Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была вчера 18:46

Рыльск — Россия Июнь 2022

В один из дней этого лета наши курские друзья решили познакомить нас с городком Рыльском и его окрестностями. Этот провинциальный город расположен в 120 км от Курска. Провинциальный — в хорошем смысле слова, то есть тихий и уютный, но при этом живой, к тому же, славный своей историей. А уж про здешнюю природу нечего и говорить: покажу фотографии — сами всё поймёте.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Считается, что Рыльск — один из старейших городов России, он раскинулся среди живописных зелёных холмов при впадении в реку Сейм её притоков — Рыла и Волынки. В письменных источниках Рыльск упоминается с XII века, дата основания города — 1152 год. После Крещения Руси на одной из местных возвышенностей стояла деревянная церковь Иоанна Рыльского, основанная болгарскими монахами. Откуда здесь взялись болгары? По легенде, монахи Рильского монастыря из-за притеснений Византии после смерти святого Иоанна Рыльского были вынуждены бежать из Болгарии, взяв с собой частицу мощей. Когда это случилось, точно неизвестно, но святой умер в 946 году. Считается, что монахи пришли в эти места потому, что им слышалось созвучие в названиях русских Рыльск — река Рыло и болгарских Рильские горы — река Рильска, и они сочли это добрым знаком.

С XVI века Рыльск вошёл в состав Московского княжества, здесь селились казаки, прибывшие из Малороссии. Самые ранние сохранившиеся до наших дней сооружения города датируются началом XVIII века.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Так, здесь есть множество торговых рядов, часть их, например, построенная в 1822 году, и сегодня находится на территории городского рынка. Вот эти торговые ряды были построены купцом Выходцевым в 1740–1780 годах на Торговой площади. Они отреставрированы, вокруг них появилась зона отдыха и несколько сувенирных лавок.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

А вот торговые ряды купца Филимонова (XVIII век) с интересной ротондой, им реставрация явно не помешала бы.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Напротив ротонды — дом самого купца Филимонова, датирующийся первой половиной XIX века. Интересна сохранившаяся на фасаде лепнина.

Вообще, в Рыльске множество старинных особняков и домов конца XVIII — начала ХХ веков. Примечательно, что большинство из них жилые или используются в качестве общественных зданий. В основном, эти строения принадлежали купеческим семействам Филимоновых, Выходцевых и Шелиховых.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Кстати, знаменитый мореплаватель и землепроходец, один из исследователей Русской Америки Григорий Шелихов — уроженец Рыльска, сын местного купца. Ему здесь даже памятник установлен.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Именем Шелихова названы залив в Охотском море, пролив между Аляской и островом Кадьяк, озеро на Аляске, бухта на острове Парамушир, город в Иркутской области и даже один самолёт авиакомпании «Аэрофлот». А корни его — здесь, в Черноземье. Такая вот связь.

Свои путешествия великий мореплаватель называл «шелехиадой» и описал в книге «Российского купца Григория Шелихова странствование в 1785 году из Охотска по Восточному океану к Американским берегам». Главной своей целью он считал упрочение за Россией вновь открытых земель. На новых территориях он основывал крепости и колонии-поселения. Русским Колумбом его назвал Гаврила Романович Державин, а императрица Екатерина II в. 1788 году пожаловала Шелихову именную золотую медаль и серебряную шпагу на голубой ленте. Выходец из купеческого сословия получил потомственное дворянство.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

А ещё Рыльск связан с именем Петра I — здесь есть дом, в котором останавливался русский царь, возвращаясь с Полтавской битвы. Причём дом до сих пор жилой. К сожалению, мы его пропустили, теперь кусаем локти, но что уж делать. Вот этот дом на фото Максима Ершова, который был в Рыльске примерно через месяц после нас. Максим ещё напишет про этот город и про его историю расскажет.

Фото Максима Ершова
Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

О Шелихове и других знаменитых личностях, связанных c Рыльском, рассказывает коллекция местного Краеведческого музея, в который мы тоже не попали. Там хранятся предметы искусства, привезённые из городских купеческих особняков и из расположенной неподалёку усадьбы князей Барятинских — Марьино. Жаль, но усадьба пока находится на реконструкции, мы, проезжая мимо, смогли лишь заглянуть сквозь прутья ограды. Но красоту сооружения, кончено, оценили. Теперь ждём открытия.

Вернёмся всё-таки в Рыльск, в котором внимания заслуживают его красивые храмы. Вот например церковь Вознесения Господня (1866 год):

Успенский собор 1811 года:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1822 год):

От Советской площади недалеко до горы Ивана Рыльского, на которой высятся крест и часовня. Уже в скифские времена здесь располагалось древнее городище.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Гора невысока, однако же с неё открывается отличный вид на весь Рыльск и окрестности.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Каким нам показался Рыльск? Душевным и милым, интересным и славным. Если будете в этих краях, обязательно заезжайте — город способен подарить вам несколько приятных часов и массу новых знаний.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

А мы прощаемся с Рыльском на мосту через речку Сейм и едем в Рыльский Свято-Николаевский монастырь, виднеющийся вдали.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Когда был основан монастырь, расположенный в Пригородной Слободке под Рыльском, доподлинно неизвестно, но в рукописях он упоминается с 1505 года.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

В комплекс монастыря входят Никольский собор (1753 год), Крестовоздвиженский собор (1731 год), Троицкая церковь (1747 год) и пятиярусная колокольня, построенная в 1740 году.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

К сведению туристов: при входе в обитель слева находится лавка с монастырскими продуктами, очень вкусными. Стоит попробовать пирожки с разнообразными начинками, чёрный хлеб, сливки, творог и сыр. Трапезная монастыря находится в нижнем этаже здания, расположенного справа при входе. После службы всех желающих там угощают обедом. Моего папу пришлось за уши оттаскивать от ухи, например.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Отдохнуть можно на скамье под огромным каштаном у колокольни. Не забудьте погладить здешних котиков!

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

А мы возвращаемся в Курск, но на пути у нас ещё одно интересное место — деревня Капыстичи, находящаяся в 12 км от трассы. Там высится красивая и отлично отреставрированная Введенская церковь 1848 года постройки.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Храм стоит в живописнейшем месте — на высоком берегу реки Сейм, изгибающейся меандрами. Как потом нам рассказали сотрудники Археологического музея Курска, в этом месте также находилось древнее городище.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Чтобы сфотографировать отражение церкви в воде, спустились к реке. Неподалёку на берегу нашли маленький пляжик, и кое-кто даже открыл купальный сезон («не будем говорить кто, хотя это был слоненок папа»:). Рыбы в Сейме было столько, что она выпрыгивала из воды.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

На берегу реки мы соседствовали с гусиным семейством и аистом.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Длинноногая птица не спешила взлетать и предпочитала перемещаться пешком. Её не напугали даже два фотографа (фотографини?)), буквально наступавшие ей на пятки, и шум подъезжающей машины. Терпение аиста лопнуло лишь после того, как по реке прошла моторная лодка — расправив крылья, птица взмыла ввысь и была такова.

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

На обратном пути сделали остановку в деревне, чтобы поближе рассмотреть гнёзда аистов и на прощанье окинуть взглядом долину реки Сейм. Невозможная красота!

Русский Колумб, болгарские монахи и аист-пешеход

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия