив его надписью на русском языке.

Обращают на себя внимание также дверные рукояти на обеих створках ворот. Согласно средневековой традиции, они имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями. Они служат назидательным образом Ада и должны напоминать входящему в храм о грядущем Страшном Суде…

Я сфотографировал все эти клеммы на Магдебургских вратах крупным планом и показываю их ниже:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)

На этом рассказ об увиденном нами в Софийском соборе я завершаю. Другая уникальная во всех отношениях достопримечательность на территории Новгородского детинца — это Памятник «Тысячелетию России». Рассказ о нём я продолжу в отдельной публикации, поскольку лимит на количество размещаемых фотографий в этой публикации я исчерпал…

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)