Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 9:26
Мы будем путешествовать!

Бахарах, Трир, Майнц, Вормс, Шпейер, Бад-Кройцнах — Германия Октябрь 2020

Цикл материалов "Рейнальд-Пфальц."

1. Отдых в день труда. Первое мая на Рейне в Майнце
  2. Бад-Кройцнах — затерянный рай, принимавший великих людей, место зарождения немецко-французской дружбы
  3. Самый римский город вне Рима — Трир
  4. Шпайер, город самого большого романского Собора
  5. Через тернии (лес на горе) к звезде — Бахараху, одному из красивейших городов Германии
  6. Нибелунги и Реформация. Вормс
  7. Кафедрал Святого Мартина, Майнц.
  8. Встреча с Шагалом — собор Святого Штефана, Майнц
  9. Технический музей — обитель самолетов, кораблей и автомобилей. Часть вторая
  10. Рейнский камень-крепость
  11. Музей Нибелунгов. Современная версия
  12. Тайский ресторан времен карантина
  13. Технический музей Шпайера — ангар для «Бурана»
  14. Роскошнейший романский собор — старейший в Германии
  15. Либфрауэн — ранняя готика Трира
  16. Кайзеровские термы в самом римском городе Германии

В Шпайере я оказалась случайно, городок небольшой, около 50 тысяч жителей. Знаменит он двумя достопримечательностями, очень достойными — великолепным техническим музеем и самым большим романским собором. О музее я написала отдельные отзывы, а о соборе расскажу в рассказе. На самом деле, есть еще несколько интересных мест, достойных посещения туристов.

Отзывы о Технических Музеях Шпайера:

Часть первая — космос, немного техники здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/speyer/museum/38822/responses/7632

Часть вторая — самолеты, корабли, подводные лодки, автомобили, вертолеты, мотоциклы, велосипеды, паровозы, органы здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/speyer/museum/38822/responses/7649

Шпайер расположен на левом (западном) берегу Рейна. На месте древнего кельтского поселения, известного с 4 века до н. э., в 100 год до н. э. римляне создали военный и торговый город под названием Новиомагус, позже он назывался Цивитас Неметум. (Не спрашивайте, почему самым старым официально считается Трир, у нас таких много — самых старых).

Около 450 года римское поселение разрушили варвары. Позже город восстановили и в конце 5 века он был включен в состав Франкского государства.

Прошло еще более века, пока не появилось его сегодняшнее название, в 614 году в документах встречается упоминание Шпайерского Епископства.

Город продолжал расти и конце 13 века получил статус Вольного Имперского города, коим и владел до самого появления Наполеона на горизонте, в последние годы 18 века. В политической жизни Священной Римской Империи Германской Нации он играл весьма важную роль, в нем почти 200 лет размещалась Имперская судебная Палата — Высшая Судебная Инстанция Империи. В Шпайере аж 50 раз проходили заседания Рейхстага — главного имперского органа.

В ходе войны за Пфальцское Наследство войска французского короля Людовика 14 (того самого, Короля — Солнца) в 1689 году почти полностью сожгли город. Его довольно быстро отстроили, почти все сегодняшние здания относятся к началу 18 века.

Шпайер, город самого большого романского Собора

И до конца Наполеоновских войн город принадлежал Франции (не зря же он на левом, почти полностью французском, берегу). В 1815 году его присоединили к Баварии, а через два года он стал столицей баварского Пфальца. В этом же году, в Шпайере произошла встреча трех Императоров: прусского Вильгельма Третьего, австрийского Франца Первого и российского Александра Первого, они отметили окончание войны и победу над Наполеоном.

А в 1949 году в Германии прошла небольшая реорганизация, и Шпайер вошел в состав Федеральной Земли Рейнальд Пфальц. Именно в Шпайере появилось слово «протестанты». Потому как в 1529 году, на рейхстаге, часть членов сейма выразили свой протест против решения большинства о принятии мер против распространения в Империи Реформации. Они составили Protestatio, отчего их и назвали «протестанты».

Шпайер, город самого большого романского Собора

Мы идем «на шпили» и проходим мимо скульптурной группы Императоров — город еще какой Имперский — и в прямом и в переносном смысле, в течении 300 лет его собор служил усыпальницей императоров и королей. Эти скульптуры были выставлены сюда около полувека назад, после того, как 20 лет «хранились» во дворе Государственного архива.

На подходе к Собору в историческом здании, стилизованном под крепость, разместился Исторический Музей.

Шпайер, город самого большого романского Собора

Перед входом в собор, на площади, установлена большая каменная чаша, конца 15 века. При рукоположении епископов чашу наполняли до краев вином для простолюдинов, а это 1560 литров! Мы проверили — все выпили, ничего не оставили. А после ВМВ выяснилось, что чашу… украли! Как это можно было сделать! Может, тоже на вино надеялись? Правда, она нашлась у кого-то на приусадебном участке, этакая клумба, и ее вернули. Эта чаша разграничивала владения города и епископа, чем пользовались преступники, осужденные городом — если им удавалось сбежать, достаточно было спрятаться за чашей на стороне епископа, и он «в домике». Интересно, потом он всю жизнь жил в соборе?

Главная достопримечательность города, ставшая его символом, это его Кафедральный собор Святой Марии и Святого Штефана — Кайзердом. Монументальное здание собора стоит на возвышенности, его четыре башни с двумя куполами, заметно издалека. Это самый большой на германской земле памятник романской архитектуры, естественно, включенный в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Первый камень в основание здания заложил в 1030 году сам Император Священной Римской Империи Германской Нации Конрад Второй, по случаю коронации. Но, через 9 лет он умер, и началась череда строек и перестроек. Собственно, построили быстро, в 1069 году же внучек Конрада, Генрих Четвертый, закончил стройку (чай, не готика, нечего на 500 лет затягивать), но прошло два десятка лет, и Генрих решил, что-то не то, и затеял перестройку, которая длилась 25 лет.

Собор, действительно, получился огромный — 134 на 43 метра, с четырьмя башнями, две из которых — по 71 метру. Бедные туристы — фотографы, запихать его в кадр весьма проблемно, не продумали строители. Когда 31 мая 1689 года, французские королевские войска вошли в город, их командующий обещал не трогать Собор и жители города принесли сюда все самое ценное. Но, командующий был хозяином своего слова: «как дал, так и взял», город был подожжен со всех сторон. Жители пытались спасти храм, но весенняя гроза с ветром разносила огонь, и Собор серьезно пострадал. Прошли годы, Собор отреставрировали, причем — Франц Нойман, внук знаменитого Бальтазара Ноймана. Когда Шпайер вновь захватили французы (не те, которые с Королем — Солнце, а те, которые с Наполеоном), то тонкий французский корсиканский вкус был оскорблен немецкой монументальностью, Наполеон решил собор разрушить, превратив в каменоломню. Епископ Майнца уговорил не рушить (использовал личные связи — у него были отличные отношения с Жозефиной Богарне), тогда собор был превращен в конюшню и склад (Наполеон регулярно церкви в конюшни превращал — явно любил лошадей больше, чем церковь).

Шпайер, город самого большого романского Собора

А избавившись от Наполеона, видимо, обидевшись, что император не оценил простоту и скромность, Собор начали «раскрасивливать», а то что это такое — ни фресок, ни завитушек, корона — и та железная! Раскрасивили до такого состояния, что весь 20 век убирали то, что наляпали в 19. К счастью, ничего не рушили, фрески сняли аккуратненько, и в музей отправили. А вот в главном месте собора — крипте, где похоронены короли и императоры Империи, ничего не изменилось за 10 веков. Видимо, украшатели руководствовались тем, что «в подвале все равно никто не видит».

Справа от Собора, скульптурная группа «Масличная гора», (Елеонская), скульптуры когда-то были вынесены из Собора. Иисус молится перед арестом, сподвижники уснули, и никто не видит, что уже подходят римские стражники.

В этом же соборном дворе установлен памятник профессору Шверду. Очень разносторонний человек был — учитель гимназии, физик, астроном, преподаватель латыни, математики, греческого языка и биологии. Учебник математики, опубликованный им в 1828 году, использовался в США (переведенный на английский язык) до 1930 года. В 1830 году он создал листы звездных карт для Королевской Прусской Академии Наук в Берлине.

А вот теперь еще одна церковь, возможно, не столь известная, но не менее интересная. Кирха Святой Троицы. В 1540 году, совет Имперского города Шпайер открыто перешел к лютеранскому учению. После разрушения города французами, протестанты бежали во Франкфурт, но как только появилась возможность, через 10 лет, они вернулись в родной город. Летом 1700 года было принято решение строить новую, свою церковь.

Шпайер, город самого большого романского Собора

Учитывая, что эти 10 лет они молились в великолепной Катариненкирхе во Франкфурте, то был принят очень амбициозный проект. Можно было восстановить церковь Святого Георгия, находящуюся неподалеку. Это был более дешевый вариант, но протестанты отказались от него, им хотелось получить церковь, свободную от католических притязаний. И, проект воплотили в жизнь, получился выдающийся образец барокко, причем — протестантский! А как часто приходится доказывать туристам, что так нередко бывает, ведь подавляющее большинство считает, что католики — пышно, протестанты — скромно. Любуемся на «скромность»:

Выходим на главную пешеходную улицу, и видим путника. Это — паломник, идущий по Пути Святого Якоба в Сантьяго ди Компостелла. На его треуголке — раковина, которой по многим городам Европы выкладывают этот путь. Путей существует несколько, начало в разных местах. Интересно, в прошлом году я побывала в Везле, в Бургундии, это место начала одного из этапов Пути. А буквально через полгода, перед началом карантина — в январе—феврале 2020, я оказалась в Сантьяго ди Компостелла, в финале Паломничества. Интересно, если самолетом, это засчитывается?

Шпайер, город самого большого романского Собора

Идем по широкой Максимилианштрассе, гдавной, пешеходной улице Старого города. Справа и слева — в зданиях 18 века, магазины, кафе, рестораны.

Слева — Ратуша 18 века, построенная в стиле барокко. Зайдем во двор.

Во дворе Ратуши — Главный Туристический Объект — ГТО — туалет, пока народ в очереди толпится, я различные мелочи разглядываю. Вот, например, притаилась на ветке ворона, и подслушивает гидов. Она была куплена с аукциона, деньги от которого пошли в фонд бездомных животных, которых в Германии практически нет.

На стене выставлен кусочек римской мозаики, это подарок от города Равенна, побратима Шпайера. А еще из городов — побратимов, есть Курск, французский Шартр, польский Гнезно, руандийский Каренгера и израильский Явне.

И здесь же, свободная библиотека (главное, подойти к ней после туалета, а не до, а то можно туристов не дождаться — начнут читать). Вот и наши баварцы себе что-то подобрали.

Шпайер, город самого большого романского Собора

Вновь выходим на главную улицу, к фонтану. Этот фонтан был воздвигнут как памятник павшим в ПМВ, хотя выглядит, как средневековый.

Заканчивается главная улица — Максимилианштрассе — западными городскими воротами Альтпертель (Старый портал), которые были возведены еще в 13 веке. Правда, только нижняя часть, верхнюю надстроили позже, в начале 16 века. Это одни из самых высоких ворот в Германии, 55 метров. Башня пережила городские пожары и нашествия захватчиков.

Во время войны за Пфальцское наследство судьба башни была почти предрешена, ее решили снести и уже все подготовили для этого, но настоятель соседнего кармелитского монастыря, в котором жил французский маршал Дюрас со своим штабом, указал, что если башня будет снесена, то его штаб будет в опасности. И приложил письмо настоятеля монастыря: «Наш монастырь старый, полуразрушенный, даже если падение башни не похоронит здание, стены будут дрожать и рухнут под ударом каменной массы. Так что, Господи, спаси и сохрани башню».

Шпайер, город самого большого романского Собора

Мы выходим на широкий каменный мост, отделяющий главную улицу от квартала с отелями и жилыми виллами.

Вот эта странная скульптура на мосту — не Непомук, что было бы логично, а Святой Николай. Современное искусство проникает повсюду.

Шпайер, город самого большого романского Собора

Прямо под мостом протекает знаменитый Шпайерский ручей, ручей, на протяжении 9 км текущий по долине и городу. По дорожке вдоль ручья можно отлично гулять пешком или на велосипеде. По пути — несколько смотровых площадок.

На протяжении всей прогулки в Шпайере вас будут сопровождать стаи зеленых попугаев, дико вопящих. Эти дикие птицы живут здесь (а также в Кельне, Дюссельдорфе и других городах) уже больше 150 лет. Никто точно не знает — или первая парочка из зоопарка улетела и расплодилась, или кто-то из владельцев, выпустили особо разговорчивых, но они одичали и замечательно живут. Над нами стаями летали, сама сфотографировать не успевала — слишком шустрые. Интересно, если Курск и Шпайер города — побратимы, то попугаи с соловьями тоже?

(фото из интернета).

Перейдя через Шпайерский ручей, подходим к Монастырю Марии Магдалены. В нем жила великая женщина, философ, монахиня — кармелитка, польско — немецкая еврейка, канонизированная католической церковью, Эдит Штайн. Она родилась в силезском Бреслау (сейчас это польский Вроцлав), получила блестящее образование (училась в нескольких университетах, в том числе в нашем, во Фрайбурге). Семья была религиозной, а Эдид росла атеисткой. Во время ПМВ она два года провела на фронтах, работая сестрой милосердия, и начала интересоваться религией. В 22 году она крестилась, а в 32 начала преподавать в Университете в Мюнстере. Через год Гитлер запретил евреям заниматься преподавательской деятельностью, и Эдит становится монахиней.

Когда в 38 году гонения на евреев усилилось, Эдит, вместе с ее сестрой Розой, укрыли в Нидерландском монастыре в Эхте. Все время, начиная с прихода нацистов к власти, она писала Папре Римскому письма, с требованием остановить происходящее, объясняя, что у католической церкви есть для этого все возможности (вначале это, действительно, было так). В августе 42 она была отправлена в Освенцим, где и погибла в газовой камере. Последними словами немецкой католической монахини были, обращенные к своей сестре, были: «Пойдем, мы должны быть со своим народом».

Шпайер, город самого большого романского Собора

Я уже писала, что Собор Шпайера — место усыпальниц Королей и Императоров. Вот и в соборном дворе напоминание о похороненных здесь персонах королдевских кровей.

Возвращаясь к парковке, обходим собор с «тыла», за ним притаилась «Языческая башенка», это остатки городской стены 13 века.

Шпайер, город самого большого романского Собора

Парк очень приятный, много зелени, фонтаны, и, немного народа, возможно, в связи с пандемическими временами.

Одна из самых интересных и популярных достопримечательностей Шпайера — Еврейский двор, мужская и женская Синагоги, Миква 12 века. Этот музей, по сути — археологический комплекс очень важен для истории еврейства в Европе, напишу когда-нибудь о нем отдельно. И, кстати, все, у кого фамилии Шапиро и производные от нее — родом из Шпайера.

(фото из интернета).

Тот святой Николай на мосту — не единственный. представляющий современное искусство, вот еще несколько экземпляров.

Шпайер, город самого большого романского Собора

Конечно. нельзя сказать, что это была самый интересный объект за сегодняшний день, но внимание точно привлек, красавец!

Пора было подумать о желудке. Учитывая, что я не люблю классическую немецкую кухню — никаких рулек и капусты, то предпочитаю есть в сети Нордзее, она есть по всей Европе. Всегда свежайшие морепродукты, рыба, относительно недорого и очень вкусно, всем рекомендую.

Интересный факт о Шпайере: здесь коммерческие и производственные здания пронумерованы отдельно от жилых домов, так что, не зная этого, найти нужный дом не всегда бывает легко.

Шпайер, город самого большого романского Собора

И, завершая, подитожим важные события, происходившие в Шпайере.

1. В 1141 году, Бернард Клервский, знаменитый Богослов, монах ордена цистерцианцев, основатель многих важнейших монастырей, призвал императора Конрада Третьего присоединиться к Второму Крестовому Походу.

2. Через 50 лет, в 1193 году, именно в Шпайере, Генриху Шестому выдали Ричарда Львиное Сердце, взятого в плен.

3. В 1529 году, шесть князей высказали протест против гонений на лютеран — реформаторов, таким образом, движение получило название «протестантизм».

4. В Шпайере родился Гельмут Коль, здесь же он и похоронен.

Вот такой небольшой город. Однако, он столько раз становился местом, где проходили важнейшие для Империи, что его можно назвать «Маленьким городом с большой историей».

Спасибо за внимание.

Цикл материалов "Рейнальд-Пфальц."

1. Отдых в день труда. Первое мая на Рейне в Майнце
  3. Самый римский город вне Рима — Трир
  4. Шпайер, город самого большого романского Собора
  6. Нибелунги и Реформация. Вормс
  7. Кафедрал Святого Мартина, Майнц.
  8. Встреча с Шагалом — собор Святого Штефана, Майнц
  9. Технический музей — обитель самолетов, кораблей и автомобилей. Часть вторая
  10. Рейнский камень-крепость
  11. Музей Нибелунгов. Современная версия
  12. Тайский ресторан времен карантина
  13. Технический музей Шпайера — ангар для «Бурана»
  14. Роскошнейший романский собор — старейший в Германии
  15. Либфрауэн — ранняя готика Трира
  16. Кайзеровские термы в самом римском городе Германии

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия