Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 12:42
Мы будем путешествовать!

Шпейер, Вормс, Трир, Майнц, Бад-Кройцнах — Германия Май 2020

Цикл материалов "Рейнальд-Пфальц."

1. Отдых в день труда. Первое мая на Рейне в Майнце
  2. Бад-Кройцнах — затерянный рай, принимавший великих людей, место зарождения немецко-французской дружбы
  3. Самый римский город вне Рима — Трир
  4. Шпайер, город самого большого романского Собора
  5. Через тернии (лес на горе) к звезде — Бахараху, одному из красивейших городов Германии
  6. Нибелунги и Реформация. Вормс
  7. Кафедрал Святого Мартина, Майнц.
  8. Встреча с Шагалом — собор Святого Штефана, Майнц
  9. Технический музей — обитель самолетов, кораблей и автомобилей. Часть вторая
  10. Рейнский камень-крепость
  11. Музей Нибелунгов. Современная версия
  12. Тайский ресторан времен карантина
  13. Технический музей Шпайера — ангар для «Бурана»
  14. Роскошнейший романский собор — старейший в Германии
  15. Либфрауэн — ранняя готика Трира
  16. Кайзеровские термы в самом римском городе Германии

Работы пока нет — границы закрыты, государство пока кормит — три месяца поддержки, вот и ездим по окрестностям. Но, окрестности расширяются, вот сегодня они расширились до 200 км в одну сторону — до города Вормс.

Нибелунги и Реформация, вынесенные в заголовок — они не в комплекте, они по-отдельности. Но, мне интересно и то, и другое, так что с утра выдвигаемся на прогулку в чужую Федеральную Землю — Рейнланд-Пфальц.

В дороге для меня ничего интересного, я дорогу провожу с пользой — два часа спала. Паркинг в самом центре, с красивым названием «Римский паркинг». Только выйдя из парковки, забрела во дворик — я такие обожаю! Дом постройки 1744 года, но, к сожалению, разрушенный в 1943 году бомбежками, и, к счастью, восстановленный.

Люди селились на берегах Рейна уже в четвертом тысячелетии до н. э. В 14 году до н. э. сюда явились вездесущие римляне, захватив германское поселение и понастроив свои храмы и форум. В 5 веке Рим пал (Западная Империя) и Вормс стал столицей Бургундского Королевства. А в 614 году Вормс стал христианской епархией. Чуть позже, он получил статус Свободного Имперского города.

В первой части Мерлезонского балета прогулки намечалось посещение музея Нибелунгов. По пути к Музею свернули в Доминиканскую церковь святого Павла — очень уж шпиль маняще выглядел. Церковь очень старая — 11 века, но внутри все перестроено в стиле барокко.

Рядом с церковью, на столбе, приютилось вот такое ржавое чудо.

Нибелунги и Реформация. Вормс

Наконец, несмотря на то, что я тормозила в подворотнях и церквях, пришли к музею Нибелунгов. Вормс неразрывно связан с главным Германским эпосом — «Легендой о Нибелунгах». Если верить преданиям, то бургундская принцесса Кримхильда жила именно здесь. Это та, на которой женился Зигфрид. Это тот, который победил дракона. Дом, который построил Джек. Прототипом главных героев саги стали бургундский король Гюнтер (по имени даже не скажешь, что речь о французской Бургундии) и вся его семья. Именно о них неизвестный автор писал в эпосе. Самое интересное, что «Песнь о Нибелунгов» написана восемь веков спустя послеописываемых событий. Легенда о проклятых кладе и кольце, которые приносили только несчастья, о любви, преданности, предательстве и мести, в 39 главах. Причем — только для взрослых, 18+, во всяком случае — оригинальная версия. Но, в музее, который расположен в двух башнях старой крепостной стены, все адаптировано для любого возраста.

В июле в Вормсе проходят костюмированные фестивали Нибелунгов, в них участвуют самые известные немецкие актеры. Отзыв о музее Нибелунгов здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/worms/museum/36952/responses/6484

После музея отправились в Кафедральный собор, по пути «собирая» другие достопримечательности. Городская Ратуша на Рыночной площади — Марктплатц.

Нибелунги и Реформация. Вормс

Перед Ратушей — почти обязательный фонтан Правосудия, правда, не исторический, сравнительно недавно установленный.

Церковь Святой Троицы, восстановленная после пожара 1689 года. Перед церковью выбито изречение Мартина Лютера о том, что «Христианин — свободный властелин всего и никому не подчиняющийся, христианский человек — слуга всего сущего и подчиняющийся каждому».

За этой церковью располагался Епископский Двор, который в 1521 году посетил сам Император Карл Пятый, прибывший в Вормс на Рейхстаг. Именно сюда был доставлен Мартин Лютер, представ перед Императором со своими идеями (об их встрече чуть позже).

Нибелунги и Реформация. Вормс

Справа от церкви, на этой же Рыночной площади, фонтан со скульптурой Зигфрида (того, который из Нибелунгов).

Главный городской Собор Вормса — святого Петра, прекрасный образец романской архитектуры. При содействии и под руководством епископа Бурхарда, в 12 веке возвели основную часть Собора. Карл Великий над одним из входов напоминает о том, что он посещал свой Имперский город и именно при нем в Вормсе начали строить церкви и дворцы. В 1925 году Собор получил статус Базилики. его четыре башни и два купола отлично видны из любой точки старого города.

Нибелунги и Реформация. Вормс

От старого сооружения сохранилось не так много элементов, сказывается тяжелая история города. Но вот, при желании, можно кое-что найти.

Барочный алтарь создал в 17 веке великий Бальтезар Нойманн. Сохранились и надгробия из склепа членов королевской семьи.

Прямо напротив Кафедрала раскинулся парк Кунстхаус при одноименном музее. Парк предназначен для релаксации и медитации, о чем и сообщается при входе — не шумите, не включайте музыку и т. д. Прямо у входа установлен бюст Великого Бисмарка. Равных этому промышленнику, меценату и политику в Германии нет, да и в мировой политике с Отто фон Бисмарком сложно тягаться. Объединитель страны, создатель Германии. Это он придумал наши замечательные системы пенсионного и медицинского страхования. Со времен Бисмарка в Германии нет незастрахованных.

В центре парка красивый памятник поэту Гетцу с выдержками из его романтических стихов.

Нибелунги и Реформация. Вормс

Именно на территории этого парка Мартин Лютер излагал свои новомодные идеи Рейхстагу. На внутренней части крепостной стены выложены картинки с основными вехами истории города.

На выходе из парка памятник кожевеннику, когда-то, кожевенное дело было основным производством Вормса. Это копия 1993 года, оригинал начала века был утерян в 45 году, во время бомбежек.

Нибелунги и Реформация. Вормс

Поскольку я целенаправленно шла к еврейскому кладбищу, то слова мужа, увидевшего его первым: «Вот оно, твое кладбище» прозвучали несколько зловеще. Община Вормса была одной из важнейших ашкеназских общин Германии. Общинное кладбище — одно из самых больших и старых еврейских кладбищ Европы — более 1300 захоронений, называется оно «Святой песок». Самое старое захоронение датируется 11 веком, тогда же была построена первая Синагога, самое новое из тех, которые я осмотрела — 1937 года. Почти сразу после постройки приключился Первый Крестовый поход, и первый Погром и Разрушение. Но, община возродилась. И так, все века, вплоть до полного уничтожения общины при Национал-Социалистах. Интересно, в 1260 году городской квартал расширяли, и кладбище попало в промежуток между двух стен — внутренней и внешней. Община заплатила большую сумму, что бы спасти могилы от сноса. В 15 веке офицер Оппенгейм пожертвовал дом для подготовки к погребению. И сейчас, прямо за кладбищенской стеной — жилые дома, чьи окна смотрят на могилы. не знаю, насколько комфортно немцам живется в этих домах. Интересный памятник-дерево, первый раз такое видела.

В Средние Века еврейские общины рейнских городов Вормса, Шпайера и Майнца, оказали влияние на архитектуру, культуру, религию и юриспруденцию не только Германии, но и других стран Западной Европы. Вдоль Еврейские надгробия, как правило, очень простые, но большое внимание уделяется каллиграфическим надписям. Это данные человека и цитаты из Священных писаний. Здесь приключился конфуз. По могилам лазал турист с профессиональным фотоаппаратом, снимал, как раз, надписи. Поздоровались, немец. И он говорит моему мужу: «Голову накрой чем-нибудь, нельзя на еврейском кладбище с непокрытой головой мужчине находиться». Ну, я-то отлично это знаю, но не подумала. Поскольку, кроме маски у нас с собой ничего не было, мой муж скромно сел у входа на скамеечку, а я одна ходила. Мне кажется, что он был очень рад перерыву.

Нибелунги и Реформация. Вормс

Кладбище — не единственное, что сохранилось в Вормсе от еврейской истории, в городе есть музей Раши — великого мыслителя, и старейшая Синагога с сохранившейся миквой. Но я Сергея пожалела, решила, что на сегодня хватит. С кладбища открывается восхитительный вид на Собор Святого Петра, очень символично.

После кладбища движемся еще к одному из «обязательных» памятников Вормса, монументу Реформации. Идти недалеко, вдоль крепостной стены, замыкающей парк, в котором мы уже побывали.

Нибелунги и Реформация. Вормс

Нашла еще одну ворону, видимо — сестру той, которая сидела на фонаре возле церкви Святого Павла, или — подруга.

И последнее, что мы планировали увидеть в Вормсе, самый большой в мире мемориал Реформации и Мартину Лютеру. Создан он был в 1868 году. На камне высечен девиз Лютера: «Наш Бог — наша могучая крепость». Доктор Лютер возвышается над более ранними реформаторами, в окружении князей и ученых мужей. На внутреннем постаменте — бронзовые рельефы со сценами Реформации. Сам Лютер, собственно, и не жил в Вормсе, он посетил его в апреле 1521 года, и пробыл здесь всего 10 дней. Но это было из серии «10 дней, которые потрясли мир». Если не мир, то Европу точно. После того, как молодой Мартин посетил Рим, ожидая увидеть там благочестие, а увидел распутство и прочие безобразия, он издал свои знаменитые 95 тезисов, в которых посмел открыто заявить, что папа вообще не представитель Бога, а какой-то самозванец; что никто не давал ему права торговать индульгенциями, отпустить грехи может только Всевышний, а не какой-то Папа; что целибат — ошибка перевода необразованного переводчика, а в заповедях сказано «плодитесь и размножайтесь»; что надо следовать второй заповеди — «Не сотвори себе кумира» — долой скульптуры, изображения и иконы; и тому подобные прогрессивные мысли. От такой наглости церковь пришла в бешенство, а Европа замерла и затаилась — ой, что будет? Папа, по своей любимой привычке, отлучил Лютера от церкви, и отправило ему соответствующую буллу. Наглый Мартин на глазах честного народа, буллу изничтожил и Папу послал далеко и надолго. Вот после этого Карл Пятый и вызвал Лютера на ковер в Вормс. Если верить канонической версии, то именно здесь, на предложение отречься от своих взглядов, Лютер ответил: «На том стою, и не могу иначе». В общем, Император был отправлен туда же, куда Папа (что бы тому одному не скучно было). Закончилось все самой страшной войной в истории Европы, если не считать войн 20 века — Тридцатилетней. А Лютер в Вормсе — знаковая фигура.

Что еще про Вормс? Это родина вина, которое в России выходило с совершенно неправильным названием — хотела бы я видеть того, кто так перевел. То, что у нас называлось «Молоко любимой женщины», вообще-то, «Молоко Мадонны».

Нибелунги и Реформация. Вормс

У нас по плану еще поездка в пригород, поэтому, зашли в ресторанчик тайской кухни — подкрепиться. Это первый раз после открытия ресторанов, на прошлой неделе заходили, но на улице ели, и вот — внутри! Отзыв о ресторане здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/worms/cafe/36957/responses/6495

По живописной зеленой улочке идем на свою парковку, нам пора ехать дальше. Краски весны потрясают! Раньше мне казалось, что цвет весны белый. Но в этом году, часами гуляя по лесам и паркам, я склонилась к мысли, что цвет весны — сиреневый. Однако, уже почти лето, глицинии, сирень, магнолии — все отцвело давно, как те хризантемы в саду.

Мы выезжаем из города, предварительно дважды пересекая Мост через Рейн. Нам не надо на другой берег (поэтому и дважды — туда и назад), но хочется хотя бы из машины посмотреть на мост Нибелунгов — башня в центре была построена в конце 19 века, архитектором Карлом Хофманом. Он назвал свое строение «Нибелунгстиль», а вообще — это неороманская постройка.

Недалеко от моста, на набережной Рейна, еще одно напоминание о Нибелунгах — памятник хагену, бросающему золото в Рейн. Мы вплотную не подъезжали, мне было сказано: «Ты его в прошлый приезд видела». А ничего, что это было лет 20 назад? Мы еще в России жили!

Нибелунги и Реформация. Вормс
(фото из интернета, мое, через стекло, издали, несмотрибельное).

Совсем рядом с городом, расположился дворец Херрнсхайм (правильнее — «х» не читать). Я знала, что дворец закрыт, хотела по парку погулять. Только зашли в парк, я расстроилась. Над нами выписывал круги военный самолет, он издевался — он в небе, а мы уже 2,5 месяца на земле! Последние несколько лет не было ни одного месяца, что бы я не летала! Взгрустнулось, надеюсь, что скоро все восстановится.

Нибелунги и Реформация. Вормс

Герцогский дворец строился с 17 по 19 века, на месте старого дворца 14 века. Круглая башня — самая старая из сохранившихся построек, так как замок очень пострадал во аремена Тридцатилетней войны. В документах 1635 года упоминается это место, как «пустынное, заброшенное, и в руинах». Только отстроились после одной войны, в 1689, во время следующей — Войны за Пфальцское наследство, вранцузы сжигают новые постройки. Реконструкцию начали уже в 1711 году, под руководством архитектора Иоганна Гаспара Герварта. К концу века было восстановлено главное здание и хозяйственные постройки. Но, в 1792 году вновь война — и замок опять очень пострадал. В начале 19 века замок опять отстроили — кажется, в четвертый раз. С середины 20 века замок — дворец принадлежит общине Вормса и именно община вложила деньги в очередную реконструкцию.

Сам дворец открывают для посещения только в третье воскресенье месяца, с апреля по октябрь. Но наша цель — 10,5 га английского ландшафтного парка.

Парк был разбит в 1460 году, но, его постигала участь всего замка — многократное разрушение и восстановление. Из барочных садов он превратился в английский парк. Я люблю именно такие, с виду — слегка запущенные и дикие, на самом деле — отлично ухоженные парки. Здесь мы провели пару часов. я бы еще осталась, но супруг «бил копытом», его прогулки по паркам меньше вдохновляют, чем футбольный матч по телевизору. Даже не посидели в уже открывшемся дворцовом кафе.

Нибелунги и Реформация. Вормс

Пересекли границу Зели, и въехали в наш Баден-Вюртемберг. Что сказать, учитывая, что Всемирное Безумие продолжается, день прошел отлично!

Спасибо за внимание, хорошего здоровья и скорейшего разрешения поездок!

Цикл материалов "Рейнальд-Пфальц."

1. Отдых в день труда. Первое мая на Рейне в Майнце
  3. Самый римский город вне Рима — Трир
  4. Шпайер, город самого большого романского Собора
  6. Нибелунги и Реформация. Вормс
  7. Кафедрал Святого Мартина, Майнц.
  8. Встреча с Шагалом — собор Святого Штефана, Майнц
  9. Технический музей — обитель самолетов, кораблей и автомобилей. Часть вторая
  10. Рейнский камень-крепость
  11. Музей Нибелунгов. Современная версия
  12. Тайский ресторан времен карантина
  13. Технический музей Шпайера — ангар для «Бурана»
  14. Роскошнейший романский собор — старейший в Германии
  15. Либфрауэн — ранняя готика Трира
  16. Кайзеровские термы в самом римском городе Германии

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия