Турист Алексей А (Aleks-predator)
Алексей А — был 22 апреля 17:21
...

Москва — Россия Май 2021

У западной стены Московского Кремля расположилось отличное место для прогулок и изучения истории. Имя этому месту Александровский сад. Превосходные аллеи, множество интересных памятников, атмосферные фонтаны и конечно же яркость молодой майской зелени — далеко не полный перечень того, что мне удалось увидеть, прогуливаясь здесь.

Александровский сад был торжественно открыт относительно недавно. Произошло это 30 августа 1821 года. До этого здесь протекала река с интересным названием Неглинная. В процессе восстановления после сожжения Москвы, что случилось в Отечественную войну, было принято решение реконструировать центральную часть столицы. Тогда и появился Александровский сад.

Изначально обустроенные здесь сады носили имя Кремлевские, а переименовали сад в Александровский только в 1856 году.

По достопримечательностям Александровского сада

Мы двигались к Александровскому саду со стороны Москва-реки, после посещения памятника князю Владимиру. При входе на территорию встречает большой информационный стенд, где каждый желающий может ознакомиться с полезной информацией.

Перед нами прекрасные узнаваемые стены Кремля из багрового кирпича и две башни. Одна из них Боровицкая, та, что справа. Это же Боровицкие ворота, которые, согласно исторической справке, были одним из первых строений столицы и существовали еще в деревянной крепости Дмитрия Донского. Башня же появилась здесь в 1490 году, когда Кремль становился из белокаменного кирпичным.

Левая башня на фотографии — Оружейная. Также была возведена в 1490 году. Поначалу она носила имя Конюшенной, а современное название закрепилось за ней только в 1851 году. Является объектом культурного наследия России.

Сама эта часть парка представляет собой три практически параллельные аллеи, что тянутся рядом со стеной Кремля. Мы двинулись по средней, где предусмотрены многочисленные лавки для отдыха, а вокруг высажены молодые цветы.

По достопримечательностям Александровского сада

Пройдя вперед, оказываемся сразу между двумя памятниками.

Один из них памятник императору Александру I. Его увидел впервые. Красивый и очень атмосферный монумент первого лица государства. Открыли монумент 20 ноября 2014 года. Как часто бывает, и этот памятник открывался по случаю знаменательной даты — 200-летия победы российской армии над Наполеоновскими интервентами, когда Александр лично въехал в Париж в статусе победителя.

Фигура императора была отлита из бронзового сплава. Установлена на высокий постамент из гранита, выполненного в форме цилиндра. На постаменте виден рельефный герб — двуглавый орел. Если обойти памятник по кругу, то можно наблюдать два барельефа.

По достопримечательностям Александровского сада

Один из них показывает, как наши войска вошли в Париж в 1814 году.

Второй демонстрирует батальную сцену под Лейпцигом, что произошла годом ранее.

Авторами этого шикарного памятника стали С. А. Щербаков, И. Н. Воскресенский, Г. В. Ананьина.

По достопримечательностям Александровского сада

Напротив располагается своеобразная стена, где также запечатлены важные события Отечественной войны 1812 года.

По достопримечательностям Александровского сада

В центре располагаются Михаил Кутузов, Петр Багратион, Денис Денисов, Михаил Барклай-де-Толли. По сторонам мы видим сюжеты известных событий: Бородино и сражение на Березине.

На втором барельефе в центре можно наблюдать встречу императора Александра с преподобным Серафимом Саровским. Здесь же видны барельефы известных Храма Христа Спасителя и Казанский собор в Москве и Санкт-Петербурге соответственно.

Данное место — напоминание всем пришедшим о том вероломном нападении французов на нашу землю и на стойкость духа наших людей, что под грамотным командованием смогли не только дать отпор врагам, но и разгромить его, одержав победу в той страшной войне.

По достопримечательностям Александровского сада

Двигаемся дальше. Впереди ждет Троицкая башня. Была возведена в 1495—1499 гг. Автором стал архитектор из Италии Алевиз Фрязин. Высота башни составляет 80 метров. Это самая высокая башня Кремля. Она соединяется мостом с Кутафьей башней. Войдя в арку, можно пройти дальше.

Справа на стене располагается табличка Защитники Кремля.

По достопримечательностям Александровского сада

Далее доходим до Романовского обелиска. Монумент посвящен 300-летию дома Романовых. У памятника интересная история. Он был установлен здесь более ста лет назад. Однако после прихода к власти большевиков его переделали в монумент, посвященный деятелям, что боролись за права и освобождение трудящихся. После смены строя на сегодняшний попытка новой реконструкции не удалась. В итоге сегодня здесь можно лицезреть новый обелиск, что выполнен из гранита и является неточной копией того, что стоял здесь раньше.

За обелиском виднеются сразу два знаковых места. Ближе — Грот Руины, он же Итальянский грот, что является искусственно созданной пещерой. Это символ возрождения столицы после сожжения ее Наполеоном. Грот возвели в начале 1820-х гг. В 19 веке такие искусственные гроты вообще были популярны. Сегодня это своеобразный памятник культуры.

За ним высится Средняя Арсенальная башня. Получило свое название после возведения по соседству Арсенала в начале 18 века. Высота строения достигает 39 метров. После пожара в Москве в 1812 году была отреставрирована по проекту Осипа Бове. Он, к слову, являлся и автором проекта Грота Руины.

По достопримечательностям Александровского сада

Дальше встречает путников история Великой Отечественной войны. Видим мемориал Города-герои и города воинской славы. Каждое название — это своя неповторимая история. Сколько страданий пришлось пережить жителям этих населенных пунктов, когда немецкие войска атаковали их.

Каждая тумба имеет нанесенную надпись названия города. Всего их 11 (Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Севастополь, Одесса, Керчь, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск), а 12-ая посвящена Брестской крепости.

По достопримечательностям Александровского сада

Городов воинской славы 45. Их названия расположены на длинной гранитной стеле: Белгород, Курск, Орел, Владикавказ, Малгобек, Ржев, Ельня, Елец, Воронеж, Луга, Полярный, Ростов-на-Дону, Туапсе, Великие Луки, Великий Новгород, Дмитров, Вязьма, Кронштадт, Наро-Фоминск, Псков, Козельск, Архангельск, Волоколамск, Брянск, Нальчик, Выборг, Калач-на-Дону, Владивосток, Тихвин, Тверь, Анапа, Колпино, Старый Оскол, Ковров, Ломоносов, Петропавловск-Камчатский, Таганрог, Малоярославец, Можайск, Хабаровск, Старая Русса, Грозный, Гатчина, Петрозаводск, Феодосия.

Удалось побывать и у Могилы Неизвестного солдата, где всегда достаточно тихо. Люди собираются сюда, чтобы отдать дань памяти всем погибшим людям, что подарили нам мир. Здесь же ежечасно можно видеть смену караула. Это интересное и завораживающее зрелище.

По достопримечательностям Александровского сада

За мемориалом высится самая массивная башня Кремля — Угловая Арсенальная. Построена архитектором Солари в 1492 году. Стала завершающим компонентом оборонной линии. С этой башни можно было контролировать переправу через Неглинную к Торгу.

Затем отправляемся в другую часть Александровского сада. Это фонтанный комплекс, где можно наблюдать интересные памятники. Здесь присутствуют работы известного Зураба Церетели.

Можно увидеть узнаваемых героев сказок, среди которых Жар-Птица, старик с Золотой рыбкой, медведь и волк, утка с утятами, Царевна-лебедь, Иван-царевич и Царевна-лягушка, журавль и лиса.

Это отличное место, где можно прогуляться в теплое время года и насладиться прохладой воды.

По достопримечательностям Александровского сада

Чуть дальше располагается «Гейзер» и «Времена года». У фонтана своя отдельная чаша, где тысячи брызг вырываются будто из-под земли перед резвыми конями, каждый из которых является символом определенного времени года.

Также заинтересовала фигура темного цвета, что расположена здесь же недалеко. Это памятник священномученику Ермогену патриарху московскому и всея Руси. Открыли монумент в мае 2013 года. Случилось это по случаю столетнего юбилея канонизации и причислению мужчины к лику святых. Авторами монумента выступили скульптор Салават Щербаков и архитектор Игорь Воскресенский.

Скульптура в высоту около четырех метров. Это бронзовый сплав.

По бокам мраморного постамента также, как и на многих других памятниках, можно увидеть пару атмосферных барельефов.

По достопримечательностям Александровского сада

Один из них — избрание на престол Михаила Романова.

Второй — отказ Ермогена склониться и присягнуть Владиславу, королевичу польскому.

По достопримечательностям Александровского сада

За памятником есть площадка, что увенчана стелой, где можно узнать о создании монумента. Гласит надпись о том, что памятник решили возвести в 1910 году с поддержкой святейшего правительствующего синода. Осуществили же установку при благословении патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2013 году.

Ермоген являлся тем, кто благословил освободительное ополчение Минина и Пожарского от поляков во времена Смуты. Поляки же после этого поспособствовали свержению Ермогена и заключению в Чудовом монастыре.

По достопримечательностям Александровского сада

Затем выдвигаемся в сторону Манежной площади. Пройти можно под струями фонтана, что отрегулированы так, будто идешь под водным навесом. Детей здесь очень много. Они так и норовят попасть под струи в момент, когда они на некоторое время отключаются, теряют давление, тем самым роняя свою воду прямо на проход.

Здесь также можно увидеть красивые фонтаны.

По достопримечательностям Александровского сада

На втором выделяется скульптура Георгия Победоносца. И это не просто фонтан. Это «Часы Мира». На стекле нанесены сектора. Их 24. Здесь же присутствует карта Северного полушария нашей планеты. Если правильно сопоставить данные и отыскать нужный город на карте, то можно увидеть, который сейчас там час. Интересное строение, которое несомненно стоит увидеть.

Сама Манежная площадь несколько раз меняла свое название, располагаясь в одной из древнейших частей столицы нашей страны. Люди жили здесь уже, начиная с 12 века. Здание Манежа было возведено в 1817 году. Здесь велись тренировки, проводились выставки, устраивались концерты. Вокруг располагались многочисленные дома. Когда начали строить метро, отсюда убрали многие постройки. Освободилась большая территория, что и назвали Манежной площадью. Уже после Перестройки здесь возвели «Охотный ряд».

По достопримечательностям Александровского сада

Ни разу не пожалел об этой интересной прогулке. Рядом с Кремлем есть масса интересных мест и памятников, которые стоит посетить, чтобы насладиться архитектурой, необычными решениями создателей, а также прочувствовать монументальность этого места, сердца столицы и всей нашей страны.

Цикл материалов "Яркие майские праздники 2021"

1. Цветение сакуры в Бирюлевском дендропарке
  17. В Люберецком парке на майские праздники
  18. Ангел мира в лучах майского солнца
  19. Винтокрылая военная машина — памятник в Люберцах

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм