Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 17:19

Золотое — Россия Октябрь 2021

Чудили во времена Советского Союза с административно-территориальным делением. Село Золотое было основано беглыми людьми в 1563 году, на 27 лет раньше города Саратова и является одним из старейших поселений современной Саратовской области.

Немцы появились на берегах Волги значительно позже, да и не было их много в селе. В 1926 году — 71 человек из общего числа в 6 083 человека. Но Золотое со всех сторон было окружено немецкими деревнями и поэтому после революции вошло в состав Республики немцев Поволжья.

Когда мы ездили по Красноармейскому району По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое, то решили заглянуть в село Золотое.

Небольшой вояж в село Золотое

Вокруг села много холмов и оврагов.

Когда едешь в Золотое, то они вьются вдоль дороги с двух сторон.

Небольшой вояж в село Золотое

Существует 3 легенды о происхождении названия села.

В первой фигурировали разбойники, которые грабили караваны купеческих судов, а на близлежащей горе делили награбленное золото. Не зря же в 73 километрах от села находится знаменитый утёс Степан Разина Есть на Волге утёс… Любимая гора разбойников стала называться Золотой, да и село также.

Во второй легенде рассказывается о кладе золотых монет, найденном в речушке, впадающей в Волгу, недалеко от села.

Третья легенда посвящена императрице Екатерине Второй, которой понравился восхитительный восход, когда она проплывала на корабле мимо и воскликнула: «Какое прекрасное Золотое село!»

Собственно говоря, у нас было две основных цели в селе: посмотреть на старинный храм, а заодно устроить небольшой пикник на берегу Волги.

Первая деревянная церковь появилась одновременно с возникновением села, а в 1834 году на её месте появилась церковь Троицы Первоначальной. Была она посвящена победе российского оружия над Наполеоном. Была в селе еще Покровская церковь, но она сгинула во времена борьбы советской власти с церковным дурманом. Церковь Троицы Первоначальной особо не пострадала после своего закрытия, а в 1989 году была возращена в лоно православной церкви.

Когда мы приехали к храму, то его двор был закрыт.

Небольшой вояж в село Золотое

Мы всё же прошли вовнутрь двора и обошли церковь со всех сторон.

Так выглядит центральный вход.

Небольшой вояж в село Золотое

На стенах вверху расположены цитаты из Священного Писания.

Храм требует ремонта.

Небольшой вояж в село Золотое

На стенах церкви я обнаружил две фрески.

Одна из них посвящена Николаю Чудотворцу, что не удивительно, ведь в храме — два предела: Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы.

А вот вторая фреска посвящена уроженцу здешних мест, который родился в семье псаломщика Троицкой церкви.

Епископ Виктор (в миру Константин Александрович Островидов; 1875 — 1934) — епископ Русской православной церкви. Прославлен как священноисповедник Русской православной церковью заграницей (1981) и Русской православной церковью (2000).

После прогулки вокруг храма мы отправились к берегу Волги. Многие дома в селе — деревянные.

Небольшой вояж в село Золотое

Долго искали, пока не нашли пологий спуск.

Возле Золотого ширина Волги составляет 14–16 километров, противоположный берег практически не виден.

Небольшой вояж в село Золотое

Берега в районе села образуются меловыми отложениями.

Ниже по течению находится знаменитое Синее Лбище, но туда мы не добрались.

Небольшой вояж в село Золотое

Перекусив на берегу, отправились в дальнейший путь. Не доезжая храма, встретили две машины, которые также искали берег Волги, помогли им.

На выезде из села обратили внимание на старинную водонапорную башню.

Небольшой вояж в село Золотое

Это сейчас промышленность села как и многих других мест умерла, но сто лет назад всё было по другому. На местный кирпичный завод, вода на который подавалась, здешним механическим водопроводом. Водопровод был построен в 1909 году, а водопроводная и часть чугунных труб действуют до сих пор. Умели строить наши предки!

Когда мы проезали мимо башни, то обратили внимание на деревянную часовню и кладбище позади неё.

Небольшой вояж в село Золотое

Часовня во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия была построена «В дань уважения все живущим ветеранам и в память ушедшим от нас».

Освящена часовня 9 декабря 2015 года епископом Балашовским и Ртищевским Тарасием.

Небольшой вояж в село Золотое

На кладбище виднелся высокий памятник, решил подойти к нему поближе.

Этот памятник

установлен в память о солдатах, умерших от ран в эвакогоспитале в 1942–1943 годах и захороненных в братской могиле.

Небольшой вояж в село Золотое

Автор памятника — местный скульптор.

После кладбища мы отправились в дальнейший путь к Красноармейску по грунтовой дороге.

Небольшой вояж в село Золотое

Во время поездки проехали мимо карьера

и интересного сооружения, видимо ХПП.

Небольшой вояж в село Золотое

Цикл материалов "Немцы Поволжья"

1. Немцы Поволжья. Саратов. Часть 1. Почти забытая память
  2. Немцы Поволжья. Маркс
  3. Бронзовая императрица Екатерина Вторая
  4. Величественная немецкая кирха в Цюрихе
  5. Павловка. О немецком прошлом напоминают лишь отдельные дома, зато здесь побывал Президент России