Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 9:17

Бильбао — Испания Март 2018

Пора выполнить свое обещание и закончить прогулку по Бильбао, крупнейшему городу Страны Басков. Город мне понравился, рассматривая фотографии, я сейчас вспоминаю его с удовольствием: он очень комфортный, нет такой толпы, как в Мадриде или Барселоне; он очень разнообразный, здесь каждый найдет что-то для себя интересное; он очень современный, ведь им занимались мастера с мировым именем. Не буду навязывать своё впечатление, просто расскажу о том, что показалось мне в Бильбао интересным.

В прошлый раз мы посмотрели все основные исторические достопримечательности, которые находятся в Casco Viejo (Старом городе). Сейчас посмотрим центральную часть города, для чего перейдем через реку Нервьон по мосту Ареналь. Понять, что Бильбао интересный в архитектурном плане город, можно сразу, как только увидишь слева на набережной великолепное здание в стиле модерн железнодорожной станции Бильбао-Конкордия, построенное в 1902 году. Это головная станция узкоколейных железных дорог, связывающих Бильбао с различными городами Кантабрийского района на севере полуострова.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

С вокзала Конкордия можно перейти на главный вокзал Бильбао — Абандо, с него мы потом скоростным поездом уехали в Мадрид. С 2006 года вокзал называется Абандо-Индалесио Прието, в честь министра общественных работ испанского правительства во Второй республике (1931—1939 гг.), при котором железные дороги получили значительное развитие. Это ему установлен довольно необычный памятник внутри вокзала. За памятником — красивый витраж, где изображены различные сцены из общественной жизни Бискайи, в центре — часы и герб Испании.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Если есть время, стоит выйти из вокзала и пройти по улице Hurtado de Amézaga Kalea, где стоит вокзал, влево. Я успела по ней пробежаться, пока ждали поезд на Мадрид. Посмотрите, что там можно увидеть, но это так, по пути.

Главное, — Театр Елисейских полей (Teatro Campos Elíseos Antzokia), который находится неподалеку от вокзала на Calle de Bertendona, 3. Это модернистское здание, построенное по проекту архитектора Альфредо Асебала в 1902 году, нужно видеть! Из-за красивого фасада в стиле ар-нуво его называют «бонбоньеркой». Здание недавно реставрировали, теперь это современный театр с полным набором передовых технологий.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

А теперь из вокзала Абандо выйдем вправо на Plaza Biribila, что в переводе с баскского — Круговая площадь. На неё также попадаешь с моста Ареналь из Старого города. В центре площади стоит памятник дону Диего Лопесу де Аро, правителю Бискайи. Считают, что именно он 15 июня 1300 года основал Бильбао.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

От этой площади начинается главная улица города — Гран-Виа-де-Дон Диего Лопес де Аро, названная также в честь основателя города. Здесь расположены офисы банков, первые этажи занимают брендовые магазины, и самая дорогая недвижимость.

Свернем влево за здание универмага El Corte Ingles, чтобы посмотреть католическую церковь в неоготическом стиле, построенную в 1889—1890 гг., — церковь Святого Сердца (Jglesia del Sagrado Corazón).

И снова Гран-Виа: здания красивые, как и положено главной улице столицы. Неудобно фотографировать — улица не очень широкая, всего 50 метров, хорошо, пока деревья «прозрачные». Много зданий на реставрации, фасады закрыты сеткой, что поделаешь, начался сезон ремонтных работ.

Вот одно из самых интересных зданий — головной офис Banco Bilbao Vizcaya Argentaria (BBVA) — одной из крупнейших банковских компаний Испании. Сверху здание украшает фигура Меркурия. Построено в 1912 году, архитектор Педро Гуимон.

Главное здание на проспекте, конечно, Дворец Совета провинции Бискайя, где размещается исполнительная власть провинции. Это великолепное здание в стиле эклектики было построено в самом конце XIX века по проекту испанского архитектора Луиса Аладрена. Пишут, что заслуживают внимания интерьеры, роспись стен и потолков, а также многочисленные произведения искусства и мебель. Кто нас туда пустит, но, как говорится, кто бы сомневался.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Стоит заглянуть и за этот дворец, там находится Региональная библиотека провинции Бискайя. Библиотека там с 1929 года, но интересно не старое здание, а пристроенный к нему уже в этом веке стеклянный блок, который особенно красиво смотрится вечером. Обратите внимание, по стенам бегут тексты из книг на двухстах языках мира.

У библиотеки стоит El Caminante (Прохожий). Это неизвестный прохожий, который гуляет по городу, открывая что-то новое для себя и наслаждаясь увиденным. Автор скульптуры, установленной в 1997 году, писатель и художник Хосе Рамон Гомес Назабал.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

На Гран-Виа есть несколько площадей, главная из них — Плаза Мойя (plaza Moyúa), расположенная посередине проспекта. Площадь названа в честь Фредерико Мойя, испанского политика, который дважды был мэром Бильбао в первой половине прошлого века. На этой площади останавливаются автобусы из аэропорта.

Это площадь в форме эллипса, от которой разбегаются восемь улиц. В центре фонтан, вокруг красивые цветники, довольно уютно. Застройка самая разнородная: банки, отели, административные здания. К сожалению, пятизвездочный отель Carlton, памятник архитектуры, был затянут сеткой.

Самое красивое здание на площади — Дворец Чаварри (palacio Chavarri) в стиле эклектики, построенный в 1888 году для испанского промышленника и политика Виктора Чаварри и его брата, как их фамильная резиденция. Дворец сложной формы с множеством деталей, стоит посмотреть на него сзади. Дворец используется для нужд правительства Бискайи.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

В створе улицы справа от Дворца Чаварри виднеется высокая колокольня церкви Сан-Хосе. Церковь принадлежит ордену августинцев, построена в 1918 году. Внутри не были, поскольку была закрыта.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

В Бильбао много зданий, которые понравятся тем, кто интересуется архитектурой.

Мне нравятся здания в конце Гран-Виа, расположенные вдоль городского парка. Они построены в двадцатые годы прошлого столетия, как высококлассное жилье для буржуазии.

Дом Lezama-Leguizamon, архитектор Рикардо де Бастида, 1920 г.

Между зданиями есть симпатичные скверики, мы немного отдохнули на солнышке в одном из них, любуясь тюльпанами.

Длина Гран-Виа всего 1,5 километра, мы прошли её всю от площади Biribila (или Plaza Cicular) до площади Sagrado Corazón (Святого Сердца), в центре которой установлен памятник Святому Сердцу Иисуса.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Раз уже я упомянула городской парк, немного покажу его. Несколько лет назад этот парк был единственным зеленым островком города. Парк в английском стиле начали обустраивать в 1907 году по проекту архитектора Рикардо Бастиды, того самого, кто проектировал здания у парка. Сейчас, всё, конечно, смотрится невыразительно. Не не будем забывать, что это только середина марта.

Парк носит имя Касильды Итерризар. Это была известная в Бильбао благотворительница, жена богатого бизнесмена, банкира. Муж оставил ей большое состояние, но в браке не было детей, и Касильда Итерризар занялась благотворительностью. На её деньги строились школы, выплачивались стипендии ученикам; она помогала монастырям, больницам и приютам.

Это единственный человек в Бильбао, именем которого названы два места в городе: парк и улица, где она жила. В парке есть памятник Касильде Итерризар.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

С другой стороны парка — квартал современных зданий, самое интересное — пятизвездочный отель «Мелия», построенный в 2004 году по проекту мексиканского архитектора Рикардо Легоретты.

В парке вдоль этих зданий стоят скульптуры музыкантов.

Памятник Джузеппе Верди.

Сейчас Бильбао называют архитектурной жемчужиной Испании, это город сооружений, отмеченных премиями. Трудно представить, что ещё недавно, менее полувека назад, город был серым, грязным и дымным. Возрождению Бильбао послужил, как ни странно, экономический кризис и серьезное наводнение 1981 года. Главное, не опустить руки и принять правильное решение.

Здесь на рубеже веков были реализованы самые смелые проекты, для этого в город приглашали звезд мировой архитектуры и создавали им условия для работы. О метро Бильбао, которое проектировал сам Норман Фостер, я уже рассказала в предыдущей части: Начинаем знакомство с Бильбао. Посмотрим, что еще «натворили» в городе.

Рядом с парком Касильды Итерризар стоит Дворец Эускальдуна — конференц-центр и концертный зал, открытый в 1999 году. Проект испанских архитекторов Федерико Сориано и Долорес Паласиос. Название дворец получил в честь стоявшего на этом месте судостроительного завода Эускальдуна и по форме он напоминает корабль. Главный фасад здания выходит на реку, чтобы его увидеть, нужно перейти на другую сторону реки Нервьон, у кого же будет столько времени?

В Бильбао много, скажем так, своеобразных скульптур, чтобы понять которые, нужно иметь богатое воображение или знать историю их создания. Понятно сразу только одно: с железом в Стране басков проблем нет!

«Dodecathlos» или «Trabajos de Hércules» - скульптура баскского скульптора Висенте Ларреа, установленная у Дворца Эускальдуна. Если верить переводчику, это - «Работа Геркулеса». Пишут, что это человеческий торс и т.д. У меня для этой горы металла (72 тонны) недостаточно воображения.

Еще одна работа Федерико Сориано — здание Плаза Бискайя (Plaza Bizkaia) построенное на одноименной площади в 2009 году, это административный штаб правительства Басков.

А сейчас перейдем на площадь Эускади (Plaza Euskadi), созданную по проекту американского ландшафтного архитектора Дианы Балмори и открытую в 2011 году. Это одна из самых красивых площадей Бильбао, окруженная интересными зданиями, проекты которых выполнили архитекторы с мировым именем.

Главное здесь, конечно, башня Ибердрола, самое высокое здание Бильбао, офисный небоскреб высотой 165 метров. Его построили в 2011 году по проекту Сесара Пелли, американского архитектора, аргентинца по национальности. В огромном списке работ этого архитектора многие самые высокие здания мира. Среди них — башни-близнецы Петронас в Куала-Лумпуре, Торре-де-Кристал в Мадриде, самое высокое здание Испании.

На следующем снимке — здание у подножия башни Ибердрола справа — Библиотека университета Деусто, построенная по проекту архитектора с мировым именем — Рафаэля Монео, первого испанского архитектора, получившего Притцеровскую премию. В списке его работ мадридский вокзал Аточа, музей Тиссена-Борнемиссы, расширение музея Прадо и многое другое. А в Сан-Франциско я видела построенный по его проекту великолепный современный католический собор Богоматери Ангелов.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

В 1945 году в парке Касильды Итерризар построили здание Музея изобразительных искусств Бильбао. Мы в него сходили на выставку произведений Гойи из Музея Прадо и частных коллекций. Один из его фасадов смотрит на площадь Эускади.

В Бильбао очень много самых разных памятников, как традиционного вида, так и совершенно непонятных. Вот несколько из тех, что стоят вокруг музея.

Памятник-фонтан Хуану Кризостомо де Арриага, испанскому композитору, чье имя носит театр в Старом городе. Его называют «баскским Моцартом».

С площади Эускади направимся к одному из самых узнаваемых в мире зданий — Музею Гуггенхайма. Это здание, построенное в 1997 году по проекту американо-кандского архитектора Фрэнка Гери, стало символом Бильбао. Воистину этот город — заповедник архитектуры!

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Очень симпатичный арт-объект перед зданием музея — щенок «Паппи», скульптура-топиарий американского художника Джеффа Кунса. Мне кажется, щенка фотографируют больше, чем его знаменитого соседа.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Огромная паучиха «Маман» Луиз Буржуа вполне органично смотрится за заднием музея рядом с красной аркой моста Ла Сальве. Эту арку — Arcos rojos — в 2006 году добавили к мосту, построенному в 1972 году, по предложению французского художника Даниеля Бурен. Криволинейный элемент объединил мост с построенным рядом Музеем Гуггенхайма.

Мне очень нравятся семь ярких тюльпанов американского художника Джеффа Кунса, лежащих на подиуме у здания музея.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Застройка противоположного берега реки Нервьон не менее интересна. Доминирует большое здание в стиле эклектики, это Университет Деусто, построенный в 1886 году Обществом Иисуса по проекту Франсисо де Кубаса. Здесь в 1916 году иезуиты открыли Коммерческий университет, первый университет в Испании, где можно было получить бизнес-образование. Многие известные политические лидеры, бизнесмены и испанские банкиры учились здесь.

Погулять по набережной нам удалось только вечером. Но набережная не пустует, люди гуляют, прогуливают своих собачек. Отличное место для прогулок, если бы мартовские вечера были не так холодны.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Вдоль берега реки от Музея Гуггенхайма до моста мэрии проходит Пасео-де-Урибитарте (paseo de Uribitarte): с двух сторон пешеходная зона, велосипедная дорожка, полоса для автотранспорта и центральная, зеленая зона, предназначенная для трамвая. По Бильбао бегают практически бесшумные скоростные трамваи. На них можно доехать от автовокзала до старого города и по пути увидеть многие городские достопримечательности.

Главное на набережной, конечно, «Белый мост» Субисури, подвесной арочный мост, построенный в 1997 году по проекту архитектора Сантьяго Калатравы. Все свои творения Калатрава проектирует только в белом цвете. В Бильбао по его проекту построен ещё аэропорт.

Пасео-де-Урибитарте окружают интересные здания, хочу показать комплекс Isozaki Atea, что в переводе «Ворота Изосаки». Это комплекс из семи зданий, спроектированный архитектором из Японии Аратой Изосаки совместно с баскским архитектором Иньяки Ауррекеетсеа. В комплексе две башни-близнецы по 23 этажа.

Бильбао — город скульптур, на набережной их тоже много самых разных.

«Празднование дня моря», работа астурийского скульптора Висенте Васкеса Канонико.

Очень хотела увидеть в солнечную погоду или вечером здание Департамента здравоохранения правительства Басков. Но даже в такой пасмурной день можно увидеть, как отражаются соседние дома в гранях этого, похожего на кристалл, здания. Это здание — один из символов современного Бильбао. Построено в 2008 году, архитектор — Хуан Колл-Барреу.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

La Alhóndiga — бывший винный склад, построенный в 1905 году Рикардо Бастидой. Модернистское здание, больше похожее на дворец, служило в этой роли до 1970 года. По проекту французского дизайнера Филиппа Старка, склад был преобразован в многофункциональный культурно-развлекательный комплекс и открыт для публики в 2010 году. Здесь есть всё, от библиотеки до ресторана, но самое интересное — бассейн с прозрачным дном, расположенный на крыше. Стоя под ним, можно видеть, как там плавают люди.

Следующее наше упущение — мы не зашли в здание, жалею до сих пор, после того, как посмотрела фотографии в сети. Внешне оно сохранилось в первоначальном виде, а вот интерьеры чем-то напоминают творения Хундертвассера, особенно 43 колонны самого разного вида и из разных материалов.

Сейчас это «Азкуна-центр», его назвали в честь бывшего мэра Бильбао Инаки Азкуны. Под стать центру и площадь Аррикибара перед ним. К её реконструкции также приложил руку Филипп Старк.

Гуляя по Бильбао, какие-то районы города я планировала увидеть заранее, а что-то встретилось на пути случайно. Например, вот эти два учебных здания, автор которых тот же Рикардо Бастида, имя которого я упоминала уже не раз.

Это здание государственного колледжа Феликса Серрано. Школа в этом здании была открыта в 1918 году. Проект выполнил Рикардо Бастида в классическом стиле в лучших традициях архитектурной школы Европы. Жаль, здание невозможно сфотографировать в полном размере, территория огорожена. Колледж носит имя выдающегося педагога, который более тридцати лет работал в Бильбао и много сделал для системы образования Бискайи.

А вот дворец Ибайгане (Palacio de Ibaigane), здание в необаскском стиле, построенное в 1900 году для владельца судоходной компании, богатого промышленника Рамона-де ла Сота. Этот дворец — великолепный образец аристократических особняков того времени, которые внешне были похожи на баскские фермерские дома. С 1988 года в здании размещается штаб-квартира Athletic Club de Bilbao, профессионального футбольного клуба, одного из самых титулованных клубов Испании.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Хочу показать вам одно замечательное здание в стиле модерн — дом Гурди (Edificio Guridi). Этот дом найти несложно, он находится на короткой улочке Licenciado Poza недалеко за зданием Совета провинции Бискайя. Зданий в стиле модерн в Бильбао немного, преобладает эклектика.

Архитектор Хосе Бильбао Лопатеги построил его в 1902 году для домовладельца Франсиско Усобиага, как многоквартирный жилой дом для представителей средней буржуазии. Здесь на каждом этаже всего две просторные квартиры со всеми удобствами. Оригинальный внешний вид здания должен был подчеркнуть социальный статус его обитателей.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Я пропустила одно здание — дом Монтеро (Casa Montero), который называют La Casa Gaudí из-за внешнего вида, напоминающего здания Антонио Гауди. Его в 1904 году построил архитектор Луис Аладрен, тот же, кто создал Дворец провинций. Адрес Alameda Recalde, 34. Жаль, я ведь была совсем рядом.

Снимок из интернета.

От плаза Мойа отходит пешеходная улица Эцилла калеа (Ercilla kalea). Там установлены три фигуры из металла — бронзовые «Инфанты» работы испанского скульптора Маноло Вальдеса. Его работы — интерпретация образов, созданных другими мастерами. Он берет персонажей, например, Рафаэля или Матисса и помещает их в современную обстановку.

«Инфанты» созданы по мотивам картины Веласкеса «Менины». Самая маленькая фигура — это пятилетняя инфанта Маргарита, дочь короля Филиппа IV и его супруги Марианны. И почему-то сама Марианна в двойном количестве.

Еще одна интересная городская площадь — Plaza de Indautxu. Мы попали сюда не в лучшее время: пасмурно, срывался дождь, деревья еще голые. Я уже позже поняла, что идея этой авангардной площади действительно хороша! В центре площади круг, окруженный кольцом деревянного навеса. Это пространство для каких-то общественных мероприятий: собраний, ярмарок, выставок или танцев.

Вокруг — сотня деревьев, подобранных по определенной системе, современные светильники разной высоты и разнообразные лавочки. Видела фотографии в солнечный день с зелеными кронами деревьев. Очень красивое сочетание светлого и яркой зелени!

В окружающей площадь застройке стоит обратить внимание на здание современной католической церкви и красивый дом в стиле модерн с расписанным фасадом.

Во всех испанских городах я стараюсь посмотреть арены для корриды, так как обычно эти здания интересны в архитектурном плане. Арена «Vista Alegre» была построена в 1962 году, после того, как пожаром была уничтожена старая арена. Она вмещает около 15 тысяч зрителей и это третья по величине арена Испании.

Бильбао — заповедник архитектуры Страны Басков

Путь в отель лежал через мост Канталохас над железнодорожными путями от вокзала Абандо. Рядом на площади увидели оригинальную даму в шляпе. Это также работа испанского скульптора Маноло Вальдеса, автора «Инфант».

Конечно, город разный, он не везде парадный, есть и рабочие районы, понятно, что мы не тратили на них своё ограниченное время. Например, район, что за рекою напротив рынка Рибейра довольно своеобразный: публика специфическая, бродят в основном африканские лица (приличные люди на работе), и активно пахнет травой. Но чисто и граффити на стенах не безобразные, а даже украшающие этот непарадный район города.

Думаю, я достаточно показала Бильбао, чтобы вы могли решить, хотите ли вы увидеть это город. А я свое давнее желание выполнила.