Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был сегодня 0:34

Великий Новгород — Россия Август 2022

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  4. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  6. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (продолжение)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)
  11. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (продолжение)
  12. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 18 августа 2022 года

Часть 4. Четвёртый день путешествия (окончание)

15 августа 2022 года. Третий день пребывания в Великом Новгороде: завершение осмотра достопримечательностей в Новгородском детинце, переход на Торговую сторону Новгорода и осмотр достопримечательностей на древнем Ярославовом дворище и Торгу

В завершение рассказа о Новгородском детинце покажу ещё несколько фотографий, сделанных мною в этот день на территории кремля. Там есть ещё много объектов, заслуживающих внимания, но я коснусь в своём рассказе только тех, возле которых побывал.

Рядом с Софийским собором расположен Владычный двор. Вид на его постройки от Софийского собора выглядит следующим образом:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

Во многих из них сейчас находятся музейные экспозиции. Мы в них не успели побывать, поэтому я просто перечислю эти архитектурные достопримечательности: Часозвоня Евфимия и Сергиевская церковь, Иоанновский корпус, Грановитая палата, Никитский корпус.

С другой стороны между Софийским собором и Звонницей расположено здание бывшей церкви Входа в Иерусалим:

Церковь Входа в Иерусалим была построена в 1759 году в стиле «барокко» на месте древнего одноимённого храма середины XIV века. Первоначальный вид был утрачен в начале ХХ века. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала. После войны в 1956 — 1958 годах была частично восстановлена и приспособлена под лекторий. Подлежит охране как всенародное достояние.

Подробнее остановлюсь на ещё одной древней церкви на территории Новгородского детинца.

Здесь сохранилась миниатюрная церковь Андрея Стратилата:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

Когда-то она являлась приделом громадного домонгольского храма, заложенного в 1167 году по заказу некоего Сотко Сытинича, которого часто отождествляют с былинным новгородским гостем Садко. Согласно летописи, на месте этого храма в первой половине — середине XI века стояла деревянная София Новгородская.

На протяжении XIII — XV веков храм Бориса и Глеба несколько раз страдал от пожаров, после которых ремонтировался и восстанавливался. В частности, в 1441 году по указу архиепископа Евфимия II был построен новый Борисоглебский собор на старом основании. При строительстве была разобрана лестничная башня и на её основании сооружён отдельный придел, освящённый во имя Андрея Стратилата. Но во второй половине XVII столетия обветшавший храм, пострадавший к тому же при нашествии шведов, обрушился и был разобран, после чего больше не восстанавливался. Остался только придел Андрея Стратилата, расширенный к востоку и превращённый в самостоятельную церковь. Произошло это в 1682 году.

В ХХ веке на месте, где стоял храм Бориса и Глеба, проводились археологические раскопки. В 1940 — 1941 годах он был раскопан почти полностью. Были обнаружены остатки фундамента и внутренних столбов храма. Затем работы проводились в 1969 году. Тогда под руководством археолога Михаила Константиновича Каргера внутри церкви Андрея Стратилата и под её стенами извне были обнаружены остатки стен лестничной башни собора XII века с характерным круглым столбом в центре и остатки закруглённой «шахтной» лестницы. Потом в 1974 — 1984 годах под руководством Григория Михайловича Штендера проводились детальные и обширные исследования церкви Андрея Стратилата и лежащих под ней остатков лестничной башни.

В 2000–2003 годах новгородский архитектор-реставратор О. Н. Коваленко (при участии архитекторов М. С. Горбуновой и В. А. Дружинина, а также инженера Л. Г. Марковой) провела работы по укреплению и реставрации церкви Андрея Стратилата, затронувшие и древние, домонгольские части, относящиеся к лестничной башне.

А первые современные раскопки церкви Бориса и Глеба были проведены Новгородским архитектурно-археологическим отрядом Института археологии Российской академии наук в 2008 году. Начиная с 2018 года, раскопки ведутся ежегодно в летние месяцы по настоящее время. Работающих на раскопе археологов мы видели во время нашего посещения Новгородского кремля:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

После осмотра достопримечательностей в Новгородском детинце через ворота в Пречистенской арке экскурсовод повела нас по пешеходному мосту через Волхов на противоположную Торговую часть Великого Новгорода. История этого моста, мне думается, интересна для того, чтобы остановиться на ней подробнее.

Через три недели, в конце текущего 2022 года, исполнится 35 лет с момента ввода в эксплуатацию этого пешеходного моста через Волхов, который новгородцы окрестили «Горбатым мостом» из-за его выгнутой формы. Вот две фотографии, сделанные мною с Торговой стороны Великого Новгорода:

Мост был сооружён в 1984 — 1987 годах по проекту инженеров ленинградского института «Ленпромтранспроект» Е. Н. Арсентьева и Д. Смирнова. Основные характеристики этого моста можно кратко описать так.

Пешеходный трёхпролётный металлический балочно-консольный мост. Его центральный пролёт опирается на две речные опоры и имеет длину 136 метров, а два прибрежных пролёта — по 53,5 метра. Общая длина с учётом береговых устоев составляет 255,5 метров. Покрытие прохожей части моста асфальтобетонное, перильные ограждения металлические простого рисунка, завершаются на устоях гранитными парапетами. Обе речные опоры расширяются к низу только в поперечном направлении (вдоль русла реки), чтобы не сужать место для прохода судов под мостом. Выгнутая форма мосту придана как раз для свободного прохода под ним речных судов без оборудования разводной конструкции пролёта. Мост по расчётам может выдержать одновременное нахождение на нём 8000 человек.

«Горбатый мост» в ходе строительства подвергался критике за его необычную форму. Противники считали, что выгнутая вверх высокая конструкция будет заслонять собой виды исторической застройки города для людей, идущих по набережным реки Волхов. Отчасти это так, но, как оказалось, этот недостаток с лихвой компенсируется великолепными видами, открывающимися с самого моста:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

После постройки новгородцы и многочисленные туристы, приезжающие в город, очень скоро к нему привыкли и сейчас не мыслят существования без этого сооружения, ставшего одной из достопримечательностей центральной части Великого Новгорода.

17 июня 2009 года, в день празднования 1150-летия Великого Новгорода, у пешеходного моста через Волхов на парапете, скинув туфельки, присела бронзовая «Девушка-туристка». С тех пор эта жанровая скульптура, созданная скульптором Вадимом Боровых, стала излюбленным местом для фотографирования практически всеми, кто оказался радом с ней. Мы тоже были в их числе:

Если же обратить свои устремления вглубь истории, то можно сказать, что мост, связывающий между собой две одновременно возникшие исторические стороны Новгорода — Софийскую и Торговую, появился с самого начала их заселения. Упоминание в летописи о первом новгородском мосте через Волхов относится к 1133 году, и то в связи с его ремонтом, то есть мост был построен раньше. Это было жизненно важное для города сооружение, на котором всегда бурлила жизнь. На нём стояли торговые лавки, иногда на мосту даже разыгрывались драматические события, например: здесь новгородцы вершили суд и приводили в исполнение смертные казни осуждённых, сбрасывая их с моста в Волхов.

За прошедшие столетия мост, который новгородцы называли Великим, неоднократно перестраивался после того, как ветшали старые конструкции. В XIX — начале ХХ веков мост был перестроен дважды. В 1830-х годах по проекту инженер-полковника Казимира Рейхеля был сооружён мост с одиннадцатью пролётами на десяти каменных опорах и с двумя береговыми устоями. При его строительстве применялась новая для России технология возведения каменных опор. Такую технологию автор проекта позаимствовал в Англии, где она впервые была применена при строительстве Вестминстерского моста через Темзу в 1738 году.

До сооружения опоры в дно реки вбивали вплотную друг к другу 250 деревянных свай, которые потом спиливали на уровне дна для образования ровной плоской площадки. Над этой площадкой устанавливался зафиксированный от перемещения вкопанными сваями огромный, сколоченный из соснового леса ящик-понтон с деревянным днищем, надёжно проконопаченный в пазах для придания ему водонепроницаемости. Внутри этого ящика послойно выкладывали конструкцию будущей каменной опоры. По мере её сооружения ящик-понтон становился тяжелее и постепенно погружался на дно, пока не достигал построенной на дне площадки из свай. После опускания опора под собственным весом устойчиво стояла на сваях. Стенки ящика и фиксирующие его сваи после этого разбирали, а опору облицовывали гранитом и снабжали металлическим выступом, который предохранял опору от воздействия льдин во время весеннего ледохода. Установленные на каменные опоры конструкции моста Рейхеля, включая настил, были деревянными. Как они выглядели, можно посмотреть на фотографии моста, сделанной в конце XIX века.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

Во втором пролёте от Торговой стороны в мосте Рейхеля был устроен его подъём для пропуска мачтовых судов. Для этого пролёт изготовили из двух частей, которые раздвигались с помощью механизма из зубчатых колёс, вала, цепей и балласта. На противоположном берегу реки, у схода с моста на Софийскую сторону построили казарму для прислуги, следившей за чистотой и исправностью моста. Этот домик сохранился до настоящего времени. По существующим планам вскоре в нём будет открыта музейная экспозиция, посвящённая истории новгородских мостов.

Мост Рейхеля прослужил около 70 лет. К концу XIX века он изрядно обветшал, и было принято решение соорудить новый мост. Его автором стал инженер Г. Н. Соловьёв. Этот пятипролётный железный мост с высокими фермами держался на семи отремонтированных опорах своего предшественника, а ещё три старые опоры были разобраны. Перекрытия нового моста своим внешним обликом напоминали фермы висячих мостов. В том же месте, где и прежде, устроили разводную часть. Строительные работы были завершены в 1902 году. После революции в 1927–1931 годах разводная часть моста была перестроена.

У этого моста была трагическая судьба, он, как и многие постройки Великого Новгорода, не смог пережить Великую Отечественную войну. В августе 1941 года отступавшие советские войска взорвали его разводную часть. Захватившие Новгород немцы её восстановили, но в ночь на 20 января 1944 года, покидая Новгород под натиском советских войск, немцы полностью разрушили мост. Его остатки были разобраны в послевоенные годы. «Осиротевшее» место приобрело удручающий вид, что можно видеть на фотографии второй половины 1940-х годов.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

После войны разрабатывались проекты сооружения на старом месте нового автомобильного моста, но вместо него в начале 1950-х годов ниже по течению Волхова был построен другой мост, носящий сейчас имя Александра Невского.

Место, где ранее существовал Великий мост, пустовало четыре десятилетия, пока в 1984 году начали возводить пешеходный мост, тот, который стоит сейчас и неофициально называется «Горбатым»…

Перейдя по мосту, мы оказались на Торговой стороне Великого Новгорода в месте, примыкающем к древнему Ярославову дворищу. Недалеко от моста 19 июня 2009 года был торжественно открыт памятник, получивший название «Ганзейский знак»:

Ещё в средние века в Европе существовал так называемый «Ганзейский союз», объединявший торговые города разных стран и способствовавший развитию торговых отношений между ними. Великий Новгород, хоть и не являлся в то время полноправным членом этого союза, но поддерживал с ним деловые отношения. Торговые суда из Европейских городов часто приплывали в Новгород к пристани на берегу Волхова на Торговой стороне города вблизи Ярославова дворища.

Ганзейский союз получил своё возрождение во второй половине ХХ века. В 1980 году в Голландии отмечался 700-летний юбилей со дня основания Ганзы. В том же году в голландском городе Зволле была основана международная неправительственная межмуниципальная организация под названием «Ганзейский союз Нового времени». Со временем в неё вошли 195 городов из 16 европейских государств, в том числе, и из России. Членами этой «Новой Ганзы» стали также города, которые не входили в средневековую Ганзу, но сумели доказать наличие торговых связей с Ганзой в эпоху средневековья. Первым из российских городов в «Ганзейский союз Нового времени» в 1993 году вступил Великий Новгород, а затем его членами стали ещё 15 российских городов.

В связи с санкционной кампанией, развёрнутой западными странами после начала проведения Россией специальной военной операции на Украине, 5 марта 2022 года «Ганзейский союз Нового времени» приостановил членство в этой организации всех 16 российских городов и исключил из Президиума организации представителя от России, коим была Ольга Попова.

Но в Великом Новгороде осталось, так сказать, материальное свидетельство пребывания его в составе «Ганзейского союза Нового времени». В 2009 году в Великом Новгороде проводились мероприятия, приуроченные к XXIX фестивалю «Ганзейские дни Нового времени». Он традиционно ежегодно проводится в одном из городов-членов союза. Тогда же, а точнее 19 июня 2009 года, на Торговой стороне Новгорода был торжественно открыт, так называемый, «Ганзейский знак». Он состоит из двух частей: фонтана и скульптуры.

Фонтан представляет собой гранитный круг, символизирующий стол переговоров. Его обрамляют инкрустированные мозаикой гербы 16 стран, города которых входят в «Ганзейский союз Нового времени». Струящаяся вода фонтана символизирует течение времени, а вместе с ним движение, непрерывное обновление и саму жизнь:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

Вторая часть композиции — это скульптура в виде стилизованных древних судов. Вместо парусов у них сплетённые кроны деревьев, символизирующие единение стран и времён:

«Ганзейский знак» был подарен Великому Новгороду ПО «Возрождение» из Санкт-Петербурга. Автором проекта стала Санкт-Петербургская архитектурная мастерская «Три», руководимая в то время Вадимом Спиридоновым…

Ярославово дворище и древний Торг — это исторический архитектурный ансамбль, расположенный на Торговой стороне Великого Новгорода на правом берегу реки Волхов напротив древнего Детинца (Кремля), находящегося на Софийской стороне города. Их совокупность составляет исторический центр Великого Новгорода. Про Новгородский кремль (детинец) я рассказал ранее. Настала очередь рассказать чуть подробнее про то, что мы увидели на территории Торга и Ярославова дворища.

До нашего времени сохранились следующие здания этого архитектурного ансамбля (перечислю их в хронологическим порядке возведения):

— Никольский собор на дворище или Николо-Дворищинский собор (1113–1136 годы с обновлениями XVII и XIX веков);

— Церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1127–1130 годы с обновлениями XV–XVI и XVIII — XIX веков);

— Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу (1135–1144 годы с обновлениями XV–XIX веков);

— Церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207 год с обновлениями XIV–XV и XVII–XIX веков);

— Церковь Георгия на Торгу (1356 год с обновлениями 1750–1754 годов);

— Церковь Жён Мироносиц (1510 год с обновлениями XVIII — XIX веков);

— Церковь Прокопия (1529 год с обновлениями XVIII — XIX веков);

— Колокольня Никольского собора (1684 — 1685);

— Воротная башня Гостиного двора (конец XVII века с обновлениями XIX века);

— Аркада Гостиного двора (конец XVIII века).

Размещение их относительно друг друга показано на следующей карте:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

Ярославово дворище получило своё название по имени князя Ярослава, прозванного Мудрым. Слово «дворище» стало широко употребляться уже после того, как великий князь московский Иван III упразднил новгородский вечевой строй. До этого было распространено другое название этой местности — «Ярославов двор» или «Княжий двор». Хотя и ранее встречалось словосочетание «Ярославово дворище», например, в Новгородской III летописи под 1030 годом есть такие строки:

»жил великий князь Ярослав на Торговой стране, близ реки Волхова, где ныне церковь каменная Николая Чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище».

Впрочем, можно отметить, что до сих пор археологам так и не удалось найти остатки княжеского двора. Вполне возможно, что в 1113 — 1136 годах каменный Николо-Дворищенский собор построили как раз на месте княжеского двора. Он к этому времени уже опустел, поскольку с рубежа XI — XII веков постоянным местом жительства новгородских князей стало Городище (ныне называемое Рюриковым городищем).

Известно также, что на Ярославовом дворище находилось одно из мест вечевых собраний в Новгородской республике. Об этом упоминается в летописи, начиная с 1149 года. Предположительно эти собрания проводились на небольшой площадке между Никольским собором и церковью Параскевы Пятницы.

В XVII — XVIII веках на месте древнего Торга был выстроен Гостиный двор, от которого до нашего времени сохранились Воротная башня и Аркада Гостиного двора.

Все сохранившиеся церкви сейчас недействующие. Часть из них занимают музейные экспозиции Новгородского музея-заповедника, в состав которого входит весь архитектурный ансамбль Ярославова дворища и Торга. В 2021 году Новгородскому музею-заповеднику из федерального бюджета была выделена субсидия в размере почти 50 миллионов рублей для подготовки проектно-сметной документации на комплексную реставрацию находящихся здесь объектов. Во время нашего пребывания здесь мы видели, что на некоторых объектах восстановительные работы должны начаться уже в текущем 2022 году (например: подтверждено финансирование реставрационных работ церкви Георгия на Торгу в 2022–2024 годах).

Не останавливаясь подробно на описаниях каждого архитектурного памятника на территории Ярославова дворища и Торга, приведу несколько сделанных мною фотографий. «Ху из ху» написано в подрисуночных надписях:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

И ещё несколько слов в дополнение про архитектурный ансамбль Ярославова дворища и Торга.

Интересно проследить по фотографиям из музейной экспозиции, размещённой в здании Никольского собора (мы его посетили через два дня, и об этом я расскажу в одной из дальнейших публикаций), как менялся в ХХ столетии архитектурный ансамбль Ярославова дворища и Торга, в частности, внешний облик Никольского собора.

В начале ХХ века Аркада гостиного двора была ещё неразрушенной, а сам Никольский собор был одноглавым и с четырёхскатной крышей, каким он стал в результате перестроек в XVIII веке. Территория, кроме церквей, застроена другими домами.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

В середине 1940-х годов на Никольском соборе изменена форма купола, видимо, в результате послевоенного восстановления полученных разрушений, крыша на Аркаде гостиного двора почти полностью разрушена войной.

На фотографии середины 1980-х годов видно, что территория дворища и набережной расчищена от разрушений и облагорожена. У Аркады гостиного двора сохранена только передняя и часть боковых стен. Никольский собор сохранён в том же, послевоенном, виде:

На фотографии 2011 года Никольский собор уже в изменённом виде. В ходе реставрации 1990-х годов его основному объёму приданы первоначальные формы, восстановлено пятиглавие и позакомарное покрытие…

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)

А это фотографии Никольского собора, сделанные в разные годы. По ним можно проследить, как менялся внешний вид собора в ходе проводимых реставрационных работ по мере возвращения ему древних форм:

И в заключение публикации о третьем дне нашего пребывания в Великом Новгороде приведу несколько фотографий, сделанных при посещении «Музея игрушки», разместившегося в стенах церкви Жён Мироносиц на Ярославовом дворище:

В экспозиции «Музея инрушки» представлено около 500 предметов. В «Город игрушек» ведут тематические ворота. Каждый экспозиционный комплекс устроен как своего рода «дом», в котором живут игрушки того или иного периода, типа, тематики: «Игрушка народов мира», «Театральная кукла», «От солдатских сапог до генеральских», «Игры и головоломки», «Из чего сделаны девочки», «Новогодняя елка», «Вертепы и щелкунчики» и др. Все эти «дома»-витрины наполнены жизнью, в каждом разыгрывается свой экспозиционный сценарий. Персонажи-игрушки участвуют в жанровых и ролевых сценках. Игрушки выстраиваются в хронологические ряды: например, от деревянного самодельного оружия к современному.

Очень интересная экспозиция. И хотя мы ко времени посещения «Музея игрушки» были уже изрядно уставшими, нам это посещение понравилось и запомнилось…

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)