Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 21:35

Саратовская область — Россия Ноябрь 2021

Два самых известных немецких храмов Левобережья Волги находятся в Зоркино и Липовке. В Зоркино мы уже побывали Величественная немецкая кирха в Цюрихе, теперь наш путь лежит в Липовку.

По дороге в Липовку заглянули еще в несколько бывших немецких поселений.

1. Красный Яр.

Колония Вальтер была создана 20 июля 1767 года. Русское название — Красный Яр.

Деревянная кирха была построена в Красном Яре в 1815 году, затем появилась новая, тоже деревянная, кирха в 1861 году. 9 февраля 1934 года она была закрыта, а в 1980-е годы была снесена.

Поэтому мы приехали сюда смотреть не на кирху, а на паровую мельницу А. А. Шардта, построенную в 1907 году.

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

Дата постройки здания выложена под крышей на боковом фасаде, а буквы с фамилией владельца, находившиеся там же, не сохранились.

Когда-то в селе были также водяная и 10 ветряных мельниц. Но от тех не осталось и следа.

А вот старинные здания частью были снесены, а частью сохранились.

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

За старым деревянным зданием притаилась кирпичная бывшая школа счетоводов,

а на этой фотографии в середине здание, где в октябре — декабре 1941 года размещался штаб Десятого воздушно-десантного корпуса,

который был переформирован с 3 по 7 августа 1942 года в 41-ю Гвардейскую стрелковую Корсуньско-Дунайскую ордена Суворова II степени дивизию, которая воевала до конца войны и 8 мая 1945 года встретилась с союзниками в районе Вайдхофен (Австрия).

2. Подстёпное.

Двигаясь вдоль Волги, только в противоположном течению направлению, мы добрались до Подстёпного.

Немецкая колония Розенгейм (Rosenheim) была основана 27 июля 1765 года. Русское название Подстёпное.

В самом начале при основании колоний за счёт казны было построено 24 деревянных церкви, в том числе в Розенгейме.

Построенная в 1821 году деревянная кирха была уже за счет селян. Вот только в 1876 году после пожара она была снесена. Нынешний храм был построен в 1884–1886 годах.

Получился красивым в классическом стиле. С трёх сторон находились массивные колонны, которые дожили до нашего времени.

Вид спереди.

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

Обратите внимание, что сохранился плиточный пол при входе и дубовые деревянные двери.

Боковые фасады здания, как слева,

так и справа также украшены колоннами.

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

Лишь позади никаких колонн нет.

4 апреля 1935 года было принято решение о закрытие храма. Затем здесь располагался клуб, но видимо клуб стал не нужен в условиях постоянного оттока молодёжи из села в город.

Сохранность храм достаточно хороша, несмотря на выбитые окна. На месте крыша и внутри не слишком много разрушений.

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

Сохранились деревянные перила на балконах на втором этаже, которые были предназначены для незамужних девушек и неженатых парней.

Есть даже лестница на второй этаж, но мы не рискнули по ней подниматься, можно и шею ненароком сломить.

Рядом с лестницей, практически позади входной двери пол разворочен. Может клад кто-то искал.

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

Примечательный факт. Хотя храм был лютеранским, но именно в нём летом 2002 года в был совершен католический молебен. К нём участвовало более 100 молодых католиков со всей России. Они просили прощения у предков за поругание и разрушение этой кирхи и еще тысяч церквей всех конфессий.

Специально старых немецких домов мы здесь не искали, но встретился нам такой дом по пути.

Часть домов было перестроено и их уже не узнать.

3.Старицкое.

Немецкая колония Рейнвальд ((Reinwald) была основана 14 июля 1766 года. Также именовалась Рейнгольд и Горнус. Рууское название — Старица. С 1942 года село называется Старицкое.

Первые несколько церквей были деревянными. Первая была построена в 1791 году, затем строились в 1835 и 1865 годах. В 1913 году в селе была построена каменная церковь, которая сохранилась до сих пор. Единственно здание потеряло колокольню и спрятало свой красивый кирпичный цвет под слоем белой краски.

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

Закрашены и красивые окна.

Как и в Подстёпном с трёх сторон имеются колонны,

включая центральный вход.

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

22 ноября 1933 года храм был закрыт. Ныне здесь размещается Старицкий Дом досуга — филиал Дома культуры, который был закрыт. В Саратовской области был объявлен локдаун. Прикололи надписи.

С масками мы как-то уже свыклись, а вот с другим нововведением — как-то нет. Интересно стало как здесь QR-код будут проверять.

Вокруг кирхи -множество старинныйх домов. Перед входом — целая улочка,

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

на фоне которой выделяется вот этот дом.

Со стороны трассы, откуда мы приехали — вот такой хитрый домик.

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

С другой стороны от кирхи находится сквер, в котором установлен памятник комсомольцу Якову Веберу, который погиб от рук кулаков в 1929 году.

Никакой информации я о нём не нашел.

Позади памятника — старинное кирпичное здание школы

По следам погибшей цивилизации. Красный Яр, Подстёпное и Старицкое

и старое деревянное здание.

Какое из окружающих бывшую кирху зданий является кистератом — определить не смог.

Кистер у протестантов — смотритель храма, отвечающий за имущество церкви. У кистера хранятся ключи от церковных зданий и священные сосуды. Он открывает и закрывает церковь, зажигает свечи, осуществляет подготовку к литургическим песнопениям, следит за колоколами, ухаживает за алтарём.

Мы прощаемся со Старицким и отправляемся в Осиновку. С 1820 года община Рейнвальда вошла в евангелическо-лютеранский приход Рейнгардт (Осиновка). А до 1820 года колония Рейнвальд относилась к приходу Розенгейм (Подстепное), где мы побывали чуть ранее.

Цикл материалов "Немцы Поволжья"

1. Немцы Поволжья. Саратов. Часть 1. Почти забытая память
  2. Немцы Поволжья. Маркс
  3. Бронзовая императрица Екатерина Вторая
  4. Величественная немецкая кирха в Цюрихе
  5. Павловка. О немецком прошлом напоминают лишь отдельные дома, зато здесь побывал Президент России
  6. Немцы Поволжья. Энгельс
  18. По следам погибшей цивилизации. Диттель — Алёшники
  19. Небольшой вояж в село Золотое
  20. Бывшее село Гримм

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия