Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 9:30

Семенов, Галибиха, Юрино — Россия Июль 2022

Рассказы о Нижнем Новгороде были предысторией и послесловием, а золотую серединку постараюсь вам поведать сейчас. Пришла на почту мне рассылка от Мастерской путешествия с заманчивым туром «Легенда о граде Китеже», хотя вовсе не Китеж меня манил, а желание побывать на производстве «Хохломская роспись» и пожить в замке Шереметева вместе с приведением.

Правда с покупкой тура не заладилось немного сразу, сотрудница данной конторы общалась со мной в хамской манере, даже не удосужилась поздороваться — я была сильно удивлена таким отношением к клиентам, но тур все-таки приобрела (хотя и остерегалась ее проклятий). Уже потом я поняла свою ошибку, я часто путешествую с Магазином путешествий и всегда была довольна, как в мою почту умудрилась пролезть схожая инициалами компания — вопрос. Теперь отправила их в спам, чтобы не ошибиться в следующий раз.

Проклятие свершилось!

Как самые пунктуальные, мы с мамой пришли на место сбора группы раньше всех, потом подошла и наша Татьяна (гид). И тут случился шок № 1: вместо автобуса будет маршрутка, а нам достались самые последние места. Разочарованию не было предела, но была надежда, что подадут комфортное авто. Постепенно собралась вся группа (в основном люди пенсионного возраста). Настало время познакомиться с транспортом — задние места на первый взгляд были нормальными, правда с нами сидели две дамы, а перед одной из них была сломана спинка кресла впереди сидящего пассажира. Она возмутилась, что несколько дней с таким дискомфортом не поедет, подавайте новый транспорт. Водитель микроавтобуса пообещал починить за время завтрака, что, собственно, и сделал, но мужчине спереди была дана команда: «Особо не шевелиться, сзади него хрустальная вазочка едет!». Он и не шевелился почти — всю дорогу спал или играл в приложения на смартфоне.

Потерпите немного, я еще поною. Шок № 2: динамики нашей маршрутки сзади не работали, и задним рядам не было слышно нашу Татьяну совсем. Вся попутная информация прошла мимо нас. Ну и самый главный шок № 3: да-да, сзади не работал кондиционер, а жара (!) за окнами стояла +33. Мало того, что он не работал, так еще и тек (все на те самые задние счастливые ряды). Причем не капельками, а просто лилась струя, пришлось укрываться пакетами. Вот в таких скотских условиях нам предстояло тухнуть 3 дня. Спасибо, Мастерская путешествий, за потрясающий сервис (претензий к водителю и гиду у нас нет).

Вернемся к нашему маршруту и интереснейшим местам. Весь негатив остался позади, поэтому переключаюсь на позитив.

Так как сбор группы состоялся в 6–30 утра, то первым делом нас завезли позавтракать в ресторан «Стейк-Хаус». Завтрак оказался очень плотным: вкусный омлет с бутербродами, блинчики с джемом и кофе. Заведение понравилось, перекусить в нем однозначно можно.

Волга разделяет Нижегородскую область на правобережную и левобережную (Заволжье) части. Нам предстояло оказаться в Заволжье и преодолеть путь в 75 километров до Семёнова. Не слыша рассказ, я отрубилась и очнулась уже на подъезде в город. Первая остановка, не входящая в программу, на перекрестке трех улиц: 3-й Интернационал, Ленина и Володарского.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Нежно розовое эклектического здание — это особняк купца-старообрядца Афанасия Павловича Носова (1870 года). Афанасий Павлович сделал свое состояние на ложкарном промысле, на Нижегородской ярмарке владел аж тремя точками. За заслуги в развитии города был похоронен в стенах Никольского собора.

Двухэтажный дом из красного кирпича конца XIX века — особняк зажиточного купца Григория Артемьевича Витушкина, также промышлявшего ложкарным делом.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Этот пятачок-перекресток не получил свое название, хотя странно. Интересен он прежде всего стоящей здесь старообрядческой церковью Николая Чудотворца в Семёнове XX века постройки.

В середине XVII века несколько семей старообрядцев, гонимые новой властью, не желая принимать церковные реформы и пытаясь сохранить свою веру, перебрались на окраину Нижнего Новгорода в глухие по тем временам места. Скорее всего селение получило свое название по фамилии старосты переселенцев. Село быстро развивалось и богатело, а в 1779 году получило статус уездного города.

Несмотря на новый статус, старообрядцам (которых здесь было абсолютное большинство) было запрещено возводить «молельные дома» (храмы) с куполами, крестами, строить колокольни и звонить в колокола. Все ограничения были сняты в 1905 году, когда провозгласили свободу вероисповедания. Тогда в городе Семёнов появился белокаменный храм Николая Чудотворца на средства купца А. П. Носова в византийских и старорусских традициях с богатым внутренним интерьером. На ограде прикреплена табличка: «Иждивением и под руководством ложкарного торговца Афанасия Павловича Носова в городе Семёнове возведена старообрядческая церковь».

Было утро пятницы, в храме велась служба, на крыльце собралось много прихожан. Хоть и было любопытно заглянуть внутрь, но никто из нас не рискнул нарушить общение с Богом верующих.

Город Семенов прославился народным художественным промыслом и по праву считается «Столицей русской хохломы». Это народное творчество зародилось в селе Хохлома, что неподалёку. Город украшают расписные матрешки, даже детские площадки, беседки, скамейки расписаны под хохлому.

Первым на экскурсию нас пригласил музей «Золотая Хохлома». Молоденькая девушка с хорошо поставленным голосом и прекрасной дикцией провела нас по всем залам музея, познакомила на словах с технологическим процессом от вытачивания заготовок до росписи и лакировки готовых изделий.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Коллекцию музея составляют совсем древние изделия (ковши, кубки, подносы, прялки, табуреты, стулья) и современная сувенирная продукция, предметы интерьера, иконы, матрешки, аксессуары для волос, даже сумочки.

В отдельном зале представлены победители ежегодного фестиваля «Золотая хохлома» невероятного размера.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Далее мы переместились на само производство — туда, где рождается красота хохломских изделий, почувствовали аромат дерева в токарных цехах, понаблюдали за работой художниц и прошлись по залам готовых современных изделий. Я устала нажимать на затвор, уровень красоты в одном месте зашкаливает.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Я намеренно не вдаюсь в детали и историю, набранный материал достоин отдельного отзыва.

После экскурсии нам дали 10 минут свободного времени на покупку сувениров, что ничтожно мало даже для группы из 16 человек, тем самым создав давку, напряжение и некий негатив в коллективе. Но свою сувенирную продукцию я урвала, память осталась. Очень жаль, что в программу не был включен мастер-класс по росписи, я бы с удовольствием сократила следующую остановку, а потратила это время с пользой.

Но нас никто не спрашивал, так что запрыгиваем в нашу душную маршрутку и едем дальше с освежающим дождем-конденсатом из кондишена. Еще 85 километров знаменитых русских дорог и мы остановились в селе Галибиха. Из Википедии: «Деревня в составе Богородского сельсовета Воскресенского района Нижегородской области. Располагается на правом берегу реки Ветлуги в 15-и километрах от районного центра — Воскресенского. Дата основания:1647 г.».

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Чем же примечательна эта остановка — тут находится усадьба Левашёвых. Наша дружная компания перешла через мостик и остановилась перед покосившимся от времени домом в ожидании экскурсовода, которая опоздала минут на 15–20 (!). Мы подбивали нашу Татьяну плюнуть на программу (мол мы уже осмотрели усадьбу со всех сторон, накормили собственной кровью всех комаров и оводьев, сами потом почитаем о роде Левашёвых в интернете), готовы ехать дальше. Но пришлось ждать.

Через 20 минут прибежала экскурсовод, даже не удосужилась извиниться и объяснить, причину опоздания, а в оправдание сказала, что поджидала нас в другом месте.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Как оказалось приусадебный комплекс состоит из пяти домов, в один из них (более сохранившийся), спасаясь от насекомых, мы немедленно заглянули.

Экскурсия оказалась нудной, переизбыточной на имена, родословную и даты, продлившаяся почти полтора часа (ее можно было бы смело сократить в пользу других локаций). Я вас датами и именами постараюсь не мучить, но уж раз заехали поделюсь информацией.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

История селения Галибиха восходит к середине XVII века, когда оно было известно как Изба-на-Яру. В XVIII веке Екатерина II пожаловала эти земли потомку Марфы Собакиной (супруги Ивана Грозного) некому помещику П. А. Собакину. Его скверный нрав, жестокость и безнаказанность породило множество легенд. Самодур мог утроить стрельбу по крестьянам, лечь в гроб и заставить их оплакивать его, а тот, кто неискренне это делал, подвергался жестоким избиениям. Этот самый Собакин стал прототипом Собакевича в романе Н. В. Гоголя «Мертвые души».

В 30-х годах XIX века эти места выкупила московская дворянская семья: Николай Васильевич Левашёв с супругой Екатериной Гавриловной Решетовой.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Это были высокообразованные люди, в дом которых были вхожи Пушкин, Баратынский, Жуковский, Герцен и многие другие представители интеллигенции. Над проектом усадьбы работал их зять — знаменитый инженер Андрей Дельвиг. В усадьбе Левашёвых были проведены электричество, водопровод, даже телефонная линия. В теплицах и оранжереях разводились редкие южные плодовые растения. В одной из башен здания размещалась обсерватория с заграничным телескопом.

На средства Левашёвых были построены больница, школы для крестьян, они оказывали материальную помощь бедным. Но все эти заслуги не спасли их во время революции 1917 года: все имущество было ликвидировано, что можно разграблено, последний хозяин усадьбы Валерий Левашёв умер в нищете и бедности, доживая свой срок в старой бане в деревне Чанниково.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

В советское время в усадьбе размещались огородническая артель, школа и ясли, сельсовет, совхоз, а в последние годы дом отдыха и турбаза. Как следствие внутри мы не увидели стен, помнящих дух дворянской эпохи. Их заново покрыли свежим деревом, окрасили,

лишь поскрипывающий пол и ступеньки лестницы напоминают о ветхости и почетном возрасте усадьбы.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Первый этаж меня совсем не впечатлил, смотреть абсолютно нечего, на стенах развешаны портреты семейства Левашёвых и их друзей. Кому интересно погрузиться в родословную более подробно, предлагаю перейти по ссылке.

«Левашёвы во всех поколениях были людьми продвинутыми. В настоящее время их потомки живут в различных уголках нашей страны, работают на благо своей Родины в различных сферах. Есть среди них ученые, писатели, дизайнеры, врачи».

Второй этаж внес оживление в экскурсию, понятное дело — музей совсем молодой, со временем (дай Бог) его интерьеры наполнятся мебелью и обстановкой той эпохи. И если на первом этаже мой фотоаппарат отдыхал, то здесь уже потрудился.

Все желающие смогли выйти на резной балкончик,

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

заглянуть в окна, откуда открывается живописный вид на другие дома усадьбы.

Эти дома предназначались для внуков помещика Николая Левашёва: Валерия и Вячеслава. Они сохранили свои имена: Валерин дом, Славин дом.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Непременно нужно пройтись по усадебному парку, где по указу Левашёва были посажены ценные породы деревьев и кустарников, привезенные со всех уголков России, в том числе 38 сибирских кедров.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Напротив барского дома были построены два каменных здания: одноэтажное служило кухней, а двухэтажное предназначалось для прислуги.

На усадебной территории появилась «Тропа раздумий», где вдоль лесной дорожки установлены щиты с цитатами из разных книг.

Далее мы вышли к набережной Ветлуги. Ляпотааа… А лодка у берега, так и манила взять весла в руки и отправиться на речную прогулку.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Спасаясь от полуденной жары, очень приятно пройтись в тени ивовой аллеи, посаженной Левашёвыми для укрепления берега Ветлуги.

Теперь, вновь оглядывая полуразрушенный и изувеченный временем дом, сменив гнев на милость, все что остается — это полюбоваться резным обрамлением окон с наличниками и балясинами,

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

раскрашенными в яркие цвета: голубой, изумрудный, красный… И надеяться, что их смогут привести в порядок, восстановить обрушившуюся крышу, перекрытия, вставить стекла и вселить новую жизнь.

Сейчас территория усадьбы включена в состав заповедного парка «Воскресенское Поветлужье», уже завтра мы продолжим знакомство с другими его объектами. А пока преодолеваем последние на сегодня 75 километров и оказываемся уже на территории республики Марий Эл в поселке городского типа Юрино.

К 16 часам дня мы уже прилично оголодали, ждали вкусного обеда-ужина. Разглядывая карту на Мэпс.ми по пути, я размечталась, что ужин нам предстоит в местном ресторане «Стена», но не тут-то было, нас подвезли к столовой «Вечернее», внешним видом вызывающее опасение.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Увы, наши опасения оправдались. Ложка салата, прокисшие щи, размазанное по тарелке пюре и пара ломтиков мяса (а-ля бефстроганов). Жаль не сфотографировала, чтобы вы ужаснулись. И компот (пожалуй, лучшее за обед).

Несытые и недовольные, с коликами в животе сели в микроавтобус, чтобы проехать еще метров 500.

Добрались до отеля-сказки, отеля-мечты. Кто из вас не мечтал очутиться в замке? Провести в нем ночь, спокойно бродить по вековым коридорам, пообщаться с приведениями? В замке Шереметева есть все, чтобы вас удовлетворить. Разве что обстановка в комнатах не для принцесс и принцев, а скорее back to USSR. Но на это не обращаешь внимание. Сегодня я словно Золушка отправляюсь на бал в сказочный дворец, который после двенадцати не исчезнет.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Нам дали два часа свободного времени. Оправившись от дороги, я отправилась в магазин присмотреть что-нибудь на ужин, а заодно немного осмотреть город и замок снаружи. Мама отдыхала в номере перед предстоящей экскурсии по замку.

Городок Юрино равноудален (примерно 200 километров) от столицы Марий Эл Йошкар-Олы и Нижнего Новгорода, расположен при впадении реки Ветлуги в матушку Волгу.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

По одной из версий название пошло от слова «юр» — «возвышенное место». Деревня была основана на юру беглыми крестьянами, со временем разрослась, появилась первая Архангельская деревянная церковь, деревня получила статус села и стала именоваться Юрино.

С XIV по XIX века эти земли принадлежали и переходили из рук в руки: нижегородскому Желтоводскому (Макарьевскому) монастырю, адмиралу Ф. А. Головину, екатерининскому сановнику Е. Н. Бибикову, князю С. С. Гагарину, заводчику Н. А. Демидову, камергеру двора его Императорского Величества А. А. Жеребцову.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

В 1812 году генерал-майор B. C. Шереметев за 350 тысяч рублей выкупил село Юрино у супруги Жеребцова с численностью населения в 1250 душ. Село и его окраины не были плодородными, песчаные почвы не давали богатый урожай, поэтому основные доходы приносили работы на ветряных и водных мельницах, конный, стекольный, кожевенный, суконный заводы. А производимую продукцию продавали на Нижегородской ярмарке. Имение прославилось селекцией Поволжского Юринского скота.

Юрино — типичный поселок с размеренной и неторопливой жизнью. Вдоль центральных улочек стоят одно-, двух- и трехэтажными каменно-деревянные дома.

Рядом расположен храм, освещенный в честь архангела Михаила (1869–1889 годов постройки). К сожалению, автор шикарного проекта неизвестен, однако в строительстве принимали активное участие семьи Беляковых, Морозовых, Смысловых. Средства на возведение каменного храма собирали всем миром: крупную сумму пожертвовали Шереметевы, а также заводчики, ремесленники, рабочие и крестьяне.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

Храм необычен своим дизайном, принадлежит к типу дворцовых построек (по форме «восьмерик на четверике»). В его оформлении перемешены барокко, классицизм, эклектика. Центральная башня завершается шатром необычной формы. Рядом стоит великолепная колокольня. В оформлении использованы два цвета: красный и белый, гармонично сочетающиеся между собой.

Само строение производит нарядное и яркое впечатление, словно перед нами еще один дворец Шереметевых.

На территории церкви Архангела Михаила были захоронены члены семьи Шереметевых, но в советское время родовой склеп был разорен, как и сам храм.

К сожалению, попасть в собор и на его территорию не получилось. Расписания нигде не было видно, а ворота были закрыты. Но колокольный звон раздавался на всю округу.

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

К храму примыкает небольшой сквер «Аллея славы» с установленными мемориальным комплексом памяти воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятником герою Советского Союза Павлу Тезикову, а также памятником В. И. Ленину (как без него).

Проход к комплексу закрыт для людей, а котам можно везде ходить. На некоторое время они отвлеклись, внимательно разглядывая меня и объектив, направленный на них, а потом вернулись к схватке и знатно покусали друг друга.

Я направилась в сторону Пятерочки, по пути осмотрев совсем новенькую юринскую районную больницу

и пожарную часть.

Детишки весело смеялись, играя в одни ворота, совсем не обращали внимания на прохожих и проезжающие машины. Я немного скостила дорогу, по протоптанной тропинке вышла к Северным воротам. Пока я их фотографировала в кадре появился мужчина с авоськой слегка навеселе.

«А меня, меня сфотографируй, смотри какой я красивый! На память останусь»

Удивительное рядом с Нижним Новгородом: русское золото и заброшенная усадьба

В восемь часов вечера наша группа подтянулась на ресепшн и по старинным замковым лабиринтам отправилась осматривать владение Шереметева. Забегая вперед, скажу, что эта экскурсия произвела потрясающее впечатление, и пусть от внутренних интерьеров и отделки залов ничего практически не осталось, зато два часа прошли на одном дыхании. Вот что значит уметь завлечь и завоевать расположение группы, расставаться с нашим экскурсоводом не хотелось совсем. Обещаю рассказать о замке и его владельцах отдельно.

А теперь спать, продолжение следует…

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия