Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
сейчас на сайте

Великий Новгород — Россия Август 2022

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  4. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3 (дополнение)
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  6. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (продолжение)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)
  11. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (продолжение)
  12. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (окончание)

ПОЕЗДКА В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года

Часть 1. Первый день путешествия

12 августа 2022 года. Переезд из Москвы в Боровичи с заездом в Мемориальный музей-усадьбу А. В. Суворова в село Кончанское-Суворовское Новгородской области

Рассказ о наших путешествиях по северо-западным областям продолжу публикациями о недавней поездке в Великий Новгород.

12 августа 2022 года мы с дочерью Аней и внучкой Машей отправились из Москвы в почти недельное путешествие на автомобиле. Основной его целью являлось посещение древнего русского города Великий Новгород и его ближайших окрестностей. Эту поездку нам хотелось совершить уже давно, и вот она, наконец, состоялась.

Как это у нас заведено в дальних поездках, мы стараемся по пути следования в назначенный пункт и обратно попутно посещать интересные объекты, даже если для этого нужно несколько отклониться в сторону от основного маршрута. На сей раз мы в первый день выбрали для промежуточной ночёвки город Боровичи Новгородской области. А до того, как прибыть в него, мы заехали в расположенное в 40 километрах от Боровичей село Кончанское-Суворовское, где находится Мемориальный музей-усадьба Александра Васильевича Суворова. Это та родовая вотчина, в которую Суворов, попавший в опалу императора Павла Первого, был отправлен в ссылку в 1797 году, и из которой затем в 1799 году тот же Павел Первый вызвал Суворова, чтобы отправить его в ставший знаменитым Италийский поход.

Впрочем, я начну рассказ с того, что сделаю небольшое отступление и скажу, что по пути следования на трассе М‑10 нам встретился интересный, как я потом выяснил, объект, который изначально не значился в списке объектов, предусмотренных нами для посещения. Следуя по трассе М-10, мы проехали через село Хотилово Бологовского района Тверской области. На этот населённый пункт мы, наверное, не обратили бы внимания (их много встретилось на трассе), если бы не церковь, долгое время находившаяся прямо по курсу нашего движения. Красивая церковь невольно заставила навести на неё фотоаппарат и сделать несколько последовательных фотографий по мере приближения к ней. И я очень рад тому, что это сделал, поскольку церковь эта не совсем обычная, с интересной, как оказалось, историей.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1

Церковь освящена в честь Архистратига Михаила, называемого ещё Михаилом Архангелом. Она долгое время пребывала в руинах после советского безбожия, завершившегося пожаром уже в 1990-х годах. Потом медленно восстанавливалась на средства коммерческого директора одной из московских строительных компаний Виктора Ушакова и других неравнодушных людей, осуществивших денежные переводы на специально открытый для этого счёт. В итоге к настоящему времени она приобрела такой вид, как на фотографиях, сделанных из окошка автомобиля.

А история церкви такова. В декабре 1744 года кортеж наследника российского престола, племянника царствовавшей тогда императрицы Елизаветы Петровны — Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского, более известного нам под именем Петра Фёдоровича (будущего императора Петра III), и его будущей супруги, урождённой принцессы Ангальт-Цербстской — Софии Фредерики Августы, более известной нам, как Екатерина II, отправился из Москвы в Петербург. 18 декабря путешественники были в Твери, где благополучно отпраздновали день рождения императрицы. А на следующий день двинулись дальше. К вечеру наследник и сопровождавшие его лица достигли Хотилова Яма, где остановились на ночлег. И вот здесь ночью наследнику стало плохо, поднялась температура, начался сильный жар, а к утру на лице появились оспенные высыпания.

Видя такой оборот, мать невесты увела её из комнаты, и в тот же день они уехали в Петербург «от греха подальше». А вот Елизавета Петровна повела себя совсем иначе. Как только посланный из Хотилова курьер доставил в столицу весть о страшной болезни наследника, она тут же, не мешкая, помчалась к нему. И больше месяца, пока будущий император находился между жизнью и смертью, неотлучно была подле него. Именно там, у постели больного, Елизавета Петровна дала обет: если всё закончится благополучно, и Пётр Фёдорович выздоровеет, то она построит в Хотилове церковь, в знак великой благодарности Господу.

В Петербург Елизавета Петровна вернулась в начале февраля вместе с Петром Фёдоровичем, получившим заметные следы оспы на лице, но, главное, с живым. И императрица сдержала свой обет. В том же 1745 году, она повелела начать в селе Хотилово строительство каменной церкви.

Однако и повеления первых лиц государства не сразу выполняются. Активное строительство Хотиловской церкви было развёрнуто лишь, спустя без малого два десятка лет, в 1763–1767 годах. Это происходило уже во времена правления Екатерины II, пожаловавшей на это богоугодное дело значительные средства, финансово подкрепив тем самым слово Елизаветы Петровны.

Проектирование Хотиловской церкви и её строительство велось уроженцем села Вешки Новоторжского уезда Тверской губернии Саввой Ивановичем Чевакинским. Это был довольно известный архитектор того времени. Им, например, были построены в Петербурге Никольский морской собор и Шуваловский дворец, а также Морской госпиталь в Кронштадте.

Основное здание церкви, освящённой в 1768 году во имя Михаила Архангела, было спроектировано Саввой Ивановичем Чевакинским. В дальнейшем облик церкви претерпел существенные доработки. Так сооружение дорического портика, пристроенного к южному фасаду храма около 1837 года, связывают с именем другого известного архитектора Василия Петровича Стасова. Позднее появились ещё колокольня и трапезная с приделом Флора и Лавра.

Вот такой интересной историей обросли для меня фотографии, невзначай сделанные по пути нашего недавнего вояжа в Великий Новгород…

После этого отступления вернусь к основному рассказу, а именно отправлюсь в село Кончанское-Суворовское, ставшее запланированным пунктом маршрута в первый день нашего путешествия.

В 1942 году в самый разгар Великой Отечественной войны в Кончанском по распоряжению И. В. Сталина был образован Музей Суворова, существующий вот уже на протяжении 80 лет. Сразу скажу, что музей очень хороший, нам понравился, и, главное, нам повезло с экскурсоводом. Экскурсию я заказывал заранее, будучи ещё в Москве. Никаких проблем с этим не возникло, и на телефонный звонок в музей мне вежливо ответили, что нас там ждут и очень хотят видеть среди посетителей музея.

В усадьбе Кончанское, которую приобрёл ещё отец полководца, сейчас на территории более четырёх гектаров воссоздан главный усадебный дом с развёрнутой в нём основной музейной экспозицией:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1

Перед главным усадебным домом в 1940 году был установлен памятник А. В. Суворову:

Кроме главного дома в усадьбе в начале 2000-х годов были восстановлены хозяйственные постройки: кухня, каретный двор, амбар, погреб и баня:

Музейную экспозицию в главном усадебном доме составляет богатая коллекция скульптур, живописи и графики русских и советских скульпторов и художников, посвященных А. В. Суворову, его окружению, истории России XVIII века, книг XVI–XVIII веков. В ней представлены, в том числе, подлинные вещи из усадьбы Кончанское, мебель суворовской эпохи, копии вещей полководца. Портреты, скульптуры, гравюры, документы освещают историю кончанской ссылки А. В. Суворова. В фондах музея находятся более 3000 единиц хранения, из них экспонируются 398 единиц. Ниже я показываю фотографии только некоторых фрагментов музейной экспозиции:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1

Чуть подробнее остановлюсь на двух экспонатах. Один из них находится в главном усадебном доме. Это копия картины русского художника Петра Исааковича Геллера «Неожиданное послание Павла I к Суворову». Оригинал этой картины, находящийся сейчас в Государственном музее-заповеднике «Гатчина», был написан в 1902 году.

Хорошо известно, что между императором Павлом Первым, вступившим после смерти матери на российский престол, и прославленным фельдмаршалом, одержавшим блистательные победы в войнах с Турцией, отношения, мягко говоря, не сложились. Суворов не поддержал затеянное Павлом Первым переформирование русской армии на прусский манер, за что на старости лет в 1797 году был уволен из армии и сослан в своё родовое имение Кончанское в Новгородской губернии, где пребывал в гнуснейшем состоянии, хотел даже уйти в монастырь и просил об этом разрешения у императора.

Но всё изменилось через два года. В 1799 году правители Англии и Австрии, напуганные успехами республиканской Франции, попросили российского императора Павла I вступить с ними в коалицию и вверить Суворову начальство над союзными войсками, находившимися в Северной Италии. Павел I согласился и в феврале 1799 года послал Суворову такой рескрипт: «Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский Император требует Вас в начальника своей армии и вручает Вам судьбу Австрии и Италии. Моё дело на то согласиться, а Ваше — спасать их. Поспешите приездом и не отнимайте у славы Вашей время, а у меня — удовольствие Вас видеть. Пребываю Вам благожелательный Павел».

Именно момент прочтения Суворовым Высочайшего послания, доставленного в Кончанское флигель-адъютантом Толбухиным, и запечатлел Пётр Исаакович Геллер на своей картине.

Александр Васильевич, получивший до того от Екатерины II титул графа Рымникского за блистательную победу над турками в Рымникском сражении, сразу ожил. Забылись недомогания. По обыкновению он не стал мешкать, тут же велел готовить лошадей и занял у старосты денег на дорогу. «Служил в деревне за дьячка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом», — такой рифмованной шуткой граф Рымникский завершил опалу, едва не стоившую ему жизни.

18 февраля Суворов прибыл к императору Павлу Первому. Тот возложил на него большой крест Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. «Господи, спаси Царя», — воскликнул фельдмаршал. «Тебе спасать Царей», — ответил Павел Первый. «С тобою, Государь, возможно», — сказал граф Рымникский.

Отправляя Суворова в Европу, Павел Петрович напутствовал его словами: «Веди войну по-своему, как умеешь». В общем, в многолетнем противостоянии с императором Суворов добился ещё одной победы, а вскоре стал князем Италийским и Генералиссимусом…

А второй экспонат, самовар, находится в экспозиции кухонного флигеля:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1

И самовар этот примечателен тем, что он подлинный, некогда принадлежавший самому Александру Васильевичу Суворову, когда он проживал здесь, будучи сосланным из столицы императором Павлом I, с которым у него по части внедрения прусской системы в русской армии «отношения были перпендикулярными» (это цитата, если что).

Из этого самовара Александр Васильевич, сам очень любивший чай, угощал своих гостей. Качеству чая Суворов придавал большое значение. Сохранилось его письмо-послание своему приказчику, в котором есть такие строки:

«Чай из Москвы… прислал ты столь дурён, что весь желудок мой перепорчен… купи чаю наилучшего, который только обретаться может — „чёрного“ — как бы тебе дорого не показался. Выбери через знатоков и пришли ко мне „очень сохранно“, чтобы постороннего духа он отнюдь не набрался, а соблюдал бы свой дух — весьма чистый»…

Ещё на территории усадьбы в Кончанском существовала деревянная церковь, построенная Суворовым, и освящённая в честь Александра Невского. В начале ХХ века эту церковь разобрали и увезли в Санкт-Петербург, а на её месте в 1901 году возвели каменную Александро-Невскую церковь. Существующую сейчас новодельную деревянную церковь в усадьбе воссоздали в 2000-х годах недалеко от каменной. Она недействующая:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1

В бывшей же обезглавленной в советские годы каменной церкви Александра Невского с 1994 года размещена экспозиция, посвящённая Итало-Швейцарскому походу А. В. Суворова, состоявшемуся в 1799 году.

Центральной частью этой экспозиции является диорама «АЛЬПИЙСКИЙ ПОХОД А. В. СУВОРОВА», созданная в 1952 году тремя живописцами из «Студии военных художников имени М. Б. Грекова»: Аркадием Ивановичем Интезаровым, Петром Тарасовичем Мальцевым и Фёдором Павловичем Усыпенко.

Диорама воссоздаёт одну из героических страниц российской военной истории — сражение с французскими войсками у Чёртова моста в Альпах, состоявшееся 14 сентября 1799 года. Краткое описание сюжета сражения, изображённого на диораме, можно дать следующими словами.

У повисшего над глубоким ущельем Чёртова моста идёт ожесточённый бой. В рядах своих сподвижников Александр Васильевич Суворов руководит сражением.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1

На переднем плане русские гренадеры и артиллеристы ведут перестрелку с французами. Яростным штыковым ударом русские прорвали заслон французов, защищавших до этого мост, но те успели его взорвать. Впрочем, это не остановило наступательного порыва русских, они по быстро сооружённой перемычке на взорванном мостовом пролёте уже перебрались на другую сторону ущелья и ведут там рукопашный бой с французами. А в тыл противника спускаются с отвесных гор посланные в обход русские егеря.

Это сражение было одним из эпизодов победоносного Итало-Швейцарского похода русских войск под командованием А. В. Суворова. В 1798 году, рассчитывая укрепить свои позиции на Средиземном море, Россия вошла в антифранцузскую коалицию (Англия, Австрия, Турция, Неаполь). Главнокомандующим союзной русско-австрийской армией в Италии в 1799 году был назначен А. В. Суворов, вызванный императором Павлом I из ссылки в Кончанское, где он пребывал более двух лет. В результате стремительных наступательных действий суворовские войска за четыре с половиной месяца разбили три французские армии в сражениях на реке Адда, на реке Треббия и у города Нови, освободив тем самым от французских захватчиков Северную Италию.

Однако австрийское и английское правительства, опасаясь усиления России, предательски не поддержали дальнейших действий Суворова в Италии и направили его в Швейцарию. При этом русские совершили невиданный доселе переход через Альпы, покрыв себя легендарной славой в боях за Сен-Готард, у Чёртова моста на Рейсе, а затем в Муттенской долине. Они с боями прорвались в долину Рейна и возвратились в Россию.

Таким образом, в невероятно трудных условиях в очередной раз были продемонстрированы героизм русского солдата и величие полководческого гения Александра Васильевича Суворова…

После интересной экскурсии наша 9-летняя Маша даже захотела оставить запись в книге отзывов и призналась, что ей очень нравится Суворов:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1

Завершу рассказ об этой части нашего путешествия упоминанием о том, что недалеко от усадьбы в Кончанском на горе Дубиха по распоряжению А. В. Суворова был построен домик, в котором он любил бывать и который называл «светёлкой», а под горой был вырыт колодец и оборудовано место, где Суворов с целью закалки ежедневно обливался холодной водой. Мы там тоже побывали:

После посещения музея в Кончанском мы поехали ночевать в Боровичи. Времени на подробное знакомство с Боровичами у нас под вечер первого дня было мало, но мы всё равно кое-что увидели в ходе вечерней прогулки по городу. Особое впечатление произвёл арочный мост через реку Мсту. В 1905 году купец Матвей Яковлевич Шульгин, будучи городским головой, ходатайствовал о сооружении через Мсту великолепного арочного моста, спроектированного по последнему на тот момент слову техники. Автором проекта был русский инженер и учёный Николай Аполлонович Белелюбский. Двухшарнирная сквозная арка с раскосной решёткой соединила Торговую и Спасскую стороны города Боровичи:

А недалеко от моста на облагороженной набережной реки Мста, мы, естественно, не могли не заметить очень симпатичную городскую скульптуру. На ней изображены сидящая на скамейке медсестра и стоящий перед ней офицер Красной армии. Эта скульптурная группа была установлена здесь совсем недавно — в начале июля 2022 года.

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1

Во время той прогулки мы ещё не знали, кому посвящена эта скульптура. Но потом, с помощью «Яндекса», мне удалось выяснить, что эти люди имеют реальных прототипов. Московский скульптор Сергей Серёжин отлил в бронзе будущего маршала Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Язова (к слову сказать, последнего маршала в истории СССР) и его возлюбленную, коей была госпитальная медсестра Екатерина Фёдоровна Журавлёва. Они познакомились друг с другом именно в Боровичах, где в 1943 году после ранений и контузии Дмитрий Язов, тогда ещё 19-летний лейтенант, проходил переподготовку, а его будущая жена работала медсестрой в одном из 22-х прифронтовых госпиталей, в которых во время Великой Отечественной войны лечились десятки тысяч фронтовиков. Город Боровичи не был оккупирован фашистами, но жил напряжённой трудовой жизнью, за что ему в 2020 году указом президента России было присвоено звание «Города трудовой доблести».

После Победы, в 1946 году, влюблённые поженились и шли по жизни вместе несколько десятков лет, которые отпустила им судьба. Екатерина Фёдоровна скончалась в начале 1975 года на 53-м году жизни, намного раньше Дмитрия Тимофеевича, дожившего до 95 лет…

И в завершение этой публикации покажу ещё несколько фотографий, сделанных в ходе нашей вечерней прогулки по Боровичам 12 августа 2022 года:

Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1

В музей истории города Боровичи и Боровичского края мы не успели попасть. Находится он в двухэтажном каменном доме конца XIX века с деревянным мезонином. Дом этот принадлежал купцу первой гильдии Матвею Яковлевичу Шульгину (1852–1932). В бытность городским головой именно он ходатайствовал о сооружении арочного моста Н. А. Белелюбского через реку Мсту, о чём свидетельствует памятная доска на здании музея:

И в заключение этой публикации покажу фотографию дома на улице Гоголя в Боровичах, в котором мы сняли квартиру для ночлега после первого дня путешествия:

Вполне добротный был ночлег. В этой квартире мы и поужинали, предварительно закупив продукты в «Магните» на противоположной стороне улицы Гоголя…

Цикл материалов "ПОЕЗДКА в ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД с 12 по 17 августа 2022 года"

1. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 1
  2. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 2
  3. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 3
  5. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (начало)
  7. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 4 (окончание)
  8. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (начало)
  9. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 5 (окончание)
  10. Поездка в Великий Новгород с 12 по 17 августа 2022 года. Часть 6 (начало)