Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была 23 апреля 18:58

Нижний Новгород — Россия Июль 2017

Спросите почему же девичник?! Свадьба предстояла через месяц, девичник с подругами планировался в классическом варианте — веселый и шумный. А вот с мамой хотелось провести отдельный — спокойный и душевный. Идея посетить Нижний Новгород посещала давно, рассказы Сергея вдохновляли, фото манили! Так зачем откладывать! Надо ехать.

В пятницу рано утром сели на Курском вокзале на Ласточку, и через 4 часа мы приехали. Дорога пролетает быстро и незаметно, хочу отметить чистоту поездов и комфортность сидений.

Приехали мы на крайнюю платформу и вышли в город. Оказались не совсем там, где я ожидала. Чтобы попасть на площадь Революции, откуда отходит основной транспорт в центр, нужно перейти по туннелю.

На сайте нижегородского транспорта мы вычитали, что можно приобрести безлимитную карту на целый день на любой транспорт. Мозг сразу рисует более-менее современные автобусы, троллейбусы…. И тут столкнулись жестокой реальностью. Надеюсь не обижу никого, но транспорт ужасен. Честно сказать не представляю, где можно купить эту карту и как ей пользоваться. Оплата в большинстве автобусов осуществляется у водителя, в некоторых есть кондукторы. Стоимость проезда на 2017 год — 20 рублей. Если мы раньше жаловались на лихих маршрутчиков, то водители здесь просто гонщики и ассы. Эти крутые повороты на склонах — настоящие американские горки, того и гляди, что перевернешься. Правда к концу третьего дня мы к этому начали привыкать.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Поселились в отеле Минин в центре города. Дорога от ЖД вокзала Московский до Площади Минина занимает всего минут 5, поэтому минут через 10 мы уже стояли на ресепшене. Нам очень повезло, засели сразу. Немного разложив вещи, пошли смотреть город.

Начать мы решили с его сердца — Нижегородского Кремля, построенного еще в 1515 году. Нам было удобно зайти со стороны Никольской башни. Отсюда открывается прекрасный вид на Зеленский съезд.

За две недели до нашего приезда в Нижнем Новгороде (да в принципе, как и везде) были проливные дожди, грозы. По ТВ показывали ужасы: оползень возле кремлевских стен, опасность обрушения. Сейчас его последствия ликвидированы, рабочие продолжают укрепляют склоны.

Я не очень люблю монументальные постройки (в стенах Кремля их предостаточно: посольства, правительственные учреждения, городская дума, арсенал и прочее), поэтому не планировала много бродить внутри.

Пройдем немного вдоль стен Кремля, в нишах которых расположены сувенирные лавки.

Между Кладовой и Дмитриевской башнями стоит военная техника в парке Славы: зенитные пушки, бронеавтомобиль, минометы, напротив Подводная лодка С-13 и Самолет Ла-7. По центру установлен памятник защитникам Родины. Все в цветах: ярко и красиво. В нишах Кремля оформлена стена памяти «Наша Победа», состоящая из сотен фотографий нижегородских фронтовиков.

От Дмитриевской башни дорога ведет в центр Кремля и выводит на смотровую площадку. Тут в память погибшим в Великой Отечественной войне горьковчанам горит вечный огонь, установлен мемориал и обелиск Минину и Пожарскому. А в центре красуется Собор Архангела Михаила. Его «деревянный предок» был основан еще в 1221 году, а существующий собор был заложен под руководством зодчих Лаврентия Семёнова и пасынка Антипа в 1628 году.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

К 50-летию Великой Победы установили обелиск Георгия Победоносца.

Такой потрясающий вид на стрелку Оки и Волги открывается с первой смотровой площадки.

А мы повернули в сторону Часовой и Северной башен. Часовая башня была главным наблюдательным пунктом

Посмотреть Кремль интересно не только внутри, но и снаружи, вокруг него вымощены дорожки, и каждый новый поворот открывает шикарные панорамы.

Желающие могут пройти и по верхнему ярусу, билеты нужно приобрести возле башни Дмитриевская. Стоимость подъема — 150 рублей (если память меня не подводит). Мы не пошли, и не жалеем. Слышали от тех, кто шел поверху, что там сыро, холодно и местами грязно. А чтобы выбраться, нужно преодолеть весь круг, и потратить много сил. Мы же вышли через ворота Северной башни и обошли вокруг.

Пожалуй, самая яркая башня — это Дмитриевская. Ее первоначальный вид сильно отличался от нынешнего, она была гораздо выше и к ней примыкала пристройка через ров. Позднее ров засыпали, и теперь на этом месте построена площадь Минина и Пожарского.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

На гербе города нарисован олень. Внутри Кремля рядом с Дмитриевской башней выложен символ города.

И наверно покажу вам последнии достопримечательности Кремля. В советское время были снесены Спасо-Преображенский Собор, Успенская церковь, церковь Симеона Столпника, а на их месте образовались административные учреждения. В 2005 году на месте собора был установлен поклонный крест, а в 2012 году Спасская часовня, возведенная в знак покояния за людей, принимающих участие в сносе святыни. На этом мы покинем территорию Кремля.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Какой рассказ может обойти вниманием братьев наших меньших. Вот они.

По подземному переходу перейдем на противоположную сторону. Туннель весь расписан лучшими видами Нижнего Новгорода.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

В середине площади Минина и Пожарского разбиты два сквера. В одном установлен памятник Кузьме Минину работы Комова, во втором чугунный фонтан, ранее входящий в состав первого городского трубопровода, спроектированного инженером Дельвигом в 1847—1849 гг.

Далее мы решили пройтись по одной из главных улиц Нижнего Новгорода: Большой Покровской (местному Арбату), названной так по имени ранее стоящей на ней церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Что не дом, то чей-то особняк или доходный дом. Первый и один из самых нарядных — это Дворец Труда, построенный в 1904 году по проекту петербургского архитектора В. П. Цейдлера. Изначально здесь стоял дом Бугрова, который позднее был передан государству, но при одном условии, в нем не должно было быть никаких увеселительных заведений. Бугров был старообрядцем и не приветствовал «греховные развлечения». Потом на этом месте было построено здание Городской думы, впоследствии отошедшее разным административным организациям.

По левую сторону расположен Верхнебазарный торговый корпус, переходящий в здание городской общественной библиотеки. Наверху в углубления установлены три бюста Пушкина, Толстого и Достоевского. Но я не подняла голову вверх и не заметила их, только позднее вычитала в интернете.

На правой стороне расположен доходный дом братьев Фроловых — очень красивое здание, построенное архитектором Лемке в 1886 году.

Напротив, находится учебный театр НТУ им. Е. А. Евстигнеева. Ранее дом принадлежал нижегородскому купцу Михаилу Костромину, который доверил Ивану Кулибину изготовление часов с сюрпризом для Екатерины Великой. Подарок императрицу порадовал, в знак благодарности Костромин обязался содержать Кулибина и его семью до конца жизни.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Посмотрите какая забавная сценка охоты за голубями развернулась на карнизе, одно неловкое движение и можно свалиться.

На всей протяженности Большой Покровской улицы установлены бронзовые памятники: начиная с Городового, далее Чистильщик обуви, Фотограф с собачкой, Веселая коза, скульптура Евстигнеева, Дама с ребенком и многие другие. Да и в прочем по всему городу можно их наблюдать. Забава для туристов и детей.

А мы тем временем подошли к красивейшему зданию Государственного академического театра драмы им. М. Горького, расположенному на театральной площади. Открытие было приурочено к Всероссийской выставке 1896 года. Его премьерой стала опера «Жизнь за царя» с Федором Шаляпиным и Ниной Забелла-Врубель в главных ролях. Жаль, что в июле труппа гастролирует или отдыхает, очень мне хотелось наш вечерний досуг скрасить посещением театра, оценить внутреннее убранство. Перед театром установлена скульптура критика Николая Добролюбова.

Украшением улицы является доходный дом крестьянина Кудряшова и мещанина Чеснокова. Можно было бы себе представить, что это дворец какого-нибудь князя, но все просто: квартиры сдавались аренду, нижние этажи были отданы под роскошные магазины. Дом богато украшен лепниной, резными чугунными балконами, отреставрирован и просто радует глаз.

В доме № 8 ранее располагалась мастерская гравера Михаила Свердлова. Напротив Дворянского собрания в доме № 17 находится областной суд, построенный по проекту архитектора Брюхатова.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Дворянское собрание было построено в начале XIX в. в ярко выраженном стиле русского классицизма. В 1861 году именно здесь объявили об отмене крепостного права, тут часто проводились балы, устраивались концерты. А с 1922 г. здесь размещается дом культуры им. Свердлова.

Доходный дом торговца обувью Пальцева располагался на пересечении Большой Покровской с Лыковой дамбой. Его также окрестили как дом с атлантами и кариатидами. Сейчас тут находится ресторан «Лыкова дамба»

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Напротив, расположился Государственный банк. Внешне он напоминает древнерусские хоромы, но оказывается строительство было завершено в 1913 году под руководством архитектора Покровского и приурочено к 300-летию династии Романовых. Сам Николай II присутствовал при открытии.

Будьте осторожны, рассматривая его, неожиданно из арки противоположного здания могут появиться машины.

Бродить по Большой Покровской очень приятно, улица чистая и отреставрированная, здесь можно не только разглядывать фасады старинных зданий, заходить в сувенирные лавки, но и вкусно поесть. Кафешки есть на любой вкус и цвет. Жизнь кипит днем и ночью: факир-шоу, скрипачи, музыканты…кого только нет.

А вот такие сувениры «мяукают» прямо под ногами)))

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Далее можно увидеть корпус филологического факультета Нижегородского университета (ранее Владимирского училища), кинотеатр «Орленок» и театр кукол, торговый дом Каменевой и другие. Каждое здание уникально и является культурным наследием.

Большая Покровская упирается в площадь Максима Горького. Сквер достаточно скромно украшен, в центре установлен памятник Максиму Горькому работы Веры Мухиной.

Дом связи на момент постройки был самым большим проектом в городе.

Пришло время и перекусить, мы удобно расположились в одном из ресторанчиков, отведали вкусный обед и двинулись дальше по Малой Покровской.

Сразу на повороте расположено Управление Специальной Связи и Информации Федеральной Службы Охраны России в Приволжском Федеральном Округе — классический образец сталинских зданий 50-х годов ХХ века. Сразу видно где денежки водятся.

Здание банка «Саровбизнесбанк» по стилю перекликается с Государственным банком. Архитекторы Харитонов, Пестов и Гольцев были удостоины Государственной премии РФ за строительство комплекса банка и пенсионного фонда.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Состояние зданий на Малой Покровской местами оставляет желать лучшего, но будем надеяться, что их смогут реконструировать. Сейчас на улице активно ведутся реставрационные работы, местами все перерыто.

Рядом с банком находится дом купца Иконникова, в котором уже около 50 лет размещается Дом бракосочетания. Не повезло молодоженам, вышел и сразу уперся в забор, трубы и нескончаемый ремонт. Но здание действительно красивое и достойно соединять сердца.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Далее с улицы Малая Покровка мы повернули на Ильинскую. Предлагаю немного прогуляться по ней. Именно здесь ощущается старинный купеческий дух. Активно застраиваться улица начала с концы XVIII в. под руководством Кизеветтера и его учеников.

В старину границу города было принято отмечать часовнями. Перед нами часовня у Ильинской решетки, средства на строительство который были веделены Худяковым. В 1997 году она была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери.

Немного отклонившись от центра, дома стали более покошенными, с облупившейся штукатуркой и краской, а местами просто в ужасном и аварийном состоянии.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Дом № 69 — доходный дома Карпова, выполненный в стиле позднего модерна. Соседний дом № 67 — дом купца Рычина многократно перестраивался, а в 1852 г. в нем открылся Мариинский институт благородных девиц, в последствии ставший гимназией. Сейчас здесь находится архитектурно-строительный университет.

Храм Вознесения Господня был построен в начале XVIII в. под присмотром монаха Тихона. Это один из самых высоких духовных сооружений в Нижнем Новгороде. Во внутреннем саде при храме установлен памятник Сергию Радонежскому.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Удивительно прекрасен Дом купцов Лошкаревых с его кружевными узорчатыми окнами.

Фасад этого здания немного пугает, как будто на тебя смотрят призраки. Не будем задерживаться тут на долго. Пойдемте дельше

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Фасад особняка купца Маркова (№ 61) построен в 1915 г. в стиле итальянского палаццо эпохи возраждения. Как приятно увидеть на улице такое яркое и примечательное здание.

Дом купца Чеснокова (№ 60) построен в 1896—1899 гг. Как оказалось здание отреставрировано за счет нынешнего владельца.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

Небо было неспокойное в этот день еще в начале нашей прогулки, грозовые тучи то и дело пугали нас, но все-таки дали возможность пройтись по городу. Но вот ближе к вечеру ветер усилился, стали появляться молнии и раскаты грома. Здравый смысл подсказывал: пора двигаться в сторону дома, но моя голова ногам покоя не дает, поэтому я настояла дойти до смотровой площадки на Федоровской набережной (ведь мы так близко).

Мы свернули с Ильинки на Крутой переулок. Это небольшой и уединеный уголок.

Храм в честь Усыпения Божьей Матери построил на собственные средства богатый купец — Афанасий Олисов.

Напротив находятся палаты Олисова, построенные еще в XVII в. в и являющиеся уникальныи образцом русского зодчества. Сейчас тут находится центр народного творчества и художественных ремесел. Сам Афанасий Олисов был выходцем из богатой купеческой семьи, сделавшей состояние на мыловарении. Рядом пристроился дом Пояркова.

И как-то совсем не кстати в памяти стерлось, что где-то близко находится домик Петра I. И так теперь сожалею (((Tак что не поленитесь и отыщите его за меня.

А мы вышли на набережную. Вид и правда просто потрясающий — весь Нижний Новгород как на ладони. Как пишут в путеводителе, дорожжки были полностью реконструированы в 2007—2008 гг., но к 2017 годы надо заметить, их состояние заметно ухудшилось.

Шквалистый ветер не дал нам вдоволь насладиться и подтолкнул к дому. По пути мы успели забежать в магазин и купить еды на вечер (Киндзмараули ждал нас в номере).

Напротив супермаркета находится церковь Жен-Мироносиц, в которой на свет появились Макарий Желтоводский и Евфимий Суздальский, причисленные к лику святых.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть I)

И вот мы уже совсем близко к дому, осталось преодалеть лишь крутой подъем Театральной лестницы.

Как только порог номера был пересечен, начался такой мощный проливной дождик. Я с досадой поняла, что больше мне не выбраться на прогулку сегодня, но зато можно было провести прекрасный вечер и сберечь силы для нового дня.

Уже через пару часиков дождик кончился, показалась красивая радуга.