Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 21:43

Светлогорск — Россия Сентябрь 2021

Четвертый день нашего тура продолжился знакомством с замками. От нашей гостиницы «Раушен», названной так в честь прежнего немецкого названия города Светлогорск, мы едем в сторону поселка Некрасово, рядом с которым сохранился замок Шаакен.

При завоевании Пруссии рыцарями Тевтонского ордена, было построено 40 замков. Замок строился на границе с намеченной к завоеванию территории. После укрепления замка из него совершался военный поход на расстояние не более одного дня пути, а на краю отвоеванной территории строился новый замок. Таким образом за 53 года была покорена вся территория Пруссии.

Из 40 замков 16 полностью утеряны, то есть разобраны на стройматериалы, либо сохранились только фрагменты. 13 замков находятся в руинах, в том числе замки в Черняховске и Советске, мимо которых мы проезжали накануне.

Сохранилось 10 замков, к ним относится Замок в Гвардейсе, который мы увидели из окна автобуса, и Шаакен, который нам предстоит посетить.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Справа на выступе замка видно аистиное гнездо.

По дороге мы видели очень много гнезд аистов на столбах и высоких строениях. Нам рассказали, что если бы мы приехали немного раньше, то увидели бы много аистов.

На месте замка Шаакен была прусская крепость Сакен, построенная на болоте. В переводе с прусского это был Травяной замок. Захватив деревянную крепость рыцари перестроили ее в свой замок в 1270 году. Каменный замок начали строить в 1328 году.

Три раза в этом замке останавливался Петр I, В 1711 и 1712 году вместе с Екатериной, а в 1717 году он заезжал в замок переночевать один.

В XIX и первой половине XX века здесь жили арендаторы, занимавшиеся сельским хозяйством.

Замок мало пострадал во время второй Мировой войны, в нем был приют для детей до 1947 года. Затем замок заняла колхозная конюшня, а также были жилые помещения и подсобки. Без ремонта здание разрушалось. В 1990 году в замке жили переселенцы из бывших республик СССР.

В 2001 был основан немецкий фонд для спасения замка, а с 2005 года совместно с фондом предприниматель Мироненко с энтузиазмом взялся восстанавливать замок, открыл здесь музей. Но в 2011 году Русская православная церковь обратилась с просьбой передать ей замок и он стал собственностью РПЦ. Энтузиаст- предприниматель уехал в Польшу, где сейчас успешно восстанавливает замок на польской территории. Шаакен продолжал вновь ветшать и разрушаться. В 2012 году в замке был пожар. Не желая вкладывать деньги в содержание замка РПЦ сдала его в аренду и сейчас здесь новые энтузиасты отрыли два музея, таверну, проводят развлекательные мероприятия и водят туристов.

Замок окружает кольцевой вал из булыжников, сохранившийся от Прусской крепости.

Парадные залы замка представляют печальное зрелище.

На стенах портреты тех, кто здесь бывал, в том числе Петра I и Екатерины I.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Для начала нам предложили посмотреть Музей инквизиции. Сама я бы в такой музей не пошла, но раз экскурсия… Гид рассказал, что в действительности в замке никогда не было тюрьмы и тем более пыток, это просто экспозиция в подвале замка, которую создали по документам, архивам и книгам.

Спускаемся вниз. Подвальные помещения сохранились хорошо.

В Музее инквизиции представлены орудия пыток, которым подвергались люди, считающиеся еретиками и ведьмами. Рядом со смонтированными орудиями пыток висят фотографии из архивов и названия пытки.

Женщину. считающуюся ведьмой приковывали к позорному столбу.

Конечно, думаешь при осмотре экспозиции: «Как же люди могли дойти до таких издевательств над ближними?» Это средние века… И дошли до этого люди, которые верили в христианские ценности, среди которых: «Не убий».

Наверное, они дошли до таких жестокостей так же, как в XX веке люди дошли до фашизма. Фанатическая вера страшна.

После экскурсии по музею инквизиции нам дали час свободного времени. Осмотрели внутренний двор замка.

Обошли замок с другой стороны.

Заглянули в таверну.

Посмотрели колодец.

С противоположной стороны сохранившихся помещений замка есть две выставки. Первая рассказывает об истории замка и Тевтонского ордена.

Полное название военно-монашеского ордена: Орден Дома Святой Марии Тевтонской. Основан был в конце XII века в Третьем Крестовом походе. В орден могли вступать только немцы, в отличии от орденов Госпитальеров и Тамплиеров. Позднее Тевтонский орден стал называться Немецкий орден.

Первая резиденция находилась на территории Палестины, затем перенесена в Венецию, в 1309 году Великий магистр ордена переезжает в Мальборк.

Девиз ордена: «Помогать- Защищать- Исцелять» . С началом завоевательных походов этот девиз уже не выполнялся.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Символом ордена был черный крест на белом фоне.

В ордене были братья- рыцари, братья- священники, прочие братья (простые воины и монахи). Кроме этого были полубратья (миряне и обслуга) и фамилиары, которые оказывали материальную поддержки ордену и завещали свое имущество.

В музее можно посмотреть рыцарские атрибуты

В другом зале представлены вещи прусского быта.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Так кто же такие пруссаки?

После завоевания Пруссии Тевтонским орденом и создания им государства, началось заселение этих земель немецкими колонистами. В Пруссии было около 10 племен, знать этих племен перешла на немецкий язык. Письменности не было, хотя в селах еще долго сохранялся прусский язык, постепенно он был забыт. Так появились немцы-пруссаки.

В XIII веке было три прусских восстания, жестоко подавленных. Часть населения Пруссии уехала в Литву, Белоруссию.

В голодные годы начала 18 века погибло половина коренного населения этих земель.

Около миллиона немцев считают себя потомками пруссов. Из 16 земель Германии 12 расположены на бывших прусских землях.

Государство Тевтонского ордена существовало до 1525 года, постоянно ввязываясь в войны, их прозвали «рыцари-псы». В 1525 году Великий магистр Тевтонского ордена перешел в протестантизм и сложил полномочия. С 1525 году появилось герцогство Пруссия и это было первое протестантское государство в Европе, которое впоследствии стало Королевством Пруссия.

Сколько же перемен досталось этой земле!

Советское время тоже представлено в музее.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

У входа в замок делаем фото на память.

В 2016 году в прилегающих к замку строениях начала XX века была открыта сыроварня и шоколадная фабрика. После экскурсии по замку мы посетили эти заведения и попробовали сыра и шоколада с бокалом сухого вина.

Обедать мы едем в замок Нессельбек!

Замок был построен в 2011 году с использованием старинных чертежей тевтонских замков. Построить новый замок гораздо легче и дешевле, чем восстановит старинный замок, являющийся памятником культуры.

В замке все как должно быть.

Есть ров, есть пушка.

Даже «разрушения» воссозданы.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Внутри создано настроение рыцарского мира.

Заходим в ресторан.

Вверху изображены гербы всех Великих магистров Тевтонского ордена.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

После обеда в ресторане мы немного погуляли по замку.

Во дворе проводятся шоу- рыцарские турниры.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Очень интересным оказался туалет.

Но если не предупрежденному человеку открыть кабинку, то можно остаться заикой.

В мужском туалете, куда мы сходили на экскурсию, было еще интереснее, там даже была гильотина.

В замке есть Музей пыток, но после Музея инквизиции еще и пытки смотреть, это уже перебор.

При замке есть отель, в котором можно остановится.

На прощание мы сфотографировались всей группой у замка.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Вернувшись в Светлогорск, идем на экскурсию по городу.

Наш калининградский гид Людмила рассталась с нами по дороге из Советска. В Светлогорске над представили нового гида, Ирину. Очень интересно было слушать ее в автобусе, когда она рассказывала про крестоносцев, рыцарей и Тевтонский орден. Но на пешеходной экскурсии было трудно бежать за ней, времени на фотографии не оставалось, наша группа растянулась метров на 100, и мы уже не слышали в наушники, о чем она рассказывает.

В день отъезда я погуляла по городу и зашла в два музея, об этом расскажу отдельно.

С Ириной мы прошли по центру города и по Променаду.

На одном из зданий улицы Ленина макет карты Калининградской области.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Видим Черняховск, Гусев и Советск, в которых мы были накануне. А вот Гвардейск не изобразили, он поменьше. Рядом макет карты Светлогорска.

В центре Водонапорная башня. Вот к ней и идем в первую очередь.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Башня высотой 25 метров построена в 1908 году в стиле модерн. Рядом находится грязелечебница военного санатория.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Как курортный город Раушен стал развиваться с 1820 года, а до этого был небольшим рыбацким поселком.

Светлогорск очень зеленый город, здесь кроме лиственных деревьев много сосен.

В этом небольшом городе есть органный зал.

Католическая капелла «Дева Мария- звезда моря», в которой сейчас расположен органный зал «Макаров», построена на частные средства в 1931 году. В советское время здесь был склад. В 1994 году частная фирма «Макаров» восстановила капеллу и установила орган, изготовленный в Германии.

Центр города выше морского берега на 40 м, к Променаду на берегу ведет лестница в 260 ступенек, построенная в 1973 году.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Внизу лестницы в 1974 году установлены солнечные часы.

Диаметр часов 10 м, на мозаичном циферблате изображены 12 знаков зодиака.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Пляжа в центральной части нет, потому что сильный прибой сносил все строения. На море, перекрытое волнорезами, можно любоваться с набережной.

Прогуливаясь по Променаду доходим до бронзовой скульптуры Германа Брахерта «Нимфа», которая была установлена в 1938 году.

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Во время войны «Нимфа» сильно пострадала, современный мастер Фролов сделал ей раковину из смальтового стекла.

Недалеко от Нимфы еще одна бронзовая скульптура «Ундина».

Тевтонский замок Шаакен и новодел Нессельбек

Ундина- дух воды. Она выходит на берег, сбрасывает хвост, завлекает мужчин и уносит их в воду.

По канатной дороге поднимаемся наверх. Здесь нам показывают скульптуру О. А. Мелихова «Царевна-лягушка». Лягушка еще не до конца превратилась в царевну и видны ее перепончатые лапки.

После экскурсии мы еще немного погуляли по улице Ленина, поужинали в кафе и возвратились в свой отель «Раушен», расположенный на этой же улице.

На следующий день с утра едем на экскурсию в поселок Янтарный.