Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 19:26

Советск, Гусев, Черняховск, Гвардейск — Россия Сентябрь 2021

После трех дней в Калининграде, мы поехали знакомится с другими городами Калининградской области. Первый городом был Гвардейск, до которого от Калининграда около 40 км. До 1945 года Гвардейск назывался Тапиау. По дороге наш гид Людмила рассказывала, как после того, как Калининградская область стала нашей, комиссия по переименованиям работала дни и ночи: надо было в кратчайшие сроки переименовать все города, улицы, площади.

Город Тапиау основан в 1255 году, здесь сохранился старинный замок, только его не на что восстанавливать.

В центре города площадь Победы, недалеко от которой мы останавливаемся.

На площади в 1975 году создан мемориал, в братской могиле захоронено 1900 солдат, погибших при взятии Тапиау.

Калининградское кольцо

В ноябре 2019 года на стене дома появился портрет девушки.

Это снайпер Роза Шанина, которая погибла, провоевав только 10 месяцев и уничтожив 59 фашистов.

В центре площади в 2015 году установлена колонна памяти погибшим в четырех войнах.

С четырех сторон колонны памятные даты.

В Тапиау это была рыночная площадь и здесь проходили все праздники. Сейчас это также центральная площадь города.

Вокруг площади аккуратные отремонтированные немецкие домики.

Храм Святого Иоанна Предтечи действует с 1991 года.

Калининградское кольцо

Здание построено в 1694 году и, конечно, до войны здесь была кирха.

Река Прегори, которую мы видели в Калининграде, течет мимо Гвардейска и мы идем к ней.

Калининградское кольцо

Интересно то, что здесь река разделяется, из Преголи вытекает река Дейма.

Река Дейма является рукавом Прегори, который благодаря притокам стал настоящей рекой длиной 37 км. В 1395 году по приказу главного магистра Тевтонского ордена было изменено русло Деймы, чтобы она огибала замок, с тех пор в Тапиау ее называют каналом. Сам замок, в котором в разное время были приют, тюрьма, СИЗО, мы видели только из автобуса.

Калининградское кольцо

По улице идущей от реки Прегори заходим в Кошкин двор.

Я так поняла, что кошки во всей Калининградской области на привилегированном положении, еще в Калининграде нам показывали кота на крыше дома. Здесь кошки на стенах, окнах и на крышах, конечно, тоже.

Но хватит разглядывать кошек, оказывается нам надо торопиться на концерт!

Подходим к зданию Ратуши, построенной в 1922 году. Сейчас здесь работает Детско-юношеский центр и музей Гвардейска. Останавливаемся перед Ратушей. Ровно в 10 часов под часами из окошек выходят два человечка, и немного поспорив, начинают играть.

После окончания концерта осматриваем памятник Василию Теркину, который установлен у Библиотеки им. Твардовского.

Калининградское кольцо

День победы Твардовский встретил в Тапиау, здесь он закончил последнюю главу Поэмы. Поэтому в библиотеке есть свидетельство о рождении Василия Теркина.

Наш путь лежит в следующий город Калининградской области- Черняховск, до которого от Гвардейска около 50 км.

Знакомство с городом мы начинаем с вокзала.

Железнодорожная линия Кёнигсберг- Инстербург- Гумбиннен- Эйдткунен протяженностью 153 км была открыта в июне 1860 года. Сейчас эта линия связывает города Калининград — Черняховск — Гусев — Чернышевское. Первый железнодорожный вокзал был фахверковым, но вскоре заменен на капитальное здание из светло-желтого клинкера. В 1945 году здание выгорело, было восстановлено в старых стенах в 1952 году.

Город Черняховск и железнодорожная станция названы в честь Дважды героя Советского Союза генерала Черняховского Ивана Даниловича, погибшего 18 февраля 1945 года в возрасте 37 лет. Войска под командованием Черняховского взяли штурмом этот город.

Черняховск почти в три раза больше Гвардейска, из которого мы сюда приехали, его население 39 тысяч, хотя он моложе на 110 лет. В городе сохранилось много исторических зданий.

Детская музыкальная школа

Водонапорные башни, похожие на шахматные фигуры, и пожарная каланча очень украшают город.

Железнодорожная водонапорная башня построена в 1891 году

Если бы не русские вывески, то можно подумать, что мы за границей.

Кошачья тема здесь тоже присутствует.

Другие животные также встречаются, например бычок и медведь.

Живая собачка сопровождала нашу группу весь маршрут, но не захотела позировать. Здесь есть городские кошки и городские собачки, и собаки любят сопровождать группы, шутя их называют «помощник гида».

Мы останавливаемся у Кафедрального собора.

Это здание построено в 1890 году как реформаторская кирха по проекту Фридриха Адлера в новороманском стиле. Высота башни 65,8 м, а двух башен поменьше — 33 м.

После войны здесь был склад, клуб, спортзал. В 1989 году храм передан РПЦ и освящен в 1992 году в честь Архангела Михаила.

В Черняховске есть и католический храм Святого Бруно, построенный в 1902 году.

Храм Святого Бруно

От храмов идем к историческому музею. Перед музеем под открытым небом орудия, которые применяли в боях за эти земли.

Бронетранспортер Первой мировой войны.

По улице Калинина доходим до очередной достопримечательности, которая появилась в 2004 году:

в честь пребывания в городе Петра I в. 1697 году установлен знак Визит Петра.

Калининградское кольцо

Далее доходим до красивой улицы Пионерской,

сворачиваем на нее и идем до сквера.

Калининградское кольцо

В начале сквера памятник воинам императорской армии.

На другом конце сквера памятник Барклаю де Толли, установленный в 2007 году.

Скульптура высотой 4 м стоит на трехметровом постаменте. Барклай де Толли скончался в 57 лет недалеко от Черняховска, сейчас это поселок Нагорное. Вклад этого полководца в победу над Наполеоном неоценим, но не оценен по-настоящему современниками.

Автор скульптуры Суровцев В.А. удостоен звание почетного гражданина города Черняховска за создание этого великолепного монумента.

Площадь носит имя Ленина и напротив величественного Барклая стоит небольшая скульптура Ильича.

Калининградское кольцо

Идем к реке, чтобы увидеть еще одну достопримечательность: Горбатый мост.

Мост построен в 1927 году в виде радуги над рекой Антерапп и вначале назывался Радужным, но все-таки до радуги не дотягивал и его стали называть Горбатым.

После знакомства с этим красивым и интересным городом едем дальше. В 26 км от Черняховска расположен город немного поменьше, который до войны назывался Гумбиннен, а после войны стал Гусев. Город назван в честь Гусева Сергея, геройски погибшего при штурме города Гумбиннен в 26 лет.

Основал Гумбиннен был в 1580 году, он моложе и Черняховска, и Гвардейска на несколько столетий.

Одна из главных достопримечательностей города находится в Агропромышленном колледже, куда мы и едем в первую очередь.

Калининградское кольцо

Здание колледжа в неоготическом стиле построено в 1903 году. Здесь была высшая гимназия для мальчиков.

По красивым лестницам здания, похожего на храм науки, поднимаемся в актовый зал.

Калининградское кольцо

Над сценой актового зала расположена фреска размерами 16 м на 8 м «Встреча зальцбургских эмигрантов с королем Фридрихом Вильгельмом I в. Восточной Пруссии»

Переселенцы приехали сюда за 200 лет до создания фрески из-за гонений за протестантскую веру, которым подвергались в Зальцбурге.

Работа выполнена немецким художником Отто Хайхером в 1913 году к 150 гимназии.

В советские времена фреска была закрашена. В 2008 году реставраторами из Санкт-Петербурга фреска была восстановлена и сейчас является гордостью города.

От колледжа направляемся к Центральной площади города, реконструированной в 2019 году по поекту «Русская победа спасла Париж», посвященному победе русской армии под Гумбинненом в августе 1914 года. На площади установлена шестнадцатиметровая стелла, на вершине которой бронзовая позолоченная скульптура Ангел-Хранитель мира.

Самым большим украшением площади является Храм Всех Святых памяти павших в Первой мировой войне. Храм построен в 2016 году по проекту московского архитектора Ивана Канаева в московско-ярославском стиле и традициях XVI–XVII веков.

Калининградское кольцо

Рядом здание бывшего банка, которое передано РПЦ и будет отреставрировано.

Калининградское кольцо

В Гусеве красивые дома и улицы, на которые мы полюбовались только из автобуса.

Продолжается тема Гумбинненского сражения у мемориала за городом, у поселка «ТехнополисаGS».

Мемориал «Памяти забытой войны, изменившей ход истории» открыт 20 августа 2014 года, 100 лет спустя с начала Первой Мировой войны и посвящен погибшим на ней русским солдатам и офицерам.

На зеленых аллеях комплекса изображены сцены сражений.

Калининградское кольцо

Центральная скульптура сделана знаменитым Иваном Шемякиным.

Выразительны фигуры солдата, распятого на колесе истории, его матери и жены.

Вокруг фотографии времен Первой мировой войны.

Калининградское кольцо

Последним городом в нашем путешествии этого дня был Советск, знаменитый тем, что здесь был заключен Тильзитский мир.

Сначала проехали по городу на автобусе. Тильзит, основанный в 1288 году, был роскошным и красивым городом, а сейчас это город со следами былой красоты.

дом Мюллера- Штилл,. актера, XIX век

Красоту городу можно вернуть и то, что кое-где видны строительные леса очень обнадеживает. По численности населения это второй город в Калининградской области.

После ужина прогулялись по Советску пешком. На пешеходной улице Победа много красивых домов, но самый привлекательный Дом с рыцарем, построенный в конце XIX века

Калининградское кольцо

У первого хозяина этого дома фамилия была Риттер, что значит рыцарь, поэтому на доме он запечатлел образ рыцаря.

С улицы Победы поворачиваем на улицу Дружбы, где в 2014 году открыт Музей военной техники.

Калининградское кольцо

Есть техника времен Отечественной войны и послевоенная техника. Музей расположен вдоль аллеи Воинов-интернационалистов. В конце аллеи ротонда, где установлена плита с именами погибших местных жителей в Афганистане, Чечне и др.

Спускаемся на набережную реки Неман.

Калининградское кольцо

Мост королевы Луизы построен к 100 заключения Тильзитского договора.

При заключении договора, которое должно было произойти на нейтральной земле, на реке Неман был установлен плот, на нем разбит шатер, в котором произошла встреча Александра I и Наполеона.

Тильзитский договор установил мир в Европе на несколько лет.

На противоположном берегу видно литовское поселение Панямуне, которое до войны было районом Тильзита.

Калининградское кольцо

Граница рядом, поэтому покой жителей бережет бравый солдат.

Каким был Тильзит можно посмотреть на фотографиях около солдата.

На набережной сохранился старый фахверковый дом.

Калининградское кольцо

На обратном пути проходим у дома, в котором останавливался Александр I, когда шли переговоры с Наполеоном.

В этом историческом доме «Лавка Бахуса» и магазин «Сантехника».

День был насыщенным. Завтракали мы в Калининграде, обедали в Черняховске, ужинали в Советске, а спать будем ложиться в Сверлогорске, до которого нам ехать 160 км. По дороге вспоминаем в каком городе что видели. Четыре города в один день, конечно, много.