Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 6:25

Барселона — Испания Март 2018

Барселона — город для меня памятный, именно с нее в уже далеком 1997 году начались мои заграничные путешествия. В Нижневартовске, где я жила в то время, «Спутник» впервые организовал отдых на побережье Средиземного моря с перелетом чартерными рейсами до Барселоны и посадкой на пограничный контроль в Минске. Мы с мужем не могли пропустить такую возможность. Спустя десять лет я повторила ту поездку, но уже с семьей сына.

Барселону всегда вспоминала с удовольствием, поэтому не задумываясь согласилась отправиться туда в третий раз с подругой, которая еще не была в Испании. Это замечательно начинать знакомство со страной с такого города, как Барселона!

Этот день у нас был посвящен Гауди: с утра сходили на запланированную экскурсию в Саграду-Фамилию, затем дошли по авениде Гауди до госпиталя Сан-Пау, чтобы хотя бы посмотреть на это чудо модерна, и отправились в парк Гуэль. Ближе к вечеру, после выполнения запланированной программы, сил осталось только на неспешную прогулку.

Начали от памятника Христофору Колумбу, открытого в 1888 году на площади Портал-де ла Пау в самом начале Рамблы напротив старого порта Барселоны.

Детали памятника можно рассматривать долго. Женские фигуры в креслах — аллегории средневековых королевств Испании — Арагона, Кастилии и Леона, а также Каталонии. Статуи, стоящие между ними, и медальоны на боковых поверхностях посвящены персонажам, связанным с Колумбом и открытием им Америки.

В центре - Педро де Маргарит, участвовавший во втором путешествии Колумба в Америку в качестве военного начальника экспедиции.

Площадь окружают солидные здания, многие из них имеют отношение к морю. Вот в этом, например, располагается Штаб Военно-морского флота и региональное отделение Министерства обороны.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

А это тоже принадлежит военным, штаб какой-то крупной структурной единицы испанской армии, я в этом не разбираюсь.

Сложно не заметить монументальное здание Портовой таможни с орлами и крылатыми львами на крыше. Его построили в 1896–1902 годах по проекту каталонского архитектора Энрика Санье-и-Вильявеккия. Еще одно его известное произведение — Храм Святого Сердца на холме Тибидабо в Барселоне.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Напротив памятника Колумбу находится старый порт Барселоны. Здесь пристань яхт-клубов Барселоны и роскошных частных яхт, причал прогулочных катеров, а дальше у Всемирного торгового центра — причал круизных лайнеров. К сожалению, великолепное здание Управления портом Барселоны было на капитальном ремонте, огорожено и без окон.

С берега через акваторию к торгово-развлекательному комплексу «Maremagnum» и Аквариуму ведет Рамбла-де-Мар — деревянный настил, центральная часть которого разводится для пропуска стоящих у причала яхт. В первый приезд в Барселону Аквариум произвел на нас большое впечатление, все было в новинку. Спустя двадцать лет удивить уже было сложно, поэтому идти туда мы не собирались, как и в магазины.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

У причала стоит парусная шхуна «Santa Eulalia», принадлежащая находящемуся неподалеку Морскому музею. Кому интересно, может посетить.

Когда-то после прогулки по Молл-де ла Фуста вдоль моря у меня осталось навсегда воспоминание о Барселоне, как о чем-то легком и воздушном! Решила проверить ощущения.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Публика отдыхает на ступеньках с видом на яхты.

Но не только люди смотрят на яхты, вот эта парочка тоже. Скульптура чилийского художника Лаутаро Диаса Сильвы так и называется — «La Parella» (Пара). Ее установили в 1998 году, видимо в прошлый раз мы прошли по бульвару выше и не увидели.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Необычных скульптур и памятников в Барселоне много! Вот, например, эта ржавая железная статуя «Спортсмены моря» изображает яхту в море и посвящена яхтсменам. Ее открыли в 1969 году и это одно из самых известных произведений каталонского скульптора Хоакима Рос-и-Сабате. В городе есть еще его необычные скульптуры.

На причале роскошных яхт есть, на что посмотреть, наши соотечественники из списка Forbes не разочаруют! Вот, например, «Dilbar» Алишера Усманова или «Hermitage» председателя совета директоров Объединенной металлургической компании Анатолия Седых.

Знаменитая «La Gamba» Хавьера Марискаля, креветка огромных размеров, оставшаяся от одного из ресторанов олимпийской Барселоны.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

К Олимпиаде 1992 года была создана и любимая туристами «Барселонская голова» американца Роя Лихтенштейна. Если свернуть вправо, придешь в Олимпийский порт, но у нас другие цели.

Молл-де ла Фуста идет параллельно проспекту Колумба, который начинается у площади Антонио Лопеса и заканчивается у памятника Колумбу. Монументальное здание с двумя башнями и гербом — Главпочтамт, построенный в первой четверти XX века. На фасаде — герб испанского королевского дома того времени, времени правления Альфонса XIII.

Площадь носит имя Антонио Лопеса, бизнесмена, банкира и судовладельца. За заслуги перед Испанией он получил титул маркиза, награды, а на площади был поставлен ему памятник. Сейчас от памятника остался только постамент, за несколько дней до нашего приезда его убрали с пьедестала. Еще в 2010 году началась компания против этого памятника, так как Лопеса обвинили в работорговле, в том, что свое значительное состояние он нажил, торгуя черными рабами на Кубе.

Так что убирать памятники начали не в этом году, просто сейчас на фоне коронавируса процесс перерос в массовый. Кстати, объявили конкурс на новое название площади, но пока не решили, видимо тщательно проверяют, чтобы еще раз не менять название.

За площадью начинается проспект Изабеллы II и первое здание — Lonja de Mar. Перевод, конечно, интересный — Рыбный рынок. Здесь на протяжении многих лет размещалась Барселонская фондовая биржа, а сейчас — Торговая палата Барселоны и Королевская академия изящных искусств Сант-Жорди. Дворец построен в 1774–1802 годах, но в основе здание XIV века.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Следом идет площадь Pla de Palau, которая когда-то была коммерческим центром Барселоны, так как ее окружали здания в основном коммерческого характера. Кроме биржи, это здание портовой таможни, где она размещалась до 1902 года, а потом его занимало правительство Каталонии, в нем и сейчас какие-то правительственные офисы.

В центре площади — fuente del Genio Catalán (фонтан Каталонского гения). Это памятник маркизу де Кампо Саградо, военному и политическому деятелю, который несколько раз был генерал-капитаном Каталонии. Памятник заслужил за то, что в 1826 году обеспечил Барселону водой, как пишут, «принес воды Сьерра-де-Монкада в город».

За фонтаном — жилые здания, а до 1875 года там стоял дворец наместника, а затем Королевский дворец — резиденция испанских королей во время посещения Каталонии. В 1875 году он был уничтожен пожаром, а на его месте построили жилые здания.

Рядом со зданием старой таможни стоят два уличных фонаря. Это фонари Антонио Гауди. Когда Городской совет Барселоны заказал ему проект фонарей, он сделал две модели. В 1878 году фонари установили на Королевской площади, а в 1889 году — на Пла-де-Палау. Здесь они проще, чем те, что на Plaza Real: всего три лампы, а украшены перевернутой короной с двумя змеиными головами. Было еще два таких же фонаря у Морского факультета, но, как пишут, они исчезли.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Далее на пути — Французский вокзал. Эту станцию построили в XIX веке как основной вокзал для поездов, прибывающих из Франции, потому так и назвали. Современный вид — результат реконструкции к Всемирной выставке 1929 года. К сожалению, мы не зашли, а его считают самым красивым вокзалом Барселоны. Сейчас это второй по значению вокзал города, так как скоростные поезда отправляются с вокзала Барселона-Сантс.

Целью нашей прогулки был парк Сьютаделья (парк Цитадели), где много интересного, но в прошлый приезд я через него только проходила из зоопарка к метро.

Парк носит такое название, потому что на этом месте почти полтора века стояла крепость, одна из крупнейших в Европе. Эту крепость в 1716–1729 годах приказал построить король Филипп V Бурбон, захвативший Барселону в 1714 году во время Войны за испанское наследство. Она была нужна ему, чтобы удержать власть. Снесли крепостные стены только в 1869 году, когда крепость утратила военное значение, но некоторые сооружения сохранились.

В парк ведет двое ворот. Со стороны Пасео де Пикассо ворота украшены скульптурами по обе стороны от входа. Это, как обычно, аллегории: «Сельское хозяйство» с гроздью винограда слева и «Море» с якорем справа.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Рядом с входом стоит небольшой «Фонтан четырех детей» (Font dels quatre nens).

Если пройти чуть дальше по Пасео де Пикассо, можно увидеть необычный памятник — «Дань памяти Пикассо», сооруженный в 1983 году: стеклянный куб, в котором старый диван, какие-то стулья, шкафы, простыня. Прочитала фразу о нем, что «не преодолеть ощущение того, что он является контейнером бессмысленного мусора». Я с этим согласна.

А теперь пойдем гулять по парку. Напротив входа установлен памятник испанскому генералу Жоану Приму, военному министру и президенту Совета Министров Испании вв XIX веке. Справа — вход в зоопарк.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Парк Сьютаделья задумывался как парк распространения научных достижений XIX века, поэтому в дополнение к построенным в парке музеям по территории размещались экспонаты научного содержания. Так, был метеорологический парк, от которого сохранилась метеорологическая колонка, на которой были термометр, барометр, гигрометр и солнечные часы. От приборов остались только следы.

Парк не раз перестраивался, так в 1888 году он был местом проведения Всемирной выставки, для этих целей быа проведена самая масштабная его реконструкция. Позже часть выставочных сооружений снесли и снова перестроили. Не буду пересказывать всю историю парка, посмотрим, что в нем есть сейчас.

От старой крепости, существовашей на этом месте, сохранилось здание арсенала, построенное в 1717—1727 гг. После реконструкции здания в нем с 1932 по 1939 год размещался Парламент Каталонии. Потом дворец использовался для иных целей, долгое время здесь был Национальный художественный музей, но с 1977 года снова — Парламент Каталонии.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

В овальном пруду перед Дворцом Парламента установлена скульптура «Отчаяние» Хосепа Лимона, который считается лучшим скульптором каталонского модернизма. Эта скульптура получила премию в 1907 году на Барселонской международной выставке изящных искусств, после выставки ее приобрел в дар музею мэр Барселоны. Сейчас она хранится в MNAC (Национальный музей искусств Каталонии).

От крепости еще сохранилась Военная церковь, построенная в 1727 году, она и сейчас выполняет свои функции. В церкви есть часовня, посвященная Деве Монтсеррат, покровительнице Каталонии, и часовня Девы Лорето, покровительнице авиации.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Рядом с нею — бывший губернаторский дворец, также построенный в 1727 году. Сейчас это средняя школа.

В парке много самых разных скульптур и памятников историческим личностям, это своего рода музей под открытым небом.

Вот, например, памятник «Каталонским волонтерам» работы скульптора Хосепа Клара, установленный в парке в 1936 году. Эта скульптура — дань памяти добровольцам, сражавшимся за Францию в Первой мировой войне.

Здесь есть пруд с различными водоплавающими: как пернатыми, так и любителями катания на лодках.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Зеленых попугаев в парке не меньше, чем голубей.

«Зонтик» (Umbráculo) — оранжерея для тропических растений оригинальной конструкции построена в парке в 1883—1884 гг. Автор — архитектор Хосе Фонцере Местре, построивший много различных зданий в Барселоне.

Фонтан на тему басни Эзопа «Лиса и аист» стоит в парке с 1884 года.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Молодежь развлекается как может: кто вниз головой висит, кто по проволоке ходит.

Начало марта не лучшее время для тех, кто ждет цветения, но зато еще голые деревья не мешают фотографировать архитектуру. Трехпролетная теплица с открытым центральным коридором построена в 1883—1887 гг. Сейчас ее используют как зал для временных выставок.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Музей Марторелла, открытый в 1882 году, — первое здание Барселонского музея естественных наук, здесь размещалась геологическая коллекция музея. Сейчас это библиотека музея.

«Замок Трех Драконов», самое красивое здание в парке, было на реставрации, я его почему-то не сфотографировала, только «Детский фонтан» (1893 г.) перед ним.

Вот этот скульптурный коллаж — «Посвящение универсальной выставке 1888 года» работы Антони Клаве установили в парке в честь столетия этой выставки.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Музыкальная беседка, построенная в парке в 1884 году, сейчас называется «Беседкой транссексуалки Сони» (Glorieta de la transexual Sonia), в память об убитой здесь в 1991 году нео-нацистами транссексуалке.

А мне нравится вот этот замечательный мамонт (Mamut), изготовленный из железобетона в 1907 году. Образцом послужили найденные в 1901 году в Сибири останки мамонта. В парке собирались установить серию фигур доисторических животных, но изготовили только мамонта.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

К Большому каскаду подошли, когда свет вообще был уже никакой, да и сам он был то ли на реставрации, то ли просто готовили к сезону. Построен он в 1875–1888 годах по проекту Хосе Фонцере Местре, того, кто построил оранжерею «Зонтик». Солидное сооружение, чего тут только нет! Но разглядывать детали у нас сил уже не было.

Вышли из парка через ворота со стороны Пасео де Пухадес. Здесь ворота также украшают аллегорические изображения «Торговли» (слева) и «Промышленности» с зубчатым колесом (справа).

Бульвар passeig de Lluís Companys шириной пятьдесят метров был построен в 1888 году как подход к Всемирной выставке Барселоны 1888 года. Чуть позже напротив ворот парка установили памятник Франсиско де Паула Руису-и-Таулету, мэру Барселоны, который был главным организатором этой выставки и добился популярности и процветания города.

На постаменте на бронзовых щитах — главные проекты, которые были реализованы в период его пребывания на этой должности: парк Сьютаделья, памятник Колумбу, Всемирная выставка и Гран-Виа, одна из главных улиц города. По обе стороны от бюста мэра аллегорические фигуры Труда и Барселоны, которая протягивает мэру пальмовую ветвь.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

Главное здание на проспекте — огромный Дворец юстиции в стиле эклектики, открытый в 1915 году. Его строили более двадцати лет, четыре фасада украшают башни, большое количество рельефов и скульптур. Но рассматривать всю эту красоту под взглядами полицейских не очень комфортно, да и все скрывают деревья.

Вдоль променада установлены великолепные фонарные столбы.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

В начале бульвара — Триумфальная арка, служившая парадным входом на Всемирную выставку 1888 года. Эта арка в стиле нео-мудехар высотой 30 метров, украшенная гербом Испании наверху и гербами испанских провинций, а также различными скульптурными композициями, построена архитектором Жузепом Виласекой.

Здесь многолюдно, рядом станция метро «Arc de Triomf», куда мы и направлялись.

Но сначала сходили посмотреть еще пару интересных зданий. Это здание в стиле модерн бывшей электростанции, которая работала с 1910 до 1977 года. А сейчас это офис энергетической компании.

Рядом Estación del Norte, один из трех автовокзалов Барселоны. Вообще это был Северный железнодорожный вокзал города, открытый в 1862 году и обслуживающий направление на Сарагоссу. Станция была закрыта в 1972 году, прослужив более ста лет, долго стояла большей частью заброшенной.

После реконструкции здесь был открыт спортивный зал, где проходили соревнования по настольному теннису во время Олимпиады 1992 года. В левой части размещается Северный автовокзал Барселоны, а в правой — полицейский участок.

Небольшая прогулка по вечерней Барселоне

На этом мы закончили свой напряженный туристический день и отправились на метро к своему отелю, где присмотрели рядом неплохой ресторанчик для ужинов. Я хотела показать, что интересного можно увидеть на небольшом участке маршрута, который можно совместить, например, с прогулкой по Рамбле, начав от площади Каталонии. Но выбирайте для прогулки другое время суток, если хотите иметь хорошие фотографии.

И не забывайте, что в метро Барселоны билет нужен до конца поездки. Не выбрасывайте по привычке, пройдя турникет на входе, иначе не выйдете!