Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была сегодня 16:44

Капрун — Австрия Октябрь 2022

В Австрии я всегда была проездом, пересекала её с севера на юг и обратно. Лишь лет двадцать назад останавливалась на одну или две ночи в Вене и Иннсбруке.

Сейчас, в октябре ехать в провинцию Зальцбург я тоже не планировала.

Неожиданно предложили подменить заболевшего или отказавшегося организатора недельной автобусной поездки с пожилой немецкой группой.

Я, не долго размышляя и не торгуясь, сразу согласилась, получила списки, адреса, явки, документы, деньги на билеты и через два дня, в пять утра, приветствовала и рассаживала людей в автобусе.

А потом всю дорогу, до самого приезда чувствовала себя стюардессой, разнося сосиски, напитки и кофе, кофе, кофе.

Австрия озёрная и высокогорная

Часов через 10, сначала немецких автобанов, а потом австрийских горных серпантинов наш автобус въехал в сказочную деревню Maria Alm am Steinernen Meer (Мария Альм у Каменного моря).

Маленькая деревня с длинным названием – просто нереально красивая и, кажется, будто построена специально для съёмок какой-нибудь волшебной сказки.

Австрия озёрная и высокогорная

Мы заселились в отель на окраине деревни среди таких же шале с деревянными балконами и цветами по всему периметру.

Когда все отправились распаковываться и готовиться к ужину, я успела осмотреться и найти самое красивое место отеля – бассейн на крыше с потрясающей панорамой на деревню и «Каменное море».

Австрия озёрная и высокогорная

На самом деле «Каменное море», которое ещё называют скалистым морем – это вообще никакое не море, а горная гряда известняковых Альп, одна часть которой  расположена в Баварии, другая - в земле Зальцбург.

Они возвышаются суровые, голые и холодные над зелёной долиной, более низкими горами, покрытыми цветным осенним лесом и, делают любой вид на окрестности и любую фотографию очень эффектной, даже немного нереальной.

Меня, привыкшую жить исключительно на равнине, это просто завораживает!

Мария Альм известна в основном среди горнолыжников. Именно они в самый пик сезона, в январе и феврале, заполняют все отели и рестораны.

Сейчас здесь несезон, тихо и безлюдно, никаких очередей на канатную дорогу, что поднимает прямо от церкви на гору Натрун.

Австрия озёрная и высокогорная

Мария Альм, где всего 2 тысячи постоянных жителей, расположена на высоте 800 метров. Здесь есть супермаркет, три деревенских врача, школа, почта, пара ресторанов, больше двадцати отелей и одна церковь с очень узким и высоким шпилем.

Она появилась здесь ещё в 1374 году. В 16 веке ее расширили и переделали всё внутреннее убранство. Вокруг церкви находится небольшое и странное кладбище.

Австрия озёрная и высокогорная

Местная жительница и гид по имени Эрна рассказала, что поначалу кресты и надгробия ставили - кто во что горазд, пока не приняли решение ставить только железные кресты. Они могут быть любой формы и высоты, но только железные. Выглядит очень необычно.

А ещё Эрна рассказала, что местный священнник всегда просит её говорить туристам, что высота церкви 90 метров, хотя на самом деле она на несколько метров ниже.

Австрия озёрная и высокогорная

В 1732 году в этих краях начали настоящую охоту на лютеран. Католики изгоняли их из своих деревень, принуждая оставлять детей. Для тех, кто покинул эти места, второй родиной стала Восточная Пруссия.

Рассказав интересно и подробно о своей деревенской церкви, наша Эрна неожиданно распрощалась и исчезла.

Австрия озёрная и высокогорная

Вести людей к подъемнику и подниматься на Натрун пришлось самой. Быстро расспросив контролера билетов, что там наверху и далеко ли идти до озера, которое я видела на картинке, начали импровизировать.

Поднявшись на подъёмнике, осмотревшись, бодро пошли по самой торной дорожке, пока она не стала резко подниматься вверх.

Австрия озёрная и высокогорная

В конце концов до озера, расположенного на вершине горы, дошли только два человека, одним из которых была я.

Остальные остались сидеть на террасе горного кафе, пить кофе и пиво. Этим мои туристы занимались всегда, когда их переставал везти автобус, лифт, подъмник или кораблик. Фотографировали они редко, ходить далеко пешком многим было тяжело и, даже слишком подробный рассказ местного гида им был, как потом выяснилось, слишком утомительным.

Австрия озёрная и высокогорная

Когда, минут через двадцать мы поднялись к озеру, спустился или, лучше сказать, поднялся на высоту 1250 метров такой густой туман, что ничего кроме самого озера было не видно.

Чистое маленькое озеро в каком-нибудь другом месте было бы ничем не примечательным. Только здесь, когда туман периодически ненадолго рассеивался, можно было увидеть отражающиеся в прозрачной воде скалы – просто мистические картинки!

Австрия озёрная и высокогорная

Обратно, к канатной дороге спустились быстро, по пути рассматривали на сочных крутых склонах необычной окраски коров породы Пинцгау.

Фото из интернета

Эта холодоустойчивая высокогорная корова, выведенная в Австрийских Альпах, с красно-коричневыми боками, ногами и головой и широкой белой полосой от затылка через всю спину, живот до груди. Они всё лето пасутся очень высоко в горах, а осенью спускаются в долину и, как только выпадает снег, отправляются зимовать в коровники до весны.

Австрия озёрная и высокогорная

Когда спустились по канатной дороге обратно в деревню, прошлись по извилистым, безлюдным в это время года улочкам к своему отелю.

По пути, как обычно размышляя, как живётся людям здесь, в такой маленькой, затерянной среди гор деревне, где зимы длинные и снежные, воздух чистый, где каждый день уже в 6 утра бьет церковный колокол и все друг друга знают.

Каждое утро у нас был запланирован выезд в разные места с местным гидом.

На следующий день мы отправились с Розвитой к живописным высокогорным Капрунским водохранилищам.

Австрия озёрная и высокогорная

На нашем туристическом автобусе можно доехать до большой стоянки, откуда, заплатив 25€ с человека, специальным автобусом начинаешь подыматься вверх узкими  дорогами, тоннелям с многочисленными ответвлениями, горным серпантинам до огромной открытой платформы-фуникулёра, который поднимает почти на полкиломента вверх людей и время от времени коров и коз до верхней станции. А откуда специальный автобус везёт ещё выше, к плотине, с двух сторон которой находятся озёра - водохранилища с талой ледниковой водой.

Уже по пути можно видеть нижнее из них, а на самом верху открываются великолепные виды на снежные вершины скалистых гор, отражающихся в бирюзовых водах водохранилищ, высокую и мощную плотину.

Австрия озёрная и высокогорная

Эти водохранилища считаются уникальным гидротехническим сооружением, самым первым в Европе, построенным на высоте 2 тысячи метров. Водохранилища используются для производства электроэнергии на Капрунской ГЭС, которая обеспечивает 10% потребности Австрии в электроэнергии.

Вассерфальбоден – нижнее водохранилище с одноименной 120-ти метровой высоты и 357-ти метровой ширины плотиной со всех сторон наполняется водой из вертикально сбегающих ручьёв.

Австрия озёрная и высокогорная

Мозербоден простирается на полтора километра, а его плотина, сдерживающая водную толщу тянется на пол-километра. По ней очень интересно прогуляться.

Я бегала кругом, чтобы со всех ракурсов рассмотреть эту красоту, а мои умудрённые жизненным опытом, впечатлениями и всеми красотами мира туристы, тем временем сидели и пили пиво, или ещё что-то покрепче на солнечной террасе.

Многим из них всё это было не в новинку. Одна из них уже была здесь в 1975-м, а другой и вовсе в 1968-м году!

Австрия озёрная и высокогорная

И тогда я подумала, что самая пожилая участница нашей группы, милая, бодрая и весёлая 90-летняя Ульрике теоретически могла отдыхать здесь, например, 1938 году, будучи ещё школьницей с родителями во время аншлюса – вхождения Австрии в состав Германии.