Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 22:24
Мы будем путешествовать!

Бахарах, Бад-Кройцнах, Трир, Шпейер, Майнц, Вормс — Германия Ноябрь 2022

Цикл материалов "Рейнальд-Пфальц."

1. Отдых в день труда. Первое мая на Рейне в Майнце
  2. Бад-Кройцнах — затерянный рай, принимавший великих людей, место зарождения немецко-французской дружбы
  3. Самый римский город вне Рима — Трир
  4. Шпайер, город самого большого романского Собора
  5. Через тернии (лес на горе) к звезде — Бахараху, одному из красивейших городов Германии
  6. Нибелунги и Реформация. Вормс
  7. Кафедрал Святого Мартина, Майнц.
  8. Встреча с Шагалом — собор Святого Штефана, Майнц
  9. Технический музей — обитель самолетов, кораблей и автомобилей. Часть вторая
  10. Рейнский камень-крепость
  11. Музей Нибелунгов. Современная версия
  12. Тайский ресторан времен карантина
  13. Технический музей Шпайера — ангар для «Бурана»
  14. Роскошнейший романский собор — старейший в Германии
  15. Либфрауэн — ранняя готика Трира
  16. Кайзеровские термы в самом римском городе Германии

О фахверковых красотах Баден-Вюртемберга я рассказывала очень много, немного о малютках Гессена, сегодняшний красавец, считающийся одним из самых красивых городков Германии — в Рейнальд Пфальце.

Но начну по-порядку. Мне нужно было в Бахарах, я переночевала сравнительно неподалеку и утром отправились в городок на Рейне.

Участок дороги вдоль Рейна между Рюдесхаймом и Кобленцем, в 65 километров, с 2002 года включен в Список Всемирного Наследия Юнеско. Пейзаж очень живописный, но я ничего не могу поделать: если у меня нет в руках руля или микрофона, в транспорте (любом) я сплю.

Примерно в 15 километров от нужного мне места, я, вдруг проснувшись, усидела указатель «Крепость Зоннек», и спросонья перепутав ее с Крепостью Шталек, в Бахарахе, как навигатор скомандовала: «Резкий поворот налево». Уже поднимаясь, поняла, что не совсем туда, куда надо едем, но мне и другая крепость не помешает — крепостей много не бывает. Парковка оказалась в прекраснейшем месте, с видами на Рейн.

На паркинге камень Гейне — где Рейн, там Гейне, тем более, скала Лорелеи совсем рядом, на противоположном берегу. Рядом — обязательный «Отель для насекомых», чтобы они лучше цветы в округе опыляли.

Замок оказался закрыт, он принимает гостей с апреля по ноябрь. Построен он на высоте 1015 метров над у.м., на левом берегу Рейна. Крепость за свою долгую историю четыре раза подвергалась разрушениям, и была восстановлена только к середине 19 века.

Но, на одном из указателей я, вдруг, увидела, надпись: «Смотровая площадка семи крепостей», и всего в 45 минутах хотьбы. Ну, мне туда надо было, конечно. И в полном одиночестве я туда и отправилась, тем более, осенний лес располагал к прогулке.

Дорога, ведущая к смотровой площадке была достаточно широкая, пологая и ничего беды не предвещало. Среди тонких деревцев лещины иногда появлялся мощный скальный дуб, достигая окружности 6 метров, это самое мощное дерево в этих лесах. Поскольку в нем высокое содержание дубильной кислоты, он очень долго не гниет, соответственно живет до глубокой старости. Он любит засушливые места, поэтому охотно растет на склонах над Рейном. Их крахмалистые плоды в прошлом использовались для кормления свиней, потом в качестве заменителя кофе. Из древесины изготавливают бочки, железнодорожные шпалы, фахверковые балки и лестницы.

В германских поверьях дуб считался символом силы, верности, свободолюбия и гордости. Самые мощные дубы были посвящены Богу — Громовержцу Донару (от его имени пошло слово «Четверг» в германских языках). Дуб считался любимым деревом откровения оракула Бога Одина (от его имени — «вторник»).Жертвенные места германцев находились под кронами дубов и под ними проходили собрания племен. В ходе христианизации многие из этих священных лесов были вырублены, чтобы отвратить германцев от поклонения деревьям. Тем не менее дубам продолжали оказывать почтение. В 18 веке дуб был причислен к гербовому дереву Германии, поскольку его упомянутые выше свойства рассматривались как характерные черты немцев. Дубовые листья играют важную роль в медалях и наградах до сих пор.

Достаточно редкое дерево в этой роще — граб, или, по-научному, корпинус березовый, его еще называют белый бук. Он очень медленно растет, поэтому его редко высаживают насаждениями на большой площади. Но, его древесина востребована для изготовления предметов, требующих большой прочности. Желтовато-белая древесина граба — одна из самых твердых и тяжелых среди местных лиственных. Его используют для изготовления колодок для обуви, винтов и ручек инструментов. Главное отличие граба от обыкновенного бука — выпуклый ствол и остро сложенные, дважды расходящейся формы листья.

В дохристианские времена деревья имели огромное значение. Это был главный строительный материал, дрова, инструменты. Они символизировали жизнь и судьбу, рост и плодородие. В германской мифологии самым священным деревом является ясень. В мифологии германцев мужчина произошел от ясеня, женщина от вяза. В древние времена не только отдельные деревья, но и целые леса считались местопребыванием Богов и объявлялись священными. Ни одно дерево в таком лесу или роще нельзя было срубить, нельзя было сломать ветку или убить животное в таком священном месте. Это было место для приношений, гаданий и собраний старейшин.

И еще одно дерево несколько раз попалось по пути — каштан, пришедший в эти края из Средиземноморья, и получивший распространение из-за вкусных плодов. Эту породу дерева привезли римляне, вместе с виноградом. В каштанах используются не только плоды, но и древесина, применяемая в качестве строительного материала. Каштан имеет такую же твердость, как и дуб, поэтому его используют для изготовления винных бочек и мебели. Стволы применяют в качестве кольев для виноградников.

И вот, смотровая башня. Стало понятно, что не зря шла. Кажется, что стоишь над центром Рейна, глядя вниз на проплывающие баржи. Да и замок сверху хорош. Здесь выяснилось, что я не одна по лесу брожу, у молодой пары был пикник.

Назад я решила «проявить смекалку» и пойти по тропинке, сокращающей путь, памятуя о том, что меня ждут. Тропинка была первый десяток метров, крутая, но видимая. Потом стало более полого, только тропинка исчезла, остались влажные листья, присыпавшие камни, замшелые валуны и корни и поваленные деревья. И вот по всему этому я катилась карабкалась ползла осторожно спускалась. Все-таки, вышла.

Грибочки по дороге напоминали о ведьмином отваре, захотелось собрать и сделать настойку — пусть будет, на всякий случай.

В общем, прогулка по осеннему лесу порадовала и взбодрила!

Посмотрела, всего-то прошла 8,5 километров за весь день, но по ощущению — 55! Зато, эквивалент 56 этажам.

Поехали дальше. Аэропорт неподалеку, в небе активничали самолеты. Я когда их вижу, всегда изумляюсь: почему я не в самолете? Пора, наверное, уже третий месяц без полетов.

А вот и моя цель: городок Бахарах, примостившийся в долине на левом берегу Рейна среди зеленых холмов и виноградников. Бахарах, с его извилистыми улочками, вымощенными плиточкой, является одним из наилучшим образом сохранившимся средневековым городком Германии.

Название происходит от латинского «baccaracum», что означает «поместье Баккара».

В долине Рейна найдены многочисленные предметы быта, оружие и инструменты Бронзового века. В лесах сохранились курганы с могилами людей кельтских поселений. Обнаружены и находки, доказывающие присутствие здесь римлян. Затем в этот регион пришли франки, христианизировав его.

Город, основанный в 9 веке, рос и развивался под властью кельнских епископов. Это был важный торговый узел на Винной дороге Рейна — Мозеля, о чем впервые упомянуто в документе 11 века. Статус города он получил в середине 14 века, и тогда же были выстроены фортификационные укрепления.

Тогда же был образован городской совет, и Конституция Совета, принятая Рупрехтом Первым и Рупрехтом Вторым в 1356 году. Совет составляли двенадцать простолюдинов и двенадцать дворян. Городские укрепления и чеканка собственных монте подчеркивали высокое положение Бахараха.

Достаток городу приносила торговля вином, и таможня: именно здесь бочки с вином перегружали с маленьких кораблей на более крупные. Достаточно долгое время — с Тридцатилетней Войны (17 век) и до Венского Конгресса, когда он был возвращен Пруссии, Бахарах принадлежал Франции. В 1814 году Прусский фельдмаршал Блюхер переправился через Рейн и положил конец французскому владычеству.

Отмена торговый пошлин и падение цен на вино привели к началу упадка города. Но, начал развиваться туризм. В 1833 году была построена баржевая станция, расширенная к концу 19 века до причала для пассажирских пароходов. В середине века была проложена железная дорога вдоль Рейна, что еще увеличило поток туристов.

Сегодня в Бахарахе с населением в 2000 человек, под миллион туристов в год. Город неоднократно воспет в литературе. Колдунья Клеменса Брентано Лоре Лей, жила в Бахарахе, прежде, чем бросилась со скалы. Это она превратилась в Гейневскую Лорелею. Генрих Гейне рассказал о городе и в более мрачном произведении (хотя, и Лорелея не веселая), он рассказал о еврейских погромах в «Раввине фон Бахарахе».

Памятник погибшим в войнах жителям города монументально установлен на рейнском берегу, за крепостной стеной старого города.

Город обнесен кольцевой стеной, в часть которой входил замок Шталек. Стена была возведена в 14 веке, толщина стен варьировалась от 1,30 до 2,75. Из 16 мощных оборонительных башен до сих пор сохранились девять. На эту аркадную стену можно подняться, она служила пешеходной дорожкой во время половодья. Сегодняшняя круговая тропа была построена в 2007 году, это 2 километра дорожки, вдоль которой располагаются кафе и рестораны.

Мы заходим в город через ворота Маркттурм — Рыночные, построенные в 14 веке.

На противоположной стороне — Деревянная Башня, ворота которой встроены в фахверковое сооружение второй половины 14 века.

Вернерская часовня, построенная в 1289 — 1430 годах, является уникальным примером немецкой высокой готической архитектуры. Построенная как паломническая церковь, была очень посещаема до своего разрушения в 1689 году. В Романтический период часовня считалась самыми прекрасными и благородными руинами Германии. Но это была не единственная причина сохранить часовню от дальнейшего разрушения. С ее строительством связано грустное памятное событие: еврейский погром, связанный с наветом о «ритуальном убийстве» молодого 16-летнего Вернера. В конце 20 века часовню немного восстановили и сегодня она считается символом уважения между людьми иудейской и христианской религией.

Поднимаясь, можно любоваться виноградниками. В регионе производят около 3,5 миллионов бутылок вина в год.

И вот мы в крепости Шталек, возвышающейся над городом. Штауферская крепость впервые была упомянута в 1135 году. Уже тогда она была с бастионом, внешней стеной и рвом с водой, и входила в фортификацию города вместе с крепостной стеной, как ее угловой бастион. Собственность архиепископов Кёльна и резиденция курфюрстов Палатина, бургграфов, рыцарей и судебных приставов пережила долгую историю. Во времена Тридцатилетней войны крепость была осаждена и повреждена, но устояла. Она была взорвана Королем — Солнцем Людовиком Четырнадцатым в 1689 году. В 1926 году прошла полная реконструкция, и сегодня в крепости молодежное общежитие и ресторан.

С открытой площадки открываются восхитительные виды.

Церковь Святого Николая, принадлежащая католической общине, была построена в последней трети 17 века, орденом капуцинов, из камней от разобранного монастыря. Здание достаточно простое, хотя относится к эпохе барокко, с бочкообразным сводом.

Зайдя в Старый город мы сразу попадаем к одному из красивейших бахарарских домов — «Старый Кёльнский зал». Ранее в нем размещались гражданская администрация и суд для электората города Кёльна (довольня далеко). В нем находился двор архиепископа Кёльнского. В нем жил выборный мэр Кёльна, который управлял четырехдольным регионом Бахарах от имени своего господина. В 1772 году здесь родились сыновья Заальшультхайссена Герхард и Карл фон Люгельген, эти знаменитые близнецы — художники прославились как художники — портретисты и пейзажисты. Дом сгорел в 1872 году, но цокольный и первый этажи сохранились. В 1898 его восстановили в прежнем виде. Сегодня здание принадлежит семье Шершлихтов. От дома через площадь протянуты тросы, на которых висит венок — корона.

Здесь же, на площади, церковь Святого Петра, построенная около 1100–1400 годов, в переходный период от романского к готическому стилю. Церковь принадлежала лордам — архиепископам Кёльна, пока после Реформации, в 1558 году не стала протестантской приходской церковью.

Неподалеку, на главной улице, капелла Святого Иосифапросто встроенная между жилыми домами. Сразу и не понять, что это церковь, при том — она единственная была открыта.

Особо хороша «Улица Роз», с фахверковыми домами с отделкой, орнаментом и резьбой на окнах и балках, часто — в виде роз. Розенштрассе образует прямой путь к берегу Рейна, по ней перевозили бревна из леса за городом к реке. Задние части домов на Розенштрассе граничит с ручьем Мюнцбах, который частично проходит под сводчатыми подвалами, а частично открыт, за что район в народе называют «Маленькая Венеция» (терпеть не могу никакие маленькие, северные и прочие Венеции, Светлейшая — одна!).

Узкая средневековая улица Оберштрассе, шириной чуть более 4 метров, часть домов на которой фахверковые, способствовала частым пожарам. В 1836 году ввели закон про ширину улиц не менее 7,80, но позже снизили цифру до 6,25 метров.

«Старый дом», с рестораном и винодельней, далеко не самый старый в Бахарахе. Это здание прославил композитор Роберт Штольц (1880 — 1975), который проводил здесь время со своими друзьями. Романтика этого места и его вина, вдохновили Штольца на известную оперетту «Когда цветут маленькие фиалки». Премьера состоялась в 1932 году в Гааге. С тех пор «Старый дом» в составе опереточных декораций объездил множество стран.

Мэрия и администрация города располагаются в очень старом здании, конечно, неоднократно перестроенном. Первый документ в нем был подписан в 1094 году, архиепископоми Кёльнским и Трирским. В 1801 году здание было продано в частные руки семье Ланг, но в 1940 году вновь стало административным.

Рядом — бывшая таверна, надпись на которой гласила: «Отведав впервые, будучи трезвым, сядете с нами за стол, бросив все, стол никогда не пустеет».

Напротив — фахверковый дом Зикингенов, винодельня, построенная в 1438 году, с высокими подвалами и цокольным этажом, сохранившимися с 13 века, колодцем и садом. Дом принадлежал имперскому рыцарю Францу фон Зикингену, и он является одним из старейших домов не только города, но всей Федеральной Земли Рейнальд-Пфальц. Дом занесен в список памятников культуры. Сегодня им владеет семья Пети-Либерц.

Дом Уитша, построенный конце 16 века Фридрихом Вильгельмом Уитшем, который называют «Охотник из Курпфальца». Об этом человеке даже сложена одноименная песня.

А этот розовенький, по виду новый — западное крыло бывшего реформаторского дома священника. Восточное крыло было разобрано при выпрямлении дороги в 1828 году. Последний духовный инспектор Курпфальца Эразм Теодор Энгельман жил здесь с 1761 по 1802 годы. Знаменитым потомком его был Георг Теодор Энгельманн, врач и ботаник, который был очень известен и уехал жить в США, где и умер в Сен-Луисе в 1884 году. Позже здесь родился будущий профессор, доктор Эдвард Мартин Фишер, сын Вернера фон Брауна, разработчика многих космических программ НАСА.

Исторический ресторан — винодельня «Курпфальцише Монеты», потому что здесь в 1356 году Рейнский Курфюрст Палатин Рупрехт Первый отчеканил первые золотые гульдены Бахараха. Право на чеканку предоставил Император Карл Третий своей 44-й буллой.

Дом Зикинген, первый этаж которого был построен в 1420 году. Фахверковые верхние этажи были пристроены в 16 веке, с типичной для того времени «штабной» конструкцией: стойки идут от начала верхнего этажа до вальмовой крыши, а в основе лежит строгая сетка, с одной угловой распоркой. Ранее дом принадлежал имперскому рыцарю Францу из Зикингена, чье имя он и носит.

У этого дома странное название «Крановая башня». В 14 веке он был ьак назван из-за крана, стоявшего на якоре на рейнском корабле, для обработки и погрузки товаров. Дом был подожжен французскими солдатами Людовика Четырнадцатого в 1689 году. Во время городского пожара 1894 года потерял крышу, и был восстановлен в начале 20 века.

Романтическое, живописное место, окруженное городской стеной и ручьем Мюнцбах, а также фахверковыми домами с ухоженными садиками, называется «Уголок художника». Дома здесь, по большей части, относятся к 17–18 векам.

Бахарах был одним из любимых городков Виктора Гюго, и я его понимаю. Не только каждый дом и улица, но и каждая мелочь здесь — совершенная милота.

Я обзавелась подарком для мужа, а что можно привезти любителю вина из винного региона?

Вот так насыщенно и замечательно прошел день. Очень надеюсь, что удастся приехать в эти края еще не раз. Чего и всем желаю — возможности свободно путешествовать. Спасибо за внимание!

Цикл материалов "Рейнальд-Пфальц."

1. Отдых в день труда. Первое мая на Рейне в Майнце
  3. Самый римский город вне Рима — Трир
  4. Шпайер, город самого большого романского Собора
  6. Нибелунги и Реформация. Вормс
  7. Кафедрал Святого Мартина, Майнц.
  8. Встреча с Шагалом — собор Святого Штефана, Майнц
  9. Технический музей — обитель самолетов, кораблей и автомобилей. Часть вторая
  10. Рейнский камень-крепость
  11. Музей Нибелунгов. Современная версия
  12. Тайский ресторан времен карантина
  13. Технический музей Шпайера — ангар для «Бурана»
  14. Роскошнейший романский собор — старейший в Германии
  15. Либфрауэн — ранняя готика Трира
  16. Кайзеровские термы в самом римском городе Германии

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия