Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 19:27

Саламанка — Испания Март 2018

Четыре года не доходили руки до рассказа о Саламанке. Жаль, теперь труднее восстанавливать в памяти, что же мы увидели в той поездке из Мадрида.

Итак, рано утром мы были на мадридском вокзале Чамартин, откуда отправлялись скоростные поезда на Саламанку. Билет я покупала заранее еще из дома, планируя поездку, в то время это еще было безопасно. Кто знал, что только уже через год все мои купленные билеты на поезда пропадут, впрочем, как и забронированные отели.

С вокзала Чамартин можно увидеть Куатро-Торрес (Четыре башни) — небоскребы в деловом центре Мадрида, но особенно хороши они были вечером, когда мы возвращались из Саламанки.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Скоростной поезд в пути 1,5 часа, и мы на вокзале Саламанки. Здесь установлена конная статуя грустного средневекового рыцаря в доспехах XV века. Это работа Педро Рекехо Новоа. Как пишут в статье, которую я нашла на просторах интернета, это израненный рыцарь, но самые болезненные его раны — раны любви.

Как обычно, мы шли по расставленным мною в программе maps.me точкам. По пути заглянули в парк Ла Аламедилья, главная достопримечательность которого — искусственное озеро, в котором плавают утки и лебеди.

Фонтан еще не работает, но зато капает с неба. В дополнение к этому — резкий ветер, который делает зонт почти бесполезным.

Парк выходит к площади Испании, где в центре круговой развязки стоит «Памятник ковбою чарро» работы Вернасио Бланко. Почему в Саламанке стоит памятник мексиканскому ковбою, я не знаю, но все-таки Мексику когда-то называли Новой Испанией.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Памятников в Саламанке много, свернули на Гран-Виа, и тут же — Меркурий на постаменте! Это «Памятник Предпринимателю», установленный в 1986 году в честь 100-летия Торгово-промышленной палаты Саламанки.

Саламанка не производит впечатления города узких каменных улиц, каждая улочка непременно выведет к небольшой площади или скверику. Так и будем гулять: от площади к площади.

Площадь Санта Эулалия.

На соседней площади Конституции стоит здание с башней. Это дворец, принадлежавший семье Фермозель, построенный в первой половине XV века. Тогда стычки между дворянами были обычным делом, и многие дворцы обзавелись оборонительными башнями. Во дворце Фермозель их было даже четыре, но в конце XVII века три снесли из-за угрозы разрушения. Оставшаяся башня носит имя Torre del Aire — Воздушная башня.

Площадь Конституции украшает скульптура «Наяды» работы Агустина Касильяса.

Следующая площадь — Рыночная (Plaza del Mercado), понятно, что главное здание на этой площади — Центральный рынок Саламанки. Но больше мне нравится другое — здание Доминго Боррего в стиле модерн, построенное в 1906–1907 годах.

А вот с памятником какой-то бабульке, что стоит на Рыночной площади, пришлось повозиться. Никак не могла понять, чем же она занята? И что оказалось: это памятник женщине, которая готовит знаменитую испанскую нугу. Эта нуга из меда, миндаля и яичного белка изготавливается только вручную. Единственное место в Испании, где сохранились традиции производства этой нуги по старым технологиям и рецептам, — Ла Альберка в Кастилии и Леоне.

Так что это «Памятник изготовительнице нуги Ла Альберка», ее всегда готовили только женщины-турронерас.

В каждом испанском городе есть своя Пласа-Майор — Главная площадь, центр общественной жизни. Пласа-Майор Саламанки — одна из самых красивых в Испании. Эта площадь в стиле барокко была построена в 1729–1756 годах по проекту архитектора Альберто Чурригера. Как обычно в те времена, построена она была для корриды, для этого примерно сто лет и использовалась.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Это центр жизни города и постоянное место встреч его жителей, здесь множество баров и ресторанов, есть даже кафе, которое было открыто в 1905 году. Пустынность площади в этот день можно объяснить только погодой.

На Пласа-Майор выходят 247 балконов, которые сейчас принадлежат в основном частным лицам и очень популярны во время разных праздников и массовых зрелищ. На площади часто проходят концерты. Между 88 арками располагаются декоративные медальоны с изображениями королей, разных известных личностей и святых.

Королевский павильон, через его арку виднеется Центральный рынок Саламанки.

Павильоны, окружающие площадь, имеют названия: с востока — Королевский павильон, южная сторона — павильон Сан-Мартин, западная — павильон Петринерос.

На северной стороне площади располагается здание Ратуши — мэрии Саламанки. У Ратуши пять гранитных арок и башенка с часами, которую окружают аллегорические скульптуры.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

На площадь можно попасть через шесть входов с разных улиц и с разных сторон. Если выйти через южный выход с Пласа-Майор, попадешь на небольшую площадь, названную в честь знаменитого саламанкского поэта Хосе Иглесиаса-де ла Каса. Здесь стоит памятник тем, благодаря кому была построена Пласа-Майор: архитектору Альберто Чурригера и графу Франко, одному из инициаторов строительства площади.

Через выход в северо-западном углу Пласа-Майор попадаешь на площадь Свободы (Plaza de la Libertad), названную так в 1842 году в честь освобождения от французского владычества в Войне за независимость.

Здесь в здании на углу улицы Консехо есть кондитерская — Pastelerías La Madrileña. Это семейное заведение было открыто сначала в другом городе в 1936 году, а потом уже в Саламанке. Сейчас их в городе три, это самое «молодое», открытое в 2014 году. Мы, к сожалению, только пооблизывались на витрины, приближалось время обеда.

С Пласа-Майор можно еще выйти на площадь дель-Коррильо. На площадь выходят отдельные участки фасадов романской церкви XII века Сан-Мартин-де-Тур, встроенной между современными зданиями. У церкви два входа, более старый — романский, находится у арки входа на Пласа-Майор, я его не сфотографировала. А то, что мы видим на снимке ниже, когда-то тоже было входом, пока там не построили капеллу, посвященную Скорбящей Матери, в которую можно попасть только из храма.

Слева - Арка-дель-Коррильо, вход на Пласа-Майор.

Второй вход в церковь — ренессансный, построен в 1586 году. Церковь Сан-Мартин-де-Тур, как и старый собор Саламанки (до него мы еще дойдем), — образец романской архитектуры. Церковь трехнефная, в ней нет ни трансепта, ни купола, а главная достопримечательность — хор XVI века.

На Пласа-дель-Коррильо есть памятник испанскому поэту XX века Ремихио Гонсалесу Мартину, писавшему под псевдонимом «Адарес». Он направляется ко входу на Пласа-Майор, здесь под Арко-де-Коррильо он много лет читал свои стихи и продавал книги.

Подошло время обеда, к тому же мы к этому моменту уже основательно замерзли. Пообедать зашли в бар-ресторан «Cuatro Gatos» (Четыре кота) на руа Майор. Все было неплохо, пообедали, официантка принесла счет и удалилась. Ждали долго, потом зашла шумная компания студентов, да и нам пора идти. Положили деньги+ чаевые (кажется 25+3 евро) на блюдце и подошли к стойке. Нашей официантки там не было, стоял бармен и другая девушка. Отдали блюдце с просьбой передать и вышли. Не успели отойти, несется наша официантка с блюдцем, на котором отсутствует бумажка в 20 евро. Объяснили, что все не так, нет 20, и ушли. Настроение было испорчено! Но нужно идти дальше…

Рядом, на перекрестке руа Майор и руа Антигуа, стоит «Памятник маэстро Салинасу». Франсиско де Салинас — испанский теоретик музыки и органист XVI века. Преподавал многие годы музыкально-теоретические дисциплины в университете Саламанки.

С этого перекрестка можно увидеть много интересного. Посмотришь влево — увидишь башню кафедрального собора, а вправо — великолепная церковь Ла Клересии, бывшего иезуитского Королевского колледжа Святого Духа. Кстати, справа уголок здания Публичной библиотеки Саламанки, более известного как «Дом с ракушками». Но обо всем этом в следующий раз.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Пока мы отправимся по улице Паломинос в сторону, противоположную от Ла Клересии. Погода менялась каждые десять минут: то дождь с ветром, выворачивающим зонт, то выглянуло солнце. Только спрячешь зонт, опять моросит дождь. Саламанка в этот день совсем была не похожа на тот «золотой» город, о котором писали туристеровцы. Песчаник золотистого цвета, из которого построен этот каменный город, в пасмурную погоду смотрелся серым.

Что удивляет в Саламанке — аисты, живущие в городе.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Улица привела к монастырю Святого Стефана (Convento de San Esteban). Сан-Эстебан — действующий женский доминиканский монастырь, основанный в 1256 году. Комплекс современных зданий монастыря построен в 1523–1610 годах.

Монастырь можно посетить, как пишут на сайте монастыря, с 10 до 14 и с 16 до 18 каждый день. В монастыре есть также музей, где выставлена коллекция произведений средневековой церковной живописи и скульптуры. Музей открыт все дни, кроме понедельника.

Перед монастырем Сан-Эстебан стоит памятник Франсиско де Витория.  Это испанский богослов и правовед эпохи Возрождения. Руководил кафедрой богословия в университете Саламанки.
Перед монастырем Сан-Эстебан стоит памятник Франсиско де Витория. Это испанский богослов и правовед эпохи Возрождения. Руководил кафедрой богословия в университете Саламанки.

Мы пришли к закрытым дверям, как раз в промежуток, когда все было закрыто. Оставалось только рассматривать фасад монастырской церкви — шедевр стиля платереско. Фасад поделен на три части. В верхней части находится сцена Распятия, в средней — рельеф «Мученичество святого Стефана».

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Рядом с монастырем Сан-Эстебан находится второй доминиканский монастырь Дуэньяс, закрыт был и он.

Осмотревшись, отправились дальше.

Выходим на очередную площадь в историческом центре города — площадь Колумба. Такое название она получила в 1893 году, когда в честь 400-летия открытия Америки здесь был установлен памятник Христофору Колумбу.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Площадь окружают исторические здания. Например, дворец Орельяна, построенный в 1576 году. Слева от него — башня Анайя, первой четверти XVI века.

На площади Колумба находится католическая церковь Святого Павла (Iglesia de San Pablo) в стиле барокко, построенная в XVII веке. Когда-то она была частью монастыря тринитариев и была известна как церковь Святой Троицы, поэтому Святая Троица и изображена на ее фасаде. Сейчас это обычная приходская церковь.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Справа у церкви стоит памятник испанскому поэту эпохи барокко Луису де Гонгора (1561–1627).

На углу площади Колумба стоит одна из самых известных достопримечательностей Саламанки — башня Клаверо. Эта башня когда-то была частью дворца семейства Сотомайор, построенного в XV веке. Высота башни — 28 метров, первые двадцать метров башня имеет квадратную форму, а затем преобразуется в восьмиугольную. На каждом из восьми углов располагаются небольшие башенки.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Рядом с площадью Колумба находится и Дворец Салина (Palacio de la Salina), построенный в 1538 году в стиле ренессанс по проекту архитектора Хиля де Онтаньона. Сейчас здесь располагается провинциальный совет Саламанки. Улочка Сан-Пабло очень узкая, сфотографировать здание в хорошем ракурсе, очень сложно. Красивый фасад в стиле платереско с большими аркадами украшен медальонами.

В этом дворце обязательно нужно войти во внутренний двор, там немало интересного. Вход свободный.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

По периметру внутреннего дворика есть галерея, которую поддерживают консоли, украшенные, если можно сказать, персонажами с явными муками на лицах.

Гротескные фигурки украшают и консоли колонн.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

А на соседней улочке Миньягустин есть вот такой симпатичный домик.

Далее от площади Колумба по улице Сан-Пабло мы отправились в сторону реки Тормес, которая протекает через Саламанку. Здесь сохранился участок древних крепостных стен, когда-то защищавших город.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Рядом со старой стеной установлен памятник саламанкскому поэту Хосе Ледесме Криадо работы Фернандо Майораля. А рядом на стене барельеф из кованого железа, размещенный в десятую годовщину смерти поэта, в центре — его стихи.

Поэтов в Саламанке уважают, на противоположной стороне улицы рядом с гостиницей San Polo стоит еще один памятник Сан-Хуану-де-ла-Крус. Это монах, религиозный и мистический поэт эпохи Возрождения.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Что еще интересного встретилось на пути. Вот иезуитский колледж Colegio Sagrado Corazón, где занимаются с детьми от 1 года до 16 лет.

Церковь Кармен-де-Абахо - это все, что остлось от монастыря Сан-Андрес-де-Саламанка. Монастырь XV века был разрушен наводнением в XVII веке, а церковь построена во второй половине XVIII века.

Каса Лис — знаменитый особняк в стиле модерн, единственный в Саламанке, где размещается Музей ар-нуво и ар-деко. Пожалуй, увидеть его знаменитые витражи мне хотелось больше всего в Саламанке. Но… не надо приезжать в Саламанку в понедельник, если хотите сходить в музей.

На берегу реки Тормес стоит католический храм — церковь Сантьяго-дель Аррабаль. Это одна из старейших церквей Саламанки, она датируется XII веком. Первоначально церковь имела романо-мудехарский вид, но в середине прошлого века была выполнена обширная реконструкция, в результате здание приобрело вот такой вид. Интерьеры полностью в стиле барокко, реконструкция была выполнена в XVIII веке.

Рядом стоит памятник Ласарильо с Тормеса, персонажу романа испанского драматурга Мендосы, написанного в 1553 году. Там рассказывается о мальчике, который стал плутом в борьбе с нищетой и голодом. Ласарильо жил в деревне Техарес на другом берегу Тормеса, сейчас это район Саламанки. Скульптор — Агустин Касильяс, автор многих памятников, установленных в городе.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Рядом Римский мост через реку Тормес, изображенный на гербе Саламанки. Пятнадцать его арок, расположенных ближе к исторической части города, относятся к римскому периоду, — начало I века нашей эры. Остальные перестраивались в XV и XVII веке. Мост не раз реставрировался, его даже пытались снести. Реконструкция моста выполнена в XVII веке после разрушительного наводнения 1626 года.

Длина моста 356 метров, а ширина проезжей части — 6 метров как у большей части римских дорог. До начала XX века мост был единственным, по которому можно было попасть в Саламанку, можете представить, какие здесь были пробки! После 1973 года мост стал только пешеходным. Мы по нему прогулялись, отчего же не погулять там, где ступали ноги римлян, герцога Веллингтона и других, не менее известных личностей.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Река Тормес, как и большинство рек Испании, невелика. Летом она не могла даже обеспечить водоснабжение населения, удивительно, что во время наводнения она была способна разрушать все на своем пути. На ней построено два водохранилища для решения обеих проблем.

Вдали мост Энрике Эстевана или Новый мост, движение по которому было открыто в 1913 году. Мост назван в честь члена городского совета, благодаря которому построили этот мост, а не стали расширять Римский мост, чтобы по нему могли ездить автомобили.

Кстати, видела в сети великолепные снимки с видами собора и нового моста, сделанные с другого берега Тормеса. Особенно хороши вечерние с подсветкой моста и собором, отраженным в реке.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

У входа на Римский мост стоит на постаменте каменный кабан, самая старая в городе статуя, найденная у моста.

Интересно, что эту фигуру еще называют «Быком Саламанки» или «Быком моста». Этот бык вместе с мостом изображен на гербе города.

Погода менялась, на мосту нас застал очередной дождик, но потом выглянуло солнышко, появилась надежда на улучшение. Виды города радовали глаз! Соборы Саламанки особенно хорошо смотрятся именно с Римского моста.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Закончим прогулку у «Креста казненных» (Cruz de los Ajusticiados), установленного в конце XV. Этот крест в характерном для Саламанки стиле готики и платереско когда-то находился за стеной, окружавшей город, рядом с воротами. На этот крест вешали головы казненных во времена инквизиции. Путники, посетившие Саламанку, так предупреждались о том, что в городе существуют суровые законы.

Саламанка. Часть 1, пасмурная

Не будем расставаться на такой грустной ноте. Посмотрите на небо: наше пребывание в Саламанке явно улучшалось!