Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 17:55

Маркс — Россия Май 2014

Город Маркс был второй столицей Трудовой коммуны немцев Поволжья, которая впоследствии стала АССР Немцев Поволжья. Как появились немцы в середине России, в тысячах километров от Германии, и при чём тут город Маркс?

Одним майским днём я сел на рейсовый автобус и отправился в город Маркс. Походил по его улицам, посмотрел, что осталось от старого города.

Связи между русскими и немцами уходят корнями в далёкое прошлое.

Но на Волге немцы появились благодаря российской императрице Екатерине Второй. Согласно двум указам от 1762 и 1763 годов заселению иностранными гражданами подлежали плохо обжитые регионы России. Наряду с царскими комиссарами для организации переезда людей в Россию были привлечены вербовщики, как бы сказали в настоящее время — частные предприниматели, на возмездной основе за деньги и земельные участки, рекламирующие привилегии и льготы для переезжающих. Одним из таких вербовщиков был барон Фердинанд де Кано де Борегард. Именно им было основано 27 августа 1766 года поселение, названное в честь Екатерины II — Екатериненштадт (немецкие колонисты называли своё поселение Katharinenstadt). Был период в истории города (с 1871 по 1915 год), когда он носил второе неофициальное название в его честь — Баронск.

О том, что город Маркс был основан благодаря указу Екатерины II, напоминает сквер и памятник.

Немцы Поволжья. Маркс

Эта вторая попытка увековечить память российской императрицы на главной улице города Бронзовая императрица Екатерина Вторая. Но площадь, где раньше находился памятник, застроена и пришлось размещать его на новом месте. В краеведческом музее Маркса находится свой вариант скульптуры,

а также портрет Екатерины II.

Очень часто немецкие поселения строились по следующему принципу: на центральной площади возводился храм и от этой площади отходили улицы. Не стал исключением Екатериненштадт. Примечательно, что первоначально в Екатериненштадте поселились только люди евангелистического вероисповедания. При этом город делился на две части: лютеране жили с южной стороны от церковной площади, а реформаты — с северной. Граница проходила по центральной улице, идущей перпендикулярно Волге, ныне носящей имя Ленина. Уже в 1768 году на площади был возведён деревянный лютеранский храм, а в 1846 году на его месте появилась красивая каменная церковь Святой Троицы. Этот храм сохранился до наших дней. Когда я первый раз увидел его, то принял за театр.

Немцы Поволжья. Маркс

Только крест на крыше показывает, что это не так. В 1929 году храм был закрыт. В 1995 году храм был возращён лютеранской общине и нем снова проводятся службы.

В храме находится мемориальная доска, посвященная Элеоноре Александровне Гердт,

которая создала и возглавляла Немецкий культурный центр, сделав многое для возрождения лютеранской общины Маркса.

Немцы Поволжья. Маркс

Сохранился дом пастора, построенный в начале прошлого века, и даже не особо изменился с давней поры.

Правда прежних хозяев там нет, а в советское время там квартировала библиотека.

Екатерининенштадт был одним из немногих немецкий поселений, в котором была православная церковь. Правда старое здание в прошлом веке было снесено и на его месте находится молельный дом мормонов и парк.

Немцы Поволжья. Маркс

А вновь построенный православный храм находится в некотором отдалении от старого.

Третьим после лютеранской кирхи и православной церкви в Екатериненштадте появился католический храм. Находился он недалеко от лютеранского. После революции в церкви размещался кинотеатр «Октябрь», его снесли в 1985 году.

Благодаря помощи Германии уже в постсоветское время был построен новый католический храм, правда уже не в центре, а на окраине Один из первых католических храмов, открытых в России после 1917 года.

Немцы Поволжья. Маркс

Мало кто знает, что транзитом через Баронск в 1837 году проезжал будущий император Александр II вместе со своим воспитателем поэтом Василием Андреевичем Жуковским.

Сохранился до нашего времени и даже расширился механический завод земледельческих машин и орудий Фридриха и Карла Шеферов, построенный в 1880 году. Мастерские братьев Шеферов были национализированы в 1919 году, в 1924–1926 годах здесь выпускался первый советский колёсный трактор «Карлик» конструкции балаковского изобретателя Я. В. Мамина. Об этом напоминает памятник возле проходной завода «Волгодизельаппарат», основанного на месте завода Шеферов,

В 1915 году Екатериненштадт, который неофициально стали называть с 1870 года Баронском, получил новое имя Екатериненград. Произошло это благодаря указу императора Николая II от 13 марта 1915 года «о борьбе с немецким засильем». Населённые пункты, имеющие немецкие названия, были переименованы.

Во время после революционных событий русское название как-то затерялось и город опять стал зваться Екатериненштадтом. В память о тех суровых днях сохранился памятник погибшим красноармейцам в борьбе с контрреволюционными бандами в годы установления Советской власти в 1918–1921 годах по Марксштадтскому уезду.

Немцы Поволжья. Маркс
Большинство фамилий на нём немецкие. Памятник был установлен на кладбище, а сейчас здесь городской парк.

В мае 1919 года Екатериненштадт стал второй столицей автономной области немцев Поволжья (после Саратова) и был ею по 24 июля 1922 года. В это же время название города снова поменялось. С 1919 по 1920 райком и обком РКП(б) немцев Поволжья возглавлял Пётр Иванович Чагин (1898- 1967). Ярый большевик Чагин посчитал старорежимным название в честь императрицы и предложил назвать город Марксштадтом в честь великого Маркса. Партийная элита области выступила категорически против. Как гласит местное предание — поддержал идею о переименовании никто иной как Владимир Ильич Ленин. Чагин отправился по партийным делам в Москву и во время встречи с Лениным аккуратно подсунул вождю революции местную газету, которую кстати сам и редактировал в дополнение к партийному руководству. В газетной статье говорилось о переименовании города. Ленин пробежав глазами материал — бросил фразу: «Будьте достойны имени Маркса!» Добро на высшем уровне таким образом было получено и противники переименования посрамлены. Сохранилась фотография Чагина вместе с Сергеем Есениным, с которым большевик был настолько дружен в 1924–1925 годах, что поэт в сборнике стихотворений «Персидские мотивы» написал с посвящение: «С любовью и дружбою Петру Ивановичу Чагину». Существует легенда, что имя героине известного стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» поэт дал в честь своего друга, а в первоначальном варианте героиня звалась Чагинэ. Большевик дал новое имя городу, а поэт назвал персиянку в честь этого большевика.

О былой «столичности» города напоминает, пожалуй, лишь здание музея. В марте 1919 года Марксштадтский краеведческий музей получил статус государственного и фактически стал первым музеем Республики немцев Поволжья. Трудна была судьба у музея, перед Великой Отечественной войной он был закрыт, многие редкие и уникальные экспонаты испарились в неизвестном направлении. Вновь музей был открыт лишь в 1991 году, для посетителей — в 1995 году. Здание в стиле эклектика, в котором разместился музей, до революции принадлежало Торговому дому «Карле и сыновья».

Немцы Поволжья. Маркс

Памятник герою Советского Союза Венцелю Вольдемару Карловичу, получившего золотую звезду под именем Венцова Владимира Кирилловича, на «Аллее героев»

Венцов Владимир Кириллович , настоящее имя (Венцель (Wentzel) Вольдемар Карлович (1924 -1943) — уроженец села Орловское. Один из 15 немцев, удостоенных звания Героя Советского Союза за борьбу против фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Был вынужден сменить имя, звания Героя Совесткого Союза удостоен посмертно 15.01.1945 года. Погиб 25 сентября 1943 года в бою за плацдарм при форсировании реки Днепр у поселка Любеч на Украине.

возвращает нас к событиям Великой Отечественной Войны и тяжкой судьбе немцев в тот период.

Во время Второй Мировой войны повторилась как и во времена Первой Мировой войны судьба немцев, только более жестоко, не только Поволжья. Депортация гражданских поволжских немцев была осуществлена в период с 3 по 20 сентября 1941 года. Я об этом рассказывал в материале Память о депортации немцев в СССР. В это же время была издана Директива Народного Комиссара Обороны СССР № 35105 от 8 сентября 1941 года об изъятии с фронта военнослужащих — немцев.

Многие боевые командиры писали ходатайства об оставлении в войсках боевых офицеров и квалифицированных специалистов из числа немцев. В это же время начались смены имён и фамилий на русские, украинские, азербайджанские, для того чтобы попасть или остаться на фронте и воевать с фашистами. Сменил свои паспортные данные и Венцель.

В 1942 году приставка"штадт» в названии города была отброшена и город стал просто Марксом, с немецким названием и без немецкого населения.

Пройдёмся по улицам Маркса. Фактически только лютеранская кирха, а также некоторые памятники напоминают о бывшем немецком прошлом города. Нельзя же считать названия улиц в честь немецких революционеров Маркса, Энгельса, Либкнехта атрибутами только города Маркса.

Хотя много сохранилось старых зданий, которые обложили кирпичом, но мало кто помнит об их хозяевах.

Известными хлебными магнатами были братья Сабельфельд. Здание, где жили Сабельфельды сохранилось до наших дней, в нём находится ЗАГС с 1970 года. Во времена Республики немцев Поволжья в здании располагался педагогический техникум, затем — родильный дом, больница, позже — детская больница.

Немцы Поволжья. Маркс

Даже в страшном сне не могло присниться главному полицмейстеру — начальнику полиции Кремеру, что перед его домом

будет стоять бюст немецкого революционера Карла Маркса.

Не думал -не гадал один из самых богатых купцов города Кернер, что придётся ему срочно в 1917 году уезжать из родных мест на родину предков, а в здании торгового дома «Кернер и сыновья» разместится кантонный (позже районный) комитет партии. Сейчас здесь музыкальное училище.

Немцы Поволжья. Маркс

Благополучно дожили до наших дней магазин

и жилой дом купца Миллера.

А здание, где в советское время располагался горисполком, использовалось раньше для нужд купеческого собрания Екатериненштадта.

Здания аптеки

и банка

сохранились и по сию пору. Правда в здании аптеки уже давным- давно другое учреждение, да и банк совсем другой — постсоветского разлива.

В бывшей усадьбе Кенингофта расположились мировые судьи.

Немцы Поволжья. Маркс

Помимо религии в сохранении своей самобытности немцев в России играли большую роль школы, в большинстве из них до 1891 года обучение производилось на немецком языке. Сохранились до нашего времени здания, построенные в начале прошлого века под учебные заведения: мужская гимназия,

земское училище,

женская гимназия,

центральное русское училище.

Великолепная архитектура и добротность зданий говорит о зажиточности и высоком самосознании поселенцев. Неграмотных среди них практически не было. Большинство зданий дореволюционного города были одно или двухэтажные.

Во время прогулок по городу можно увидеть как деревянные дома

Немцы Поволжья. Маркс

, так и старинные кирпичные.

А есть и такие весёлые домики.

А вот кладбищенским памятникам не повезло. От них и от склепов практически ничего не осталось.

Немцы Поволжья. Маркс

Ведь могилы долгое время были брошены на произвол судьбы. В настоящее время в Марксе проживает около 5% немцев, многие немцы уехали в Германию, другие ассимилировались на бескрайних просторах бывшего СССР.

Я же успеваю на последний автобус и возвращаюсь в Саратов.

Цикл материалов "Немцы Поволжья"

1. Немцы Поволжья. Саратов. Часть 1. Почти забытая память
  2. Немцы Поволжья. Маркс
  3. Бронзовая императрица Екатерина Вторая
  4. Величественная немецкая кирха в Цюрихе
  5. Павловка. О немецком прошлом напоминают лишь отдельные дома, зато здесь побывал Президент России