Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 24 апреля 12:07

Великий Новгород — Россия Август 2022

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  4. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  6. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (продолжение)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)
  11. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (продолжение)
  12. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года

Часть 3. Третий день путешествия (дополнение)

14 августа 2022 года. Рассказ про Новгородский Кремль и его башни

Свой рассказ о третьем дне нашего путешествия или о втором дне нашего пребывания в Великом Новгороде я дополню тем, что мы увидели в нём до того, как отправились в автобусную экскурсию, о которой я рассказал в предыдущей публикации. Утром 14 августа 2022 года до начала автобусной экскурсии у нас было свободное время, которое мы потратили на первое знакомство с Новгородским Кремлём. Это огороженное высокой крепостной стеной пространство площадью чуть более 12 гектаров расположено у берега Волхова на Софийской стороне Новгорода. В этот день я задался целью сфотографировать все башни в стене Новгородского Кремля для того, чтобы потом подробнее познакомиться и рассказать о них. И вот, что из этого получилось.

Система защитных сооружений в Великом Новгороде возникла с самого начала его зарождения и по мере продвижения по шкале времени постоянно совершенствовалась и видоизменялась. Сердцем Новгорода всегда был и остаётся Кремль или, как его ещё называют, «детинец».

Слово «детинец» встречается в летописях с 1097 года. Его происхождение точно не установлено и вызывает споры. По мнению одних учёных, оно связано с глаголом «деть», поскольку в случае войны в крепость богатые новгородцы прятали, то есть «девали», самое ценное, включая членов своих семей. Другие считают, чтобы слово это происходит от обычая именовать отроками или детьми княжеских дружинников, охранявших крепость. И, наконец, известный историк и археолог Валентин Лаврентьевич Янин полагал, что название «детинец» происходит не от «детей», а от «дедов». По его мнению, в детинце собирались старейшины — «деды» для решения различных вопросов. В пользу этой своей версии В. Л. Янин ссылается на аналогичный двор «детинец» (Dziedzianec) Краковской крепости в Польше.

Тот каменный Новгородский Кремль («детинец»), который мы видим сейчас, был построен в 1484 — 1490 годах по распоряжению Московского великого князя Ивана III после того, как 15 января 1478 года Новгородская республика прекратила своё существование, окончательно покорившись Москве после поражения в Шелонской битве (1471 год) и Московско-новгородской войне.

Импульсом для реконструкции ранее существовавших стен и башен, а фактически к их полной замене послужило развитие огнестрельного оружия. Существовавшие до этого башни и бойницы в стенах плохо подходили для размещения и использования пищалей. Новые стены строились на старой основе, а строительные работы осуществлялись на совместные средства Ивана III (две трети общих затрат) и новгородского архиепископа Геннадия (одна треть).

В руководстве строительными работами, возможно, участвовали итальянские мастера, которые примерно в то же время трудились над сооружением Московского Кремля. Об этом можно судить по тому, что в конце XV века верх стен, как и в Московском Кремле, завершали зубцы в виде «ласточкиного гнезда». Военного значения эти зубцы не имели, и поскольку на них трудно было установить над стенами деревянную кровлю для защиты стен от осадков, новгородские мастера со временем переделали «ласточкины хвосты» на зубцы с прямоугольной формой.

Стены сооружали из известняка, гранитных булыжников и кирпича на известковом растворе. Высота их колеблется от 8 до 15 метров, а толщина на отдельных участках достигает 6,5 метров. Общая протяженность стен составила 1487 метров.

После такого вступления я перейду к краткому описанию башен в Новгородском детинце, которые я специально сфотографировал 14 августа 2022 года во время его посещения.

В стенах изначально соорудили 12 башен, из которых до нашего времени дошли только девять. Разрушившуюся Борисоглебскую башню, находившуюся возле стоявшего рядом с ней Борисоглебского храма (несохранившегося до нашего времени) впоследствии разобрали, а проём сравняли с окружавшей её стеной. Сейчас эта стена со стороны Софийской набережной выглядит следующим образом:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)

А на месте обветшавших Пречистенской и Воскресенской башен в 1820 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова были сооружены, соответственно, Пречистенская и Воскресенская арки, через которые до сих пор осуществляется проход на территорию кремля:

Перечислю оставшиеся девять башен, начиная от Пречистенской арки, обходя кремлёвскую стену по часовой стрелке:

1. Дворцовая башня (XV век)

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)

Дворцовая башня прямоугольная в сечении с размерами 10,2×11,2 метра. Её высота с зубцами составляет 20 метров. Толщина стен на уровне второго яруса — 2 метра. Венчает башню девятиметровый шатёр.

Первоначально дворцовая башня имела шесть ярусов. Предположительно в конце XVI века свод нижнего яруса был разобран. В башне 37 бойничных и окопных проёмов. В нижней её части есть два проёма: дверной — со стороны детинца и воротный — со стороны Волхова. Фасад башни украшают декоративные элементы: по три круглых розетки со стороны Волхова и со стороны детинца.

1. Спасская башня (XV век)

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)

Это шестиярусная проездная башня с прямоугольным вытянутым сечением размерами 15×8,3 метра. Ширина проезда — 3 метра. Высота стен — 19 метров, толщина стен на уровне 2-го яруса — 2 метра. Венчает башню пятнадцатиметровый шатёр с дозорной вышкой наверху. Восстановлена по описаниям XVII века. Южный фасад декорирован тремя круглыми розетками и орнаментальным поясом из ромбиков. К северному фасаду примыкают законсервированные остатки церкви Спаса Преображения, обнаруженные в результате раскопок в 1957 году.

Спасскую башню новгородцы иногда называют «падающей» или даже «своей Пизанской». Почему так, хорошо видно со стороны Волхова с борта проплывающего по нему теплохода:

1. Княжая башня (XV век)

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)

Княжая башня представляет собой непроезжую прямоугольную (почти квадратную) в сечении башню в юго-западной части Новгородского детинца. Размеры в сечении — 9×9,8 метра. Высота башни с зубцами — 18,5 метров, толщина стен на уровне 1-го яруса — 2 метра. Венчает башню десятиметровый шатёр.

Первоначально Княжая башня имела шесть ярусов, первый и третий из них опирались на кирпичные своды. Сейчас перекрытия разобраны. Раньше из башни можно было попасть на прясла стен, сейчас выходы заложены.

1. Башня Кокуй (XVII век)

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)

Эта башня с загадочным названием Кокуй расположена в юго-западной части Новгородского детинца и отличается особой формой. В основании башни прямоугольное сечение с размерами 8,5×10,4 метра. Её переделали, видимо, в XVII веке. На ней расположены два восьмерика над четвериком, и завершается она десятиметровым шатром в виде луковичной главки. Высота башни с куполом — 38,5 метра. Толщина стен на уровне 1-го яруса — 2 метра.

Известно также, что изначально это была невысокая башня с платформой наверху для размещения пушки.

1. Покровская башня (XVI век)
Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)

Прямоугольная в плане (16×10,5 метров) Покровская башня с шестью боевыми ярусами названа так по расположенной рядом с ней на территории детинца церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Высота башни с зубцами — 18 метров, толщина стен на уровне первого яруса — 3 метра. Венчает башню тринадцатиметровый шатёр. Покровская башня сильно выступает за пределы крепостной стены, более чем на 9 метров. Стены прорезаны множеством бойниц. В общей сложности — 55 амбразур.

1. Златоустовская башня (XV век)

Златоустовская прямоугольная в плане башня Новгородского детинца имеет четыре яруса. Название происходит от стоявшей неподалёку церкви Иоанна Златоуста, построенной ещё в XIV веке и просуществовавшей до 1694 года. Расположена в западной части Кремля к западу от здания Присутственных мест, которое сейчас занимает Дирекция новгородского музея.

Следующей по ходу движения является Воскресенская арка, расположенная между Златоустовской и Митрополичьей башнями. О ней я упомянул выше. А здесь дополнительно покажу ещё один вид на Воскресенскую арку со стороны земляного рва перед кремлёвской стеной и перекинутого через него моста, ведущего к Воскресенской арке с воротами в ней:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)

1. Митрополичья башня (XV век)

Митрополичья башня расположена в северо-западной части Новгородского детинца на территории Владычного двора. С внешней стороны окружена глубоким рвом. Башня круглая в сечении с диаметром 13,6 метра, толщина стен — 3,1 метра, высота стен — 16,3 метра. Венчает башню десятиметровый шатёр, восстановленный по описям XVII века.

Стены башни, обращённые ко рву, прорезаны тремя ярусами сводчатых бойниц XV века.

1. Фёдоровская башня (XV век)

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)

Фёдоровская башня — это ещё одна круглая в сечении башня в Новгородском детинце. Наряду с Митрополичьей башней является памятником военно-оборонительного зодчества XV века. Бойницы большие с арочным завершением, по форме они напоминают оконные проёмы, закрытые деревянными ставнями. Расположена в самой северной части Кремля, на территории Владычного двора.

Название башня получила от привратной Фёдоровской церкви, построенной в 1233 году. А поводом для строительства церкви послужила скоропостижная смерть накануне свадьбы четырнадцатилетнего брата Александра Невского — Фёдора Ярославича.

Ещё раз хочу обратить внимание на то, что из всех башен в Новгородском детинце только две круглые в сечении, а именно: Митрополичья и Фёдоровская:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)

1. Владимирская башня (XV век).

Почти квадратная в сечении (12,8×13 метров) Владимирская башня находится на валу в северо-восточной части Новгородского детинца на берегу реки Волхов и прекрасно видна с дальних расстояний. Высота башни вместе с шатром — 27,8 метра, толщина стен — 2 метра.

Своё название башня получила от Владимирской надвратной церкви 1311 года. Башня проездная, и через неё проходила дорога Неревский конец Софийской стороны Новгорода.

Во время Великой Отечественной войны Владимирская башня получила значительные повреждения, и была восстановлена в 1959 — 1961 годах по проекту архитекторов А. В. Воробьёва и Н. С. Кривулиной в формах XV века.

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)