Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была вчера 11:40

Целль ам Зее, Зальцбург — Австрия Октябрь 2022

Продолжение рассказа о нечаянном австрийском путешествии.

Начало здесь: Австрия озёрная и высокогорная

Утром у входа в отель в Мария Альм нас ждал местный гид Лотар.

Мужчина за 70 со снисходительным выражением лица, фигурой и походкой 20-ти летнего парня, возраст которого, если смотреть сзади, выдавала только седая кичка на затылке.

На лице — хитрая улыбка и седые усы, а вся его очень лёгкая для октября одежда: кофточка, вытянутые на коленях джинсы и кепка с белым пёрышком, была настолько выгоревшей, что можно было подумать, будто всё лето под дождём и солнцем он простоял в ней в поле.

«А мужчина очень альтернативный», — метко сказала о нём позже моя соседка по столу.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

По пути он периодически рассказывал про своих сыновей и так часто — про свою жену- художницу, что многие в автобусе уже начали повторять его слова о ней хором. Его это ничуть не смущало, так как слышал он плохо.

Не то чтобы он был совсем глухой, но, чтобы получить ответ, вопрос на надо было повторить раза три.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

При этом он очень много знал о местных целебных травах, камнях, вершинах, тропах, водопадах, животных, ущельях и горных приютах, где он побывал один или с более спортивными, чем мы туристами.

Он не называл никаких дат, у него не было никакой структуры экскурсии, он говорил о том, что попадалось на глаза, о местных традициях, проблемах, коровах и козах на полях, форели в речках с пониманием старого опытного, знающего и любящего природу человека.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

Его экскурсии я бы тоже назвала альтернативными, как впрочем и его неожиданные для европейца высказывания об актуальной ситуации в мире. Если ко всему этому ещё добавить его ярковыраженный австрийский диалект и устаревшие словечки, то получится колоритный местный обитатель и гид по совместительству, который запомнится надолго.

Целль ам Зее — старинный городок, окружённый Альпами, расположен на берегу чистого и глубокого озера, в средневековье был важным архиепископским центром охоты и развлечений, а впоследствии — борьбы с протестантами.

В 1885 году здесь отдыхала самая знаменитая женщина Австрии — Сиси, супруга императора Франца Иосифа, Елизавета Австрийская, а за ней и другие титулованные европейские гости.

Прошли годы и следующий, на этот раз чисто немецкий «туристический бум» наступил здесь во времена национал-социализма, хоть и очень ненадолго.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

Лишь к 70-м годам Целль ам Зее стал популярным курортом, особенно для любителей зимних видов спорта.

Находится он в западном округе федеральной земли Зальцбург — Пинцгау, который называют альпийским курортом, европейским спортивным регионом, а ещё «землёй Порше».

В 30-е годы во время испытательных поездок Фердинанд Порше, конструктор, основатель компании Порше и создатель популярного Фольквагена-«жук» обнаружил здесь на живописном склоне горы обширное поместье, которое и купил для своей большой семьи в 1942 году.

фото из интернета

Старинное поместье сейчас, как и прежде называется Шюттгут. Оно вместе с обширными земельными угодьями и часовней, в которой похоронены сам Фердинанд, его сын Ферри и дочь Луизе, и сегодня принадлежат семье Порше, точнее Вольфгангу Порше, внуку Фердинанда.

Кроме того, Порше принадлежит здесь древний замок Прилау, местный аэродром, автосалон, многие тысячи гектаров земли, половина местной канатной дороги, прогулочные кораблики на озере, молочный завод и центр конгрессов.

Это семейство очень много инвестировало в инфраструктуру города и помогло удержаться на плаву местным предприятиям в трудные времена.

Этот солнечный и очень тёплый для октября день можно было бы принять за летний, но редкое кафе или магазин были открыты. Межсезонье.

Дальше мы с нашим гидом отправились в Зальцбург.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

В Зальцбург я попала впервые и пробыла в нем всего пару часов, поэтому мое впечатление о нём очень поверхностное.

Город у подножия Альп на берегах реки Зальцах, полный монастырей и монахов, соборов, Моцарта и огромных сладких брецелей.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

Экскурсию по городу наш «нелицензированный гид» Лотар здесь проводить не мог, поэтому он просто провёл нас по старому городу и отпустил на оставшийся часик в свободное плаванье.

За время которого я успела купить неслыханных размеров сладкий Зальцбургский брецель с яблочной начинкой, которого мне хватило ещё на два следующих дня.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

Потом купила билет на подъёмник за 13,50, на котором можно было подняться на полкилометра вверх в крепость и посетить там пару музеев.

Мне хватило времени только посмотреть и поснимать город с высоты смотровой площадки, спуститься и отправиться к памятнику Моцарту, откуда наша группа, купившая сувениров, отдохнувшая за чашкой кофе и тщательно мной пересчитанная, отправилась длинной вереницей к автобусу.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

История Зальцбурга началось с основания здесь в 7-м веке аббатства Святого Петра и женского монастыря Ноннберг.

Вскоре Зальцбург стал добытчиком и поставщиком чистейшей соли из своих соляных копей. Свою карьеру он продолжил, как важный архиепископский город, а потом стал городом Моцарта и в конце концов — отправной точкой для любителей горного зимнего туризма.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

Австрийским он стал сравнительно недавно. Вплоть до нашествия Наполеона Зальцбург был самостоятельным княжеством, потом ненадолго отошёл Австрии, которую сменила Бавария, и в 1816 году по решению Венского конгресса он окончательно осел в Австрии.

Теперь Зальцбург — столица одноименной федеральной земли, небольшой, живописный городок, над которым возвышается древняя и ни разу не покорённая крепость Хоэнзальцбург. Внизу, в глубине старого города, на многолюдной и шумной Гетрайдегассе 9 расположен дом, где в 1756 году родился Моцарт.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

Теперь многое здесь связано с его именем. В городе проходят многочисленные музыкальные фестивали классической музыки, а в соборе показывают древнюю купель, в которой его крестили.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

А ещё — это город, где через сто лет после смерти Моцарта была придумана круглая шоколадная конфетка с марципановой начинкой и портретом Моцарта на обертке — Моцарткугель (моцартовский шарик).

Придумал его местный кондитер Пауль Фюрст. И с тех пор зальцбургская фабрика выпускает свои единственно настоящие фирменные «моцарткугели».

Изобретателю этих конфеток в наше время поставили памятник на площади города на большом золотом шаре.

Осенняя Австрия, Порше и Моцарткугель

Мы вовремя уехали из города, чтобы минимум за полчаса до ужина, как напутствовал шеф перед поездкой, быть в отеле, прийти в себя, нарядиться, причесаться и получить удовольствие от неспешного ужина.

Кажется, мне начинает нравиться так комфортабельно и размеренно путешествовать.