Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:20

Саратовская область — Россия Октябрь 2021

После Усть-Золихи По следам погибшей цивилизации. Луганское и Усть-Золиха мы отправились в Каменку.

1. Каменка.

После поворота с трассы на Каменку мы попали на аллею вдоль трассы, что в здешних степных местах достаточно редкое явление.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Но вот мы в селе, которое было основано 6 июля 1765 году как немецкая колония Бер (нем. Bähr). Русское название — Каменка.

Вначале нам попался старый дом, напоминающий деревянные дома, которые были присущи немецким зданиям Левобережья Волги.

Затем показался типичные образчики немецкой архитектуры Правобережья Волги из красного кирпича.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

За ними над деревьями была видна часть церкви Святой Марии.

Надо заметить, что немецкое население села составляли в большинстве своём католики и поэтому здешний храм, естественно, был католическим. Построена церковь была в 1907 году в неоготическом стиле.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Эта церковь была в Каменке не первой.

Первые церкви были деревянными церковь, построены в 1797 году и в 1832 году. В 1890 году с церковью что-то произошло, краеведы предполагают, что она сгорела. Верующие собирались в простом деревенском дому, приспособленном для проведения церковных служб. Следующая церковь появилась лишь в 1907 году, эта была красавица, которая даже в обезображенном виде сохранила свою красоту.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Вокруг храма была оборудована дорогая железная ограда, от кторой не осталось ни следа. Лишь невысокие кирпичные приступки обозначают место, где была ограда.

Возле этого заборчика располагается памятник, посвященный Великой Отечественной войне.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

С двух сторон церковь открыта обзору, а еще с двух к стенах храма вплотную подошли деревья.

Хорошо, что на дворе поздняя осень. Со стороны села видна верхняя часть церкви, а нижняя еле просвечивается сквозь молодую поросль деревцев.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Позади же храма пришлось ломиться через эти деревца, практически джунгли, когда я от памятника решил пройти вовнутрь церкви.

Ступеньки входа здесь покрошились, на них валяются обгорелые деревяшки.

Целая куча сгоревшего дерева и стропил располагается посреди церкви.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Деревянная крыша сгорела еще в 2004 году, но над храмом, как позвонки кита было какое-то подобие стропил крыши. Сейчас ничего не прикрывает бывшие внутренние помещения.

Попытка усмотреть какие-либо фрески ни к чему не привела. Хотя темные места показывают места, где они были еще в начале века.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Удивительно, что часть рам сохранилась и даже подобие узоров наблюдается.

Многих дверей нет, но в одном из проёмов часть двери сохранилась, хотя достаточно разодранного вида.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Зато удивляло число сохранившихся небольших куполов с крестами.

Утверждают, что кресты эти сделаны из рельсов, может посему до сих пор сохранились.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Если фотографировать только некоторые части здания, то можно подумать, что и всё остальное в порядке.

Но увы…

Хотя ступеньки с «парадной» стороны не разрушены, в отличие от теневой стороны с ёё «джунглями».

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Да и боковые ступени выглядели вполне нормально.

Сам ходил по ним, никуда не сверзнулся.

Так выглядит стена, позади которой произрастают «джунгли».

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Церковь в Каменке сохранилась получше, чем в Усть-Золихе.

Колокольня высотой примерно с девятиэтажный дом.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

В Саратовской области правил бал локдаун и люди массово стали интересоваться достопримечательностями родного края. Пока мы были в Каменке — приезжали несколько машин, вот одни из туристов.

А с подругами, обеих которых звать Иринами, мы познакомились еще в Усть-Золихе, а затем дружно приехали в Каменку.

Храм в Каменке произвёл на меня очень большое впечатление.

2. Садовое.

От Каменки мы развернулись и по уже знакомой трассе отправились в сторону Саратова, хотя до прибытия в областной центр много еще поездили.

Отставив на время немецкую тему. мы заехали в село Золотое, которое является вторым по численности населенным пунктом Красноармейского района Саратовской области. Здесь мы полюбовались православным храмом XIX века.

Затем, решив не возращаться на трассу, отправились по сельским, неведомым широкой общественности, дорогам в сторону села Садовое.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Спасибо Яндекс-картам, вывели нас к трассе чуть ли не по тропинкам.

Обогнув Красноармейск по окружной дороге, мы выехали на трассу Красноармейск — Садовое и быстро доехали до села. Смеркалось и когда я увидел на высоком холме бывшее здание церкви, то мы поехали сразу туда, не став искать другие старинные немецкие здания.

Это здание храма является одной из двух деревянных лютеранских церквей немецкого Поволжья, доживших, пусть и в искорёженном виде, до наших дней в Саратовской области. Вторая находится в бывшей колонии Нидермонжу, о ней я рассказывал в материале По следам погибшей цивилизации. От Бобровки до Зоркино. Третья находится на территории Волгоградской области. А всего деревянных лютеранских церквей до революции в мсетах проживания немцев Поволжья было более сотни.

Село Садовое было основано 7 сентября 1764 года, как немецкая колония Антон (нем. Anton). Русское название — Севастьяновка. В 1942 году было переименовано в Садовое.

Хотя Антон был одной из первых немецких колоний Поволжья, но церкви здесь долгое время не было, богослужения проходили в молитвенном доме. В 1802 году было принято решение о строительстве Севастьяновской церкви и в 1806 году она была построена.

В 1853 году началось возведение новой церкви на месте старой, в 1856 году она была освящена. В 1888 г. церковь была подвергнута капитальному ремонту.

Но пришло время советской власти. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма 13 марта 1936 года. Храм обкорнали и устроили в нём дом культуры.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

Сбоку хорошо видно следы новых пристроек.

Во дворе находится памятник, посвященный Великой Отечественной войне.

При мерно в сотне метров отбывшего храма находится большой деревянный сарай.

По следам погибшей цивилизации. Каменка и Садовое

На самом деле здесь когда-то размещался деревянный хлебный магазин. Построен он был в начале XX века.

Осенние дни коротки и мы поспешили в Красноармейск, чтобы хотя бы что-то успеть сфотографировать до наступления темноты, благо от Садового до Красноармейска по трассе было всего 12 километров.

Цикл материалов "Немцы Поволжья"

1. Немцы Поволжья. Саратов. Часть 1. Почти забытая память
  2. Немцы Поволжья. Маркс
  3. Бронзовая императрица Екатерина Вторая
  4. Величественная немецкая кирха в Цюрихе
  5. Павловка. О немецком прошлом напоминают лишь отдельные дома, зато здесь побывал Президент России
  6. Немцы Поволжья. Энгельс
  18. По следам погибшей цивилизации. Диттель — Алёшники
  19. Небольшой вояж в село Золотое
  20. Бывшее село Гримм

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия