Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была 9 мая 22:29

Нижний Новгород — Россия Июль 2017

За что я не люблю завтраки в отеле, так это за необходимость рано вставать, с другой стороны они дисциплинируют, и как говорится кто рано встает, тот много чего сможет увидеть. Итак, потянувшись в кроватке, собираем волю в кулак и просыпаемся. Насладившись плотным завтраком, зарядившись энергией кофе, быстренько собираемся и в город.

К моему сожалению, небо не расчистилось за ночь, а наоборот, стало уныло серым. Но что делать, у природы нет плохой погоды, зато в облачность легче гулять по городу.

Сегодняшний наш путь начался с Театральной площади и перешел в улицу Пискунова. Дома на ней не особо примечательны, все затянуты рекламой разных размеров и цветов. И что я особенно не люблю, так это жуткое нависание проводов. Обычно стараюсь убрать их с фото, но тут не стала трогать.

Но есть и интересные дома — бывший игорный дом А. И. Троицкого. С нашей стороны ракурс сложно было поймать, а переходить на другую сторону не хотелось. Вход его выполнен в форме подковы, а верх когда-то был украшен головами авгуров (на фото в путеводителе они еще были, а сейчас нет). По легенде Троицкий проиграл все свое состояние и дом великому шахматисту Чигорину. Но будучи человеком благородным, Чигорин отказался от выигрыша и взял с хозяина обещание больше не играть в азартные игры.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

На отрезке между улицами Ульянова и Большая Печёрская встретились еще два интересных экземпляра.

Первый — это дом крестьянского поземельного банка (№ 39). По задумке Александра III банк должен был оказывать содействие крестьянам в приобретении земли. Строительство продолжалось два года под руководством архитектора Ливчака. Архитектор также был известен и как скульптор, и как художник, поэтому фасад здания был украшен тремя панно. На одном из них написано «Здание сие возводилось в лета 1914–1915 Великой европейской войны». С приходом советской власти банк закрыли, в 20-х годах в нем расположился Совет Народного хозяйства, позднее Дворец пионеров и школьников, в 1992-м году переименовали во Дворец творчества юных им. Чкалова, а с 2003 известен как муниципальное учреждение по дополнительному образованию детей Дворец юношеского творчества им. Чкалова.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Второй — это дом Георгиевского братства (№ 38). Более 100 лет назад в Нижнем Новгороде было организовано Георгиевское братство, которое вело активную пропаганду в старообрядческой среде. Первый камень был заложен в 1902 году, а само строительство завершено в 1903 г. по проекту архитектора Никитина. Хотя дом «достаточно молод», но выглядит почтенно, так как построен в древнерусском стиле. Чуть позднее к дому пристроили Часовню Владимирской-Оранской иконы Божией Матери. В советское время здание было отдано физвоспитательному педагогическому университету.

Пройдя немного вперед, мы уперлись в монументальное и мощное здание Волжского государственного университета водного транспорта, учрежденное постановлением Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны СССР в 1930году.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

От него мы решили дойти до Верхне-Волжской набережной и пройтись вдоль нее до канатной дороги. Город еще спал, изредка на встречу шли прохожие, но чаще встречались спортсмены, выбежавшие на утренний променад. Вот по этой улице уже гораздо приятнее идти. Слева открывается великолепный вид на Волгу. Лепота да и только! Какой простор души русской.

А справа в ряд выстроились симпатичные дома. Самый изящный, богато украшенный лепниной, — это дом или как его порой называют палаццо Рукавишниковых. Дом был построен на деньги сына сталелитейного магната Сергея Рукавишникова. В этом доме впервые было проведено электричество, установлен лифт. В настоящее время в нем находится историко-архитектурный музей.

Неподалеку расположен небольшой парк, в центре которого установлен памятник летчику Нестерову, которые погиб, впервые выполнив воздушный таран.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Далее мы видим классическое воплощение сталинского ампира — дом железнодорожников; что-то похожее на новостройки (не нашла информации в интернете); особняк Кабачинского (дом инженера и главного механика Сормовского завода); через дом в глубине здание бывшего Мариинского института благородных девиц; усадьбу Каменских и Часовню, освещенную в память адмирала Ушакова, причисленного к лику святых.

Еще одно здание — образец конструктивизма — индустриальный институт (ныне политехнический). Институт и его корпуса разбросаны по улицам Верхне-Волжской и Минина. Главный корпус выполнен из красного кирпича с белыми строгими прямоугольными колоннами, верх украшают статуи, изображающие студентов с книгами и чертежами.

Мы дошли до конца набережной, тут на пересечении Верхне-Волжской набережной и улицы Казанский съезд стоит вот такой интересный домик. Не знаю кому он принадлежал.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Канатную дорогу уже очень хорошо видно, но не совсем понятно, как к ней пройти. Несколько мужчин, нырнули в кусты и пошли дворами, но мы не рискнули сесть к ним на хвост, вдруг наши пути не совпадают, решили обойти вокруг. Тут, на Большой Печёрской улице, уже совсем другой колорит города, дома в плачевном состоянии: покосились, облупились. Эх!

Но дорога к самой канатной дороге по улице Сеченова совсем ужасная, думаю комментировать нет смысла. Пора ей заняться и привести в надлежащий вид, тем более, что канатная дорога выполняет не только функцию пассажиро-перевозок, но и является важным туристическим развлечением.

Вот и наша цель.

Нам повезло, очереди практически не было. Стоимость на лето 2017 года составила 100 рублей в один конец, льгот нет никаких (по крайней мере для пенсионеров). Усевшись в кабинку, неспешно поползли вверх. Вот такие виды открываются на левую сторону Волги, Оки и Гребного канала.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Баржи неспешно тянут свой груз.

Из окон кабинки я рассмотрела золотые купола Знаменской и Сергиевской церквей. И сразу решила, что нам нужно до них дойти.

Честно сказать про город Бор я ничего не знала, и никакого маршрута у меня не было. Спустившись на землю, мы прогулялись до перекрестка Профсоюзной улицы и улицы Ленина. Чей памятник мы тут можем увидеть?! Конечно памятник В. И. Ленину, а за ним Культурный центр «Теплоход».

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Далее прошлись по улице Ленина. Здесь преобладают в основном малоэтажные дома с магазинчиками на первых этажах, в конце улицы гостиницы, рестораны и трактиры.

Послышалось звонкое переливание колоколов, и вот наша цель перед нами — Сергиевская слобода на Бору. На территории находятся сразу два храма: Знаменский и Сергиевский (ранее Преображенский). Открытие просветительного центра состоялось в 2014 и приурочено к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

В комплекс входит православная гимназия имени святого благоверного князя Дмитрия Донского, музей Сергия Радонежского, православный детский сад, детский игровой городок «Пересвет» и памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Первый образ церкви в честь чудотворца Сергия Радонежского была построена в 1647 году и была деревянной. В ХХ веке церковь перестроили в Дом пионеров. Служение в храме возобновилось в 1995 году.

История города Бор начиналась с храма в честь Николая Чудотворца — Николо-Знаменского храма, впервые упомянутого в 1533 г. В 1931 году храм был закрыт и частично разрушен, колокола с него сняли и здание перестроили в хлебозавод. Лишь в 2007 году храм возвратили верующим.

Территория монастыря очень ухоженная, такая тут царит умиротворенность, порядок, все вокруг утопает в зелени и цветах. Наступает гармония самим с собой.

Переведя дух, мы отправились в обратный путь. Удобно усевшись в кабинку так, чтобы был открыт вид на другую сторону Волги.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Переправа на фуникулере занимает минут 12. Канатная дорога начала свою работу в 2012 году, она считается самой длинной (3661 м) и высокой в мире (57–62 м в разных источниках отличается) в Европе.

Из окна кабинки открывается великолепный вид на Вознесенский Печерский мужской монастырь, основанный в 1328–1330 годах Дионисием Суздальским.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Рядом с канатной дорогой находится еще одна достопримечательность — Нижегородская Соборная мечеть. Выглядит она как новодел, но на самом деле датируется 1915 годом. В советское время как водится была закрыта и использовалась как госпиталь, детский приют. Мусульманам же была возращена лишь в 1988 году.

Чувство голода начало давать о себе знать, значит пора выбираться ближе к центру.

Теперь мы пошли по улице Минина — тут сосредоточена студенческая жизнь и стены известного нам Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева и его многочисленные корпуса.

На пересечении улиц Провиантской и Минина находится изумительный домик: Литературный музей Горького, первоначально известный как особняк Варвары Михайловны Бурмистровой (Рукавишниковой), построенный по проекту архитектора Григорьевва. Ранее к дому примыкал сад с фонтанами и статуями, большая оранжерея, которая отапливалась круглый год. Увы, сейчас и следа не осталось. Варвара Михайловна занималась благотворительностью, содержанием детских приютов, состояла в попечительском совете Мариинского женского института. В 1934 году здание было передано Литературному музею им. Горького. Стены, богато украшенные и расписанные, были закрыты фанерой, благодаря этому интерьеры сохранились до нашего времени.

Улицу Минина также украшают приятные для глаза дома.

Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Скорбященская или больничная) была построена в середине XIXвека при возведенной чуть ранее Мартыновской больницы.

А мы замкнули круг, свернули вновь на Верхне-Волжскую набережные и двинулись по ней, но уже в противоположную сторону к центру. Рядом с домом Рукавишниковым находится радиолаборатория, где ранее располагалась первая центральная радиотелефонная станция, сейчас здесь находятся офисные здания, Газпром и другие организации.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Дом № 3 ранее принадлежал Д. В. Сироткину, построен в 1916 году по проекту братьев Весниных. После революции дом перешел власти советов, в 1919 году в нем был найдет и вскрыт тайник, украсивший музеи своими драгоценными экспонатами: редкими сервизами, ювелирными украшениями, мехами, предметами интерьера. Сейчас здание отдано Нижегородскому художественному музею. Напротив музея недавно был установлен памятник Сироткину.

А мы вышли вновь на площадь Минина и Пожарского, вдоль которой находятся очень красивые здания. Начинается улица с Нижегородской Государственной Медицинской академии, которая является великолепным образцом классической архитектуры. Построено оно было в 1910е годы для конторы пароходного общества «Волга». К академии примыкает «Дом архитектора» с одной стороны, Духовная семинария с другой.

В начале площади установлен памятник Чкалову и выложена грандиозная лестница, но мы к ним вернемся в следующем рассказе. А пока нужно где-то подкрепиться, на сей раз мы выбрали весьма необычное место для обеда — Рок-бар, расположенный на улице Пискунова д 11. Представляю, как тут кипит жизнь вечером, а днем даже в субботний день он предлагает воспользоваться бизнес-ланчем. Возможно мы бы его и прошли мимо, но брутальный мужчина при входе заманил нас и нам было сложно устоять. В весьма необычной обстановке мы отобедали. Не буду говорить, что кухня меня восхитила, скорее просто впечатлил интерьер.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Кстати рядом с этим местом находятся Дом актера, в котором располагается театральный зал и союз театральных деятелей, и Русский музей фотографии, где жили и работали фото летописцы Карелин и его ученик Дмитриев.

Круг мы сделали приличный, маму я загоняла, а она мужественно держалась и поспевала за мной. После обеда, мама осталось в отеле немного отдохнуть до вечернего променада, а я отправилась дальше в путь, обещая вернуться часа через три. Направлений в голове было очень много, но решила отправиться на противоположный берег, так как завтра мы точно не успеем туда заглянуть. Запрыгнув в автобус, добралась до Нижегородской Ярмарки. Как я не пыталась изловчиться и пробраться на территорию, но у меня не получилось, да и ни души там не было. Сейчас половина здания затянуто лесами, что ж, пришлось только сфотографировать через ограду.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Нижегородская ярмарка — главный выставочный центр, его предшественник был построен при Александре I и завершен в 1821 году. Торговля быстро набирала обороты, и этот берег реки стал главным торговым перекрестком Европы и Азии. Считалось, что «Петербург — голова России, Москва — ее сердце, а Нижний Новгород — ее карман». Ярмарка успешно расцветала, чему очень поспособствовало строительство железной дороги. Главный ярморочный дом напоминает древнерусский теремок, построен он был в 1890 году по проекту целого ряда архитекторов: Трейман, Трамбицкий и фон Гоген.

На этой стороне Волги меня интересовали два собора, один виднелся впереди — Собор Александра Невского, а название второго я забыла, поэтому спросить ни у кого не смогла. Уже потом увидела фото Спасского Староярмарочного собора в интернете и кусала ногти, уж очень он красив. Но себя я успокоила, значит будет повод сюда вернуться после Чемпионата мира по футболу.

Итак, мы с вами держим курс к собору Александра Невского (Новоярмарочному) работы архитекторов Даля и Килевейна. Освящение храма состоялось в 1881 году, в советское время его использовали как складское помещение, а во время ВОВ на нем были установлены зенитные пушки, защищавшие город от воздушных налетов. Во время пожара было уничтожено все внутреннее убранство, реставрация храма началось 1983 году.

Мне вдруг так захотелось заглянуть внутрь, что я и сделала, прикупив головной платок. Не в каждом храме чувствуешь себя в гармонии с душой и миром вокруг, а здесь такое великолепие, спокойствие, такая душевная атмосфера, что не хочется быстро его покидать. После я обогнула собор. Перед храмом на временном хранении находится «Соборный» колокол весом 64 тонны.

А рядом активным ходом идет строительство стадиона, который примет тысячи футбольных болельщиков со всего мира уже в 2018 году.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Возвращаемся обратно по улице Стрелка, с одной стороны находится гостиница и офисные здания, с другой управление ГИБДД. Выискивая гостиницу перед поездкой, у меня была мысль остановиться в этих местах, как хорошо, что этого не сделала: не очень здесь комфортно))) Я попыталась подойти к берегу реки, повернув сразу после ГИБДД, но не получилось — вход перекрыт. Зато удалось сделать несколько фотографий и увидеть памятник патрульному автомобилю ГАИ Газ-24.

Далее по Канавинскому мосту вернулась обратно. Виды отсюда открываются конечно потрясающие. На последнем фото слайда можно увидеть конечную точку вчерашней нашей прогулки — набережную Федоровского. Где-то в глубине сознания затаилась мысль вернуться, но пока я не придала ей особого значения.

Некоторое время я размышляла: а может прогуляться до Благовещенского монастыря и там побродить, но потом прикинув, что сегодня уже были в Сергиевской слободе, решила довольствоваться внешним видом. Чтобы сделать лучший кадр перешла на другую сторону моста.

Прогуливаясь в одиночестве, я обдумывала оптимальный маршрут на завтра, его нужно было построить так, чтобы экономно расходовать энергию мамы и посмотреть еще многое, для этого я решила бегло пробежаться и найти кратчайшие пути, оценить стоит ли вообще совать свой нос на ту или иную улицу. Направилась я по Нижне-Волжской набережной. Это тоже одна из старинных улиц, застроенных великолепными домами, каждый из которых является культурным наследием.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Впереди показался речной вокзал! И тут меня озарило, да надо же взять на завтра экскурсию на речном трамвайчике. И как мне это не пришло в голову ранее?! Дойдя до вокзала, осмотрев его со всех сторон, сделав фото с памятником «Труженики Волги», дошла до касс.

Выбор прогулок достаточно разнообразный! Я решила, что двухчасовой маршрут «Царственно поставленный город» — это самое оптимальное решение. До 12 мы спокойно погуляем, до 14 покатаемся, потом пообедаем и можно ехать на вокзал. Отличный план! Отыскала пристань № 6, чтобы завтра не метаться по берегу и пошла дальше.

А дальше прекрасная набережная Волги, мне на минутку показалось что я перенеслась на море и прогуливаюсь по его берегу. Даже ощутила слегка соленый вкус воздуха, до чего же тут хорошо! Завтра непременно сюда придем!

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Кстати кирпичное здание на одном из фото справа — это Красные казармы, построенные по проекту Ефимова для постоя всех приходящих в город войск. Ранее горожанам приходилось размещать солдат в своих квартирах. Отделка казарм продолжалась до 1853 года.

На набережной напротив недавно восстановленной Зачатьевской башни установлен памятник Петру I. В правой руке он держит указ: «Нижегородской губернии быть особо».

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

От него я поднялась вверх к Белой, а затем к Ивановской башням, сквозь ворота вошла на территорию Кремля и наткнулась на памятник Первым нижегородцам.

Перед стенами Кремля установлен Набатный колокол. Звон колоколов с древних времён предзнаменовал праздничные дни или оповещал о бедствиях, набегах врагов, поднимая народ на защиту Родины. По легенде примерно с этого места в 1612 году Минин обратился к горожанам с призывом: «Имущества своего не жалеть, но Отечество вызволить».

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

От Ивановской башни я спустилась к Храму Рождества Иоанна Предтечи, обошла памятник Минин и Пожарский, разобралась как лучше сюда попасть завтра и пошла вверх на смотровую площадку по Ильинской улице.

На этом небольшом отрезке соседствуют еще два храма: Церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери (Это самая молодая церковь, ее возрождение началось в 2005 году. Ранее на этом месте стояли ее предшественницы, но не раз были полностью уничтожены пожарами)

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

и чуть выше Церковь Пророка Илии (Освящена в честь пророка Илии как властителя грома и молнии. Построена в память избавления Нижнего Новгорода от нашествия татар в 1505 году).

И вот я снова оказалась на том самом месте, откуда вчера нас прогнал порывистый ветер, гром и молнии. Как же тут красиво! Не хватает только лавочек, чтобы присесть и хорошенько запечатлить панорамный вид в памяти на долгие года.

Часы предательски показывали, что пора возвращаться домой, а то мамуля уже меня заждалась и наверно волнуется, а мне еще нужно было что-то прикупить на ужин))) Протоптанной тропой я вернулась домой, по пути сделав последние снимки стен Кремля.

Репетиция девичника в Нижнем Новгороде (Часть II)

Как только на улице зажглись фонари, мы вышли немного прогуляться по вечерней улице Большая Покровская.

Как же мне хотелось совершить прогулку по набережной в вечернее время, когда огни большого города освещают дома, а луна отражается в Волге. Пусть в этот раз не получилось, но уверена в нашу новую встречу с Нижним Новгородом моя мечта осуществится. А пока выложу вот эту фотографию, попробуем визуализировать мечту.